Наука изучающая ископаемые переходные формы организмов
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
Ископаемые переходные формы организмов | |
Анатомия | Строение внутренних органов |
БИОЛОГИЯ — комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология — наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) — наука о бактериях.
Микология — наука о грибах.
Ботаника — наука о растениях.
Зоология — наука о животных.
Антропология — наука о человеке.
Палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия — наука о внутреннем строении организма.
Биофизика — наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия — наука о химических процессах в организме.
Генетика — наука о наследственности и изменчивости.
Гистология — наука о тканях организмов.
Иммунология — наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология — наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология — наука о внешнем строение организма.
Селекция — наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика — наука о разнообразии организмов.
Физиология — наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология — наука о клетке.
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Ископаемые переходные формы изучает палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных.
Наука изучающая ископаемые переходные формы организмов
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
Ископаемые переходные формы организмов | |
Анатомия | Строение внутренних органов |
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
---|---|
Определение числа хромосом в кариотипе | |
Статистический | Распространение признака в популяции |
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
---|---|
Видовой | Конкуренция африканских слонов за территорию в саванне |
Симбиоз рака-отшельника и актинии на мелководном участке моря |
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Признаки живых систем | Примеры | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Саморегуляция | Изменение частоты дыхательных движений в зависимости от концентрации в крови углекислого газа | |||||
Передача аллелей генов от родителей БИОЛОГИЯ — комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы. Вирусология — наука о вирусах. Микробиология (бактериология) — наука о бактериях. Микология — наука о грибах. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука о животных. Антропология — наука о человеке. Палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных. Анатомия — наука о внутреннем строении организма. Биофизика — наука о физических и физико-химических процессах в клетке. Биохимия — наука о химических процессах в организме. Генетика — наука о наследственности и изменчивости. Гистология — наука о тканях организмов. Иммунология — наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел). Молекулярная биология — наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках. Морфология — наука о внешнем строение организма. Селекция — наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов. Систематика — наука о разнообразии организмов. Физиология — наука о функциях органов и жизнедеятельности организма. Цитология — наука о клетке. Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Ископаемые переходные формы изучает палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных. Гибридологический — генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам. Цитогенетический — изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации. Близнецовый — метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяет установить роль среды и наследственности в определении признака. Генеалогический — изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями. Популяционно-статистический — определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов. Число хромосом в кариотипе определяют цитогенетическим методом. В качестве правильного ответа также может подойти цитологический метод, как более общий метод любых исследований клеток и тканей с помощью светового микроскопа, и который включает в себя цитогенетический метод.
Ответ: цитогенетический, ИЛИ цитологический. Основные уровни организации живой материи: молекулярно-генетический (свойства и функции химических веществ в живых системах, биохимические процессы), клеточный (строение и функции клеток, обмен веществ клетки, деление клетки), органно-тканевой (строение и функции органов), организменный (строение и функции систем органов, строение и жизнедеятельность организма), популяционно-видовой (структура и особенности функционирования популяции, внутривидовые отношения), биоценотический, или экосистемный (межвидовые отношения в сообществах), биосферный (круговорот веществ в природе). Симбиоз — взаимополезная для организмов разных видов (в данном случае, рака отшельника и кишечнополостного актинии) форма связи — представляет собой, как и другие межвидовые отношения, биоценотический, или экосистемный, уровень организации живой материи. Ответ: БИОЦЕНОТИЧЕСКИЙ, или ЭКОСИСТЕМНЫЙ Принимается один из двух ответов: биоценотический или экосистемный. В критерии НЕ заложен ответ биогеоценотический, т. к. приведен пример взаимосвязи организмов двух разных видов, но не указывается ни местообитание, ни какие-либо другие абиотические факторы (неживой природы) Передача аллелей генов от родителей потомкам происходит в результате наследственности. Доказательства эволюцииПриятного чтения! Если хочешь подготовиться на 80+ с автором этого справочника, то обязательно посмотри вот этот способ подготовки (тыкай, чтобы получить расписание и подробности в ЛС).Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо знать 8 доказательств эволюции. Разберём каждое по порядку. 1. Сравнительно-анатомические доказательстваСравнительно-анатомические доказательства основаны на сравнении строения тел различных особей и видов. При этом данный тип доказательств имеет три конкретных подтипа: 1.1 Наличие в природе гомологичных и аналогичных органовВ результате дивергенции (расхождения признаков в процессе эволюции) образуются гомологичные органы — органы, имеющие общее происхождение, но разную функцию. Сложные примеры гомологичных органов из ФИПИ:
В результате конвергенции (схождения функции органов в процессе эволюции) образуются аналогичные органы — органы, имеющие разное происхождение, но одинаковую функцию. Сложные примеры аналогичных органов из ФИПИ:
Наличие гомологов и аналогов (а особенно — гомологов, так как именно эти органы указывают на общее происхождение) в природе свидетельствует о том, что многие виды имеют общих предков. 1.2 Наличие у многих видов рудиментарных органовРудиментарные органы — это органы, которые играли важную роль в жизнедеятельности у предков вида, однако у современного вида роли не играют. К рудиментам человека относят: 1.3 АтавизмыАтавизм — это аномальное проявление того признака, который был свойственен предкам, однако у современного вида был полностью утрачен. К атавизмам человека относят: Почему данные признаки вообще возникают у человека? Оказывается, гены предков всё еще присутствуют в нашей ДНК. Просто есть определённые белковые факторы, которые подавляют экспрессию (транскрипцию) этих генов. Когда белковые факторы «ломаются», с ДНК начинают считываться эти гены. В результате их экспрессии человек получает признак предка. 2. Эмбриологические доказательстваК эмбриологическим доказательствам относятся доказательства, связанные с сравнением эмбрионов различных видов на разных стадиях развития. Есть два закона, которые относятся к эмбриологическим доказательствам эволюции. 2.1 Закон зародышевого сходства (закон Бэра)Закон зародышевого сходства гласит, что все организмы на начальных этапах эмбрионального развития сходны по своему строению, что является доказательством единства происхождения животного мира. 2.2 Биогенетический закон (закон Геккеля-Мюллера)Биогенетический закон гласит, что организм, развиваясь, в своём онтогенезе повторяет свой филогенез. Онтогенез — это процесс индивидуального развития особи от зачатия до смерти. Филогенез — это процесс исторического эволюционного развития особи. То есть каждая стадия онтогенетического развития повторяет какую-то стадию филогенетического развития. Давайте проведём параллели между онтогенезом человека и его примерным филогенезом:
3. Палеонтологические доказательстваПалеонтология — наука об ископаемых вымерших организмах. Ключевое слово — вымерших. То есть, чтобы данное в задании доказательство подходило под палеонтологическое, вид, о котором идёт речь, обязан быть вымершим. Есть два очень похожих подтипа данного доказательства. 3.1 Филогенетические рядыФилогенетический ряд — ряд ископаемых форм, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции. Иными словами, это ряд вымерших предков. Люди хорошо изучили филогенетические ряды лошади, слона, человека. Поговорим про филогенез лошади. Мы знаем, что в связи со сменой места обитания предками лошади (из лесов в поля) произошли эволюционные изменения в её конечности: редукция количества пальцев до одного (среднего), образование копыта и увеличение длины. Копыто — для механической защиты во время бега по жёсткой земле, удлинение — для скорости, а редукция количества пальцев — для уменьшения давления. Особей, которые были не способны передвигаться быстро, съедали хищники. Так работал движущий естественный отбор. 3.2 Наличие ископаемых переходных формИскопаемые переходные формы — это вымершие организмы, которые имели свойства как своих предков, так и потомков. Есть переходные формы между рыбами и земноводными, между земноводными и рептилиями и т.д. Расскажем о каждой в формате «предок — переходная форма — потомок» Рыбы — кистепёрые рыбы — первые земноводныеКистепёрые рыбы — древние предки земноводных. Это эволюционно развитые костные рыбы, которые чем-то отличались от них. Во-первых, у них были кости и мышцы в плавниках, что позволяло им перемещаться по дну водоема. Во-вторых, они могли дышать атмосферным воздухом с помощью лёгких. Видимо, в водоёмах было растворено слишком мало кислорода, пришлось приспосабливаться. Кстати, хорда у кистепёрых рыб сохранялась всю жизнь, а плавательный пузырь развит плохо. Рыбы — стегоцефал и ихтиостега — современные земноводныеСтегоцефали и ихтиостеги — потомки кистепёрых рыб и предки современных амфибий. Сочетали в себе признаки как рыб, так и земноводных. От рыб этим ребятам остались: хвостовой плавник, обтекаемая форма тела, рёбра. Конкретно ихтиостега имел чешую и рудиментарную боковую линию. Признаки земноводных: дыхание атмосферным кислородом с помощью лёгких и появление мощного опорно-сократительного аппарата (скелета и мышц) в конечностях, которые раньше были плавниками. Земноводные — сеймурия — пресмыкающиесяО сеймурии на ЕГЭ вообще никогда не спрашивают. Эти ребята сочетали признаки как земноводных, так и рептилий. От земноводных сеймуриям досталось развитие личинки в воде и отсутствие грудной клетки. Также у некоторых сеймурий присутствовали рудиментарные органы земноводных (например, остатки боковой линии и жабр). Признаки пресмыкающихся: латеральное (боковое) расположение конечностей, наличие рёбер и рёберного дыхания, а также возможность вращать головой с помощью первых двух шейных позвонков. Пресмыкающиеся — археоптерикс — птицыО нём на ЕГЭ уже слагают легенды. Данное животное — переходная форма от рептилий к птицам. От рептилий у археоптерикса остались зубы, когти на передней конечности и хвостовые позвонки. Признаки птиц: наличие цевки, крыльев, перьевого покрова, обтекаемая форма головы и противопоставление пальцев на задней конечности. Пресмыкающиеся — зверозубые ящеры — млекопитающиеМы знаем, что и птицы, и звери произошли от пресмыкающихся. Переходная форма между последними и млекопитающими — зверозубый ящер. От рептилий у зверозубого ящера осталось латеральное расположение конечностей, коракоид (воронья кость) в поясе передних конечностей. Признаки млекопитающих: шерстяной покров (однако на некоторых местах кожа ороговевшая, препятствующая испарению), вибриссы, дифференцированные зубы, костное нёбо. Водоросли — псилофиты (риниофиты) — мхиМхи произошли от первых наземных (но ещё очень зависящих от воды) растений — псилофитов (или риниофитов). Папоротники — семенные папоротники — голосеменныеЭто семенной папоротник — переходная форма от споровых папоротников к голосеменным. Данное растение размножается с помощью семян, имеет более мощную проводящую систему. От споровых папоротников данному растению остались вайи. 4. Реликтовые доказательстваК реликтовым доказательствам относится наличие «живых ископаемых» реликтов — ныне живущих древних организмов, которые по факту не являются переходными, однако свидетельствуют о эволюционном процессе. 4.1 ЛатимерияЛатимерия — представитель кистепёрых рыб. Находится в биологическом регрессе. И хотя латимерия входит в группу кистепёрых рыб, она не является переходной формой от рыб к земноводным. Почему? Потому что у латимерии ещё недостаточно были развиты признаки кистепёрых рыб, она: Делаем вывод, латимерия не является предком земноводных, однако является реликтовым доказательством. 4.2 Яйцекладущие (однопроходные, клоачные) млекопитающиеК клоачным млекопитающим относят утконоса, проехидну и ехидну. Они сочетают в себе признаки пресмыкающихся (клоаку, коракоид, кладку яиц) и млекопитающих (теплокровность, волосяной покров, молочные железы). Так как данные организмы не вымерли, мы не можем отнести их к группе палеонтологических, а к реликтовым — можем. 5. Биогеографические доказательстваБиогеография — наука, изучающая закономерности географического распространения групп организмов, а также характер флоры и фауны отдельных территорий (континентов). Есть два термина, связанных с биогеографией: Наличие видов-реликтов позволяют нам воспроизвести флору и фауну тех геологических эпох, когда данные виды ещё не были изолированы (например, когда Австралия была частью общего континента). 6. Цитологические доказательстваВсе организмы (за исключением вирусов), состоят из клеток, что доказывает общность их происхождения. 7. Биохимические доказательстваКлетки всех организмов сходны по биохимическиму составу. Биохимические процессы всех организмов идут примерно одинаково, что доказывает общность их происхождения. 8. Генетические доказательстваГенетический код универсален для всех организмов, что доказывает общность их происхождения. Поздравляю с успешным освоением новой темы!Статьи — круто, но для сотки этого недостаточно. Жми сюда, чтобы получить расписание и подробности самого эффективного курса подготовки к ЕГЭ по биологии.Получить тест по теме в ЛС →
ЕГЭ по биологии: ароморфозы, переходные формыИщем педагогов в команду «Инфоурок» Бактерии (Прокариоты) 1. ДНК сосредоточен в нуклеотиде. 2. Основа оболочки – муреин. 3. Запасные питательные вещества – полисахариды, жиры, сера, полифосфаты. 4. Питание – сапрофиты, автотрофы, паразиты. 5. Способны к спорообразованию. 6. Размножение – деление. Водоросли 2. Способность к фотосинтезу. 3. Наличие специальных фотосинтетических пигментов, которые находятся в специальных органоидах – хроматофорах. 5. Клеточная стенка состоит из 2–х слоев: целлюлозный слой, прикрепленный к мембране и пиктиновый слой. 6. Размножение половым и бесполым путем. 7. Чередование полового и бесполого поколения. 8. Возможность образования – зооспор (подвижных) и апланоспор (неподвижных). 9. Возможность образования гамет. 10. Тело – слоевище (таллом). 11. Светочувствительный глазок. Грибы 1. Клеточная стенка – хитин. 2. Гетеротрофный тип питания 3. В качестве запасающего питательного вещества образовывается гликоген 4. В качестве продуктов обмена веществ – мочевина. 5. Тело – мицелий, состоит из нитей – гифов. Лишайники 1. Симбиоз гриба и водоросли (гриб поставляет воду с растворенными минеральными солями, водоросль – органику) 2. Нет зеленой окраски. 3. Очень неприхотливы. 4. Размножение – бесполое и специальными образованиями: соредии, изидии, цефаллодии. 1. Тело разделено на стеблевидную ось и листообразные пластинки. 2. Наблюдается первичная дифференцировка на ткани. 3. Корней нет, у некоторых развиты ризоиды. 4. Половые органы антеридии (мужские) и архегонии (женские). 5. Фотосинтезирующие ткани развиты слабо. Папоротникообразные 1. Есть корневище с придаточными корнями. 2. Есть стебель с хорошо развитой проводящей тканью. 3. Листья – вайи бывают спороносными и фотосинтезирующие 4. Чередование поколений с господством спорофита. 5. В клетках гаметофита сосредоточен хлорофилл. 6. Спорангии находятся на нижней стороне листа. 7. У хвощей споры однополые. 8. У плауновидных – гаметофит развивается под землей, лишен хлоропластов. Семенные растения 1. Возникновение оплодотворения, не связанного с водой. 2. Возникновение семени. Голосеменные 1. Семя есть, но плода никогда не образуется. Семена не защищены. 3. В древесном стебле представлены все виды тканей. 4. Шишка – видоизмененный побег. 5. Имеются семенные зачатки из которых после оплодотворения развиваются семена. Покрытосеменные 1. Двойное оплодотворение. 2. Семязачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода. 3. Появление сосудов в проводящей системе. 4. Образование цветка. 5. Опыление насекомыми. 3. Появление оформленного ядра 4. Появление органоидов в клетке 5. Появление хромосом линейной формы 6. Половое размножение 7. Появление приспособлений для передвижения-например жгутиков или ложноножек 2. Двухслойное строение 3. Лучевая(радиальная) симметрия 4. Дифференциация клеток 5. Нервная система диффузного (сетчатого) типа 6. Полостное пищеварение 1. Двусторонняя симметрия 2. Кожно-мускульный мешок 3. Третий зародышевый листок – мезодерма 4. Появление переднего конца тела с комплексом органов чувств 5. Нервная система лестничного типа 6. Выделительная система (протонефридии) 7. Половые железы (мужские – семенники, женские –яичники) 8. Дифференцировка половой системы 1. Первичная полость тела 2. Прогрессивное развитие нервной системы (головные нервные узлы (ганглии) соединены друг с другом множеством перемычек, образуя окологлоточное нервное кольцо) 3. Задний отдел кишечника (анальное отверстие) 4. Дифференцировка мышц 1. Вторичная полость тела – целом 2. Сегментированное тело 3. Конечности – параподии 4. Замкнутая кровеносная система (брюшной, спинной и поперечные кровеносные сосуды) 5. Нервная система узлового типа 1. Слияние сегментов тела в отделы 2. Нервные узлы в отделах тела 3. Появление сердца 4. Появление пищеварительных желез (печень – самая крупная) 5. Появление раковины – наружного скелетного образования 1. Членистые конечности 2. Поперечно-полосатая мускулатура 3. Слияние сегментов тела (гетерономная сегментация тела – членики с разными функциями) 4. Появление хитинового покрова 5. Способность к полету – появление крыльев 2. Трубчатый тип нервной системы 3. Жаберные щели в глотке 4. Парные конечности 1. Появление черепа и челюстей 3. Редукция хорды и появление костного позвоночника 1. Появление конечности пятипалого типа 2. Дифференцировка мускулатуры 3. Возникновение легких 4. Трехкамерное сердце и второй (легочный) круг кровообращения 5. Появление шейного и крестцового отделов позвоночника 1. Зародышевые оболочки 2. Внутреннее оплодотворение 4. Ячеистые легкие и грудная клетка 5. Неполная перегородка в сердце 6. Кора больших полушарий 1. Полная перегородка в сердце и разделение кругов кровообращения 2. Развитие коры головного мозга 3. Матка и молочные железы, забота о потомстве 4. Возникновение волосяного покрова 5. Дифференцировка зубов 6. Альвеолярные легкие Начало (млн лет назад) 1) возникновение фотосинтеза; 2) возникновение эукариотической клетки; 3) появление полового процесса; 4) формирование многоклеточности 1) формирование двусторонней симметрии тела; 2) возникновение третьего зародышевого листка; 3) образование систем органов; 4) формирование сквозной пищеварительной трубки; 5) возникновение кровеносной системы; 6) образование наружного скелета, поперечно-полосатой мускулатуры, членистых конечностей; 7) формирование осевых органов хордовых 1) формирование тканей и органов у растений; 2) разделение тела животных на отделы; 3) образование челюстей; 4) появление конечностей наземного типа у животных; 5) появление органов воздушного дыхания; 6) внутреннее оплодотворение; 7) формирование яйца; 8) появление рогового покрова на коже; 9) образование семян 1) формирование четырёхкамерного сердца, разделение артериального и венозного кровотоков; 2) появление молочных желез; 3) образование матки и появление внутриутробного развития зародыша; 4) появление цветка и плода 1) развитие коры больших полушарий; 2) формирование прямохождения К палеонтологическим доказательствам эволюции относят: · ископаемые остатки организмов вымерших видов; · ископаемые переходные формы; · филогенетические ряды современных видов. Ископаемые остатки раковин морских организмов Ископаемые переходные формы — это вымершие организмы, сочетающие признаки более древних и более молодых групп. Переходные формы позволяют установить родственные связи между современными и вымершими организмами. Наличие переходных форм доказывает историческое развитие живой природы и помогает в построении естественной системы растительного и животного мира. · кистепёрые рыбы — стегоцефалы — земноводные; · пресмыкающиеся — археоптерикс — птицы; · пресмыкающиеся — звероящеры — млекопитающие; · водоросли — псилофиты — споровые растения; · папоротниковидные — семенные папоротники — голосеменные. Филогенетические (палеонтологические) ряды — последовательности переходных ископаемых форм, отражающие эволюцию современных видов. Установление филогенетических рядов доказывает существование эволюционного процесса и возможность происхождения одного вида от другого. · филогенетический ряд современной лошади; · филогенетический ряд человека; · филогенетический ряд хоботных. Ископаемые переходные формы Ископаемые переходные формы – организмы, сочетающие признаки организмов разного уровня организации 2. Тело – слоевище (таллом) 1. Стебель с чешуйками 2. Кожица с устьицами 3. Корневище с ризоидами 4. Проводящие, покровные, механические ткани 1. Хроматофоры содержат хлорофилл 2. На свету питание автотрофное 2. В темноте питание гетеротрофное 2. Сходство строения нервной системы 1. Наличие ротовых конечностей 2. Смешанная полость тела 3. Органы дыхания – трахейные трубочки 4. Наличие ножных расчлененных придатков 1. Тело защищено панцирем 2. Схожий способ питания 5. Размножение выметыванием икры 1. Пара коротких хелицер 2. Откладывание яиц на суше 1. Отсутствие головного мозга и сердца 2. Сегментарное строение мышц 3. Схожесть органов кровообращения, выделения и пищеварения 6. Один круг кровообращения 1. Наличие внутреннего скелета 2. Спинной мозг в виде трубки 3. Стенки глотки с жаберными щелями 4. Замкнутая кровеносная система 5. Сосуд – «сердце» на брюшной стороне тела Кистеперая рыба, Ихтиостега, Стегоцефал 1. Обтекаемая форма тела 2. Чешуя и наличие плавников 3. Органы боковой линии 4. Слаборазвитый плавательный пузырь 1. Рычажные конечности 2. Тазовый и плечевой отдел 3. Кости в парных плавниках 4. Наличие примитивных легких 3. Длинный хвост из позвонков 6. Кости без воздухоносных полостей 3. Сходство задних конечностей с цевкой 4. Сходство форма тела 2. Конечности по бокам туловища 1. Строение черепа и позвоночника 2. Строение конечностей 3. Гетеродонтная зубная система 2. Детеныши вылупляются с яйца 1. Непостоянная температура тела 2. Строение кровеносной системы 3. Схожесть яиц с яйцами рептилий 2. Откладывает яйца (ехидна) не на земля (как утконос), а в сумку на животе 3. Ареал обитания (только Австралия) Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Курс повышения квалификации Дистанционное обучение как современный формат преподаванияКурс повышения квалификации Современные педтехнологии в деятельности учителяКурс профессиональной переподготовки Методическая работа в онлайн-образованииНайдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:также Вы можете выбрать тип материала: Общая информацияМеждународная дистанционная олимпиада Осень 2021 Похожие материалыСтатья по теме «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках химии и биологии»Презентация на тему «Дыхательные движения, ЖЁЛ»»Презентация на тему «Дыхание. Строение органов дыхательной системы»Конспект урока на тему «Регуляция дыхания»Презентация на тему «Регуляция дыхания»Конспект урока на тему «Строение легких и газообмен»Презентация на тему «Строение легких и газообмен»Активное обучение на уроках биологииНе нашли то что искали? Воспользуйтесь поиском по нашей базе из Вам будут интересны эти курсы:Оставьте свой комментарийАвторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторамиВыгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах Время чтения: 1 минута Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества Время чтения: 1 минута В проекте КоАП отказались от штрафов для школ Время чтения: 2 минуты В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом Время чтения: 2 минуты Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России Время чтения: 1 минута В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом Время чтения: 3 минуты Подарочные сертификатыОтветственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов. Adblockdetector |