наиболее прогрессивная модель отношения общества к лицам с нарушениями развития

Характеристика отдельных моделей отношения к лицам с отклонениями в развитии

Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы «нормализации» закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка (1989), Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971), Декларацией о правах инвалидов (1975). В соответствии с этими документами человеку с ограниченными возможностями даны те же права и привилегии, что и всем остальным членам общества: право жить, учиться, работать в своей местности, иметь свой дом, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Но равные условия не означают равное качество и не гарантируют равные результаты. Применительно к детям это означает следующее:

· ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке; ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;

· лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались всвоих семьях;

· учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями выражалось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отводились, манере обращения с ними. Некоторыми из таких «ниш» или моделей являются.

Модель «Больной человек» (лица с ограниченными возможностями – больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Эта модель стимулировала развитие научных исследований причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, т.к. сама по себе является ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

Модель «Недочеловек» (человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному) лежала в основе выражения негуманного обращения к лицам с ограниченными возможностями.

Модель «Угроза обществу» (некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу) опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.

Модель «Объект жалости»(к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). В основе модели лежит защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности» состоит в том, что траты на содержание лиц, страдающих различными нарушениями, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие» подчеркивает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию – общество ответственно за их более полное развитие.

Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция, по мнению ряда ученых, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с проблемами не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых школах возможности для удовлетворения их специальных образовательных потребностей ограниченны. Следует учитывать при этом запросы и пожелания родителей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в принудительном ее варианте. Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:

· стимулирующее воздействие более способных одноклассников;

· наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;

· развитие навыков общения и нестандартного мышления;

· возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания;

· снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности;

· исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников перед возможной инвалидностью.

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:

· неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;

· дети с проблемами находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;

· учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;

· стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

В содержании процесса интеграции можно выделить следующие аспекты: нормативно-правовой, психолого-педагогический, программно-содержательный, социально-психологический. Можно также выделить несколько ключевых вопросов интегрированного обучения:

кто учится, т. е. для каких групп детей с проблемами в развитии интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно?

где, т. е. каковы организационные формы возможного обучения детей с проблемами в развитии в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т. д.)?

чему, т. е. каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности гибкого перехода с одного варианта на другой?

когда,т. е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем, среднем или старшем школьном возрасте)?

ктоучит, т. е. какова должна быть подготовка учителя школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?

Основной идеей интегративной педагогикиявляется положение: от интеграции в школе – к интеграции в обществе. Совместное обучение не только призвано гарантировать право ребенка с ОПФР не быть изолированным от основной массы (Закон о правах ребенка РБ, статья 27), но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Основной принципинтегративной педагогики – как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.

Основные виды интеграции:социальная и образовательная. Некоторые ученые выделяют еще и физическую (нахождение в одном помещении) интеграцию, функциональную (деятельностную: предметно-пространственное объединение) и социоэтальную (включенную: полное снятие социальной дистанции, равноправное партнерство в деятельности).

Формы интеграции:интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция имеет место внутри системы специального образования. Экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с ЗПР и с тяжелыми речевыми нарушениями и др.

В нашей стране различные модели интегрированного обучения используются с 1995/96 учебного года. Сегодня 65% детей с ОПФР охвачены интегрированным обучением.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Проведите сравнительный анализ понятий, характеризующих интегративные процессы в образовании детей с ОПФР: «виды», «формы», «модели», «варианты».

2. Продолжите высказывание: «В основу концепции «нормализации» положена идея о том, что …»

3. Перечислите достоинства и недостатки интегрированного обучения

Достоинства Недостатки

4. Вставьте пропущенные слова: «Основной принцип интегративной педагогики – как можно … … и как можно … … дифференциации».

5. Вставьте пропущенное слово: «Совместное обучение глухих и слабослышащих является примером … формы интеграции».

6. Установите соответствие между названием модели отношения к людям с ограниченными возможностями и их содержанием:

а) «больной человек» 1) люди с отклонениями в развитии – неполноценные существа
б) «недочеловек» 2) общество несет ответственность за более полное развитие ребенка
в) «угроза обществу» 3) люди с ограниченными возможностями – больные люди, нуждающиеся в лечении
г) «объект жалости» 4) содержание лиц с отклонениями в развитии – экономическое бремя
д) «объект обременительной благотворительности» 5) люди с ограниченными возможностями нуждаются в обособлении от общества, создании комфортной среды обитания
е) «развитие» 6) люди с ограниченными возможностями могут нанести материальный и моральный ущерб обществу

Литература: 14, 15, 32, 39, 57, 75, 97, 107, 122, 129, 132, 137, 140.

Дата добавления: 2017-10-09 ; просмотров: 1118 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Характеристика отдельных моделей отношения к лицам с отклонениями в развитии

Сущность интегрированного обучения.

Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы «нормализации» закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка (1989), Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971), Декларацией о правах инвалидов (1975). В соответствии с этими документами человеку с ограниченными возможностями даны те же права и привилегии, что и всем остальным членам общества: право жить, учиться, работать в своей местности, иметь свой дом, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Но равные условия не означают равное качество и не гарантируют равные результаты. Применительно к детям это означает следующее:

· ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке; ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;

· лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались всвоих семьях;

· учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями выражалось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отводились, манере обращения с ними. Некоторыми из таких «ниш» или моделей являются.

Модель «Больной человек» (лица с ограниченными возможностями – больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Эта модель стимулировала развитие научных исследований причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, т.к. сама по себе является ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

Модель «Недочеловек» (человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному) лежала в основе выражения негуманного обращения к лицам с ограниченными возможностями.

Модель «Угроза обществу» (некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу) опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.

Модель «Объект жалости»(к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). В основе модели лежит защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности» состоит в том, что траты на содержание лиц, страдающих различными нарушениями, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие» подчеркивает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию – общество ответственно за их более полное развитие.

Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция, по мнению ряда ученых, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с проблемами не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых школах возможности для удовлетворения их специальных образовательных потребностей ограниченны. Следует учитывать при этом запросы и пожелания родителей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в принудительном ее варианте. Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:

· стимулирующее воздействие более способных одноклассников;

· наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;

· развитие навыков общения и нестандартного мышления;

· возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания;

· снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности;

· исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников перед возможной инвалидностью.

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:

· неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;

· дети с проблемами находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;

· учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;

· стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

В содержании процесса интеграции можно выделить следующие аспекты: нормативно-правовой, психолого-педагогический, программно-содержательный, социально-психологический. Можно также выделить несколько ключевых вопросов интегрированного обучения:

кто учится, т. е. для каких групп детей с проблемами в развитии интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно?

где, т. е. каковы организационные формы возможного обучения детей с проблемами в развитии в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т. д.)?

edugr4

чему, т. е. каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности гибкого перехода с одного варианта на другой?

когда,т. е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем, среднем или старшем школьном возрасте)?

ктоучит, т. е. какова должна быть подготовка учителя школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?

Основной идеей интегративной педагогикиявляется положение: от интеграции в школе – к интеграции в обществе. Совместное обучение не только призвано гарантировать право ребенка с ОПФР не быть изолированным от основной массы (Закон о правах ребенка РБ, статья 27), но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Основной принципинтегративной педагогики – как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.

Основные виды интеграции:социальная и образовательная. Некоторые ученые выделяют еще и физическую (нахождение в одном помещении) интеграцию, функциональную (деятельностную: предметно-пространственное объединение) и социоэтальную (включенную: полное снятие социальной дистанции, равноправное партнерство в деятельности).

Формы интеграции:интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция имеет место внутри системы специального образования. Экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с ЗПР и с тяжелыми речевыми нарушениями и др.

В нашей стране различные модели интегрированного обучения используются с 1995/96 учебного года. Сегодня 65% детей с ОПФР охвачены интегрированным обучением.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Проведите сравнительный анализ понятий, характеризующих интегративные процессы в образовании детей с ОПФР: «виды», «формы», «модели», «варианты».

2. Продолжите высказывание: «В основу концепции «нормализации» положена идея о том, что …»

3. Перечислите достоинства и недостатки интегрированного обучения

Достоинства Недостатки

4. Вставьте пропущенные слова: «Основной принцип интегративной педагогики – как можно … … и как можно … … дифференциации».

5. Вставьте пропущенное слово: «Совместное обучение глухих и слабослышащих является примером … формы интеграции».

6. Установите соответствие между названием модели отношения к людям с ограниченными возможностями и их содержанием:

а) «больной человек» 1) люди с отклонениями в развитии – неполноценные существа
б) «недочеловек» 2) общество несет ответственность за более полное развитие ребенка
в) «угроза обществу» 3) люди с ограниченными возможностями – больные люди, нуждающиеся в лечении
г) «объект жалости» 4) содержание лиц с отклонениями в развитии – экономическое бремя
д) «объект обременительной благотворительности» 5) люди с ограниченными возможностями нуждаются в обособлении от общества, создании комфортной среды обитания
е) «развитие» 6) люди с ограниченными возможностями могут нанести материальный и моральный ущерб обществу

Литература: 14, 15, 32, 39, 57, 75, 97, 107, 122, 129, 132, 137, 140.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Тема 3. Социально-педагогическая деятельность как способ реализации социальной политики

Реализация содержания, форм и методов социально-педагогической деятельности определяется социальной политикой государства.

Концепция государственной социальной политики складывается из утверждения в ее структурах и механизмах общественного мировоззрения по отношению к той или иной общественной проблеме.

Мировоззрение общества оказывает влияние на формирование государственной социальной политики, а социальная политика отражается на типах социальных программ и организационных формах социально-педагогической деятельности, что, в свою очередь, формирует социальный статус человека с ограниченными возможностями в структуре данного общества и определяет условия его жизни.

Современная наука рассматривает несколько моделей отношения общества к лицам с нарушениями развития. Остановимся на нескольких моделях общественного отношения к инвалидности и инвалидам во взаимосвязи со стратегией социальной политики.

Медицинская модель инвалидности

Согласно этой модели человек с нарушениями психофизического и интеллектуального развития считается больным. Это означает, что такой человек рассматривается с точки зрения перспектив медицинской помощи и определения способов возможного лечения.

целенаправленного медицинского обслуживания инвалидов, нужно констатировать, что природа ограничения их жизнедеятельности связана прежде всего с нарушениями взаимоотношений с окружающей средой и трудностями в обучении. В обществе, где господствует взгляд на человека с ограничениями как на больного человека, считается, что программы реабилитации должны включать, главным образом, медицинскую диагностику, лечебные мероприятия и организацию долговременного ухода, направленного на удовлетворение физических потребностей.

Медицинская модель имеет свои достоинства. Именно этой модели человечество обязано научными открытиями, направленными на разработку методов диагностики многих патологических состояний, ведущих к тяжелой инвалидности, а также методов профилактики и медицинской коррекции, которые позволяют нивелировать действие первичного дефекта и способствуют снижению степени инвалидности. Это относится прежде всего к генетическим нарушениям, которые диагностируются еще до рождения ребенка. Например, ранняя диагностика фенилкетонурии и своевременно начатое лечение позволяют полностью предотвратить отклонения в умственном развитии ребенка. Ранняя медицинская диагностика является одним из актуальнейших направлений современной науки и направлена на выработку методов предотвращения рождения детей с врожденными дефектами, предупреждение и профилактику детской инвалидности.

Однако медицинская модель инвалидности приводит к сегрегационным формам оказания социальной помощи. Конструирование социальной политики государства исключительно на основе медицинской модели инвалидности, которая на протяжении всего советского периода господствовала в нашем обществе, привело к созданию дискриминационного законодательства, недоступной для инвалидов градостроительной инфраструктуры, к содержанию детей с выраженными отклонениями в развитии в закрытых учреждениях интернатного типа.

С точки зрения этой модели человек с ограниченными возможностями рассматривается как существо низшего порядка, по социальному статусу нечто среднее между человеком и животным.

в ограничении пространства; 62.

в ограничении выбора (где жить, что есть, чем заниматься и т.д.); 63.

в ограничении уединения — отсутствии места, где человек может побыть в одиночестве (во время сна, гигиенических процедур и т.д.); 64.

в ограничении возможности выразить свою индивидуальность.

В общественном сознании формировалось мнение, что люди с нарушениями психофизического и интеллектуального развития представляют угрозу обществу. Во многом этому способствует недостаточный образовательный и культурный уровень преобладающей массы людей, недоступность адекватной информации. Отсутствие популярных знаний о структуре нарушений развития и перспективах обучения и социализации людей с такими недостатками, незнание в области дифференции умственной отсталости и состояний в остром периоде некоторых психических заболеваний — все это порождает мнение, что люди с недостатками умственного развития, например, могут своим неадекватным поведением причинить ущерб здоровью и собственности окружающих. Следствием такого отношения стало создание крупных закрытых интернатов-изоляторов, расположенных в местах, удаленных от комплексного проживания населения, с соблюдением всех условии изоляции (вооруженная охрана, высокие капитальные ограждения, замки, решетки и т.д.). Атмосфера таких учреждений полностью идентична тюремной. Здесь не только имеются все виды ограничений свободы, но и отсутствуют формы обучения, адекватные возможностям содержащихся в этих условиях людей.

Эта модель является не столь антигуманной по отношению к лицам с ограниченными возможностями, но оказывает не менее негативное влияние на рост и развитие человека. Эта модель рассматривает людей с нарушениями развития, в частности с умственной недостаточностью, как маленьких детей, остающихся таковыми на протяжении всей жизни. Главной задачей социальных программ при таком подходе является защита людей с ограниченными возможностями от трудностей и проблем окружающего мира, организация полноценного ухода и щадящей атмосферы в среде их обитания.

Модель «Экономическая необходимость»

Эта модель характерна для многих стран мира, находящихся в тяжелых экономических условиях. Недостаточность бюджетного финансирования для решения многих социальных проблем заставляет государство и общество рассматривать социальную поддержку людей с особыми потребностями как обременительную необходимость. Эта модель чревата формированием негативного

общественного мнения о социальной помощи людям с ограниченными возможностями как о тяжелой обязанности вкладывать средства в «бездонный колодец» за счет решения более важных, жизненно необходимых для общества проблем. В этом случае финансирование данной отрасли может быть минимальным и не уменьшать, а увеличивать ограничения возможностей для этой категории населения страны.

Историческая ретроспектива мирового опыта в области социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с нарушениями развития показывает, что перечисленные модели общественного восприятия инвалидности были присущи социальной политике всех стран мира в разные исторические периоды.

На основе анализа общих для всех стран Западной Европы этапов формирования социальной политики и трансформации организационных форм социально-педагогической деятельности можно проследить, как в сопоставимые исторические сроки (конец 60-х — 70-е гг. XX столетия) социокультурные факторы влияли на реальные механизмы социальных инициатив, которые, в свою очередь, детерминировали переход от одного этапа к другому.

Формирование социальной толерантности, позитивного отношения к инвалидности и инвалидам вызвало к жизни новую модель «Интеграция» и коренным образом изменило стратегию социальной политики западных государств по отношению к этой категории населения.

В основе этой модели лежит концепция нормализации (Нирье, 1985). Согласно этой концепции люди с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы поведения, которые считаются необходимыми для нормального социального функционирования наравне с другими членами общества, для того, чтобы жить в обществе независимой жизнью в соответствии со своими особыми потребностями.

Основными концептуальными принципами этой модели являются следующие: 65.

каждый человек способен на развитие и обучение в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого; 66.

ответственность за создание особых условий развития и обучения для человека с ограниченным потенциалом возможностей

берут на себя в первую очередь государство и общество, создавая социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности; 67.

необходимо целенаправленное формирование общественного восприятия человека с особыми потребностями в плане соответствия его социального статуса статусу обычного человека (акцент на схожести с другими людьми, а не на отличиях); 68.

необходимо обеспечить равенство в правах для лиц с отклонениями в развитии: право на выживание и жизнь в родной семье, развитие, обучение и труд, свободный выбор места жительства и форм общественной жизни и т. д.

Анализируя наиболее распространенные модели общественного отношения к людям с ограниченным потенциалом развития, формирующие те или иные оранизационные формы оказания социальной помощи, можно проследить процесс реализации государственной социальной политики в разных странах в соответствии с той или иной общепринятой моделью и сделать вывод о ее социальной эффективности и экономической целесообразности.

Современная стратегия социальной политики и организации социальной помощи в преобладающем большинстве стран мира строится на основе концепции нормализации и внедрения модели «Интеграция». Программы социально-педагогической деятельности разрабатываются с учетом эталонов организационных форм социальной среды, которые являются оптимальными для человека определенного возраста независимо от уровня его развития, степени имеющихся нарушений или их отсутствия.

Эталоны организационных форм социальной среды предполагают адекватный уровень независимой жизни человека в соответствии с его возрастными особенностями.

Для дошкольника таким эталоном является семья, дом, семейное окружение, дневная группа сверстников или детский сад.

Для ребенка школьного возраста это семья и школа, группы дополнительного образования и спортивные секции, внешкольные объединения.

Для взрослого человека — его профессиональное окружение, рабочая обстановка, дом, семья, места досуга и отдыха.

Организация социальной среды для лиц с ограничениями в соответствии с данными эталонами предполагает создание соответствующих условий, требующих значительных экономических затрат:

1) обеспечение условий для жизни и воспитания ребенка в родной семье: организация гарантированных государством долгосрочных мер социального обслуживания семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, в том числе адекватной финансовой поддержки;

• интеграция ресурсов государственной и общественной сфер в пространстве социальной помощи лицам с нарушениями и их семьям; •

целостный подход к организации социально-педагогической деятельности в пространстве социальной помощи на основе взаимосвязи между различными компонентами, ее составляющими, включая правовые, социально-медицинские, социально-психологические, образовательные и другие аспекты; •

единство действий семьи и социальных институтов в про странстве социальной помощи: создание системы социальных служб с обязательным обучением родителей и других членов семьи специфическим способам общения, воспитания и обучения ребенка и включением их в процесс социально-педагогической деятельности; •

обеспечение интегрированного обучения детей с отклонени ями в развитии в среде здоровых сверстников в соответствии с индивидуальными программами обучения, включающими обучение социально значимым навыкам и стандартам поведения в обществе;

обеспечение взрослых людей с отклонениями в развитии жилищными условиями, позволяющими им вести независимую жизнь в обществе; •

внедрение специальных программ по профессиональному обучению таких лиц, содействию в их трудоустройстве и поддержке в трудовой деятельности.

Для стран, государственная социальная политика которых по ряду причин (экономических, идеологических и т.

В настоящее время в России основу организационных форм ока зания социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения (специализированные детские сады и школы-интернаты), психоневрологические дома-интернаты для детей с тяжелой степенью инвалидности, специализированные профессионально-технические училища, дома ребенка. Практическая деятельность всех перечисленных учреждений (даже специализированных детских садов и школ, относящихся к системе специального образования) основана на длительном пребывании детей (от нескольких дней до полной учебной недели) в отрыве от семьи, в условиях интернатной системы.

Однако в последние годы явно обозначились тенденции к улучшению существующего положения, определяемые прежде всего позитивными изменениями социального отношения к этой проблеме, а также совершенствованием организационных форм уже сущест-

вующих структур и созданием инновационных форм учреждений, наиболее соответствующих социальному заказу и современным условиям организации социально-педагогической деятельности. Пока это только начало переходного периода. Но прогрессивные тенденции явно обозначились в современной социальной политике России и с каждым годом получают все большее развитие.

Реализация всего комплекса мер, предусматриваемых моделью «Интеграция», требует как значительного материально-ресурсного и кадрового обеспечения, так и изменения общественного сознания всего корпуса профессионалов, занимающихся данными проблемами, начиная с управленческого звена республиканского и регионального уровней и кончая многочисленными отрядами практических работников. В решении этих проблем немалую роль должны сыграть средства массовой информации, задачей которых является отражение новых подходов в государственной социально политике по поддержке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, относящихся к самой уязвимой категории населения современной России.

Какие идеи лежат в основе формирования современной социаль ной политики Российской Федерации? •

Охарактеризуйте федеральные программные документы РФ, ори ентированные на помощь детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).

Перечислите основополагающие международные юридические до кументы, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью).

4. Выпишите статьи федеральных законов РФ, непосредственно касающиеся защиты прав на образование лиц с отклонениями в развитии (с инвалидностью). •

Как соотносятся модели инвалидности со стратегией государствен ной социальной политики? Охарактеризуйте эти модели. •

Перечислите эталоны организационных форм социальной среды, которые предполагают адекватный уровень качества жизни человека с нарушениями на разных возрастных этапах.

Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.

Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. — М., 1996.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector