научное изучение как основная форма научной работы

Электронная библиотека

Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение – это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Накопление научных фактов в процессе исследования – всегда творческий процесс, в основе которого лежит замысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее «в лоб». Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Научное изучение как основная форма научной работы

Всякое научное изучение от творческого замысла до окончатель­ного оформления научного труда осуществляется весьма индивиду­ально. Но все же можно определить и некоторые общие методологи­ческие подходы к его проведению, которые принято называть изуче­нием в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится про­никнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения истори­ческого подхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и про­грессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действен­ность. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новой науч­ной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совер­шенном виде.

Научно изучать — это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опираю­щиеся на реальные достижения науки и техники, являются важней­шими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение — это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Научно изучать — это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые науч­ные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо рас­крыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использо­ваться на практике.

Научно изучать — это значит:

— ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;

— трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удоб­ных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

— останавливаться на всех подробностях, на все обращать вни­мание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Научное изучение обязывает не только добросовестно изобра­жать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно или из опыта, или из предшествующего изучения, т.е. определять и выражать качество неизвестного при помощи из­вестного в тех случаях, в которых оно существует. Так изучать — это значит измерять все то, что может, подлежа измерению, показывать численное отношение изучаемого к известному. Очевидно, что изу­чать что-либо возможно лишь тогда, когда нечто уже признается за исходное, несомненное, готовое в сознании.

Научно изучать — это не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое — в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования.

При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрыва­ют за собой начала важных открытий.

Научно изучать — это значит начинать исследовательский про­цесс с установления фактов и закономерностей. Если они установле­ны правильно (т.е. подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.п.), то считаются бесспор­ными и обязательными. Это — эмпирический уровень исследования.

Но фиксируемые на эмпирическом уровне факты и закономер­ности обычно малоэффективны, т.е. не открывают дальнейших на­правлений научного поиска. Эти задачи решаются на другом уровне познания — теоретическом.

Теоретический уровень познания отличает от эмпирического разница в способах отыскания общего в вещах, т.е. в установлении закономерностей. На уровне чувственно-практического опыта (эмпи­рическом) возможно фиксирование только внешних общих призна­ков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки здесь можно только угадать, схватить случайно. Объяснить и обосно­вать их позволяет лишь теоретический уровень познания.

Различия теоретического и эмпирического уровней научного по­знания коренится в различии способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания.

Отсюда вытекают и другие, производные отличия этих уровней. За эмпирическим знанием исторически и логически закрепилась функ­ция сбора, накопления и первичной обработки данных опыта, его главная задача — фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их — дело теории.

Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. На эмпирическом уровне ученый имеет дело непо­средственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (матери­альная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ и т.п.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах ис­следования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. Теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, структурно-функциональным анализом, математическим моделиро­ванием и т.п.

Другими словами, если говорить более конкретно, то научное изучение начинается с установления путем наблюдения или экспери­ментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверж­дать, что сделано первичное эмпирическое обобщение. Но рано или поздно отыскиваются такие факты, которые не встраиваются в обна­руженную регулярность. Тут на помощь призывается творческий ин­теллект ученого, его умение мысленно перестраивать известную ре­альность так, чтобы выпадающие из общего ряда факты вписались, наконец, в некую единую схему и перестали противоречить найден­ной эмпирической закономерности.

Обнаружить новую схему наблюдением нельзя, ее нужно сотво­рить умозрительно, представив первоначально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше — позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, это значит, что родилась новая тео­рия, найден теоретический закон.

Таким образом, традиционная модель научного изучения предпо­лагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов — первичное эмпирическое обобщение — обнаружение отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что является ее проверкой на истинность. Под­тверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. По­добная модель научного изучения называется гипотетико-дедуктив-ной. Считается, что большая часть современных научных исследова­ний осуществляется по этой модели.

Научно изучать — это значит выявлять причинно-следственную связь: причина — явление — следствие. В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и

форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Расширение этой связи и образование многомерной структуры, охватывающей множество явлений, служат основой науч­ной теории, характеризующейся четкой и логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми воз­можными выводами.

Однако ученый не может только создавать теории или выдвигать гипотезы. Он должен связать их с жизнью, подтвердить их опытом. Научно изучать — это значит установить границы соответствия полу­ченного знания действительности, т.е. установить границы истиннос­ти этого знания или границы применимости теорий или отдельных научных утверждений. Данная стадия обусловливается объективными и субъективными факторами. Это значит, что нельзя однозначно ут­верждать, что данная истина абсолютна. Любая научная истина отно­сительна, но содержит элементы абсолютного. Истина подтверждает­ся (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспе­риментами, производственной или иной деятельностью. Если науч­ная теория подтверждена практикой, то она истинна.

Научно изучать — это означает осознавать относительность науч­ного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, теории, модели и т.п.) всегда относительно и ограничено. Один из существен­ных признаков относительности знаний вытекает из его подтвержде­ния экспериментом, в большинстве случаев основанном на измере­ниях, а измерений абсолютно точных не бывает, и в этой связи зада­ча ученого — указать интервал неточности.

При совершенствовании процедуры измерений и модернизации измерительных приборов повышается точность измерений; при этом результаты эксперимента приближаются к абсолютной истине. Одна­ко подтверждение экспериментом научных теорий не означает абсо­лютной истины: научные теории развиваются, обогащаются, уточня­ются, некоторые их положения заменяются новыми, и сама практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действи­тельностью постоянно развиваются и совершенствуются.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиции науки, показать общепознава­тельное, теоретическое или практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел учено­го, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится со­

знание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребностей жизни. В основе идеи лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на по­мощь приходит способность исследователя предлагать новый, совер­шенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу, или, как гово­рят, пытались решить ее «в лоб».

Научное изучение — очень трудоемкий и сложный процесс, ко­торый требует постоянного «высокого накала», работы с огоньком. Если исследование выполняется равнодушно, то оно превращается в ремесленничество и никогда не дает ничего существенного. Недаром научное творчество иногда сравнивают с подвигом. Как и подвиг, оно требует максимального напряжения всей энергии человека, его мысли и действия.

2.4. Научное предвидение как вид познавательной деятельности

Наука только тогда дает отдачу в практику, когда она отвечает назревшим проблемам общества, предвидит его насущные нужды и заранее находит необходимые решения.

По заключению профессора П.Т.Приходько, научное предвиде­ние представляет собой такой вид познавательной деятельности, когда конечным результатом этой деятельности является знание о бу­дущих процессах и явлениях в природе, обществе и мышлении, на основе более или менее точного знания их сегодняшнего и вчераш­него состояния*.

В практике научного предвидения и прогнозирования выделяют­ся некоторые периоды времени для расчета прогнозов. Например, краткосрочный (2-3 года), среднесрочный (10—15 лет) и долгосроч­ный (30-50 лет и более). Для реального прогнозирования на любой срок необходимо иметь надежные числовые параметры прогнозируе­мых объектов, что обеспечивает наибольшую объективность научного предвидения. Известно много различных методов для выявления воз­можностей и оценки будущего состояния конкретных объектов. Их объединяют в три основные группы: 1) экстраполяция, 2) экспертная оценка и 3) моделирование.

Метод экстраполяции (на базе индуктивной техники) применяет­ся для краткосрочных и среднесрочных прогнозов. Он сравнительно прост для расчетов. Существенным недостатком этого метода является

Подробнее см.: Приходько П.Т. Пути в науку (Беседы по организации труда начи­нающих исследователей). — М.: «Знание», 1973.

его логическая предпосылка, что если для развития объекта была выяв­лена определенная тенденция, то она должна обязательно сохраниться и на будущее время. Опыт показывает, что такая тенденция может сохра­ниться, но не в полной мере. Поэтому для большей точности прогноза в статистико-вероятностный расчет вносится коррекция.

Метод экспертной оценки (или метод «Дельфи»), получивший большое распространение в нашей стране и за рубежом, применяется чаще всего для долгосрочных прогнозов развития научно-техническо­го прогресса. Он заключается в том, что 10—15 крупных специалистов дают ответы на конкретные вопросы анкеты. Такой опрос проводится в несколько туров. Недостатком этого метода является известная доля субъективизма в оценках экспертов.

Метод моделирования сравнительно нов применительно к зада­чам прогнозирования, но он открывает большие перспективы для объективного, вероятностного научного предвидения, особенно в плане среднесрочного и долгосрочного планирования. Здесь решаю­щее значение для выработки информационной модели имеют точные отправные научные данные.

За последнее время получает развитие прогностика — наука о за­конах и методах прогнозирования*. По заключению И.В.Бестужева-Лады, прогностика представляет сложный комплекс, где разработки ведутся параллельно планированию, программированию, управлению социальными процессами в целом для того, чтобы повысить эффек­тивность и научный уровень планов, программ, проектов и вообще каких-то решений на будущее. Нет сомнения, что прогностика уже в недалеком будущем займет достойное место в числе тех общенаучных дисциплин, которые входят в число обязательных предметов для мо­лодых специалистов, овладевающих научными методами.

Иногда научное предвидение связывают с интеллектуальной ин­туицией, когда исследователь неожиданно находит решение таких во­просов, которые долгое время не находили ответа. В идеалистической философии интуиция, как чувственная форма познания, противопо­ставляется мышлению и рассудку в виде бессознательного, иррацио­нального творчества. Материалистическая диалектика дает убедитель­ные доказательства, что в основе интуиции всегда лежит предвари­тельно накопленный опыт, практика, здравый смысл.

Источник

Научная работа: Научное изучение как основная форма научной работы

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли

Кафедра: Учет и Финансы

На тему: «Научное изучение как основная форма научной работы»

Научный руководитель: ____________________

2. Научное изучение как основная форма научной работы

3. Основные понятия научно-исследовательской работы

4. Общая схема хода научного исследования

Приступая к подготовке диссертации, следует помнить, что диссертация на соискание ученой степени кандидата наук согласно Положения. “должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач”.

Диссертация готовится единолично автором, в ней должна содержаться совокупность результатов научных положений, выдвигаемых им для публичной защиты, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы. Новые решения, предложенные соискателем, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками.

Следует обратить внимание на то, чтобы все материалы, включенные в текст диссертации, были объединены ведущей идеей исследования и обязательно в ходе исследования аргументированы и доказаны, все компоненты диссертации должны быть логически взаимосвязаны.

Целесообразно начать изложение методики подготовки диссертации с общей методологии научного творчества.

2. Научное изучение как основная форма

Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие диссертацию как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо у таких исследователей на первых порах овладения навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде всего недостает научного познания и применения логических законов и правил.

При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребностей жизни. В основе идеи лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу.

3. Основные понятия научно-исследовательской работы

Приступая к подготовке диссертации, следует прежде всего усвоить весьма специфичный язык науки, в котором много понятий и терминов, имеющих хождение в научной деятельности. От степени владения понятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.

— мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

4. Общая схема хода научного исследования

Наиболее распространенной формой научной работы на соискание ученой степени является диссертация в виде рукописи (имеется в виду напечатанной с помощью компьютерной техники), в которой излагается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научной литературы и исследований, проведенных другими авторами по аналогичным темам, описывается опытно-экспериментальная работа, проделанная лично автором диссертации, и даются рекомендации по использованию теоретических и прикладных результатов научного исследования.

Специфика диссертации как научного исследования состоит в том, что она, во-первых, представляется на соискание ученой степени и в этом смысле она выступает способом аттестации научных работников. Во-вторых, диссертация публично защищается соискателем в диссертационном совете по защите диссертаций. В-третьих, публичная защита диссертации предполагает, что она непременно содержит новые научные положения, которые следует защищать. В связи с выдвижением новых положений, как правило, отвергаются или, напротив, уточняются какие-то из старых положений. А это означает, что диссертация носит полемический характер.

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Примером последовательности действий исследователя может служить представленная схема (стр. 11а).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Источник

Научное изучение как основная форма научной работы

Всякое научное исследование от творческого замысла до окон­чательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые об­щие методологические подходы к его проведению, которые при­нято называть изучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится про­никнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это воз­можно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накоп­ленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь воз­рождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фан­тазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследо­вания. Но в то же время научное изучение — это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле — это значит быть научно объ­ективным. Нельзя отбрасывать факты и сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое приме­нение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

При научном исследовании важно все. Концентрируя вни­мание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на пер­вый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что имен­но такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, по­казать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит за­мысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму от­ражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только от­ражен объект изучения, но и содержится сознание цели, пер­спективы познания и практического преобразования действи­тельности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего ми­ра и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать но­вый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, ко­торую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее «в лоб».

Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде сле­дующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результа­тов.

Обоснование актуальности выбранной темы — на­чальный этап любого исследования. В применении к диссер­тации понятие «актуальность» имеет одну особенность. Диссер­тация, как уже указывалось, является квалификационной ра­ботой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться па понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания но­вых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее науч­ное знание оказывается недостаточным для решения новых за­дач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не при­няло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних те­оретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их са­мих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследова­ния вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную про­блему — значит показать умение отделить главное от второ­степенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизве­стно науке о предмете исследования.

Таким образом, если соискателю[1] удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные диссертационные исследования ставят целью раз­витие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже доста­точно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зре­ния той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем, соискатели часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широ­ким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятель­ными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и деталь­но. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Актуальные научные решения, лежащие в основе диссерта­ционной работы, могут рассматриваться как заявки па изобре­тения и открытия, если они отличаются новизной и дают по­ложительный эффект.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследова­ния, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить. описать. установить. выяс­нить. вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно бо­лее тщательно, поскольку описание их решения должно соста­вить содержание глав диссертационной работы. Это важно так­же и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследо­вания. Именно на него и направлено основное внимание дис­сертанта, именно предмет исследования определяет тему диссер­тационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является вы­бор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым ус­ловием достижения поставленной в такой работе цели[2].

Описание процесса исследования — основная часть дис­сертационной работы, в которой освещаются методика и тех­ника исследования с использованием логических законов и правил[3].

Очень важный этап хода научного исследования — обсуж­дение его результатов, которое ведется на заседаниях про­филирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценно­сти диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом хода научного исследования явля­ются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной дис­сертационной работы.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 964 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector
Название: Научное изучение как основная форма научной работы
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: научная работа Добавлен 08:46:30 01 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 480 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать