налоговый кодекс рф 2021 последняя редакция ндфл глава 23

Глава 23. Налог на доходы физических лиц

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

bottom gerb

(c) 2015-2021 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Источник

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

ndfl 2021 klyuchevye izmeneniya dlya grazhdan i biznesa 300(1)
denisart / Depositphotos.com

2020 год был богат на поправки в Налоговый кодекс – за период с января по ноябрь принято 34 федеральных закона, вносящих изменения в отдельные статьи НК РФ. В числе последних – корректировка норм главы 23 «Налог на доходы физических лиц» в части введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ и установления особенностей взыскания НДФЛ с процентов по вкладам в банках, а также принятие актов, актуализирующих формы налоговой отчетности.

Большинство поправок начнет действовать с 1 января 2021 года. Также в планах законодателя на следующий год – упрощение порядка предоставления налоговых вычетов по НДФЛ. Соответствующий законопроект уже подготовлен и внесен в Госдуму.

Об уже принятых и готовящихся изменениях в части НДФЛ рассказал начальник Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Михаил Сергеев в ходе состоявшегося на прошлой неделе Всероссийского зимнего делового онлайн-конгресса «Налоги и отчетность в 2021 году», организованного компанией Такском и учрежденным ФНС России журналом «Налоговая политика и практика». Остановимся на ключевых моментах.

Прогрессивная шкала налогообложения

Поправки, устанавливающие повышенную ставку налога на доходы, превышающие установленный лимит, были внесены в НК РФ Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ (далее – Закон № 372-ФЗ). Они предполагают дифференциацию значений налоговой ставки по НДФЛ в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Так, к доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. – 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 тыс. руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Таким образом, начиная с 1 января 2021 года в отношении доходов, дата выплаты которых приходится уже на 2021 год, будет применяться шкала ставок – так называемая комбинированная ставка, состоящая из твердой ставки и процентной ставки для доходов, превышающих 5 млн руб., пояснил представитель ФНС России.

Возникает ли у налогоплательщика обязанность уплатить НДФЛ в случае, если он не получает дохода? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, идею введения «налога для богатых» озвучил Президент РФ Владимир Путин в ходе своего обращения к гражданам 23 июня 2020 года. Он подчеркнул, что действующая с 2001 года плоская шкала НДФЛ свои задачи выполнила – она позволила вывести зарплаты и доходы из тени, упростить налоговое администрирование. И сейчас в условиях нового администрирования, внедрения цифровых технологий у государства появилась возможность более дифференцированно распределять налоговую нагрузку и направлять дополнительное финансирование на решение конкретных, общественно значимых задач.

По словам Михаила Сергеева, одним из факторов, обусловивших принятие соответствующего закона, стал социальный запрос общества, призывающий к соблюдению принципа социальной справедливости – «кто больше получает, тот больше платит». Эксперт обратил внимание на следующие важные нюансы нового правового регулирования, связанные с введением прогрессивной шкалы налогообложения:

Существенные корректировки претерпит и порядок определения налоговой базы. Так, закон предусматривает раздельное формирование налоговыми агентами налоговых баз – баз в виде оплаты труда, по дивидендам, по ценным бумагам и т. п. Впоследствии планируется их консолидация, которую изначально предполагалось производить уже начиная со следующего года, но из-за того, что некоторые отрасли (в первую очередь, банки и другие финансовые организации) выразили технологическую неготовность сразу реализовать консолидацию баз из разных информационных ресурсов, было решено установить переходный период сроком на два года (2021-2022 годы), в течение которого налоговые базы необходимо считать раздельно (ч. 3 ст. 2 Закона № 372-ФЗ).

Михаил Сергеев подчеркнул, что через два года налоговый агент обязан будет вести консолидированную базу для целей применения конкретной ставки по каждому налогоплательщику. При этом в случае, если имеется несколько баз по разным налогоплательщикам, которые нужно считать раздельно, но налоговый агент эти базы консолидирует самостоятельно и будет применять не 13%, а 15%, налоговый орган не будет предъявлять претензий к налоговому агенту.

Согласно поправкам при суммировании налоговых баз в целях применения прогрессивных ставок налогообложения в отношении физлиц – налоговых резидентов РФ будут учитываться налоговые базы по: доходам от долевого участия; доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей; доходам по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами; операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; операциям займа ценными бумагами; доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; доходам в виде сумм прибыли, в том числе фиксированной, контролируемой иностранной компании; иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ в новой редакции (п. 2.1 ст. 210 НК РФ).

Следует учитывать, что переходными положениями Закона № 372-ФЗ предусмотрено освобождение налогового агента от штрафа по ст. 123 НК РФ за неудержание и неперечисление НДФЛ по ставке 15% за 1 квартал 2021 года, включая уплату соответствующих сумм пеней, если он самостоятельно перечислит налог в срок до 1 июля 2021 года. При тех же условиях не будут применяться и положения п. 9 ст. 226 НК РФ в части уплаты НДФЛ за счет средств налогового агента при доначислении (взыскании) сумм налога (ч. 4-5 ст. 2 Закона № 372-ФЗ).

Отметим, ФНС России уже выпустила Письмо от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@, посвященное разъяснениям вопросов исчисления и уплаты налоговыми агентами НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн руб. за налоговый период. В нем конкретизирован порядок уплаты НДФЛ в бюджет и указаны необходимые КБК.

Что касается самих налогоплательщиков, то для них поправки не вводят новых обязанностей. Даже если налогоплательщик получает доходы от нескольких налоговых агентов, при этом каждая из сумм не превышает 5 млн руб., и налоговый агент весь налог удержал по ставке 13%, обязанности подавать налоговую декларацию у налогоплательщика не возникает. В данном случае налоговый орган по окончании года самостоятельно рассчитает НДФЛ с совокупной суммы, превышающей указанный лимит, обобщив поступившую от налогоплательщика и налоговых агентов информацию (справки 2-НДФЛ). В налоговом уведомлении, форма которого уже разрабатывается с учетом внесенных поправок в НК РФ, вместе с имущественными налогами по сроку 1 декабря 2022 года будет выставлен счет на доплату налога по ставке 15% с превышения предельной суммы доходов.

Если же гражданин декларирует свой доход самостоятельно (это относится, например, к тем, кто сдавал имущество в аренду, применяя НДФЛ, к налогоплательщикам – ИП и тем, у кого есть источники дохода за рубежом), то ему следует определять сумму налога к уплате без учета сумм доходов, полученных от налоговых агентов, но с учетом порога превышения в 5 млн руб. В декларации 3-НДФЛ налогоплательщик будет исчислять налог исходя из своего фактического дохода – в форму внесут необходимые корректировки. Включать в налоговую декларацию те доходы, с которых налоговым агентом уже был удержан НДФЛ, не потребуется – налоговый орган будет сам агрегировать данные не только по справке 2-НДФЛ, но и по декларации 3-НДФЛ. И если совокупная сумма дохода превысит 5 млн руб., то исчисленный с повышающим коэффициентом налог к уплате будет отражен в налоговом уведомлении.

В целом Михаил Сергеев отметил, что «налоговая нагрузка меняется достаточно терпимо, комфортно для граждан, у которых доходы превышают установленный лимит». По расчетам специалистов, дополнительные поступления в бюджет от реализации поправок составят порядка 60 млрд руб., о чем говорил в упоминаемом обращении глава государства.

Что касается налоговых вычетов по НДФЛ, о планах изменения порядка предоставления которых мы писали ранее, то по ним пока не принято законодательных решений, но уже выработана концепция оптимизации. Михаил Сергеев напомнил, что речь идет не о вычете из налога, а о вычете из налоговой базы, то есть о возможности налогоплательщика-физлица уменьшить свою налоговую базу и вернуть по итогам налогового периода часть средств, уплаченных в виде НДФЛ.

Напомним, сейчас для получения налоговых вычетов необходимо подавать декларацию 3-НДФЛ либо заявление, чтобы получить налоговый вычет у налогового агента. Сама процедура длится порядка 4 месяцев – 3 месяца на камеральную проверку и месяц на осуществление возврата с учетом сроков прохождения документов в казначействе. Поправками планируется сократить процедуру предоставления налоговых вычетов до 1,5 месяцев. Причем упрощенный порядок предполагает проактивность – налоговые органы будут собирать необходимые для налогового вычета документы из внешних источников (от банков, сопровождающих соответствующие платежи по сделкам), выкладывать их в личный кабинет налогоплательщика – физлица, предлагая применить налоговый вычет. «Это совершенно другой, обратный подход, не требующий подачи налоговой декларации и подтверждающих право на вычет документов. При этом действующий порядок получения налоговых вычетов будет сохранен, и у налогоплательщика будет право выбора», – заключил спикер.

По словам Михаила Сергеева, законопроект об упрощенном порядке предоставления налоговых вычетов уже находится в высокой степени готовности. Правительство РФ внесло его в Госдуму и ожидает, что в начале следующего года он уже будет принят. Что касается этапов реализации инициативы, то в отношении имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья, по уплате процентов по ипотечным кредитам и инвестиционных налоговых вычетов, то уже в следующем году ФНС России будет реализовывать программное обеспечение, позволяющее рассылать в личные кабинеты предложения на оформление вычетов. Определены и предварительные сроки – прием документов от банков ФНС России намерена начать осуществлять в марте 2021 года. Если процесс принятия законодательных решений затянется или банки не будут технически готовы к марту, то сроки будут сдвигать.

В части социальных вычетов прорабатывается концепция использования чеков ККТ, но пока необходимо технологически решить, как из всего объема товаров, купленных в аптеке или объема средств, заплаченных медорганизации, «выцеплять именно то, что имеет отношение к налоговому вычету». Поэтому сначала будет немного упрощена процедура получения налогового вычета у работодателя – если раньше налогоплательщик подавал в налоговую инспекцию заявление вместе с документами, а затем ему приходилось идти в налоговую получать уведомление и самому нести его работодателю, то теперь выдачу уведомления непосредственно работодателю планируется осуществлять по электронным каналам связи. Это позволит исключить необходимость второго посещения налогоплательщиком налогового органа.

«Мы и дальше будем совершенствовать процедуры налогового администрирования для того, чтобы налогоплательщики не испытывали никакого дискомфорта при заявлении суммы НДФЛ, подлежащей возврату», – заверил Михаил Сергеев.

НДФЛ с процентов по вкладам в банках

С 2021 года вступят в силу отдельные поправки, предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они скорректируют порядок обложения НДФЛ процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках.

Действующая редакция ст. 214.2 НК РФ предусматривает налогообложение процентов по вкладам в размере превышения суммы процентов в соответствии с условиями договора над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 процентных пунктов, а по валютным вкладам – исходя из 9% годовых. Начиная со следующего года условия применения НДФЛ к процентному доходу будут аналогичны тем, что действуют в отношении других инвестиционных инструментов.

Так, с 1 января проценты по вкладам будут облагаться НДФЛ по ставке 13% в части, превышающей необлагаемый минимум. Последний равен произведению 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России на первое число налогового периода. Например, необлагаемый доход при текущей ключевой ставке 4,25% будет равен 42,5 тыс. руб. в год (1 млн руб. х 4,25% = 42,5 тыс. руб.) – то есть из всех процентов по депозиту будет вычитаться эта сумма, а остальное – облагаться НДФЛ по ставке 13%.

Как пояснил Михаил Сергеев, налогового агентирования у банков не будет, им потребуется только предоставлять все сведения о суммах выплаченных процентов в отношении каждого физлица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода, налоговому органу (делать это нужно будет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом). А налоговый орган сам консолидирует проценты по депозитам и применит единый вычет по всем открытым вкладам – к совокупной налоговой базе в части НДФЛ с процентов по вкладам в банках. «Этот доход будет учитываться при применении прогрессивной ставки НДФЛ», – заметил эксперт. Также он развеял несколько мифов относительно поправок – сам вклад, равно как и возврат вклада, облагаться налогом не будет. Кроме того, в налоговую базу не войдут проценты: по всем рублевым счетам, у которых ставка не превышает 1% годовых (при этом проценты по счетам в иностранной валюте, пересчитанные в рубли, по курсу на дату получения дохода, будут в полном объеме включаться в налоговую базу и подлежать налогообложению); по счетам эскроу (абз. 2 п. 1 ст. 214.2 НК РФ).

Поправками признаны утратившими силу некоторые нормы НК РФ, касающиеся налогообложения процентов по вкладам, в частности:

Новый порядок вступит в силу в следующем году, однако первый раз уплатить НДФЛ с процентов по банковским вкладам с учетом внесенных в НК РФ поправок нужно будет в 2022 году по итогам 2021 года.

Формы налоговой отчетности

В 2021 году ФНС России консолидирует отчетность по НДФЛ, сделает ее единой. Форма 2-НДФЛ с различными признаками (как основная справка, так и сообщение о неудержанном налоге) станет приложением к расчету 6-НДФЛ. Михаил Сергеев уточнил, что объем отчетности не увеличится, просто исчезнет целая форма, которая станет приложением к другому расчету.

Что касается формы 6-НДФЛ, то в ней также поменяют последовательность разделов, приведя тем самым в соответствие с иными расчетами и налоговыми декларациями. Если раньше в первом разделе отражались доходы и налоговая база, а во втором – итоговые суммы начисления налога, то теперь разделы будут расположены в обратной последовательности – сначала раздел с итоговой суммой налога, подлежащего уплате и перечислению в бюджет, а затем – раздел с детализацией расчета суммы налога. Кроме того, во второй раздел отдельно выведены показатели, связанные с суммой дохода по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. «Мы будем эти данные стыковать с расчетом по страховым взносам, используя контрольные соотношения», – отметил Михаил Сергеев.

Актуализированная форма 6-НДФЛ, утвержденная Приказом ФНС России от 15 октября 2020 г. № ЕД-7-11/753@, начнет действовать с 1 апреля 2021 года. При этом ФНС России уже разъяснила особенности заполнения расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), в своем Письме от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@. Например, указывается, что в случае выплаты налоговым агентом физлицам в течение налогового периода доходов, облагаемых по разным ставкам, разделы 1 и 2 должны заполняться для каждой из ставок налога. При этом в разделе 2 расчета необходимо указать обобщенные по всем физлицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке. В приложении к письму приведены примеры заполнения расчета по форме 6-НДФЛ в условиях применения прогрессивной ставки налогообложения.

Часть поправок касается и формы 3-НДФЛ. В ней найдут отражение изменения, внесенные в текущем году в порядок уплаты авансовых платежей ИП – они теперь уплачиваются не исходя из предполагаемого дохода, который заявлялся в декларации 4-НДФЛ, а исходя из фактического дохода по аналогии с УСН. А физлицам, которые заявляют налоговые вычеты, будет предоставлена возможность подать заявление о предоставлении вычета в составе налоговой декларации 3-НДФЛ, то есть единым пакетом документов. Соответствующий Приказ ФНС России от 28 августа 2020 г. № ЕД-7-11/615@ начнет действовать с 1 января 2021 года и будет применяться начиная с представления налоговой декларации по НДФЛ за 2020 год.

«Мы постепенно движемся по пути оптимизации отчетности по зарплатным налогам и постепенно упраздняем лишнюю отчетность – и не только формы, но и показатели. Пытаемся сделать отчетность, с одной стороны, меньше по составу показателей, с другой стороны, сохранить объем показателей для нормального качественного налогового администрирования», – пояснил эксперт.

Признавая большую фискальную значимость НДФЛ и его прямое влияние на формирование региональных и муниципальных бюджетов, ФНС России всегда уделяет администрированию этого налога повышенное внимание. Подтверждением этому служит активная работа ведомства, проводимая в последние годы, в части оптимизации порядка исчисления и уплаты налога, снижения административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения объема сдаваемых документов, упразднения лишних форм отчетности и т. п.

В 2021 году ФНС России намерена продолжить работу в этом направлении – некоторые необходимые для этого решения уже приняты и скоро вступят в силу, другие еще обсуждаются, но их тоже планируется реализовать в следующем году.

Источник

Вторая часть Налогового кодекса РФ (НК РФ часть 2)

Вторая часть Налогового кодекса в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, постатейные комментарии по части 2 НК РФ. Устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
19 июля 2000 года

Одобрен
Советом Федерации
26 июля 2000 года

[ действующая редакция от 02.07.2021 ]

(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.10.2021)

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по НК РФ ч. 2

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

Законы Российской Федерации по НК РФ ч. 2

«О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Об инновационном центре «Сколково»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по НК РФ ч. 2

«О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»

«О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«О бюджетной политике на 2002 год»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по НК РФ ч. 2

«Об утверждении Правил предоставления права пользования участками недр по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах»

«О частичном изменении распоряжения Правительства РФ от 29.09.2021 N 2729-р»

«О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по НК РФ ч. 2

«Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, на период с 1 по 31 октября 2021 года»

«Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики»

«Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий»

Источник

Как считать НДФЛ по ставке 15 % и кого это касается

990a243e6ec44d7ebaf9bd068e340718 s

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения главы 23 НК. Теперь с доходов, превысивших 5 млн рублей, НДФЛ надо платить по ставке 15 %. Расскажем, кого это касается, как посчитать налог по новым правилам и как платить НДФЛ по повышенной ставке.

Кто применяет прогрессивную ставку по НДФЛ

Изменения в главу 23 НК РФ внёс Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ. Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ):

Новую ставку применяют все налоговые агенты, от которых физлица получают доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ): российские организации и ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Как считать налоговую базу для прогрессивной ставки НДФЛ

Налоговые базы, к которым применяется прогрессивная налоговая ставка, мы собрали в таблице. Для резидентов и не резидентов РФ перечень доходов отличается (п. 2.1 ст. 210 НК РФ, абз. 3-7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ).

* Не применяется данная ставка к доходам резидентов РФ, облагаемым по ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ.

Каждая из перечисленных баз определяется в отношении доходов физического лица — налогового резидента РФ отдельно. Это общее правило, которое закреплено налоговым кодексом (п.2.статьи 210). К каждому доходу применяются разные вычеты и получается своя база. Совокупность всех баз будут сравнивать с 5 млн рублей с 2023 года. А в 2021 и 2022 гг. с 5 млн будут сравнивать каждую базу самостоятельно.

Таким образом, с 1 января 2021 года введена повышенная ставка НДФЛ в размере 15 % в отношении совокупности всех налогооблагаемых доходов физического лица — налогового резидента РФ, превышающих за налоговый период 5 млн рублей.

Особые правила расчёта в 2021 и 2022 году

В отношении доходов, полученных в 2021 и 2022 году, налоговые ставки, установленные п. 1 и п. 3.1 ст. 224 НК РФ, применяются к каждой налоговой базе отдельно (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Это значит, что если совокупность всех налоговых баз за 2021 год превышает 5 млн рублей, а каждая база в отдельности не достигла этого размера, то ставка 15 % к доходам физлица не применяется.

Пример

Зарплата Михаила 300 000 рублей. За 12 месяцев 2021 года база составляет 3 600 000 рублей. Это основная налоговая база. Дополнительно в марте ему выплачены дивиденды в размере 2 500 000 рублей.

Сумма баз за налоговый период равна 6,1 млн рублей, что превышает 5 млн рублей. Но каждая база в отдельности меньше 5 млн рублей, поэтому ставка 15 % в этом случае не применяется. НДФЛ с доходов Михаила удержат по ставке 13 % и с зарплаты, и с дивидендов.

Как считать НДФЛ, если налоговая база превышает 5 млн рублей

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

Пример

Директору ООО ежемесячно выплачивается зарплата 700 000 рублей. Вычеты не предоставляются.
Для расчёта НДФЛ за каждый месяц надо определить налоговую базу нарастающим итогом с начала налогового периода. В зависимости от размера базы, к ней применяется прогрессивная ставка налога и зачитывается налог, удержанный в предыдущие месяцы.

Расчёт налога с апреля по июль будет аналогичным. Каждый месяц бухгалтер ООО будет удерживать из зарплаты директора 91 000 рублей и перечислять ему 609 000 рублей.

С августа налоговая база превысит 5 млн рублей и составит 5 600 000 рублей (700 000 рублей × 8 месяцев). Теперь к базе, превышающей 5 млн рублей, будет применяться ставка 15 %. Вот как это работает.

За октябрь-декабрь налог нужно будет рассчитывать в таком же порядке. В каждом из месяцев удержанный с зарплаты НДФЛ составит 105 000 рублей, а директор получит на счёт 595 000 рублей.

Общая сумма НДФЛ за год равна 1 160 000 рублей, из которых 510 000 рублей составляет налог, исчисленный по ставке 15% с суммы дохода, превышающей 5 млн рублей. Для сравнения: если бы прогрессивной ставки не было, за год заплатили бы НДФЛ на сумму 1 092 000 рублей.

Как платить НДФЛ с 2021 года

Если на момент уплаты исчисленная и удержанная у физлица сумма НДФЛ превысила 650 000 рублей с начала года, — платите налог в следующем порядке (п. 7 ст. 226 НК РФ):

При уплате налога по ставке 15 % в платежном документе укажите КБК 182 1 01 02080 01 1000 110 (Приказ Минфина РФ от 12.10.2020 № 236Н).

Доходы, превышающие 5 млн рублей, и НДФЛ по ставке 15 % подлежат отражению в отдельных разделах 6-НДФЛ. Подробнее об этом мы рассказали в статье «Новая форма расчёта 6-НДФЛ с 2021 года».

Читайте также

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самые важные статьи на почту раз в месяц

1) налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

2) налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

3) налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

4) налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

5) налоговая база по операциям займа ценными бумагами; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

6) налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

7) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

8) налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании); (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector