налоговый кодекс право бай

e1a289459ab8563e71259ae6eabbac2bНовый проект Налогового кодекса: какие изменения ждут бизнес и владельцев жилья

В Беларуси подготовлен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Он предусматривает как новации по традиционным направлениям, так и изменения концептуального характера, которые касаются налогообложения предпринимательской деятельности. О планируемых новшествах рассказал журналистам первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко.

056d8ee788549a204a547860d1968841

Среди традиционных направлений – индексация ставок налогов, всех социальных налоговых вычетов в целях их адаптации к инфляционным процессам. Отдельный блок касается мер фискальной направленности. Это вызвано необходимостью консолидации доходов бюджетов на уровне снижающейся централизации доходов, которая обусловлена и внешней конъюнктурой, в первую очередь влиянием российского налогового маневра, а также необходимостью финансирования ряда расходов, в частности по противодействию коронавирусной инфекции.

В законопроекте предусмотрена отмена отдельных налоговых льгот и предоставление права местным Советам депутатов повышать стандартную ставку налога на прибыль в пределах 2 процентных пунктов с направлением полученных средств на реализацию инфраструктурных проектов.

Налоги для владельцев квартир

Одно из основных изменений – отмена налоговой льготы в отношении квартир в многоквартирных жилых домах. «Цель этого нововведения – уравнять условия налогообложения граждан, которые являются владельцами индивидуального жилья, а также повысить ресурсную базу местных бюджетов», – сказал Дмитрий Кийко.

Предполагается, что в качестве налоговой базы будет расчетная стоимость квартир, которая будет определяться Налоговым кодексом. К ней будет применяться стандартная ставка в размере 0,1 % (к первой и последующим квартирам). На данный момент применяется большая ставка – 0,2% – ко второй и последующим квартирам. «Расчетная стоимость будет дифференцирована по городам, а также по типам квартир. По расчетам средняя сумма налога по стандартной квартире для граждан в Минске составит около Br50 в год, в регионах – порядка Br25», – отметил первый заместитель Министра.

При этом сохранятся льготы в отношении пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других незащищенных слоев населения.

Изменения для бизнеса

Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур.

Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности. «Это вызвано рядом обстоятельств. В настоящее время у нас индивидуальная предпринимательская деятельность может применяться в различных организационно-правовых формах. Это самозанятые граждане, индивидуальные предприниматели, отчасти микроорганизации. Все эти субъекты применяют различные системы налогообложения. В результате такого многообразия сегодня отмечается излишняя конкуренция между самими субъектами, а также использование ИП в схемах по налоговой оптимизации. Помимо неравной конкурентной среды, это соответствующим образом отражается и на доходах бюджета. За последние годы отмечается такая тенденция, что, несмотря на рост количества субъектов предпринимательской деятельности, доля доходов от этих категорий в бюджете не увеличивается и традиционно не превышает примерно 2,5 %», – отметил Дмитрий Кийко.

Поэтому выработана концепция, целью которой является четкое разграничение субъектного состава (самозанятые, ИП, микроорганизации). В соответствии с этой концепцией в кодексе предусмотрены подходы по изменению налогообложения.

Основные изменения касаются самозанятых граждан. «Предлагается значительно расширить возможности для деятельности в данной форме. Такое расширение произойдет с 2023 года. Предполагается, что будет реализован заявительный принцип. Будут определены виды деятельности, которыми самозанятые не смогут заниматься. А остальные виды будут разрешены. Основной нюанс в том, что эта деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников», – рассказал первый замминистра.

В планах разработка цифрового мобильного приложения для самозанятых. Оно будет предназначено для регистрации и уплаты всех налоговых обязательств. «Установив и используя это приложение, самозанятый гражданин может вести предпринимательскую деятельность без дополнительных административных процедур, без предоставления какой-либо дополнительной отчетности. Цифровой продукт позволит самозанятым работать с использованием безналичной оплаты. Будет возможно их взаимодействие как с физическими лицами, так и с организациями с отдельными ограничениями. Основная ставка предполагается в размере 10 % от полученного дохода. Расчет налоговых обязательств будет проводиться автоматически через цифровое приложение. Важное нововведение: эта совокупная ставка будет включать в себя в том числе отчисления в ФСЗН», – пояснил Дмитрий Кийко.

В связи с таким расширением возможностей для самозанятых с 2023 года также предполагается сокращение видов деятельности, которые можно осуществлять индивидуальным предпринимателям. «Здесь будет реализован обратный подход: будут определены несколько видов деятельности, при осуществлении которых можно будет регистрироваться как ИП с привлечением наемных лиц не более трех человек. С учетом сокращения сфер деятельности индивидуальных предпринимателей и того, что основная их масса перейдет в самозанятые, предполагается корректировка условий налогообложения для ИП. С 2022 года для отдельных видов деятельности ограничивается возможность применения упрощенной системы налогообложения, сокращаются сферы применения единого налога. Предполагается, что с 2023 года для ИП останется возможность применения только общей системы налогообложения, то есть с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами», – проинформировал первый замминистра.

Индивидуальным предпринимателям с наемными работниками предлагают альтернативу – возможность перехода в микроорганизации. Для микроорганизаций сохраняется возможность применения упрощенной системы налогообложения, для этого устанавливаются единые критерии. «При этом в части выручки эти критерии расширяются. Предельный критерий будет порядка Br2,15 млн в год. При достижении этой выручки будет возможно применение упрощенной системы налогообложения. Предполагается установить численность работников в количестве 50 человек, а также единую ставку налога при упрощенной системе в размере 6 %», – добавил Дмитрий Кийко.

«Мы полагаем, что совокупность всех предложений позволит четко разграничить состав субъектов предпринимательства, устранить предпосылки для применения схем по налоговой оптимизации, сохранить понятные и простые условия для бизнеса, а также повысить уровень участия граждан в формировании доходов бюджета», – подчеркнул первый замминистра.

Минфин не ожидает, что сразу же будет получен фискальный эффект от планируемых мер. Дмитрий Кийко заявил: «Мы понимаем, что должен пройти трансформационный период, пока субъекты распределятся по предлагаемым категориям – самозанятые, ИП, микроорганизации. Тем не менее, после того, как эта система полностью заработает, ее потенциальный эффект оценивается нами в размере Br100–200 млн в год, в том числе с учетом отчислений в ФСЗН. Прежде всего это будет способствовать повышению ресурсной базы местных бюджетов, которые смогут направлять средства на инфраструктурные и иные социальные цели».

Сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С.Кунявского Жанна Тарасевич поделилась с журналистами своей оценкой проекта о внесении изменений в Налоговый кодекс. «Это попытка выровнять конкурентную среду между субъектами хозяйствования независимо от организационно-правовой формы собственности, стимулировать рост бизнеса от более мелкого к более крупному. Если посмотреть на предусмотренные проектом ставки, мы видим, что когда бизнес будет расти, то скорее всего будет платить налогов меньше. С точки зрения администрирования тоже есть свои плюсы. Упрощаются некоторые моменты по вопросам электронного декларирования, личного кабинета и другим», – отметила она.

Представитель бизнеса обратила внимание на необходимость оценки влияния предлагаемых изменений на цены, занятость, а также оценки связанных с новациями административных расходов. «Также важно, насколько удобно и просто самозанятым будет работать с цифровой платформой, так как среди них есть не только молодежь, которая хорошо управляется со смартфонами. Кроме того, необходимо провести разъяснительную работу с населением и рассказать о преимуществах той или иной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Сейчас идут консультации с бизнесом, все эти вопросы будут еще обсуждаться», – добавила Жанна Тарасевич.

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец отметил, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс имеют под собой объективные предпосылки и направлены на борьбу с недобросовестной конкуренцией. Однако он высказал опасения по поводу того, насколько быстро и эффективно бизнес адаптируется к планируемым новациям.

Дмитрий Кийко заверил, что будут приняты меры для упрощения адаптационного, трансформационного периода, когда индивидуальные предприниматели должны будут принять решение перейти в новую категорию (самозанятых либо микроорганизаций). По его словам, предполагается разработка отдельного порядка, который будет регламентировать такой упрощенный переход. За ИП будут автоматически сохраняться все разрешения, лицензии, будут решаться вопросы, связанные с юридическим адресом, с наличием обязательств. Все это предполагается урегулировать в отдельном законодательном акте, чтобы сделать такой переход максимально безболезненным.

Источник

статья 21 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть)

1. Плательщик имеет право:

1.1. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

1.2. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

1.3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот;

1.4. обращаться за изменением установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней;

1.5. обращаться за осуществлением административных процедур в налоговый орган по месту постановки на учет, если иное не установлено подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса;

1.6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать акт (справку) проверки;

1.7. представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту (справке) проверки;

1.8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

1.9. требовать соблюдения налоговой тайны;

1.10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

1.11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством;

1.12. не выполнять решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям настоящего Кодекса и иного законодательства;

1.13. в целях проверки благонадежности деловой репутации использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы;

1.14. знакомиться с находящимися в налоговом органе налоговыми декларациями (расчетами), другими документами и (или) информацией, которые относятся к исчислению и (или) уплате им налогов, сборов (пошлин), если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

2. Плательщики имеют также иные права, установленные налоговым или таможенным законодательством.

3. Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Часть первая настоящего пункта распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате ими налогов, сборов (пошлин) на основании разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов в письменной или электронной форме.

4. Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

5. Иное обязанное лицо пользуется правами, предоставленными настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства плательщику.

Источник

Изменения в Трудовом кодексе – 2021

Принят Закон N 114-З. Им вносятся изменения в ТК, а также Закон о промышленной безопасности. Новшества начнут действовать с 30.06.2021 (абз. 2 ст. 4 Закона N 114-З). Рассмотрим их.

Новые основания увольнения

В ТК введены новые основания увольнения по инициативе нанимателя (п. 1 ст. 1 Закона N 114-З). Так, наниматель сможет расторгнуть с работником трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия (абз. 3, 7 и п. 7 ст. 42 ТК в новой редакции):

— за отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей. Проще говоря, если работник будет отбывать административный арест;

Примечание
Административно арестованные содержатся в условиях строгой изоляции в местах отбывания административного ареста, определенных в соответствии с законодательными актами (ч. 1 ст. 20.2 ПИКоАП).

— принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыв работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;

— участие работника в незаконной забастовке, а также иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин. Напомним, в случаях, предусмотренных законодательством, работник вправе отказаться от выполнения работы. Например, при непредоставлении работнику средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, он может отказаться выполнять порученную работу. При этом он обязан незамедлительно письменно сообщить о мотивах своего отказа нанимателю и продолжать подчиняться ПВТР, за исключением выполнения вышеуказанной работы (абз. 4 ч. 2 ст. 11 Закона об охране труда). При отказе от выполнения трудовых обязанностей в этих случаях и при условии, что соблюден установленный порядок отказа, уволить работника по рассматриваемому основанию наниматель не вправе.

Обратите внимание!
Предварительно уведомлять профсоюз об увольнении по приведенным выше основаниям не потребуется, как и получать его согласие на увольнение (п. 2 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 1 и 3 ст. 46 ТК в новой редакции). В настоящее время в случаях, предусмотренных колдоговорами, соглашениями, увольнение по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза (ч. 3 ст. 46 ТК). Эта норма дополнена положением, исключающим возможность включения в колдоговоры, соглашения требования о предварительном согласии профсоюза на увольнение по данным основаниям.

Также расширен перечень дополнительных оснований прекращения трудового договора (ч. 1 ст. 47 ТК). Работника можно будет уволить за нарушение им порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (п. 3 ст. 1 Закона N 114-З, п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК в новой редакции).

Обратите внимание!
Увольнение по всем приведенным выше основаниям является мерой дисциплинарного взыскания (п. 5 ст. 1 Закона N 114-З, п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК в новой редакции). Поэтому необходимо будет соблюсти порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, установленные ст. 199 — 200 ТК в новой редакции.

Изменения в порядке привлечения к дисциплинарной ответственности

Установлено, что не будет являться препятствием для применения к работнику дисциплинарного взыскания невозможность получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка. Иными словами, если у нанимателя нет возможности получить от работника объяснения, например, по причине того, что тот отбывает административный арест, он все равно может применить к нему дисциплинарное взыскание (п. 6 ст. 1 Закона N 114-З).

В такой ситуации, как и в случае с отказом работника от дачи письменного объяснения, достаточно будет оформить соответствующий акт (в данном случае — об отсутствии возможности получить у работника объяснения) c указанием присутствовавших при этом свидетелей (ч. 2 ст. 199 ТК в новой редакции).

Новое основание отстранения

ТК в новой редакции дополнен новым основанием отстранения работника от работы.

Примечание
Основания для отстранения работника от работы предусмотрены ст. 49 ТК.

Так, нанимателю разрешено незамедлительно отстранить от работы работника, призывающего других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин. Срок отстранения не установлен (п. 4 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 5 ст. 49 ТК в новой редакции).

Примечание
В настоящее время незамедлительно отстранить работника от работы наниматель может только в одном случае: при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба. Срок отстранения — до устранения нарушений (ч. 5 ст. 49 ТК).

Напомним, что в связи с нововведениями работника, который призывает работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин, наниматель также имеет право уволить (ч. 5 ст. 49 Закона N 114-З).

Новшества в порядке регулирования забастовок

1. ТК дополняется нормой, запрещающей выдвижение политических требований при проведении забастовок. Напомним, в настоящее время аналогичное положение закреплено в ч. 2 ст. 22 Закона о профсоюзах, согласно которой при проведении забастовок по инициативе профсоюзов установлен запрет на выдвижение политических требований (п. 8 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 3 ст. 388 ТК в новой редакции).

Примечание
Под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 388 ТК).
В свою очередь, коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений (нанимателя(ей), объединений нанимателей и работников в лице профсоюза, иных представительных органов) по поводу (ч. 1 ст. 354, ст. 377, 378 ТК):
— установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;
— заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

2. Работникам субъектов промышленной безопасности, имеющих опасные производственные объекты, и вовсе будет запрещено принимать участие в забастовках (ст. 2 Закона N 114-З; абз. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 26 Закона о промышленной безопасности в новой редакции; ч. 3 ст. 388 ТК). Иными словами, в организациях (ИП), осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности и имеющих опасные производственные объекты, будет запрещено проводить забастовки.

Примечание
Перечень опасных производственных объектов содержится в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности. К ним, в частности, относятся объекты, на которых ведутся горные работы (рудники, где могут произойти взрывы газа, внезапные выбросы породы, газа, горные удары и т.д.), подземные горные работы, не связанные с добычей полезных ископаемых (например, участки проходки тоннелей метрополитенов и станций метрополитенов подземным способом).

3. Определено, что решение суда о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении будет подлежать немедленному исполнению, т.е. сразу после вынесения судом, не дожидаясь его вступления в законную силу (п. 9 ст. 1 Закона N 114-З, ч. 4 ст. 395 ТК в новой редакции). В настоящее время такое решение подлежит немедленному исполнению только после вступления его в законную силу (ч. 4 ст. 395 ТК).

См. также официальный комментарий, размещенный на сайте Минтруда и соцзащиты.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Налоговый кодекс право бай

«Наш клиент всегда прав»

Анализ изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 26 мая 2021 года №112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».

%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8

Статья подготовлена с использованием

правовых актов по состоянию

1) Новым законом вносятся изменения в понятия множественности преступлений, что имеет важное значение при назначении наказания в случае совершения одним лицом нескольких преступлений. Так, ранее совершение преступлений, предусмотренных одной и той же статьей, но разными частями (к примеру, ч.1 ст.205 УК и ч.2 ст.205 УК), а равно совершение оконченного и неоконченного преступления (ч.1 ст.14 ч.2 ст.205 и ч.2 ст.205 УК) признавалось повторностью преступлений и наказание в таком случае назначалось по правилам, предусмотренным ст.71 УК.

С учетом внесенных изменений, внесенный в ст.42 и 72 УК, исключении ст.41 и 71 УК, вышеописанные случаи должны признаваться совокупностью преступлений и наказание должно назначаться по правилам ст.72 УК.

Следует отметить, что ранее, при применении положений ст.71 УК окончательное наказание могло быть назначено только путем поглощения менее строгого наказания более строгим. К примеру, в случае назначения по ч.2 ст.205 УК наказания в виде 3 лет лишения свободы, а по ч.3 ст.205 УК – 4 года, то окончательное наказание могло быть назначено лишь 4 года. Одновременно с этим статья 72 УК позволяет назначить окончательное наказание как путем поглощения менее строго наказания более строгим, так и путем частичного либо полного сложения наказаний. То есть в настоящий момент в случае осуждения лица по ч.2 ст.205 к наказанию в виде 3 лет лишения свободы, по ч.3 ст.205 УК – 4 года лишения свободы, то окончательное наказание может быть назначено вплоть до 7 лет лишения свободы.

Таким образом, данное новшество с одной стороны упрощает механизм назначения наказания, а с другой – ужесточает потенциальную ответственность при осуждении за совершение нескольких преступлений.

С учетом того, что судам представлено более широкие возможности для назначения наказания в подобных случаях, возрастает роль защитника в уголовном процессе, который может привести убедительные доводы и обосновать необходимость назначения окончательного наказания именно путем поглощения менее строгого более строгим, а не путем сложения наказаний

Адвокаты адвокатского бюро «Маслов, Гашинский и партнеры» обладают необходимым практическим опытом и знанием в рассмотрении уголовных дел по обвинению в нескольких преступлениях, окажут юридическую помощь клиенту, направленную на реализацию интересов клиента.

2) Подвергся изменению также и перечь деяний, влекущих уголовную ответственность по требования, установленный в ст.33 УК.

Так, к таким деяниям новым законом отнесена статья 155 УК «Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности», часть 1 статьи 170 УК «Понуждение к действиям сексуального характера», статья 185 УК «Принуждение», часть 1 статьи 216 УК «Причинение имущественного ущерба без признаков хищения».

Особый интерес вызывает включение законодателем таких статей, как ст. 155 и ч.1 ст.216 УК, поскольку в практике нередки случаи, когда обвинение лицу предъявлено по ст.147 либо 149 УК (умышленное причинение тяжкого либо менее тяжкого телесного повреждения), а при рассмотрении дела суд приходит к выводу о неосторожной форме вины и квалифицирует действия по ст.155 УК. Вместе с тем, суды все равно выносят обвинительный приговор, в случае наличия в деле заявления от потерпевшего по факту причинения ему телесных повреждений.

С учетом внесенных изменений, в случае отсутствия у потерпевшего требований о привлечении обвиняемого к ответственности по ст.155 УК, что должно быть выражено в соответствующей форме, либо сам потерпевший отказывается от ранее поданного заявления, то обвиняемый не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Поскольку закон в данной части смягчает ответственность и имеет обратную силу, то данное изменение затрагивает и вступившие в силу обвинительные приговоры по ст.155 УК, которые могут быть отменены с прекращением производства по делу.

Аналогичны нередкие случаи переквалифицирования различных видов хищений на статью 216 УК, и приговоры по таким делам также могут быть отменены в случае отсутствия претензий с потерпевшей стороны.

3) Вносимыми изменения увеличен максимальный срок назначаемого наказания в виде общественных работ – с 240 до 360 часов. Поскольку ответственность усиливается, то закон в данной части распространяется лишь на преступления, совершенные после вступления его в силу и не имеет обратной силы.

4) Изменена статья 50 УК, устанавливающая понятие и особенности назначения такого наказания, как штраф. Установлена возможность предоставления рассрочки на срок до 5 лет, либо отсрочка его уплаты до 1 года. Это возможность и ранее была закреплена в статье 29 УИК, но предусматривала возможность предоставлении рассрочки штрафа на срок только до одного года.

Также установлена возможность для суда по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменить штраф на арест из расчета один день ареста за десять базовых величин, но не более 3 месяцев, либо на ограничение свободы из расчета один месяц ограничения свободы за 5 базовых величин, но не более 5 лет.

Из этого следует, что контроль за исполнением наказания в виде штрафа будет осуществляться жёстче, однако будет расширяться возможность применения к осужденному рассрочки и отсрочки штрафа вместо замены наказания на арест.

5) Новым законом изменены правила зачета сроков содержания под стражей и домашнего ареста. Так, ранее один день содержания под стражей (либо срок задержания) засчитывался по соответствии со ст.75 УК в срок отбытия наказания из расчета одного дня содержания под стражей одному дню лишения свободы. С учетом внесенных изменений один день содержания под стражей соответствует двум дням лишения свободы, лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет или в случае назначение наказания в исправительной колонии в условиях поселения. В случае назначения наказания в виде лишения свободы с его отбыванием в исправительной колонии в условиях общего либо усиленного режима (то есть в случае осуждения к лишению свободы впервые), то в таком случае полтора дня лишения свободы соответствует одному дню содержания под стражей.

6) Законодателем также снижен срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный санкцией статьи 147 части 1 (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения). Совершение указанного преступления ранее каралось ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет, а новой редакцией наказание в виде лишения свободы предусмотрено от трех до восьми лет.

С учетом того, что законом смягчена ответственность за совершение данного преступления, приговоры в отношении лиц, которым по данной статье назначено наказание в виде лишения свободы, могут быть пересмотрены в части уменьшения наказания, по заявлениям, поданным ими либо их защитниками с указанием оснований для уменьшения срока наказания.

8) Новым законом также смягчена ответственность, установленная за совершение ряда хищений, сопряженных с причинением ущерба в крупном размере. Так, изменения затронули преступления, предусмотренные ч.3 205, ч.3 206, ч.3 208, ч.3 209, ч.3 211, ч.3 212 УК. Ранее за совершение указанных преступлений законом не было предусмотрено альтернативного лишению свободы наказания. Лицо, привлекаемое к уголовной ответственности по данным статьям не возместившее в полном объеме причиненный ущерб либо которому по иным основаниям было невозможно применить иные меры уголовной ответственности (ст.ст.77,78 УК), гарантировано осуждалось в лишению свободы. С учетом изменений такое лицо может претендовать и на иное наказание. При этом с учетом внесения нового вида наказания и смягчения санкции, могут быть пересмотрены и приговоры, постановленные ранее и наказание по которым осужденные не отбыли.

9) Подверглась изменению также и статься 212 УК. В частности, из части 2 данной статьи исключен такой квалифицирующий признак, как хищение, сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации. Хищения денежных средств лицом с использованием чужих банковских карт, либо с использованием специальных приложений, всегда сопровождалось вменением такого признака, как действия, сопряженные с несанкционированным доступом к компьютерной информации. Исключив полностью данный признак из уголовного кодекса, законодатель смягчает ответственность за такие действия, которые с учетом изменений будут квалифицироваться не по ч.2 ст.212 УК, а по части 1. Эти изменения затрагивают также и ранее вынесенные приговоры, наказания по которым осужденные не отбыли. С учетом того, что ч.1 чт.212 предусматривает как более мягкие виды наказаний, так и меньшие их сроки, то осужденный при подаче соответствующего заявление в праве претендовать на смягчение наказания либо освобождение от его дальнейшего отбытия.

10) Также подверглось снижению мера ответственности, предусмотренная ч.1 ст.214 УК, со совершение которого ранее было предусмотрено наказание в виде ограничения свободы до 5 лет и лишения свободы на тот же срок, а в настоящее время максимальный срок как ограничения свободы, так и лишения составляет 3 года. Соответственно лица, осужденные по данной статье к наказанию, превышающему 3 года, могут претендовать на пересмотр из приговора и смягчение наказания.

11) Подверглось изменению примечание к ст.228 УК (контрабанда). В предыдущей редакции указывалось о том, что лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и денежные инструменты освобождается от уголовной ответственности. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств или денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Новым законом также добавлено, что добровольной сдаче не могут считаться и обнаружение денежных средств при устном опросе в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля.

Понятие устного опроса, как меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, закреплено в ст.339 Должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, в целях получения сведений, имеющих значение для проведения таможенного контроля, без оформления результатов опроса Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза, в силу которой должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, в целях получения сведений, имеющих значение для проведения таможенного контроля, без оформления результатов опроса.

Ранее в случае добровольного сообщения в ходе устного опроса или беседы сотруднику таможенных органов о перемещении денежных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза в сумме, превышающей допустимую, при проведении дальнейших проверочных мероприятий выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и начинался административный процесс. С учетом внесенных изменений аналогичный случай может повлечь возбуждение именно уголовного дела по ст.228 УК.

12) Подверглась изменениям и ст.243 УК. Изменена градация размера ущерба: ответственность по ч.1 ст.243 УК предусмотрена за уклонение от уплаты налогов в значительном размере, по ч.2 – в крупном, по вновь добавленной ч.3 – в особо крупном. Причем новым законом значительный размер соответствует крупном размеру, установленному в прошлой редакции ( 2 000 б.в.), а крупный – особо крупному ( 3 500 б.в.). Особо крупный размер в новой редакции законно имеет место при размере ущерба, превышающем 35 000 б.в.

Одновременно с этим изменены санкции ч.1 и ч.2 статьи. По ч.1 снижен максимальный размер ограничения свободы с 3-х лет до 1 года.

С учетом этого лица, ранее осужденные по ч.1 ст.243 УК к наказанию, превышающему 1 год ограничения свободы, вправе претендовать на пересмотр приговора и смягчение/освобождение от отбытия наказания.

13) Новым законом также внесены ряд новых преступлений, в том числе ст.243-2 УК «Налоговое мошенничество», под которым понимается уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере. Под совершением данного преступления понимается не уклонение от уплаты налогов, ответственность за что предусмотрено ст.243 УК, именно действия, направленные на необоснованный возврат налогов и сборов (которые не должны быть возвращены).

14) Также добавлена новая статья 243-3 УК «Уклонение от уплаты страховых взносов». Указанная норма подразумевает под собой ответственность лица за умышленное неначисление и неуплату обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Минимальный размер неуплаченных страховых взносов, с которого предусмотрена уголовная ответственность, установлен в 2 500 базовых величин.

15) Одной из новых норм, стало также введение уголовной ответственности за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Аналогичная норма есть в административном законодательстве, но уголовная ответственность в данном случае будет иметь место в случае совершения такого деяния неоднократно. Под неоднократностью законодатель понимает совершение противоправного деяния в течение одного года после наложения административного взыскания по ч.2 ст.18.14 КоАП.

16) Новым законом смягчена санкция части 1 статьи 328-1 УК путем добавления в нее такого наказания, как ограничение свободы на срок до 4-х лет. При этом ранее за совершение данного преступления могло быть назначено только лишение свободы, и, поскольку преступление отнесено к категории тяжких, направлено против жизни и здоровья населения, то иные меры уголовной ответственности к обвиняемому также не могли быть применены.

17) В Уголовный Кодекс внесена норма об ответственности за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий. Диспозиция статьи фактически дублирует ст.24.23 КоАП, устанавливающую ответственность за несанкционированные мероприятия. В данном случае уголовная ответственность дубеет иметь место, если лицо дважды в течении одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.24.23 КоАП и в течении года после наложения второго административного взыскания за деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

18) Усилена ответственность по ст.363, 364, 366 УК и за совершение квалифицированных деяний ответственность теперь установлена вплоть до 7 лет лишения свободы. Таким образом указанные преступления переведены в категорию тяжких.

1) Добавлена ст.30-1 УПК, регламентирующая порядок примирения обвиняемого с потерпевшим. Законодательно закреплен принцип личного участия и принцип добровольности при осуществлении примирения обвиняемого с потерпевшим. Отдельно отмечено, что примирение с несовершеннолетним обвиняемым либо потерпевшим осуществляется с участием их законных представителей. Добавлена возможность примирения в уголовном процессе с участием медиатора, которого выбирают потерпевший и обвиняемый взаимно и по собственной инициативе.

2) УПК добавлен новой статьей – 204-1, регулирующей порядок осмотра компьютерной информации. Фактически законодателем внесен новый вид процессуального действия, поскольку осмотр компьютерной информации, доступ к которой осуществляется посредством аутентификации пользователя либо которая содержит информацию о частной жизни лица (например, электронная почта) имеет ряд существенных особенностей. Установлена обязанность для проведения осмотра такой компьютерной информации получение согласия ее обладателя либо наличие санкции прокурора.

3) Статья 224-1 УПК дополнена возможностью в ходе предварительного расследования осуществлять в ходе предварительного следствия допрос потерпевшего, свидетеля, очную ставку или предъявление для опознания лиц и (или) объектов с участием потерпевшего или свидетеля дистанционно с использованием систем видеоконференцсвязи в случае необходимости обеспечения наиболее быстрого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. Вопрос о возможности проведения данных процессуальных действий с использованием подобных средств решается следователем.

4) Изменениями, внесенными в УПК прокурору предоставлены дополнительные полномочия при поступлении ему дела для направления в суд. Так, новым законом в статью 265 УПК внесены изменения, в соответствии с которыми прокурор вправе также отменить наложение ареста на имущество, временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, а также разрешить свидание близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей или домашним арестом. В этой связи прокурору на стадии передачи ему дела для направления в суд может быть подано от защитника ходатайство о снятии ареста с имущества, а от родственников – на разрешение свидания.

5) Статья 293 УПК расширена за счет включения в нее ч.7-1, в силу которой государственный обвинитель, отказываясь от обвинения полностью либо частично обязан изложить суду мотивы и основание такого решения, предусмотренное ст. 357 (отсутствие состава преступления, не доказано участие обвиняемого в совершении преступления, отсутствует общественно опасное деяние). Вместе с тем, законом не установлены последствия немотивированного отказа государственного обвинителя от обвинения.

6) Изменена формулировка статьи 373 УПК, устанавливающей порядок извещения о поданных жалобах и протестах. Так, теперь в случае подачи апелляционной жалобы и протеста по основаниям, которые могут повлечь ухудшение положения обвиняемого, их копии вручаются не только обвиняемому, но и должны быть также вручены защитнику.

7) С учетом положений нового закона, дополнительные апелляционные жалобы и протесты и письменные возражения на них могут быть представлены в апелляционную инстанцию не позднее чем за пять суток до начала рассмотрения уголовного дела, вместо трех, как было ранее.

1) Статьей 86 УИК теперь разрешены телефонные звонки лицам, отбывающими наказание в виде лишения свободы с родственниками, в том числе с использованием видеосвязи. Также новой редакцией установлена право осуществления телефонных разговоров с лицами, не являющимися близкими родственниками осужденного, но только с разрешения администрации исправительного учреждения.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector