налоговый фактор в политике выплат

Содержание

Влияние налогов на предпочтения инвесторов и политику выплат

В связи с введением налогового фактора появляется основа для изменения отношения инвесторов и «переоценки» роли политики выплат, которая вызвана налоговыми последствиями той или иной формы выплат для разных категорий инвесторов. Полезно сфокусировать внимание на проблеме противоречивости политики выплат, получившей название «загадка дивидендов».

Опираясь на рекомендованные академические статьи, в которых обобщены результаты эмпирических исследований выплат на больших выборках компаний, подберите содержащиеся в них факты, чтобы показать «нелогичность» поведения инвесторов и фирм в области политики выплат. Кроме того, «загадка дивидендов» связана с инвестиционными стратегиями избежания высоких налоговых платежей по доходам, полученным в виде дивидендов, сформулированными М. Миллером и Л. Шоулзом.

Объемы торгов резко возрастают в этот короткий период, что свидетельствует о том, что акции в больших объемах переходят из рук в руки именно в дни, когда истекает возможность попасть в реестр получателей дивидендов. Значит, налоги на предстоящие дивиденды влияют на решения инвесторов. Но если налоговый фактор столь существен для инвесторов, то почему компании продолжают платить дивиденды, которые облагаются по более высоким ставкам, чем прирост капитала?

Исследования и теория политики выплат показывают, что налоговый фактор является значимым, поэтому выплата дивидендов может снизить стоимость акций в глазах инвестора, если он не в состоянии выстроить защитную стратегию либо если издержки на ее осуществление высоки. Это стало одним из оснований развития модели клиентских групп инвесторов (инвестиционной клиентуры), которая базируется на том факте, что на рынке существуют различные типы инвесторов с точки зрения их уровня налогообложения. Данная посылка должна привести к существованию корпораций с оптимизированной под различных инвесторов дивидендной политикой.

Если компания выплачивает большую часть в виде наличных, она привлекает инвесторов, для которых высокие налоги на дивиденды не проблема, т.е. клиентура этого типа включает инвесторов с низкими доходами и освобожденных от налогов. И наоборот, если компания прибегает к выкупу акций, ее основными клиентами должны быть индивидуальные инвесторы с высокими доходами и наибольшей разницей налогов на дивидендный доход и рост капитала. Модель подобного типа принято рассматривать в составе так называемых «правых теорий», которым свойственно представление о возможности увеличения стоимости фирмы путем правильно подобранной политики выплат.

Если инвесторы удовлетворены, т.е. их предпочтения по типу политики выплат совпадают с принятой в компании политикой, то это не должно вести к росту стоимости акций. Данный тезис требует внимательного осмысления: из него не следует, что фирмы должны увеличивать дивиденды. Выигрыш от их роста возникнет, только если на рынке оперируют нужные «клиенты», которые пока не удовлетворены. Данный шаг в рамках концепции «клиентских групп» должен привести к росту стоимости корпорации. В результате делается вывод о том, что дивидендная политика положительно влияет на стоимость акций.

Целесообразно рассмотреть результаты эмпирических исследований, которые показывают, что в чистом виде клиентские группы инвесторов не выявляются. Во-первых, этому противоречит тот факт, что инвесторы, относящиеся к группе с высокими ставками налогов, в течение 1973-1999 гг. получали крупные дивиденды. Кроме того, нет подтверждений тому, чтобы при существенных изменениях компаниями политики выплат клиентские группы также изменялись.

Тем не менее на дату ex-dividend рост объемов операций с акциями оказывается связанным со степенью неоднородности клиентских групп. Тесты портфелей индивидуальных инвесторов также показывают, что существует значимая корреляция между доходностью портфеля (dividend yield) и предельной налоговой ставкой инвесторов.

Индивидуальные инвесторы с высокими налогами держат акции с низкими дивидендными выплатами. Для институцианальных инвесторов эта связь не выявляется.

Источник

Что такое дивидендная политика

И какие нюансы учитывать инвестору, собирающему дивидендный портфель

Среди российских инвесторов популярна инвестиционная стратегия, направленная на получение дивидендов.

Такая стратегия позволяет организовать пассивный доход, превышающий в процентном соотношении текущие ставки по банковским депозитам.

Размер дивидендов, которые инвестор получает по каждой акции в портфеле, определяется дивидендной политикой ее эмитента — компанией, выпустившей эти акции. Рассмотрим, что такое дивидендная политика и как она может помочь инвестору прогнозировать свой доход.

Популярность дивидендной стратегии

Процентные ставки по банковским депозитам в последние годы неуклонно падали, следуя за снижением ключевой ставки со стороны ЦБ — сейчас она составляет 4,25%. Кроме того, с 2021 года вступает в силу новый налог на доходы по облигациям и банковским вкладам.

Многих вкладчиков не устраивает такое положение дел, и они начинают искать альтернативу вкладам главным образом на фондовом рынке.

Статистика подтверждает это: только за период с января по декабрь 2020 года количество уникальных клиентов на Московской бирже выросло почти в два раза, с 4,14 до 8,19 миллиона.

Многие эмитенты сегодня дают дивидендную доходность выше банковских депозитов. В том числе это относится к голубым фишкам — известным компаниям с многолетней историей и растущими финансовыми показателями, таким как «Сбербанк» или «Лукойл». А на Западе выделяют даже отдельную категорию акций — дивидендные аристократы. Это крупные компании из индекса S&P 500, которые на протяжении минимум 25 лет стабильно выплачивают и повышают дивиденды.

Для инвестора дивиденды остаются единственной возможностью получать живые деньги, не продавая при этом активы из своего портфеля. Особенно это актуально для людей, которые используют финансовые поступления с инвестиций для покрытия текущих нужд — то есть живут с пассивного дохода.

Долгосрочные инвесторы также выбирают дивидендную стратегию и потому, что она дает возможность реинвестировать денежный поток, то есть докупать на поступающие дивиденды новые акции. Это запускает сложный процент.

Например, инвестору могут не требоваться деньги на жизнь прямо сейчас, но он покупает акции для того, чтобы через 20—30 лет иметь существенную прибавку к пенсии. Тогда реинвестирование дивидендов на длинном горизонте позволяет существенно увеличить капитал.

Уровень дивидендных выплат можно прогнозировать, если обратиться к дивидендной политике той или иной компании. Именно в ней менеджмент раскрывает основные условия выплат.

Что такое дивидендная политика

Это часть финансовой политики компании, где указано, как будет распределяться ее прибыль: какая часть пойдет акционерам в виде дивидендов, а какая будет направлена на развитие бизнеса. Например, американские фонды недвижимости REIT обязуются не менее 90% выручки отдавать акционерам. А молодые технологичные компании предпочитают вовсе не платить дивиденды — это так называемые акции роста.

Подобные компании работают на перспективу, направляя весь свой денежный поток на исследования, совершенствование продукции и дальнейшую экспансию рынка. В целом такой вариант распределения средств более эффективный: вся прибыль остается внутри компании, а в случае с выплатой дивидендов — до 30% их объема в итоге уходит государству в виде налогов.

Далее в статье речь пойдет про дивидендную политику именно российских компаний, так как они действуют в знакомом нам правовом поле.

Положение о действующей дивидендной политике — это внутренний документ акционерного общества, который утверждается советом директоров. Это свод правил, в котором определяются:

Важно учитывать, что положение о дивидендной политике носит рекомендательный характер. То есть компания только ориентируется на него при принятии решений, но вправе и отклониться от документа, если это делается в рамках законодательства.

В России такая практика отклонения от дивполитики не редкость. Например, дивидендные выплаты компании АФК «Система» в 2018 и 2019 годах оказались значительно ниже, чем предусматривала действующая на тот момент дивидендная политика организации. Ведь компании предстояли большие выплаты по долговым обязательствам, поэтому руководство предпочло нарушить дивидендную политику, чтобы сохранить финансовую устойчивость холдинга.

Инвестиции — это несложно

От чего зависит размер рекомендуемых дивидендов

Есть несколько факторов, которые определяют соотношение между той частью прибыли, которая направляется на дивиденды, и той, что реинвестируется в развитие компании. Расскажу о них подробно.

Нормативные документы, которые регулируют порядок дивидендных выплат. В первую очередь речь идет о федеральном законе «Об акционерных обществах» и уставе эмитента — учредительном документе, который фиксирует основные сведения о компании и регламентирует ее деятельность.

Кроме того, для компаний с государственным участием размер дивидендов может регулироваться специальным распоряжением правительства.

Наличие или отсутствие у компании свободных денежных средств, которые могут быть направлены на дивиденды акционерам. Если у компании есть желание платить, но нет денег, дивиденды могут выплатить собственными акциями или даже произведенным товаром. Сегодня подобные примеры практически не встречаются, но в 90-е это было довольно распространенной практикой.

Например, крупный ретейлер «Обувь России» впервые с момента выхода на IPO в 2017 году отказался от выплат дивидендов по итогам 2019 года несмотря на наличие рекордной чистой прибыли за отчетный период в размере 1,7 млрд рублей. Хотя по итогам 2017 и 2018 года выплачивали около 20% от чистой прибыли.

Такое решение принял совет директоров на фоне ухудшения финансового положения компании после закрытия части ее торговых точек. Решение Совета директоров «Обувь России» от 15.05.2020 постановило: «…чистую прибыль Общества, полученную по результатам 2019 финансового года, не распределять, дивиденды по размещенным акциям не выплачивать».

Дивидендная история группы «Обувь России»

Отчетный период Размер дивидендов на 1 акцию Доля от чистой прибыли
2017 2,32 Р 20%
2018 2,36 Р 20%
2019 Не выплачивались 0

Инвестиционная программа компании. Наличие перспективных проектов развития и их стоимость, а также объем денег, который должен быть направлен на восстановление основных средств производства.

Основными средствами являются материальные активы бизнеса, такие как здания, оборудование, инструменты, приборы, транспортные средства. Они задействованы в производственном процессе компании и при оказании услуг. Со временем эти активы изнашиваются, поэтому компания вынуждена тратить деньги на их поддержание в рабочем состоянии — чтобы объемы и качество выпускаемой продукции не снижались. В то же время если менеджмент компании хочет добиться роста операционных показателей, он должен дополнительно инвестировать в модернизацию производственных мощностей и создание новой инфраструктуры.

Например, инвестиционная программа «Русгидро» предполагает, что компания потратит на реконструкцию и модернизацию оборудования существующих электростанций и электросетей, а также строительство новых мощностей 111,3 млрд рублей. Соответственно, эта часть денежного потока не пойдет на выплату дивидендов акционерам.

Финансовая устойчивость компании. Главным образом речь идет о текущем уровне долговой нагрузки, доступности привлечения заемных средств и стоимости их обслуживания. Иногда для компании безопаснее снизить дивиденды или вовсе на время отказаться от них, пока финансовая ситуация не улучшится.

Доступность перекредитования может падать, когда снижается кредитный рейтинг эмитента. Это сигнал для кредиторов, что риски вложений в такую компанию выросли. Поэтому бизнесу с низким кредитным рейтингом сложнее взять деньги в долг, а процент по кредиту будет выше.

В самом негативном варианте долг компании может вырасти настолько, что вся прибыль будет уходить на его обслуживание — денег на собственное развитие и выплату дивидендов не будет оставаться.

Текущая рыночная конъюнктура, а также прогноз менеджмента относительно будущих финансовых показателей компании. Например, в начале 2020 года многие компании снизили дивидендные выплаты, так как опасались резкого падения операционных и финансовых потоков из-за надвигающейся рецессии.

База расчета дивидендов

В качестве базы расчета дивидендных выплат российские компании обычно используют один из следующих параметров.

Чистая прибыль компании за соответствующий период, чаще всего за год, полугодие или квартал. Для расчета используют, как правило, скорректированную чистую прибыль. Это когда из последней вычитают неденежные или разовые статьи, например прибыль от продажи крупного актива. Также это может быть доход или убыток, появившиеся в результате курсовой разницы или переоценки дочерних предприятий, чьи акции котируются на рынке.

Показатель EBITDA. Он определяется как прибыль компании до уплаты налогов, процентных платежей по кредитам и облигационным займам, а также до учета амортизации — затрат, идущих на компенсацию износа активов.

Как и в случае с чистой прибылью, для EBITDA тоже могут применять различные корректировки, которые способны повлиять на итоговый результат.

Например, на финансовые показатели «Русской аквакультуры», крупнейшего производителя атлантического лосося и форели в России, влияет такая статья финансовой отчетности, как переоценка справедливой стоимости биологических активов. Дело в том, что компании, которые занимаются аквакультурой, обязаны отражать справедливую стоимость выращиваемой рыбы, которая только набирает массу и еще не пошла в переработку и продажу. Из-за этого периодически у бизнеса возникают огромные неденежные убытки или прибыли.

Так, по итогам первых 6 месяцев 2020 года эта статья «съела» практически всю валовую прибыль компании за полгода: из-за холодной весны и лета большое количество выращиваемой рыбы не успело набрать нужную массу. Таким образом, эти активы пришлось переоценить в меньшую сторону. Однако этот убыток отражает не реальные потери бизнеса, а лишь переоценку вероятной стоимости живой рыбы на 30 июня 2020 года, поэтому менеджмент не учитывает этот убыток при расчете показателя EBITDA.

Свободный денежный поток. Он рассчитывается как разница между операционным денежным потоком и капитальными затратами компании. В последние годы этот показатель становится все более популярным, поскольку отражает способность компании платить дивиденды, не наращивая долг.

Отношение чистого долга к EBITDA. Еще один критерий, который отражает уровень долговой нагрузки компании и часто используется для расчета будущих дивидендных выплат. Чистый долг при этом определяется как сумма всех кредитов компании за вычетом денежных средств на ее счетах, а также быстрореализуемых активов.

На что обратить внимание инвестору

Есть несколько полезных коэффициентов, которые могут помочь инвестору определиться с выбором дивидендной компании.

Payout ratio — коэффициент показывает, какую долю от чистой прибыли компания направляет на выплату дивидендов. Обычно для дивидендных компаний этот параметр составляет от 20% до 50%. Когда коэффициент очень высокий — достигает 100% или превышает его, — это означает, что компания не может поддерживать уровень дивидендных выплат за счет текущей прибыли. Ей, вероятно, придется брать в долг, чтобы расплатиться с акционерами, либо снизить выплаты. Так, значение Payout для «Черкизово», согласно данным Simply Wall St., составляет 35%, а ММК — 194%.

Индекс стабильности дивидендов DSI, который отражает стабильность и рост дивидендных выплат на длинном временном горизонте — чем выше этот показатель, тем стабильнее компания выплачивала дивиденды в прошлом. Для российских компаний параметр DSI можно посмотреть на сайте управляющей компании «Доходъ».

Примеры дивидендных политик российских компаний

Дивидендная политика ММК предполагает, что на дивиденды направляется либо половина свободного денежного потока, либо весь — в зависимости от уровня долговой нагрузки.

Параметры дивидендной политики ММК

Чистый долг / EBITDA Сколько направят на дивиденды
1 ≥ 50% свободного денежного потока

В дивидендной политике «Черкизово» говорится о том, что компания может платить не менее 50% от скорректированной чистой прибыли. При этом из расчета убираются доходы и расходы от переоценки биологических активов и сельхозпродукции, которые компания выращивает на продажу. Ведь колебания рыночных цен на мясо животных и растения могут сильно повлиять на итоговые показатели прибыли.

«Норникель» в положении о дивидендной политике предлагает направлять акционерам не менее 30% от показателя EBITDA, а в стратегии развития уточняет, что выплаты могут составить от 30 до 60% EBITDA, и это будет зависеть от мультипликатора «чистый долг / EBITDA».

Параметры дивидендной политики «Норникеля»

Дивидендная политика «Фосагро» предполагает направлять на дивиденды от 50% до более чем 75% от свободного денежного потока, но не менее 50% от скорректированной чистой прибыли. Этот уровень зависит от коэффициента «чистый долг / EBITDA». Компания платит дивиденды 4 раза в год по итогам каждого квартала.

Параметры дивидендной политики «Фосагро»

Чистый долг / EBITDA Сколько направят на дивиденды
1,5 Не более 50% свободного денежного потока

Дивидендная политика «Энел Россия» на ближайшие три года прописана в новой стратегии развития на 2020—2022 годы и предполагает выплаты фиксированного размера дивидендов — 3 млрд рублей, или 0,08 Р на акцию.

Как видно, дивидендные политики разных компаний могут сильно отличаться и строиться на разных принципах. Именно поэтому важно внимательно изучать каждую конкретную компанию и отслеживать историю дивидендных выплат в прошлом.

Что такое дивидендная доходность

Для инвестора, который в своей стратегии ориентируется на дивидендные выплаты, одним из важнейших показателей является дивидендная доходность — соотношение выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций.

Зачем нужна дивидендная политика

Понятная и прозрачная дивидендная политика дает инвесторам ориентир по размеру будущих дивидендов, а также по частоте их выплат. Если компания предоставляет прогнозные финансовые показатели или уже опубликовала фактические результаты по отчетному периоду, то на основании дивидендной политики можно рассчитать вероятные будущие дивиденды.

Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчетности на своем сайте в разделе «Инвесторам или акционерам» и на специальном сервисе «Интерфакс» в разделе «Отчетность».

Для компании дивидендная политика — это возможность найти баланс при распределении прибыли между выплатами акционерам и развитием. Кроме того, наличие у эмитента понятной дивидендной политики повышает ее инвестиционную привлекательность, что положительно влияет на рыночную капитализацию и способствует привлечению нового капитала.

Какие бывают типы дивидендной политики

Дивидендная политика любой компании — это поиск компромисса между максимизацией выплат акционерам и возможностью компании вкладывать средства в свое развитие.

На этом основании обычно выделяют три основных типа дивидендной политики: консервативный, агрессивный и компромиссный.

Консервативный тип. Предполагает, что основная прибыль компании идет на развитие бизнеса и прочие нужды, а дивиденды начисляются акционерам по остаточному принципу. Другой вариант — когда компания стабильно платит дивиденды, но они составляют невысокую долю общей прибыли. Данный тип характерен для компаний, которые все еще находятся в стадии роста и вкладывают в перспективные проекты с высокой потенциальной отдачей на инвестиции.

Например, дивидендная политика энергетической компании «Интер РАО» предполагает направлять на дивиденды не более 25% от чистой прибыли по МСФО. Такая норма сохраняется на протяжении четырех последних лет, а раньше платили еще меньше.

Источник

Как компании выбрать дивидендную политику

czYSCtW8hc3dFpcPksIgiCznZq8b5aR8uSeajW54

Что такое дивидендная политика компании

Дивидендная политика компании — свод правил, определяющих механизм выделения части прибыли, выплачиваемой акционерам в виде дивидендов.

Дивидендная политика предприятия должна содержать ответы на следующие вопросы:

Проверьте, правильно ли вы распределяете и выплачиваете дивиденды с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Как выбрать дивидендную политику

Выбор дивидендной политики — один из наиболее важных вопросов, который нужно решить компании перед тем, как приступить к распределению имеющейся в ее распоряжении чистой прибыли.

Для этого стоит выявить и оценить следующие факторы, определяющие дивидендную политику:

Некоторые компании считают, что свободные средства стоит вкладывать в развитие предприятия — это обеспечивает стабильность его деятельности и устойчивое положение на рынке. Другие предприятия, напротив, стремятся привлечь как можно больше сторонних инвесторов, заинтересовывая их повышенными дивидендами — деньги, вырученные от продажи акций, они направляют на решение стратегических задач и расширение бизнеса.

При определении дивидендной политики важно понять, какой способ станет более выгодным в фактически сложившихся условиях и принесет собственникам наиболее эффективный результат.

Этапы формирования дивидендной политики

Дивидендная политика на предприятии формируется в следующей последовательности:

Дивидендная политика интересна не только самим предприятиям как ее непосредственным пользователям, но и сторонним инвесторам. У многих вкладчиков размер дивидендов, выплачиваемых компанией, является одним из основополагающих факторов для приобретения акций того или иного эмитента. Именно поэтому перед покупкой инвестору стоит изучить дивидендную политику выбранного предприятия — как правило, такая информация размещается в свободном доступе.

Типы дивидендной политики

В зависимости от применяемой схемы выплаты дивидендов выделяют следующие основные типы дивидендной политики:

Виды дивидендной политики

Помимо перечисленных выше типов политики по выплате дивидендов можно выделить общие виды дивидендной политики:

О том какие налоги платятся при выплате дивидендов, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель по сделкам.

Итоги

При формировании дивидендной политики необходимо обеспечить баланс между интересами компании и ее акционеров. С одной стороны, вложения в активы компании позволяют ей наращивать объемы производства и улучшать финансовые результаты; с другой — привлечение инвесторов регулярными дивидендами поможет ей получить дополнительные денежные активы за короткий период времени.

Источник

Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года

Автор: Спицына Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – Основные направления).

В этом документе подводятся итоги работы за 2019 – 2020 годы, а также намечаются ориентиры в области налоговой политики на ближайшие три года. Кроме того, определяются актуальные вопросы налогообложения на перспективу. Подробности – в нашем материале.

Итоги 2019 – 2020 годов

Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Борьба с пандемией

В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. Укрепление системы здравоохранения.

2. Поддержка доходов граждан.

3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.

4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.

5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.

Стимулирование инвестиционной активности

В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).

2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:

инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;

предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;

упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;

усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.

3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.

4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.

5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;

для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;

для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).

Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.

Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);

формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;

повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;

создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.

Налоговая политика в 2021 – 2023 годах

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Структурный маневр в налоговой системе

Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).

Снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП.

Предусматривается снижение ставки страховых взносов для субъектов МСП с 30 до 15% в отношении заработной платы работников в части превышения МРОТ. Это эквивалентно снижению налоговой нагрузки по налогам на труд на 30%, а общей налоговой нагрузки с добавленной стоимости – почти на 11%.

Помимо сопутствующего столь значимому снижению налоговой нагрузки повышения привлекательности ведения бизнеса и «высвобождения» финансового ресурса для развития, это создает благоприятные условия для обеления сферы МСП за счет снижения «налоговых издержек выхода из тени». Так, по оценкам на основе существующей дифференциации в уровнях оплаты труда между субъектами МСП и крупными предприятиями объем «серых зарплат» в секторе МСП может достигать 5 трлн руб. в год.

Повышение эффективности льгот при добыче нефти.

Повышение эффективности льгот при добыче нефти включает:

отмену льгот по добыче с выработанныхучастков недр с предоставлением права перехода соответствующих участков в режим НДД (3-й тип);

отмену льгот по добыче и экспорту вязкой и сверхвязкойнефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр («бывших» гринфилдов);

предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений).

Повышение справедливости распределения природной ренты.

Планируется повышение ставок НДПИ при добыче отдельных твердых полезных ископаемых, где уровень распределяемой в пользу граждан (бюджета) ресурсной ренты ниже аналогичных уровней в других странах или по другим твердым полезным ископаемым в РФ.

Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов.

Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов включает:

повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в офшорные юрисдикции до 15% с соответствующим пересмотром условий соглашений об избежании двойного налогообложения с «транзитными юрисдикциями» (в том числе с Кипром, Мальтой, Люксембургом, Нидерландами);

налогообложение пассивных доходов обеспеченных граждан – установление налога на процентный доход в размере 13% для граждан, чей объем сбережений в банковских вкладах и долговых ценных бумагах превышает 1 млн руб.

Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса

По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.

В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:

снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;

продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);

исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.

Системные меры повышения инвестиционной активности

Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:

введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

повышение эффективности деятельности институтов развития;

реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Деофшоризация российской экономики

Продолжится деофшоризация российской экономики, которая предусматривает:

пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы с использованием «транзитных юрисдикции»;

введение права уплачивать НДФЛ в отношении доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере (5 млн руб.; без декларирования таких доходов)в целях упрощения администрирования и привлечения в РФ налоговых резидентов из числа лиц с высокими доходами;

пресечение злоупотреблений по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САР;

сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения – развитие концепции фактического права на доход, формирование правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций, уточнение перечня доходов от источников в РФ и другие меры по совершенствованию законодательства;

приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в том числе посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов);

урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.

Налоговое администрирование

Формирование справедливых конкурентных условий планируется осуществлять посредством повышения качества налогового администрирования, а именно путем:

развития налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;

введения института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и прочих параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;

включения контроля за применением ККТв систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля);

определения закрытого перечня случаев (критериев) непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;

введения обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;

развитие электронного документооборота в налоговой сфере;

увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырех до пяти лет, в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.

Цифровая трансформация

В целях более активного использования преимуществ новых технологических решений, достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферыпланируется реализация комплекса мер, направленного на обеспечение цифровой трансформации, а именно расширение налоговых льготв целях создания условий для опережающего развития отечественных высокотехнологичных компаний и повышения привлекательности российской юрисдикции для IT-бизнеса, в том числе:

снижение размера ставки страховых взносов с 14 до 7,6% (снижение эффективной ставки в 2 раза примерно до 5%);

снижение налога на прибыль до 3%;

отмена льготы НДС при продаже иностранного программного обеспечения.

Кроме того, планируется в том числе переход на исключительно электронный способ сдачи и хранения организациями документов первичной отчетности и подтверждающих документов исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Меры налоговой политики по видам налогов до 2023 года

Актуальные вопросы налогообложения на перспективу

Налог на прибыль организаций

Усовершенствование порядка налогообложения прибыли инвестиционных товариществ в части сокращения количества формируемых налоговых баз с обеспечением единого подхода к их формированию;
конкретизация норм, касающихся налогового учета расходов на модернизацию амортизируемого имущества, с целью исключения возможности их различного толкования и сокращения соответствующих налоговых споров

Снятие ограничений, предусмотренных для применения холдингового режима налогообложения, в части уменьшения минимальной доли владения капиталом компаний, выплачивающих дивиденды, а также уточнения нормы об освобождении продажи акций российских организаций (уменьшение минимально установленного срока владения с пяти до трех лет);
смягчение политики учета расходов страхования при налогообложении – отказ от закрытого перечня видов страхования;
продление действия нормы, ограничивающей уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах

Налог на доходы физических лиц

Установление налога на выплаты процентных доходов по вкладам и ценным бумагам граждан в размере 13 % для граждан, чей общий объем банковских вкладов и инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб.;
установление с 1 января 2021 года налоговой ставки по НДФЛ в размере 15 % в отношении доходов (включая дивиденды и проценты) физических лиц, превышающих 5 млн руб. за налоговый период;
упрощение порядка получения отдельных налоговых вычетов по НДФЛ – отказ от представления налогоплательщиком налоговой декларации и пакета подтверждающих документов, автоматизация процедуры обработки документов налоговым органом;
отмена обязанности представления налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества над соответствующими доходами

Имущественные налоги

Отмена декларации по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
изменение порядка исчисления транспортного налога в отношении уничтоженных транспортных средств;
распространение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам ветеранам боевых действия;
возложение обязанности по предоставлению в налоговые органы сведений о статусе земельного участка, изъятого из оборота и ограниченного в обороте, на уполномоченные органы, в которых предусмотрена военная служба;
исключение положений гл. 32 НК РФ о применении инвентаризационной стоимости для целей исчисления налога на имущество физических лиц

Отказ от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога на имущество организаций;
определение оптимального размера предельной налоговой ставки, обеспечивающего, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой стороны – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

Повышение эффективности предоставления льгот по НДПИ, в том числе по выработанным месторождениям;
совершенствование налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, в том числе изменение подходов к налогообложению многокомпонентных комплексных руд

Акцизы

Повышение ставки акциза на табачную продукцию

Специальные налоговые режимы

Уточнение порядка исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в случае, когда одним из субъектов РФ установлена пониженная налоговая ставка;
исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ;
включение дополнительных позиций в перечень видов деятельности, в отношении которых применяется ПСН, для которых в настоящее время уплачивается ЕНВД;
продление до 2024 года права субъекта РФ вводить налоговые каникулы в виде нулевой налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей

Страховые взносы

Синхронизация перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ;
ограничение случаев, при которых у плательщиков страховых взносов, являющихся участниками проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», возникает обязанность по восстановлению и уплате страховых взносов в связи с утратой соответствующего статуса;
уточнение порядка исчисления и уплаты страховых взносов с сумм вознаграждений членам совета МКД, в случае если в МКД не создано ТСЖ либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом

Налог на добавленную стоимость

Возложение обязанности уплаты НДС за иностранную организацию российским покупателем – налоговым агентом, за исключением случаев оказания услуг в электронной форме либо ситуаций, когда иностранная организация состоит на учете в налоговых органах в силу наличия представительства (филиала) и товары реализуются (работы выполняются, услуги оказываются) через такие обособленные подразделения;
изменение порядка определения места реализации работ (услуг) и установление его во всех случаях по принципу страны нахождения покупателя;
добровольная постановка на учет для иностранных поставщиков с использованием НДС-офиса при осуществлении любых видов деятельности (реализации в адрес российских покупателей)

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector