наиболее ранняя и легкая форма заикания это клоническая смешанная синусная тоническая

Такое разное заикание: виды, типы, формы и степени тяжести заикания у взрослых и детей

7d9450c02100ceb33ca420ed80045330

Большинство людей с уверенностью могут сказать, что знают, что такое заикание. Сложно не заметить его у человека, который повторяет звуки или слоги, затрудняется начать говорить, напрягает при этом мышцы лица и шеи. Не нужно быть врачом, чтобы поставить диагноз «заикание» в этом случае. Однако опытный специалист способен выявить заикание до всех этих тяжелых проявлений. Незначительные нарушения речи в виде редких запинок, которые обычно игнорируются и самим заикающимся и его окружением, для квалифицированного специалиста — первый и самый важный признак заикания. Такие изменения в речи при своевременной диагностике корректируются гораздо легче и быстрее.

Многие люди с проблемами в речи ложно уверены, что у них нет заикания. Только врач способен по незначительным признакам распознать и поставить диагноз «заикание»!

Каким бывает заикание

В мире существует несколько классификаций заикания. И разные клиники могут использовать разные определения. Мы же рассмотрим ту классификацию, которую используют специалисты Санкт-Петербургского Центра реабилитации речи Татьяны Соловьевой.

Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. Это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

Виды и типы заикания у взрослых и детей

Прежде всего стоит определить, является заикание приобретенным или врожденным. Сделать это сможет только врач. Как правило, по этому признаку выделяют две формы заикания: невротическую и неврозоподобную.

• Невротическая форма заикания является следствием психической травмы, например, испуга или другого сильного стресса. Проявлять себя она начинает обычно в возрасте 2-4 лет. При этом патологий внутриутробного развития или осложнений во время родов у пациентов не наблюдается. Спровоцировать заикание может также раннее обучение второму языку или другие сильные учебные нагрузки. Часто при невротической форме заикание проявляется только в определенных ситуациях, например, при публичных выступлениях. Со временем характер заикания может стать постоянным, а на на фоне неудач в речи у детей развивается логоневроз.

При невротическом заикании часто встречаются спазмы. Они подразделяются на типы: дыхательные и артикуляторные. При дыхательных спазмах возникает ощущение нехватки воздуха, возникают трудности с началом речи, а при артикуляторных — непроизвольно напрягаются мышцы губ, нёба, языка, мешая произнесению отдельных звуков.

• Неврозоподобная форма заикания объясняется генетической предрасположенностью или осложнениями во время беременности и родов. Неврозоподобное заикание впервые дает о себе знать обычно в возрасте 3-4 лет без видимых внешних причин. Такое заикание проявляется постоянно и вне зависимости от ситуации.

191b21fefc6eea3ff2082fecea8fe201

Формы проявления заикания

Заикание может проявляться по-разному. В зависимости от внешних проявлений выделяют следующие формы:

• Тоническая. Длительные паузы в словах и растягивание гласных — вот явные признаки такой формы заикания.

• Клоническая. При этой форме заикающийся многократно повторяет звук, слог или слово целиком, не в силах продолжить речь.

• Комбинированная. Эта форма сочетает в себе признаки тонического и клонического заикания.

Степени тяжести заикания

Когда диагноз «заикание» поставлен и определена его форма, необходимо определить степень тяжести расстройства. В зависимости от постоянства проявлений степень заикания делят на:

• Стабильное. Человек заикается постоянно, вне зависимости от обстоятельств.

• Нестабильное. Заикание возникает только при определенных обстоятельствах: под воздействием стресса или при сильных эмоциях.

• Циклическое. Заикание приходит периодами, отступая и снова появляясь.

Стоит сразу отметить, что диагноза «чуть-чуть запинается» не существует! Определить степень заболевания способен только врач. Разобраться в этом, не имея медицинского образования и должного опыта в профессии, сложно.

Не пытайтесь, почитав что-то в интернете, самостоятельно поставить диагноз себе или ребенку. При первых запинках в речи следует обращаться к специалистам. Лучше, если это будет узкоспециализированный центр, занимающийся именно речевыми нарушениями. Таким является Санкт-Петербургский Центр реабилитации речи Татьяны Соловьевой. Специалисты Центра работают по авторской методике, включающей в себя логопедическую и психологическую помощь.

Записаться на бесплатную консультацию и узнать подробнее о том, как проходит лечение заикания, можно по телефону 8 (812) 717-40-68 или через специальную форму на сайте. Помните, что чем раньше вы начнете борьбу с заиканием, тем быстрее одержите победу над недугом.

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

for who 5

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

Онлайн-курс

Авторская методика, предлагаемая на онлайн-платформе, разработана специалистами в центре реабилитации речи, успешно используется более 25 лет в лечении заикания.

Источник

Формы и стадии заикания у детей

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Заикание характеризуется нарушением темпа и ритма речи. Причина — повторяющиеся судороги мышц артикуляционного аппарата. В зависимости от формы заикания будет различная клиническая картина, а также коррекционная программа. В статье разберем характерные особенности каждого вида нарушения.

Симптомы заикания

Заикание сопровождается нарушением ритма речи вследствие неоднократного повторения элементов речи, непроизвольных пауз. Характерны нарушения ритма движений всего тела, или отдельно рук, головы, ног.

В речи обращается на себя внимание замена трудных звуков, логофобия (боязнь разговаривать), остановки в речи. Ребенок старается меньше разговаривать, у него появляются болезненные реакции на свое состояние. Перед разговором сильно волнуется, отчего расстройство речи становится более выраженным. Это накладывает отпечаток на характер: дети становятся нелюдимыми, иногда агрессивными, обидчивыми, раздражительными.

Дети с такими проблемами должны быть осмотрены неврологом, логопедом, психологом или психиатром. В зависимости от типа заикания применяются различные виды коррекции: занятия с логопедом, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная гимнастика, медикаментозное лечение различными группы лекарств.

Механизм развития нарушений заключается в спазматическом сокращении структур, которые участвуют в формировании речи. Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется избыточное возбуждение структур. Оно распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

В зависимости от уровня поражения выделяют спазмы:

Формы заикания у детей

Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.

В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:

Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:

Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Активность речи

Тип судорог

Чаще дыхательные и голосовых связок

Чаще артикуляционные спазмы

Темп речи

Звукопроизношение

Часто дислалия, редко дизартрия

Выразительность речи

Обычно невыразительная, монотонная

Моторика

Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения

Раздувание крыльев при разговоре

Сопутствующие движения

Часто встречаются, их характер различный

Очень часто встречаются и однообразны

Фиксация на проблемных звуках

Меньше, чем при невротическом типе

Течение заикания

Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса

Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Мотивация при коррекции

Обычно высокая, порой чрезмерная

Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.

Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:

Стадии заикания у детей

Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.

1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.

При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.

3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.

При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.

Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления. Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений. В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.

Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.

Советы родителям

Родителям, у которых есть чадо с заиканием, следует создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье. Отношения должны быть доверительными. Желательно избегать шумных компаний, особенно если там есть гиперактивные, агрессивные детки.

Важно соблюдать и другие правила:

Рекомендуется не заострять внимание на дефекте речи. Старайтесь вести себя как обычно, не выражайте жалость или осуждение ребенку. Пусть он чувствует, что его по-прежнему любят. Это поможет ему эффективнее бороться с течением заикания и улучшить свою речь.

Источник

Наиболее ранняя и легкая форма заикания это клоническая смешанная синусная тоническая

Диагностика и определение формы логоневроза

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

ПО ПРИЧИНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

ПО ТИПУ РЕЧЕВЫХ СУДОРОГ

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ СУДОРОГ

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

ПО НАЛИЧИЮ, ОТСУТСТВИЮ ИЛИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНЫХ РЕАКЦИЙ, РЕЧЕВЫХ УЛОВОК И ЛОГОФОБИИ.

ПО ХАРАКТЕРУ ТЕЧЕНИЯ

Точная диагностика и определение типа заикания поможет вам найти индивидуальный подход к его лечению. Необходимо учитывать, что из всех возможных критериев оценки заикания существует множество комбинаций, а в ряде случаев один тип может переходить в другой.

В статье использована информация:

Источник

Наиболее ранняя и легкая форма заикания это клоническая смешанная синусная тоническая

Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:
1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.
2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.
3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.

Стремление русских исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения находит многочисленных последователей и за рубежом: в Чехии, Болгарии, в Польше, Германии.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Предрасполагающие факторы («почва»):

Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.
Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Физическая ослабленность детей.
Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.
Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В группе неблагоприятных причин выделяются:

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями
а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);
б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

Речевой центр «Причал»

Речевой центр «Причал» очень эффективно себя зарекомендовывает в лечении заикания уже более 12 лет. Центр находится в городе-курорте Белокуриха, а также работает по авторскому методу (патент №2497555) дистанционно по России и миру. В основе метода лежит становление новой речи, дыхания, артикуляции и голоса, проводится индивидуальная психологическая работа по разрушению рефлексов, и старых привычек.

Также достоинством является предоставление проживания в курортной зоне с чистым горным воздухом, термальной минеральной водой, атмосферой уюта, спокойствия и умиротворения, что позволяет полностью сосредоточиться на достижении положительного результата и получить правильную, уверенную речь.

Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.

1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).

Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.
К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.
Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

2. Социальные (психологические) симптомы.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.

1. Нулевая степень фиксации.
Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации.
Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

Типы течения заикания

Выделяют следующие типы течения заикания:
— постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
— волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
— рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.

Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра «Прогноз»):

1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника.

2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов.

3. Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп.

4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата.

5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей.

6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%.

7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.

Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста.

Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз.

Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий исход коррекции менее благоприятен. В этом случае чаще возможен рецидив.

Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т.к. кллонические судороги характерны для возбуждения коры головного мозга. Следовательно, на них легче воздействовать через 2 сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается данному воздействию.

Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функциональные сдвиги, не дают органических изменений ЦНС. При заикании, возникшем в результате психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося (гудок паровоза, укус или лай собаки и т.п.).

Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, подражания родителям. По данным того же автора, из детей дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления.

Показатели коррекции менее эффективны у школьников.

По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.

По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которого начата коррекционная работа.

При органической основе заикания результаты значительно хуже, нежели чем при функциональной.

На эффективность преодоления заикания влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации больного на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случае легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации).

Методы преодоления заикания

Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!

Правила и упражнения в плавной речи

Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо.

5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.

9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

Первые признаки заикания

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

10. Волкова Г. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, Серия: Коррекционная педагогика [338] Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 г.

12. Парамонова Л. «О заикании: профилактика и преодоление недуга».

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector