Психология и педагогика в схемах и комментариях (16 стр.)
Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния – это уровень работоспособности и функциональные качества психики человека в каждый данный момент времени.
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности – это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности – это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально– и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное для нее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально– и социально-психологическими особенностями, позволяющие завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.
Социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.
Социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
3.6. Направленность личности
Человек – это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.
Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают потребности, которые должны быть удовлетворены. В деятельности также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде в частности.
Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.
Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.
Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо.
Мотивы личности – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.
Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Установки личности – это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.
Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности.
Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.
3.7. Психологическая характеристика темперамента
Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.
И. П. Павлов считал, что темперамент – это генотип, т. е. прирожденная, природная особенность нервной системы.
Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.
Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.
Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.
Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.
Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться одно другим.
Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.
И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.
1. Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.
2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.
3. Инертный Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.
4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует меланхолический темперамент.
3.8. Психологические особенности представителей различных темпераментов
Структура, социализация и этапы развития личности
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структуройпонимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяют следующие составляющие:
1) всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
2) социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
3) индивидуально-неповторимые свойства психики характеризующие индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, способности).
Примером статистической модели служит структура личности З. Фрейда (см. стр. 24 данного пособия) и А.Г. Ковалёва.
Личность в трудах А. Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Он отмечает, что первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым – способности, третьим – характер, четвертым – система управления, которую обозначают понятием «Я», а пятый – психические процессы.
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структурыфиксирует основные компоненты в психике индивида. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается на поведении индивида. Рассматривая основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, мы тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
Наиболее распространенной является предложенная К..К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (см. таблицу 2.2).
Таблица 2.2. Динамическая функциональная структуры личности К.К. Платонова
Подструктуры | Подструктуры подструктур | Пути развития |
Направленность | Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания | Воспитание |
Социальный опыт | Привычки, умения, навыки, знания | Обучение |
Особенности психических процессов | Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память | Упражнения |
Биопсихические свойства | Темперамент, половые, возрастные свойства | Тренировка |
Ниже приведена структура личности, предложенная социальным психологом В.Г. Крысько, несущая в себе элементы статистической модели (см. рис. 2.3).
Таблица 2.3. Структуры личности В.Г. Крысько
Индивидуально-психологическая | Стороны личности: | |
Мировоззренческая | Социально-психологическая | |
Психические процессы | Мировоззрение | Отношение к другим людям |
Психические свойства | Моральный облик | Социальные роли |
Психические состояния | Нравственный облик | Социальные позиции |
Психические образования | Социальные установки |
Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы— это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства— это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности
Психические состояния—это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.
Психические образования–это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Мировоззрениеличности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием, развиты в сознании в виде жизненных целей, отношений, позиций.
Моральный обликличности – это система ее представлений о морали, отражающая наличие твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Нравственный обликличности – это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Отношение к другим людям–совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные ролиличности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.
Социальные позицииличности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.
Социальные установкиличности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него имеются потребности, и если в процессе воспитания они учитываются, то это будет способствовать развитию активности ребенка и формированию гармонично развитой личности. Деформированная, асоциальная личность растёт в асоциальной среде.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому изменяется его психика. При формировании личности ребенок на уровне психических процессов, освоив низшие психические функции, путем обучения овладевает высшими психическими функциями. К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации. Основными институтами социализации стали: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз и трудовой коллектив.
Есть ряд основных социально-психологических механизмов социализации.
1) Идентификация – отождествление индивида с нужными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им нормы и формы поведения.
2) Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (манер, движений, поступков и т.п.).
3) Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психсостояний людей, с которыми он взаимодействует.
4) Социальная фасилитация– стимулирующее влияние поведения одних людей (наблюдателя за действиями индивида, соперника) на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.
5) Конформность – податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида под воздействием позицией большинства.
В психологи выделяют основные стадии (этапы) социализации личности:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации(от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт – адаптируется, приспосабливается и подражает).
2. Стадия индивидуализации(подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения.
В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой и вырабатываются свойства личности.
3. Стадия интеграции. Проявляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы: 1)сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; 2) изменение себя, чтобы «стать как все»; 3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадиясоциализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.
5. После трудовая стадиясоциализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
В западной психологии популярна теория Э. Эриксона. Становление личности в его концепции понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки (см. таблицу 2.4.).
Таблица 2.4. Стадии развития личности (по Э. Эриксону)
На протяжении жизни человек развивается как личность. Демократизация общества создаёт реальные условия для реализации личностного потенциала каждого.
Список литературы:
1. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и ком.- М.: ВЛАДОС, 2001.-С. 73-90.
3. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 1999. Т. 1. — С. 335-372.
8. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – С. 67-95.
Психологическая структура личности
Психологическая структура личности – целостное образование, представляющее собой неиерархизированную внутреннюю систему, включающую единство и проявление трех ее взаимосвязанных сторон (индивидуально-личностной, мировоззренческой и социально-психологической). Она отражает совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся пожизненно и определяющих его поведение и деятельность, регуляцию и саморегуляцию.
Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы представляют собой психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния – это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззрение личности отражает общественно значимые ее качества, моральный и нравственный облик, позволяющие занимать достойное место в обществе. Общественно значимые качества личности отражают сложившуюся у нее систему убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности – это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности – это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие. Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики (отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции и установки), позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Отношение к другим людям представляет собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
Структура личности. Основу личности составляет ее структуру, т.е
Основу личности составляет ее структуру, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.
Структура личности по С.Л. Рубинштейну:
1. Направленность – проявляется в потребности, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения.
2. Знание, умения, навыки – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
3. Индивидуально-типологические особенности – проявляются в темпераменте, характере, способностях.
З. Фрейд – основоположник теории и практики психоанализа. Основные положения это теории следующие: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. З. Фрейд выделяет 2 потребности, которые определяют психическую активность человека: «либидо» и «агрессию».
Структура личности по З. Фрейду: ид, эго, супер-эго.
1. Психоанализ – представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами.
2. Бихевиоризм – трактует людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
3. Гуманистическая психология – направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самоутверждению.
Психологическая структура личности
1. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее (направленность, темперамент, характер и способности). Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входят особое сочетание знаний, навыков и умений.
2. Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности – система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности – устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
3. Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые личностью в отношениях с другими. Социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
3. Классификация дидактических средств обучения. Учебная книга как основной информационный источник. «Электронные» учебные пособия
Информационно-предметное обеспечение дисциплины включает:
1. Средства, содержащие в себе и способствующие передаче студентам учебной и научной информации, определенной целями обучения (например, печатные источники, Интернет, радио, телевидение, аудиовизуальные носители, мультимедиа).
2. Все материальные средства, которые используются в учебных целях и способны непосредственно или опосредованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки (лабораторное демонстрационное оборудование, макеты, установки, тренажеры, механизмы, ТСО и т.п.).
Классификация средств обучения:
1. Учебники, учебные пособия, задачники и другие печатные средства.
2. Простые визуальные средства (оригинальные макеты, диаграммы, модели, графики, карты, картины).
3. Механические визуальные средства (диаскопы, микроскопы).
4. Аудиальные (проигрыватели, радиоприемники, магнитофоны и т.д.).
5. Аудивизуальные (телевизор, видеомагнитофон).
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры), обладающие возможностью решения современных дидактических задач.