наиболее эффективная форма сотрудничества педагога и обучающегося это сотрудничество

Статья. Сотрудничество в образовательном процессе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сотрудничество в образовательном процессе

Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие. В него включаются собственно учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой, а также межличностное взаимодействие, которое может влиять на учебно-педагогическое взаимодействие как положительно, так и отрицательно. У учащихся активность в наибольшей мере проявляется при индивидуальных формах взаимодействия. В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется и в новых формах сотрудничества: деловых и ролевых играх, тренингах. Сотрудничество учащихся и педагога — это взаимодействие и совместная деятельность субъектов. Для этой системы характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень сложности для каждого операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия. Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д. Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают разные формы занятий, например «урок — путешествие», «урок — сказка» и другие. Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников. В процессе педагогического учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих. При доброжелательном и уважительном отношении к личности ученика важно умение педагога внушить ребенку, что он единственный и неповторимый. Поскольку и педагог, и учащиеся являются активными сторонами образовательного процесса и субъектами деятельности (каждый своей), было бы неправомерно рассматривать образовательный процесс только как обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося. Ученик также располагает ресурсами воздействия на учителя, поэтому образовательный процесс вполне корректно можно охарактеризовать как взаимодействие. Во всяком взаимодействии людей выявляются его осознанность и целенаправленность. Цель участников взаимодействия может быть либо общей, либо каждый участник может преследовать свою цель. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники взаимодействия, выделяют разные его формы: сотрудничество – в случае общности цели и усилий по ее достижению, конфликт – в случае взаимоисключающих друг друга целей каждого из участников, противоборство – когда перед участниками стоит одна цель, но достижение ее одним из них исключает ее достижение другим. Учебное сотрудничество представляет собой многофункциональную сеть взаимодействий по четырем линиям: 1) «учитель — ученик (ученики)»; 2) «ученик — ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель — учительский коллектив». Линия «учитель — ученик» и линия «ученик — ученик» существуют не изолированно друг от друга. Так первую линию можно дополнить общегрупповой, когдаучитель работает с целым классом. А вторую можно использовать на уроках, где запланирована работа в малых группах.

Учебно-педагогическое взаимодействие происходит на субъект-субъектном уровне. Раньше было принято описывать учебное взаимодействие по схеме «субъект – объект», где в качестве активного субъекта рассматривался только учитель, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик считался объектом обучения и воспитания. Но поскольку мы рассматриваем всех участников образовательного процесса как активные его стороны, то взаимодействие учителя с учениками будем трактовать как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие. При этом, поскольку учебная деятельность учащимися осуществляется в классе, где они взаимодействуют также и между собой, в задачи учителя входит формирование класса как единого коллективного субъекта учебной деятельности, поэтому взаимодействие учителя с учащимися можно обозначить схемой «субъект – субъект коллективный». Поскольку предмет и цели деятельности педагога и учеников совпадают, все вместе они образуют единый совокупный субъект образовательного процесса. Таким образом, складывающееся по такой схеме взаимодействие представляет собой многоярусное образование, прочность которого во многом основана на установлении психологического контакта между участниками взаимодействия.

Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являются искреннее уважение друг к другу, эмпатийность (способность к пониманию эмоционального состояния другого), толерантность (терпимость к чужим мнениям и установкам). Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов: позы, жесты, направление взглядов, речь, ее интонации, паузы в ней и др.

Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников и учителя, являющихся субъектами, согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта.

a loader

Номер материала: ДБ-164178

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Источник

Учебное сотрудничество – эффективная форма организации деятельности, направленная на формирование УУД

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В школе всему научиться нельзя,

нужно научиться учиться

Учебное сотрудничество – эффективная форма организации деятельности, направленная на формирование УУД

а) создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действия;

б) организует учебный материал так, чтобы ребёнок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому;

в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании».

Формы учебного сотрудничества

1. Сотрудничество с учителем

2. Сотрудничество со сверстниками

3. Сотрудничество с самим собой.

Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.

Организация учебного сотрудничества

• дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку;

• дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;

• дать каждому учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);

• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.

Виды организации групповой работы:

Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения – и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.

Ведущая роль групповой формы работы состоит в формировании универсальных учебных действий, в частности, учебной самостоятельности, умения активно учиться друг у друга. Учебная самостоятельность становится выше только тогда, когда у детей возрастает опыт учебного сотрудничества.

Возможности учебного сотрудничества:

• позволяет реализовать продвижение каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями;

• развивает коммуникативные и личностные универсальные учебные действия;

• формирует потребность к учебной самостоятельности и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;

• обеспечивает высокую интенсивность обучения;

• повышает интеллектуальный уровень развития и культуру общения учащихся;

• развивает способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью;

• формирует навыки социального и делового общения;

• создает условия для естественного развития познавательных и творческих способностей учащихся;

• развивает способности к самореализации и формированию основных жизненно-необходимых навыков;

• обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, повышает интерес к обучению.

Недооценивание возможностей учебного сотрудничества

Беспокойство, что при обучении в группах на уроке работают не все ребята, а только лидеры;

На уроке нарушается тишина, появляется неизбежный рабочий шум;

Не всегда хватает времени на полноценную проверку результатов работы в группах;

Трудно оценить индивидуальный вклад каждого ребенка в общую работу.

Но эти опасения преувеличены, так как при фронтальной работе большее количество учащихся не включены в работу, а в группе при правильной организации коллективной деятельности отсидеться намного труднее.

Примеры заданий для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого знака;

Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;

Изготовить опорные сигналы для решения задач определенного типа;

Изготовить бумажные слайды, например, по теме «Времена года»;

Нарисовать учебные комиксы для пересказа текста;

Перевести и инсценировать рассказ;

Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;

Подготовить доклад, реферат;

Придумать мнемонические формулировки, стихи, правила, признаки делимости и т.п.;

Провести серии опытов;

Придумать сказки, фантастические рассказы по учебным темам («Что было, если бы: ___»);

Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;

Составить загадки по какой-либо теме;

Составить тематические коллажи.

II. Ситуация успеха

Цель: актуализация теоретических знаний и практических умений по применению известных способов проверки орфограмм слабых и сильных позиций в корнях слов.

Теоретические знания учащихся проверяются на моделях (составление таблицы)

Практические умения учащихся проверяются в задании (упр. кокограмма)

Провокация учащихся на неверный ответ (т.к. ошибок больше) Задания-ловушки учат детей самост. ответу. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной.

Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать свои приобретения новых знаний.

III. Ситуация “интеллектуального конфликта”

Цель: обнаружение дефицита знаний в новой конкретно-практической задаче.

Учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда, с одной стороны, буквенная запись корней одинаковая, а, с другой, “работа” (лексическое значение) разная. Таким образом, возник вопрос: что это за корни?

Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение определять границы известного и неизвестного (что он знает и умеет и чего не знает или не умеет)

IV. Постановка учебной задачи

Цель: организация коллективной дискуссии, способствующей взаимодействию учащихся в группах; запуск процессов теоретического исследования и рефлексии.

Формулируется задача урока, проблема.

Сотрудничество со сверстником предполагает умение сотрудничать с учителем.

Ребёнок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю

V. Фиксация проблемы в графическом виде на доске

Цель: осознание учащимися сущности проблемы через фиксацию в графико-знаковой форме.

Моделируется задача урока.

Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать

Цель: установление полного совпадения корневой морфемы слов речь-речка, выявление отличий в значении и общности буквенного состава омонимичных корней.

Проводится сравнительный анализ слов.

Сотрудничество со сверстниками предполагает умение строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия. (При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы)

VII. Диагностическая работа

умение применять усвоенные знания к решению типовых задач, установление аналогий с ранее изученным материалом, проведение простейших классификаций

Выполняется тестовая работа, производится взаимопроверка, осуществляется коррекция по устранению ошибок.

*** трёхуровневые задания являются одним из «инструментов» оценки качества результатов учебной деятельности

(1 уровень (формальный) – проверяется овладение самим алгоритмом действия в условиях однозначного соответствия формы и значения языковой единицы.

2 уровень (предметный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия.

Материалом заданий на этом уровне являются слова, предложения, тексты, в которых отношения между формой и значением «зашумлены».

3 уровень (функциональный) – ориентация на границы способа действия и

предполагает свободное владение языковыми средствами, конструирование (преобразование) формы для выражения определенного содержания)

Сотрудничество ученика с самим собой

предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать

Сотрудничество со сверстниками предполагает

умение учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёра; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке.

Цель: обсуждение качества групповой работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Используется методика «Незаконченного предложения».

Сотрудничество ученика с самим собой

Цель: рефлексия знаний по теме: “Слова с одинаковыми и разными корнями”, развитие творческих способностей, интереса к языковым явлениям

Тема . Сравнение родственных слов и слов с омонимичными корнями. (2 класс)

Источник

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, идет модернизации содержания всех сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС, где прописано, что взаимодействие всех участников образовательного процесса – важнейшая составляющая часть успешного функционирования образования. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на таких принципах, как добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и нормативных актов.

Образовательный процесс как взаимодействие, представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов – родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

В образовательной системе происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.

В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.

Взаимная активность педагога и ученика в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие».

Что такое педагогическое взаимодействие?

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Педагогическое взаимодействие – сложный процесс, состоящий из множества компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между всеми участниками образовательного процесса. В процессе педагогического взаимодействия особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между учителем и учеником, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи. А также важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие подходы к организации педагогического взаимодействия:

Взаимодействие педагога с обучающимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Педагог должен быть подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с обучающимися. Однако на практике взаимоотношения складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля педагогического общения педагога и реализации основных принципов процессов воспитания. Назовем их:

1. Ценность личности раскрывается в ее духовном содержании внутреннего мира и принятии собственного образа. Реализацию внутренней свободы обеспечивает доверие, как компонент мышления и культуры общения человека.

2. Для становления и развития личности необходима предметно-развивающая среда, среди принципов организации которой есть категория открытости миру людей, миру искусства, миру природы. Открытость – это важнейшая этическая категория, объясняющая многие глубины бессознательных процессов. Это мера свободы и согласия человека в отношении себя, других.

3. Организатором развивающей среды является учитель, по отношению к которому ученик тоже чувствует доверие или недоверие, а, следовательно, будет открыт или закрыт для взаимодействия с ним.

4. Позитивная психологическая атмосфера – одно из условий эффективного воспитания и развития личности человека. Доверие выступает одним из признаков благоприятной атмосферы, так как обеспечивает доброжелательную критику, свободное выражение собственного мнения, отсутствие давления, признание прав, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокую эмоциональную включенность.

5. Принцип целостности предполагает единство социально-нравственного и общекультурного развития личности.

В процессе взаимодействия формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. Структурными компонентами взаимодействия выступают:

эмоциональный – показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;

оценочно-рефлексивный – определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;

операционально-деятельностный – отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания;

ценностно-смысловой – характеризуется признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия;

потребностно-мотивационный – определяет потребности во взаимно открытых, равных и свободных действиях друг другу, в конструктивном разрешении противоречий;

интеллектуально-когнитивный – проявляется в способности изучать взаимодействие, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений.

Уровни педагогического взаимодействия

В теории взаимодействия большое значение, по мнению Т.М. Палий, имеют факторы, условия и принципы его успешности для последующего перехода с уровня общения на уровень сотрудничества и партнерства. Исследователи определяют факторы риска, снижающие эффективность взаимодействия. Это авторитарный стиль общения, недоверие, низкая педагогическая культура, неспособность правильно оценивать воспитательные возможности, отсутствие желания системно заниматься воспитанием, переоценка возможностей, субъективный подход к оценке качества образования, несоответствие социальных требований с конкретными задачами взаимодействия.

Учет данных факторов позволяет обеспечить эффективный переход на более высокий уровень взаимодействия.

Уровни педагогического взаимодействия

Начальный (первый) уровень – общение основано на принципах тактичности, соблюдении прав и свобод друг друга с признанием приоритета родителей в образовании и воспитании детей; правильной оценке достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи; понимании субъективности точки зрения педагогов.

Второй уровень – повышение педагогической культуры и педагогического самообразования с опорой на принципы многообразия форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на основе дифференцированного и индивидуального подходов, опора на положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства; единство педагогического просвещения и самообразования.

Целесообразно выделить виды взаимодействия в образовательном процессе с точки зрения его субъектов: педагог – обучающийся, родитель – ребенок, педагог – родитель, педагог – коллега, руководитель ОУ – педагог, взаимодействие педагога с коллективом обучающихся.

Формы взаимодействия участников образовательного процесса

Педагог и ребенок – это две наиболее важные фигуры в целостном педагогическом процессе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Формы взаимодействия могут быть позитивными и негативными.

Позитивные формы взаимодействия.

Негативные формы взаимодействия

Конфронтация между педагогом и обучающимся

Подавление педагогом учащихся в ходе занятия.

Конфликт педагога с детьми.

Индифферентность педагога по отношению

Рассмотрим позитивные формы взаимодействия.


Диалог
характеризуется высоким уровнем эмпатии педагога, умением принимать ребенка таким, какой он есть на самом деле, гибкостью мышления педагога, умением адекватно оценивать себя, отсутствием у педагога стереотипов в восприятии обучающихся.

Сотрудничество предполагает совместное определение целей образования и планирование учебного процесса, совместное распределение сил и средств на основе возможностей педагога и обучающихся, контактность, доброжелательность, мобильность, социальную активность, вежливость, эмоциональную стабильность педагога.

Опека, как форма взаимодействия, включает заботу педагога об обучающихся, социальную активность, высокий уровень эмпатии и умение педагога прийти на помощь.

ФГОС требует изменения отношений между педагогом и обучающимися и установления связей сотрудничества. Взаимоотношения на основе сотрудничества являются в настоящее время актуальными и позволяют решать следующие взаимосвязанные задачи:

— создание отношений доверия;

— обеспечение сотрудничества решений между участниками целостного педагогического процесса;

— актуализация мотивационных ресурсов учения;

— развитие личностных установок у педагога, адекватных гуманистическому обучению;

— помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.

Важную роль играют личностные установки педагога. В качестве основных К. Роджерс выделяет:

— «открытость» педагога своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

— выражение внутренней уверенности педагога в возможностях каждого учащегося;

— видение педагогом учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого ребенка, это так называемое «эмпатическое понимание».

Психологическая поддержка как форма взаимоотношений

В современном образовательном учреждении в основе педагогических взаимодействий по линии педагог-обучающийся лежит психологическая поддержка, основные формы которой направлены на достижение результатов образования.

Психологическая профилактика – это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию ребенка; предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций со стороны педагога по улучшению социально-психологических условий самореализации с учетом социально-экономических, культурно-этнических и других условий жизнедеятельности ребенка.

Психологическое консультирование – это оказание помощи ребенку со стороны педагога в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. Все вышеперечисленное должно способствовать непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии.

Психологическая коррекция – это активное психологическое воздействие педагога на личность обучающегося с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг : тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, тренинг семейных отношений.

Интеллектуальные тренинги : тренинги формирования развития внимания и наблюдения, тренинг гибкости мышления, тренинг увеличения объёма памяти и развития её характеристик, тренинг по развитию творческого мышления (креативности).

Организационные тренинги : тренинги формирования сплоченности команды (класса), тренинг принятия решения, тренинг поведения учащихся в экстремальных ситуациях, тренинг бесконфликтного общения в классе, тренинг повышения эффективности и совместной деятельности учащихся в классе.

Тренинг саморегуляции : психологические тренинги, аутотренинги, релаксирующие тренинги и тренинги биологической обратной связи.

Тренинги личностного роста учащихся: тренинги динамической ориентации (психодрама), тренинги социальной перцепции, тренинги гуманистической ориентации (гештальт), ролевые тренинги, тренинги саморегуляции эмоционально-волевой сферы учащихся.

Условия нынешнего образования провозгласили родителей субъектами образовательного процесса. А это означает, что и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. Взаимодействие с родителями является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы образовательной организации. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями значимое место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила превентивный характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Взаимодействие педагогов с родителями школьников реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

— коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые, так и общие со всеми родителями обучающихся);

— групповые (консультации, конференции);

— ндивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);

— наглядные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей).

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе/классе.

Познавательные формы включают ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями учащихся, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная и информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с учреждением, особенностями его работы, педагогами. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития, обучения и воспитания. К ним относятся: конференции, семинары, мастер–классы.

Разделим обозначенные формы взаимодействия педагогов и родителей на две большие группы – инновационные и традиционные формы.

Традиционные формы взаимодействия: родительское собрание; работа с родительским комитетом; организация соревнований; консультации; беседы; совместное проведение праздников; посещение на дому.

Инновационные формы взаимодействия: родительские университеты; конференции; тренинги; родительские ринги; час вопросов и ответов; диспут-размышление по проблемам; дни открытых дверей; родительские клубы, коллективные творческие дела; деловая игра; сетевое взаимодействие.

Взаимодействие в образовательном учреждении между педагогом и родителем включает в себя следующие функции:

— информационная – педагог дает максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка;

— воспитательно-развивающая – взаимодействие педагога и родителей имеет целью воспитать и развить верное отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития ребенка;

— формирующая – педагог с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности;

— охранно-оздоровительная – формирует правильное представление родителей о ребенке-школьнике, направлено на сохранение здоровья учащихся;

— контролирующая – с помощью взаимодействия педагог может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям;

— бытовая – верное понимание родителями своих функций по отношению к ребенку, ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми.

Формы взаимодействия между администрацией образовательной организации и педагогами можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

— групповые формы методической работы: педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры.

— индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Рассмотрим некоторые из них:

Педагогический совет, как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, ставит и решает конкретные проблемы учреждения.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут педагоги, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ. У каждого учителя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы на уроке.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол» — одна из форм взаимодействия педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяют поставить всех участников в равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость.

В образовательных организациях часто внедряется интересная форма работы, объединяющая сотрудников – педагогическая газета. Цель: показать развитие творческих возможностей педагогов, детей и родителей.

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в целостный педагогический процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Это могут быть:

Электронный дневник – один из вариантов работы с родителями и всеми остальными участниками образовательного процесса. Он обеспечивает необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования. А это объединяет всех участников образовательного процесса. Система электронных дневников позволяет родителям осуществлять контроль образовательного процесса с учреждением, где занимается их ребенок. Интерактивное общение – отличная возможность для родителей вести общение напрямую с администрацией школьного учреждения. Достаточно подписаться на SMS-рассылку, и родители своевременно будут получать самые свежие новости о событиях в школе.

Блог это разновидность сайта, где веб-страницы отсортированы по дате: самые ранние публикации (посты) находятся сверху. На нём лежит отпечаток личности автора, он не обезличен.

Блог учителя-предметника может содержать: план или материалы урока, краткий конспект, задания учащимся, полезные ссылки, дополнительная информация ученикам, учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д.

Блог сетевого сообщества. Сетевые сообщества – это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, полезные ссылки и онлайн работа. Сюда можно отнести блог предметного объединения или профессионального сообщества. Подобные блоги создаются с целью объединения учителей предметных секций. В них может содержаться информация для учителей-предметников, объявления о конкурсах и их результаты, новости в своей предметной области, учебные материалы и ссылки на интересные блоги.

Блог – школьная газета. Удобная форма для создания, использования и редактирования школьной газеты. Широкое поле деятельности для учеников: позволяет проводить различные опросы, устраивать дискуссии, конкурсы, демонстрировать фотографии, видео.

Одной из современных форм развития педагогического взаимодействия являются социальные сети.

Все больше педагогов осуществляют взаимодействие с ребенком и родителями с помощью социальных сетей. К организационным целям, решаемым с помощью социальных сетей, относятся организация учебной и внеурочной деятельности учащихся. Для реализации этих целей создаются «группы» в социальных сетях «В Контакте» или «публичная страница», на которых в режиме «онлайн» можно обмениваться необходимой информацией, получить доступ к домашним заданиям, электронным учебникам или справочникам. Основными различиями между ними является то, что в «группе» все члены сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу, выкладывать фото-, видео-, аудиоматериалы, а «публичная страница» выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать или комментировать находящуюся в ней информацию может лишь создатель данной страницы.

Выбор той или иной интерактивной формы зависит напрямую от стиля педагогического общения, выбранного учителем.

Комплексность данных форм организации деятельности заключается в том, что, решая организационные вопросы, педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов образовательной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения. Определим преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки:

— привычная среда для учащихся;

— технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;

— возможность совместной работы;

— наличие форума, стены, чата;

— каждый участник может создать свой блог;

— активность участников прослеживается через ленту друзей;

— удобно использовать для реализации проекта;

— можно использовать в качестве портфолио.

Таким образом, появляется новое образовательное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ребенка, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые, более привычные современному поколению формы взаимодействий.

2.Абрамова Л.А. Нравственные отношения между участниками педагогического

процесса: Лекции и практические занятия. Чебоксары, 1997.

3. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии:

Монография. Тюмень, 2008.

5.Веннецкая О., Таначева В. Проблемы и практика социального партнерства в

условиях введения ФГОС. М.: Издательство «Творческий Центр Сфера». 2014

6. Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017

7. Зебзеева В.А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на

современном этапе развития школьного образования. М., 2009.

8.Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 2010.

9.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студентов образовательных

учреждений профессионального образования. М., 2004

10.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: Ростов н/Д.,

12.Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. СПб. Питер, 2001

13. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции

взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия

и практика. – М.: Педагогика, 1994.

14.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000

15.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009

16.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006.

17. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебное пособие. Кемерово, 1996.

18. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. – Казань, 1992.

19. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector