наиболее распространенными формами прекращения военных действий является

Окончание войны

Окончание военных действий и состояния войны – это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон. Формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.

Перемирие – это временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта.

Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие – это приостановление военных действий между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуацию из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылку парламентеров и т. д.

Общее перемирие – это приостановление военных действий везде или полное их прекращение.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о «временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже (в крайнем случае) немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику.

Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Данные мирные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т. п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими.

Источник

Правовые формы прекращения военных действий и состояния войны

Окончание военных действий и состояния войны — это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действии являются перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями. В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о “временных мерах”, которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

Капитуляция— это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

Согласно обычной норме международного права, нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно/совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния воины между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т. п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими. Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде ряда мирных договоров 1919 — 1920 годов, которые составили так называемую Версальскую систему мирных договоров.

После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 году выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Источник

Правовые аспекты военных действий

kirakosyan ruben

Пространство республик бывшего СССР в последнее время нередко напоминает поле юридических коллизий, столкновений центростремительных и центробежных тенденций, несмотря на наличие большого количества межгосударственных институтов и норм. Во многом вследствие этого пока не удается разрешить самый старый из «постсоветских» конфликтов – Нагорно-Карабахский.

Вместе с тем смею выразить уверенность, что статус данного конфликта как одной из точек мирового цивилизационного разлома не может лишить стороны надежды на его разрешение, а скорее наоборот – является существенным стимулом к поиску правовых формул и парадигмы урегулирования конфликта, ведь если не работают иные институты, то должно торжествовать право, иначе «будут говорить пушки».

Решить Нагорно-Карабахскую проблему пытались еще со времен персидских шахов, царской России, СССР (напомню, что именно с этого конфликта начался развал Советского Союза) и далее на постсоветском пространстве.

Остановлюсь на одном из самых актуальных и болезненных аспектов этого конфликта – эффективности норм и институтов международного и гуманитарного права в период боевых действий.

Последняя Нагорно-Карабахская война, начавшаяся 27 сентября 2020 г., уже побила несколько «рекордов»: по количеству и разнообразию вооружения, плотности боевых действий, малому числу взятых в плен, а также незахороненных террористов.

В этой войне с первого же дня были нарушены нормы международного гуманитарного права как совокупности международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв боевых действий, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

В частности, нарушены:

В этом вооруженном конфликте не соблюдаются достигнутые соглашения о перемирии для обмена погибшими, что мешает Международному Красному Кресту приступить к его деятельности, однако при этом местное население успевает хоронить погибших, культовые сооружения и церкви функционируют, несмотря на прицельные бомбежки. Карабахское население оказывает также гуманитарную и медицинскую помощь раненым солдатам – независимо от того, на чьей стороне они воюют.

Таким образом, можно констатировать, что в отсутствие механизмов реализации норм международного права в гуманитарной сфере в Карабахской войне, эти нормы реализует само население. Кроме того, круглосуточно функционирует офис Уполномоченного по правам человека, который скрупулезно ведет статистику итогов боевых действий, протоколируя и документируя по форме, требуемой международным уголовным судом.

К сожалению, международные юридические механизмы и институты демонстрируют в этой войне слабый прикладной характер.

На данной войне, на мой взгляд, помимо международных правозащитных организаций, имеющих свою (иногда политизированную) повестку, необходимо присутствие независимых наблюдателей, правозащитных структур, а также общественных и неправительственных организаций из других стран. Их присутствие сыграло бы однозначно позитивную роль, поскольку такие лица, будучи незаинтересованными наблюдателями, могли бы фиксировать последствия боевых действий и причиненный ими моральный и материальный ущерб. В связи с тем, что любое преступное деяние рано или поздно оканчивается уголовным преследованием, независимые наблюдатели потенциально могли бы выступать свидетелями и очевидцами. В связи с этим предлагаю рассмотреть идею создания общественной группы правового мониторинга, которая предложила бы конфликтующим сторонам, включая их юридические сообщества, свое непредвзятое содействие (не исключено, что с выездом в зону конфликта).

В заключение добавлю, что в Ассоциацию АРМРОСС поступило обращение представителя ассоциации в Нагорном Карабахе о том, что глава Нагорного Карабаха Араик Арутюнян обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с открытым письмом о содействии в прекращении огня и возобновлении переговорного процесса.

1 Samuel Phillips Huntington,The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order («Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»). 1993. P. 409.

Источник

Международное публичное право

stw

Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны

Окончание военных действий и состояния войны — это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т.д.

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 мая 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о «временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т.д.

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже в крайнем случае немедленно возобновить военные действия (ст. 40).

Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и компенсации за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

Капитуляция — это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

Согласно обычной норме международного права нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т.п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими.

Так, окончание Первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде ряда мирных договоров 1919-1920 гг., которые составили так называемую Версальскую систему мирных договоров. После Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 г. выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Практике известны и другие способы прекращения состояния войны, например односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояние войны с Германией путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г.

Состояние войны может быть прекращено принятием двусторонней декларации. Например, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали Совместную декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией прекращалось состояние войны и восстанавливались «мир и добрососедские дружественные отношения».

Обращение к последним двум формам прекращения состояния войны объясняется, в частности: в случае с Германией — ее расколом на два государства, а в случае с Японией — существованием неурегулированною территориального вопроса.

Источник

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются

— перемирие и капитуляция.

Перемирие– временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановит военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий.

Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем.

Тема: Право внешних сношений

Право внешних сношений— это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

Право внешних сношений — одна из старейших отраслей международного права. Например, институт консулов появился в глубокой древности, а нормы об их неприкосновенности стали зачатками консульского права. Несколько позднее появилось дипломатическое право. Особенно активно право внешних сношений стало развиваться в XVI в., когда в Европе стали учреждаться постоянные дипломатические представительства. В 20 веке, а именно в 1963 году, была разработана и принята Венская конвенция о праве внешних сношений.

Право внешних сношений включает в себя подотрасли: 1) право внутригосударственных органов внешних сношений; 2) дипломатическое право; 3) право дипломатического протокола; 4) консульское право.

Традиционными источниками права внешних сношений яв­ляются договор и обычай.

Внутригосударственные органы внешних сношений— государственные органы, расположенные на территории данного государства, одной из задач которых является представление его в официальных отношениях с иностранными государствами и иными субъектами международного Внутригосударственные конституционные органы внешних сношений создаются и действуют на основе конституции государства. К числу этих органов относятся: глава государства, парламент, правительство, ряд других органов.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Правительству Республики Беларусь.

В систему МИД входят центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, а также Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Дипломатические представительства: порядок создания, функции. Дипломатические привилегии и иммунитеты.

Дипломатическое представительство— это орган аккредитую­щего государства, учрежденный на территории государства пре­бывания для поддержания дипломатических отношений между ними. орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений.

Международным правом установлены следующие виды ди­пломатических представительств: 1) посольства — представи­тельства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и пол­номочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) мис­сии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и пол­номочными посланниками; 3) иные официальные представи­тельства, имеющие специфический статус.

Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административ­но-технического и обслуживающего персонала.

Члены дипло­матического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с суще­ствующими в стране правилами относительно прохождения ди­пломатической службы (послы, посланники, советники). Ди­пломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатиче­скому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям со­трудничества, имеющие различные дипломатические ранги. Административно-технический персонал включает заведующе­го канцелярией, финансовых работников, переводчиков, дело­производителей и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Главы дипломатических представительств делятся на три класса.

Первый класс — послы и нунции (посол Ватикана), аккредитуемые при главах государств.

Второй класс — посланники и интернунции (посланник Ватикана), аккредитуемые также при главах государств.

Третий класс — поверенные в делах, аккредитуемые при главах внешнеполитических ведомств.

Класс главы дипломатического представительства определя­ется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства сводится к сле­дующим стадиям:

1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы ди­пломатического представительства. После получения агремана на представленную кандидатуру, т. е. признания его persona grata (желательным лицом), глава аккредитующего государства подписывает указ (или другой документ) о назначении данного лица главой дипломатического представительства в государстве пребывания, который публикуется в печати.

2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представи­тельства;

3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удо­стоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитированного в этом качестве в го­сударстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе госу­дарства, принимающего дипломатического представителя.

edugr4

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях:

1) его отзыва аккредитующим государством;

2) объявления его persona non grata, т. е. нежелательным лицом;

3) разрыва дипломатических отношений между аккредитующим и принимающим государствами;

4) начала военных действий между ними;

5) прекращения существования одного из этих двух государств или их обоих в качестве субъекта международного права.

Согласно международному и национальному праву дипломатические

представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетамипонимаются изъятия из-под

административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Дипломатические привилегии — это льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector