налоговый учет транспортного налога в целях налогообложения прибыли организаций

Содержание

Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)

Раскрытие понятия транспортного налога

Налог на транспорт является региональным. Ставки по нему регулируются властями регионов, однако они не должны более чем в 10 раз отличаться от ставки, указанной в Налоговом кодексе (ст. 28 НК РФ).

Уплачивать этот налог необходимо всем владельцам транспорта (ст. 357 НК РФ) — юридическим и физическим лицам, имеющим в распоряжении (на праве собственности или владения) транспорт, оформленный в соответствии с законами РФ.

Как начисляется транспортный налог

Обязанность самостоятельно рассчитывать налог закреплена за юрлицами. Несмотря на то, что с налога за 2020 год для организаций отменена сдача деклараций по транспортному налогу, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой (по аналогии с тем, как она сейчас это делает для ИП и физлиц), считать налог юрлица все так же будут самостоятельно. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Начисление транспортного налога подразумевает применение к базе по налогу ставки с учетом времени нахождения транспорта в собственности плательщика. В ряде случаев также применяется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Обращаем внимание на то, что оплачивать налог должен не тот, кто использует транспортное средство, а тот, кто им владеет. Даже если собственником выдана доверенность на управление транспортом, доверенное лицо налог не платит.

Начисляется налог за полный месяц, в течение которого транспорт находится в собственности плательщика. При этом месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15 числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15 числа.

К примеру, если автомобиль приобретен и поставлен на учет 15.04.2020, то транспортный налог за 2020 год у покупателя исчислялся за период владения автомобилем начиная с апреля 2020 года, а у продавца — по март 2020 года включительно.

Образец платежного поручения по транспортному налогу для организаций и детальную инструкцию по его заполнению вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Начисление транспортного налога: проводки

Согласно ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) транспортный налог считается расходом по обычному виду деятельности. Как именно он будет показан в учете, связано с тем, где используется транспорт.

В общем случае транспортный налог отражается в учете такими проводками:

Если же единицу транспорта используют в деятельности, не связанной с основной, начисление налога по нему отражается в прочих расходах (п. 11 ПБУ 10/99). В данном случае в бухучете это будет выглядеть так: Дт 91.2 Кт 68.

Не забудьте правильно оформить первичные документы, прежде чем сделать записи в учете. Справка бухгалтера — это тот документ, в котором отражается налог или начисленный аванс по нему.

Как именно будет отражаться в учете данный налог, плательщику обязательно следует указать в учетной политике.

О последних изменениях в документе, регулирующем основные вопросы формирования бухгалтерской учетной политики, читайте в материале «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».

Налоговый учет транспортного налога

Для расчета налога на прибыль транспортный налог учитывается в прочих расходах, которые связаны с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Рассчитывая УСН-налог с объектом «доходы», сумму транспортного налога не учитывают, поскольку расходы для его исчисления значения не имеют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При упрощенке с объектом «доходы минус расходы» налог на транспорт включается в расходы (ст. 346.16 НК РФ). Неуплаченный налог на транспорт при расчете УСН учесть нельзя.

Теперь перейдем к ЕНВД. Сразу отметим, что с 01.01.2021 данный налоговый режим отменен, поэтому приведенные далее положения актуальны до 01.01.2021.

Итак, при ЕНВД размер вмененного налога не зависит от суммы налога на транспорт, т. к. его расчет делается без учета полученных доходов и понесенных расходов.

Если плательщик применяет совместно ОСНО и ЕНВД и транспорт используется им в обоих режимах налогообложения, сумму налога нужно разделить. При использовании транспорта только в одном из режимов такое разделение делать не нужно. Если транспорт использовался в деятельности, связанной с ОСНО, его можно учесть для снижения налога на прибыль, если при ЕНВД — вмененный налог уменьшить нельзя.

Для правильного распределения налога на транспорт между двумя режимами нужно рассчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Чтобы рассчитать часть доходов по ОСНО, необходимо сделать следующее: поделить сумму доходов по ОСНО на доходы от всех видов деятельности. Налог на транспорт, относящийся к ОСНО, определяется перемножением суммы налога на транспорт и доли доходов, полученных на ОСНО. Налог на транспорт, относящийся к деятельности по ЕНВД, рассчитывают в таком же порядке, задействуя в этом расчете сумму доходов, полученных на ЕНВД. Сумма полученных результатов обоих расчетов должна дать общую величину начисленного налога.

О разделении расходов при одновременном применении УСН и ЕНВД читайте в материале «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».

Итоги

Самостоятельное исчисление транспортного налога уходит в прошлое и для юрлиц. Но они продолжат вести учет начисления и оплаты налога, отражая его в учете бухгалтерскими проводками. В бухгалтерском учете налог обычно формирует расходы по осуществляемой деятельности. В налоговом учете он включается в затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль или УСН-налогу с объектом «доходы минус расходы». При совмещении режимов налогообложения налог может оказаться распределяемым.

Источник

Транспортные расходы при исчислении налога на прибыль

czYSCtW8hc3dFpcPksIgiCznZq8b5aR8uSeajW54

Учет транспортных расходов

В процессе своей деятельности практически каждая коммерческая структура сталкивается с транспортными издержками, которые порой составляют значительную часть расходов компании. При этом такие траты подразделяются на прямые (относятся в стоимость определенной партии ТМЦ) и косвенные (распределяются между проданными и оставшимися товарами).

На практике к транспортным издержкам относятся:

Рассмотрим порядок учета транспортных расходов (далее — ТР) в торговых компаниях на примерах.

Фирма ООО «Инерт Гарант» закупила партию цемента для последующей перепродажи. Стоимость цемента составила 1 498 355 руб. (в т. ч. НДС 249 725,83 руб.). Доставка была осуществлена силами сторонней транспортной компании, сумма услуг которой равна 133 256 руб. (в т. ч. НДС 22 209,33 руб.).

В данном случае ТР относятся непосредственно к данной партии цемента и должны быть учтены в качестве прямых затрат.

1 498 355 – 249 725,83

Оприходован цемент на склад

Таким образом, себестоимость данной партии цемента равна 1 359 675,84 руб. (1 248 629,17 + 111 046,67).

ООО «Вега» занимается розничной торговлей продуктами питания через розничные сети магазинов. Сумма ТР сложилась из доставки ТМЦ на склад, перемещений между магазинами и доставки товаров покупателям. Такие расходы относятся к косвенным и списываются в состав коммерческих в дебет 44-го счета. Для учета ТР к счету 44 удобнее открыть дополнительный субсчет, например 3 «Транспортные издержки». По итогам месяца сальдо 44.3 необходимо распределить между проданными и оставшимися товарами.

Сальдо 44.3 ТР на конец месяца

Остаток ТМЦ на конец месяца

В учете списание ТР отражается проводкой Дт 90.2 Кт 44 — 111 345,40 руб. (154 387 – 43 041,60). Данная сумма принимается и в налоговом учете при налогообложении прибыли.

Выбранный вариант учета необходимо зафиксировать в учетной политике компании.

Нюансы налогового учета транспортных затрат

Несколько иначе происходит распределение ТР на прямые и косвенные в налоговом учете (далее — НУ).

Прямые ТР включаются в себестоимость товаров (продукции) и списываются в состав затрат при налогообложении прибыли в момент их реализации покупателю. А косвенные — в момент возникновения в текущем месяце без привязки к продажам (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Перечень прямых транспортных затрат не регламентирован нормами НК и определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании отраслевых нормативных актов и особенностей технологического процесса. Утвержденный список ТР необходимо зафиксировать в налоговой политике компании.

Порядок формирования налоговой политики — в статье «Как составить налоговую политику организации».

Соответственно, налогоплательщику выгоднее учесть максимальную сумму ТР в составе косвенных расходов и списать их сразу по мере поступления. Но чтобы правильно отнести ТР к прямым или косвенным расходам, необходимо обратить внимание на то, с какой стадией производства или продажи они связаны. То есть суметь обосновать причину отнесения затрат, в том числе и транспортных, к косвенным в каждом конкретном случае (письмо Минфина РФ от 24.02.2011 № КЕ4-3/2952@).

Например, сумму трат по доставке сырья, материалов или товаров для перепродажи на собственный склад компания должна включить в состав прямых расходов. А сумму затрат на доставку готовой продукции или товаров покупателю может учесть в числе материальных издержек на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. К перечню прямых эта статья затрат не относится (ст. 318 НК РФ), поэтому налогоплательщик вправе самостоятельно определять, к какому виду издержек (прямых или косвенных) ее отнести (письмо Минфина РФ от 13.11.2010 № 03-03-05/251). То есть сумму транспортно-заготовительных затрат на доставку ТМЦ от продавца до склада предприятия должны учитывать в их себестоимости и списывать по мере реализации продукции или товаров, а транспортные издержки, участвующие в последующей части рабочего цикла (перемещение, реализация и т. д.) учитываются в качестве расходов на продажу и списываются ежемесячно.

При этом сумма прямых ТР в торговых фирмах распределяется по итогам месяца по среднему проценту между проданными и оставшимися ТМЦ. Для расчета можно воспользоваться следующими формулами:

Ср % ТР = (ОТР + ТТР) / (ТС/с + ОТ) × 100%;

ТРсп = ОТР + ТТР – НТТР,

НТТР — транспортные издержки по нереализованным ТМЦ;

ОТ — остаток ТМЦ на конец месяца;

Ср % ТР — средний процент транспортных затрат;

ОТР — транспортные издержки на остаток ТМЦ на начало месяца;

ТТР — транспортные затраты в текущем месяце;

ТС/с — себестоимость ТМЦ, реализованных в расчетном месяце;

ТРсп — сумма транспортных расходов к списанию.

Производственные компании для определения сумм ТЗР, подлежащих списанию, рассчитывают процент затрат к общей сумме ТМЦ по формулам:

%ТЗР = (ТРнач + ТРтек) / (Мнач + Мтек) × 100;

% ТЗР — процент транспортно-заготовительных расходов к списанию;

ТРнач — транспортные издержки на начало месяца;

ТРтек — транспортные затраты, полученные в текущем месяце;

Мнач — начальный остаток материалов;

Мтек — сумма поступивших материалов в течение месяца;

Мсп — материалы списанные.

Такой порядок списания ТЗР приведен в п. 87 Методических указаний по бухучету МПЗ, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно вы учли транспортные расходы в налоговом учете поставщика и покупателя. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Таким образом, чтобы свести налоговые риски к минимуму, стоит заранее определиться с перечнем прямых затрат в бухгалтерском и налоговом учете (в т. ч. в учетной политике). Минфин РФ против этого не возражает (письмо от 29.12.2011 №07-02-06/260). Однако требует, чтобы ТР были не только экономически обоснованы, но и подтверждены корректно заполненными первичными документами.

Документальное оформление транспортных расходов

Факт доставки ТМЦ на склад покупателя подтверждается наличием товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) или иным бланком компании-перевозчика, содержащим все необходимые реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона от 01.01.2013 № 402-ФЗ. В ней должны быть указаны сведения, отражающие реальность произведенной доставки: данные об отправителе и получателе, учетные сведения о транспортном средстве и о водителе, подписи уполномоченных лиц и печати (при наличии).

Если же налоговики при проверке усомнятся в реальности произведенной поставки, а ТТН будут заполнены с нарушением законодательства, то судебное решение, скорее всего, будет не в пользу налогоплательщика (см. например, постановление ФАС Центрального округа от 10.10.2006 по делу № А62-5749/2004). В результате чего будет доначислен налог на прибыль и будут применены штрафные санкции, предусмотренные НК РФ.

Если же покупатель забирает товар со склада продавца собственным транспортом, то оформлять ТТН не обязательно. В данном случае факт доставки для подтверждения ТР будет зафиксирован в товарной накладной (по форме ТОРГ-12), выданной продавцом, и путевым листом, оформленным покупателем.

Ответы на отдельные вопросы налогоплательщиков есть в КонсультантПлюс:

44

Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Порядок учета транспортных издержек на содержание автопарка

К таким затратам относятся расходы на стоимость запасных частей и их замену, ГСМ, страховку, аренду транспортных средств и т. д.

Как правило, данные затраты относятся к косвенным, но в отдельных случаях могут относиться и к прямым. Например, если ТМЦ доставляются покупателем самостоятельно, стоимость ГСМ и аналогичных расходов увеличит цену закупки.

Кроме того, в обязательном порядке нужно соблюдать требование об экономической целесообразности подобных трат. Например, стоимость дорогой автомагнитолы, установленной взамен старой, налоговики вероятнее всего исключат из состава затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу при подсчете прибыли.

Расходы на оформление полиса ОСАГО неоспоримы, так как являются обязанностью каждого автовладельца (ст. 4 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

А вот автострахование каско является правом, а не обязанностью. Поэтому такие траты относятся к прочим издержкам (п. 3 ст. 262 НК РФ).

В расходах нельзя также учесть сумму административных штрафов, например за нарушения ПДД или оплату штрафстоянки (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Итоги

При налогообложении прибыли транспортные издержки подразделяются на прямые и косвенные. При этом перечень прямых затрат утверждается налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от специфики производства и технологического процесса. Относить к косвенным все транспортные затраты без обоснования довольно рискованно. Поэтому лучше свести к единому перечню прямые издержки как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

Источник

Особенности исчисления транспортного налога организациями

Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Транспортный налог является региональным (ст. 14 НК РФ) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу ст. 356 НК РФ он устанавливается:

законами субъектов РФ об этом налоге.

При установлении налога законами субъектов РФ определяются:

налоговая ставка (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ);

порядок и сроки уплаты налога.

Законом могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. То есть налог должны уплачивать как физические лица, так и организации.

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

в отношении каждой категории ТС;

с учетом экологического класса ТС;

с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Если ТС зарегистрировано (снято с учета) в течение налогового (отчетного) периода

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

Организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л. с. ТС было поставлено на учет 14 февраля.

Законом субъекта РФ налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л. с. до 250 л. с. установлена в размере 65 руб./л. с. и предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу.

Коэффициент Кв по данному ТС составит:

в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

При наличии льготы по этим налогам налогоплательщику необходимо как-то сообщить об этом в ИФНС. Поэтому «льготники» по транспортному налогу (согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (это можно сделать и через МФЦ).

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении указываются основания и периоды предоставления льготы, объекты налогообложения, в сообщении об отказе – основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector