наиболее эффективными формами информирования родителей обучающихся являются

Наиболее эффективными формами информирования родителей обучающихся являются

31. Занятия, на которых присутствующие родители являются не наблюдателями, а участниками действия, — это:
совместные уроки

32. Занятия, предполагающие обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов, — это:
семинары

33. Интеллигентность, развитый интеллект, мышление и речевые способности, педагогическая наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчеству — это __________________ способности преподавателя.
дидактические

34. Информация для родителей по источникам поступления подразделяется на:
внутришкольную, ведомственную и вневедомственную

35. Информация для родителей по функциям управления подразделяется на:
аналитическую, оценочную, конструктивную и организационную

36. Информация для родителей, по целевому назначению, подразделяется на:
директивную, ознакомительную и рекомендательную

37. Информирование строится по принципу
добровольности

38. Когда в поведении педагогов исчезает импульсивность, прежде чем совершить действие, они задумываются о том, как выглядят в собственных глазах и глазах окружающих, — это:
рефлексивный эффект семинара

39. Когда создаются предпосылки для инициирования и оформления осознанного интереса у педагогов к психологии общения — это:
пропедевтический эффект семинара

40. Компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье, — это:
педагогическая культура

41. Консультирование по вопросам освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута, способов дополнительного образования — это:
методическое консультирование

42. Консультирование по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией, — это __________________ консультирование.
психологическое

43. Контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия — это:
формы проведения тренинга

44. Контроль, наказание, поощрение — это:
воспитательные воздействия

45. Лекции, как одна из самых распространенных форм, наиболее эффективны
на начальном этапе информирования

Источник

Эффективные формы взаимодействия с родителями в современных условиях

fd43c03a66f4d4c3566af0683fee7ffa Елена Святошенко
Эффективные формы взаимодействия с родителями в современных условиях

«Все мы родом из детства». Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она играет важную роль в формировании его личности. Ведь родители – первые воспитатели и учителя своего ребёнка, которого правильно воспитать – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей. Созидание человека – это не только, можно сказать, подвиг, но и труд на протяжении всей жизни. Труд, не знающий ни каникул, ни отпусков. Но и труд, приносящий радость и счастье.

В. А.Сухомлинский рекомендовал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Именно в семье любящие родители должны создавать воспитывающую, творческую атмосферу, развивать эмоциональную сферу ребёнка, так как для него общение с родителями – первая школа общения, в основе которой доброта, великодушие, сердечность, откровенность, правдивость, уважение и обязательно требовательность. Известно, что дети учатся тому, что видят у себя в семье. Именно жизнь в семье обеспечивает навыки здорового образа жизни, организации полезного досуга, добросовестного труда и т. п.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из требований к условиям является требование обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Так как я работаю в первой младшей группе детского сада на данном этапе в своей деятельности выделяю основное направление – взаимодействие с семьями воспитанников.

Целю работы над темой:

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Оказания помощи родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей.

— Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

— Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.

— Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

-Обобщение опыта работы по созданию условий для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы деятельности.

Что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей, не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия с семьей воспитанника.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности». Формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в наших руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

В работе я использую разные формы организации работы с родителями:

— консультации на темы: «Первый раз в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», «Какие игрушки нужны детям».

родительские собрания: «Подготовка ребенка к детскому саду», «Адаптационный период, как легче его преодолеть», «Учим ребенка общаться».

— беседы с родителями и детьми, посещение семей воспитанников.

— советы и рекомендации по проблемам воспитания детей.

оформление родительского уголка, в котором содержится информация о работе группы, режимных моментах, имеются папки-передвижки с разнообразным материалом.

родительские собрания в нетрадиционной форме: «Путешествие в страну Сенсорика».

— опросы родителей.

— библиотека методической литературы «Для Вас, родители».

— участие детей и родителей в выставках и конкурсах различных уровней организации.

оформление групповых помещений – стараемся оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки, тогда группа становится уютнее и атмосфера складывается доброжелательной. Довольно часто использую украшение окон в групповой комнате и раздевалке, привлекая интерес детей уже на улице, чтобы дети с удовольствием шли в детский сад, как в «сказочную страну».

— выпускаем стенгазеты: «Лето, ах, лето!», «Мой выходной день».

— индивидуальное консультирование по запросу родителей.

«Почта доверия», где любой член семьи имеет возможность высказать свое мнение и обратиться за помощью не только педагогов, но и специалистов детского сада.

— участие в социальных акциях «Бумажный бум», «Покормите птиц зимой», «Шоколадный подарок».

— размещение информации на сайте ДОУ и Сетевом Городе.

— интерактивное общение с родителями в программе вайбер в режиме онлайн.

Для более эффективной работы важно понять и применять на практике принципы взаимодействия с родителями:

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей.

• Единство в понимании педагогами и родителями цели, задач, средств, условий, результата развития ребенка.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

• Доброжелательный стиль общения.

• Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

Родители – активные участники процесса взаимодействия.

Таким образом, привлекая родителей к сотрудничеству, взаимодействию,я получила:

— расположение и доверие родителей к детскому саду;

-создание общности интересов, эмоциональной взаимопомощи и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

— наиболее благоприятную атмосферу для общения с родителями;

— более успешную и легкую адаптацию детей моей группы;

— творческий потенциал для работы в этом направлении.

Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС до «Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями Педагоги.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями Актуальность. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы,.

detsad 59962 1512829529Работа с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях Детско- родительский клуб «Мир детства» разработали воспитатели Ананьина Светлана Владимировна и Жукова Татьяна Александровна. Подведем.

Взаимодействие с родителями в современных условиях. Управленческий аспект Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности.

Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов.

Источник

Статья «Формы взаимодействия с родительской общественностью»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 18 поселка Солони

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

«Современные формы взаимодействия

с родительской общественностью»

Автор: Балданова Светлана Баировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 18 поселка Солони

поселок Солони, 2021

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Совместно с родителями, педагогический коллектив школы №18 поселка Солони использует наиболее эффективные способы решения этой проблемы и определил содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Ответы на эти вопросы раскрываются в следующих направлениях взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительской общественностью.

5. Совместная деятельность родителей и обучающихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

§ выполнение заданий на различных интернет-платформах, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

§ участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;

§ проведение совместных праздников с участием родителей;

§ Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.

§ К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка.

§ Дневник ученика также является одной из форм взаимодействия семьи и школы.

§ К групповым формам работы с семьёй мы относим родительские собрания, конференции, лекции, п рактикумы, открытые уроки и ролевые игры.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Информацию о деятельности школы родители могут получить на сайте школы, на страничке в инстаграм, через электронный дневник ребенка, в чатах и на информационном стенде школы.

На сайте школы родители узнают информацию о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Кроме этого, сайт школы является для родителей источником информации по всем нормативным документам. К примеру, у нас на сайте опубликованы «Методические рекомендации по подготовке к ГИА-2021».

На страничке школы в инстаграм происходит освещение различных мероприятий, проходящих в школе. Например, на слайде вы видите пост о Географическом диктанте, который прошел 29 ноября 2020 года.

Электронный дневник позволяет родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения школьниками домашних заданий.

Мобильные телефоны и смартфоны с выходом в Интернет во многих случаях повышают оперативность в информировании родителей и педагогов, оказывают решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания школьников. Родители получают информацию о школьных мероприятиях, получают ответы на волнующие их вопросы в группах, социальных сетях.

Немаловажным является информационный стенд, висящий в фойе школы. Здесь вывешиваются фотографии отличившихся в учебе детей, а также вся необходимая информация для родителей.

Но работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье и успешность детей — норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей значительно зависит от условий, в которых находятся дети, тем более в наше непростое время. Это и безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, наличие дезинфицирующих средств, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений. Наша школа соответствует всем современным требованиям санитарно-эпидемиологического характера.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, поэтому им необходима наша поддержка и помощь.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

§ такту и этике взаимоотношений;

§ подготовленности родителей и уровню их культуры;

§ умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

Источник

Формы и методы активного сотрудничества с родителями

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выступление на педагогическом совете:

Формы и методы активного сотрудничества с родителями

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Из чего складывается сотрудничество с родителями:

Установить доброжелательные отношения с родителями.

Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремиться к повышению их педагогической культуры.

Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

Помощником в работе должен является родительский комитет.

Цель эффективного сотрудничества с родителями: Повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса.

Задачи, которые помогут прийти к поставленной цели:

1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

2. изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;

4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями обучающихся в нашей школе представлена следующими направлениями:

изучение семей и условий семейного воспитания;

составление социального паспорта

информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;

психолого-педагогическое просвещение родителей;

взаимодействие с родительским комитетом;

совместная деятельность родителей и обучающихся.

Изучение семей и условий семейного воспитания

В Законе РК «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Для того чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, классные руководители посещают семьи и знакомятся с ними в естественной и неформальной обстановке.

В ходе посещения классные руководители выясняют условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребенка, каков его круг общения. Классные руководители стараются понять стиль жизни семьи, ее уклад, чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовать жизнь и деятельность в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка.

В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребенка с негативного, не настаивать на раскрытии семейных секретов, не превращаться в сплетника.

Эффективным методом работы наряду с посещением семей является индивидуальная педагогическая консультация. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход классного руководителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность, выражение готовности к оказанию помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» «Почему дети лгут?».

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе

На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью и задачами своей будущей деятельности, с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.

На последующих родительских собраниях классные руководители информируют родителей об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах, о проводимых в классе мероприятиях и участии в них обучающихся.

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Можно использовать сеть Интернет.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Самая распространенная форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся 4раза в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы в классе, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. Необходимо уделять внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребенка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.

Очень важным является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки.

Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребенка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. С этой целью в каждом классе классные руководители делают сообщения на темы родительского всеобуча в течение всего учебного года.

Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?», «Конфликты», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».

Взаимодействие с родительским комитетом

Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы.

Совместная деятельность родителей и обучающихся

Это направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей.

Реализация данного направления осуществляется через организацию совместных досуговых мероприятий. Родители помогают классному руководителю в подготовке внеклассных мероприятий, принимают в них участие. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, экскурсии и походы в музеи, театры, планетарий и т.д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов и увлечений. К сожалению, активность родителей снижается, когда дети переходят в среднее и старшее звено. Но даже единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Можно использовать следующие формы работы:

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector