16 Наука как форма мировоззрения
Наука как особая форма мировоззрения
НАУКА — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.
Как вид познания наука взаимодействует с др. его видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим, философским. Возникает из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может Изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.
Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Напр., в искусстве освоение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Художественный образ всегда выступает как единство общего и единичного, рационального и эмоционального. Научные же понятия — это рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов.
Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с др. сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т. д. Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него наука не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. Лейбниц характеризовал математику как науку о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной науке. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в науке, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, который реализовался значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т. д.). Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает др. характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего — это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, т. к. знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики ее знаний — их системная организация, обоснованность и доказанность.
Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Введение
Практикум разработан в целях достижения большего эффекта самостоятельной работы магистров при изучении дисциплины базовой части профессионального цикла «Философские проблемы науки и техники». Данный практикум имеет двухуровневую структуру, зависящую от степени сложности. Вопросы и задания первого уровня (Выберите правильный вариант ответа) предполагают выбор одного верного ответа из четырех-пяти предложенных вариантов. Второй уровень включает в себя разной сложности задачи, которые предполагают не только знания пройденного материала курса, но и умение размышлять, формировать и высказывать собственное мнение.
Данный практикум является вспомогательным и дополнительным пособием магистрам для глубокого понимания и закрепления пройденного материала, а также для своеобразной проверки остаточных знаний по дисциплине «Философские проблемы науки и техники».
Предложенные вопросы, задания, могут выполняться не только учащимися в магистратуре самостоятельно (вне учебных занятий), но и использоваться преподавателями при проведении семинарских занятий.
Темы круглых столов, дискуссий, рефератов и докладов имеют практическую направленность с расчетом на получение дополнительных знаний об основных проблемах данного спецкурса, которые не только помогут расширить кругозор учащихся в магистратуре, но и станут своеобразной теоретико-методологической основой в написании выпускной квалификационной работы.
1 Предметное поле дисциплины «Философские проблемы науки и техники»
Предмет и социокультурное измерение философии науки. Нормы и ценности в научном сообществе. Гуманитарное и научно-техническое знание: общее и особенное. Техника как объект философского анализа. Онтологические проблемы техники.
Философия техники в её соотношении с философией науки, социальной философией, «техникознанием». Философия техники и философия хозяйства. Системный подход в исследовании развития техники. Философия техники как академическая дисциплина. Междисциплинарные связи в современной науке. Вклад технических дисциплин в исследование комплексных межотраслевых проблем. Система наук и комплексные научно-технические дисциплины.
Понятие и структура технологии. Соотношение техники, технологии и науки как естественного и искусственного.
Основные школы и направления развития философии техники. Проблематика философских школ. Инженерная и гуманитарная философия о сущности и проблемах техники. Практическо-преобразовательная (предметно-орудийная деятельность), техническая и инженерная деятельность
1.2 Итоговые тесты к разделу «Предметное поле дисциплины «Философские проблемы науки и техники»
Выберите правильный вариант ответа.
1. Сакральный и рецептурный тип знания характерен для:
а) Преднауки цивилизаций Древнего Востока;
б) Формирующейся науки в Античной Греции;
в) Классической науки Нового времени;
г) Неклассической науки ХХ в.
2. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:
в) в мифологической;
3. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
а) философия является частью науки;
б) наука является частью философии;
в) философия и наука частично включаются друг в друга;
г) философия и наука исключают друг друга;
д) философия и наука никак не соотносятся друг с другом.
а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
б) собрание теорий, концепций философов;
в) наука, исследующая язык;
г) учение о познаваемости мира;
д) учение об устройстве мира.
5. Предмет философии науки отражает в себе:
а) закономерности научного знания;
б) всеобщность мира;
г) упорядоченность научного знания;
7. Философия для науки является:
а) смыслопорождающим началом;
в) мировоззренческой основой;
г) содержательной силой.
8. Способ существования науки:
9. Выберите критерии, отличающие научное знание от вненаучных форм:
а) истинность и надежность;
б) системность и ненормативность;
в) методичность и догматизм;
г) системность и обоснованность.
10. К вечным философским вопросам относятся:
а) каковы точные размеры вселенной?
б) в чем сущность человека?
в) из каких элементов состоит живая клетка?
11. Выделите признак, необходимый для научного мировоззрения:
12. Выберите наиболее приоритетную цель науки как способа познания и освоения окружающего мира:
а) открытие законов окружающей действительности;
б) осмысливание мировых проблем;
в) накапливания знания;
г) преобразование общественной жизни.
13. Философия в отличие науки обладает статусом:
а) достоверного знания;
б) свободного мышления;
в) опытного познания;
г) универсального метода.
14. Наука может рассматриваться как … (исключите неправильный ответ):
а) Форма обыденного мировоззрения;
б) Определенный способ человеческой деятельности (исследование);
в) Проверяемая особым образом система знаний о реальности;
Д) эксперимент.
Логическими методами исследования являются
Б) дедукция;
В) индукция;
52. Расчленение предметов на составляющие их элементы – это
А) анализ;
53. Мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений предмета – это
А) абстрагирование;
54. Мысленное объединение существенных признаков предметов – это
Д) обобщение.
55. Переход от общего к частному – это
Б) дедукция;
56. Переход от частного к общему – это
В) индукция;
57. Структурный уровень науки, на котором знания являются результатом непосредственного контакта с «живой» реальностью в наблюдении или эксперименте, называется
A) эмпирическим;
Наука не может рассматриваться как
A) форма обыденного мировоззрения;
б) способ человеческой деятельности;
в) система знаний о реальности;
г) социальный институт.
59. Стандартная модель постановки и решения исследовательских задач – это
В) парадигма;
60. Расположите в правильной логической последовательности фазы научного творчества:
a) сосредоточение усилий на решении задачи;
б) накопление знаний, навыков, умений для четкой формулировки проблемы;
в) проверка найденного решения.
(б, а, в)
Формами научного познания являются
А) интуиция;
В) анализ;
Е) индукция;
З) опыт;
62. Требования, предъявляемые к научной гипотезе – это
А) проверяемость;
б) абсолютная достоверность;
В) простота;
Г) эвристическая сила;
д) соответствие ранее установленным научным положениям;
е) экономический эффект.
Сильными сторонами интуитивного познания являются
Б) относительная свобода от стереотипов и схем;
В) более высокая скорость мышления;
г) отсутствие опоры на предшествующий опыт;
Д) большая возможность ассоциаций.
Выстройте верную логическую последовательность этапов эксперимента
а) манипулирование исследуемым объектом;
б) планирование эксперимента;
в) интерпретация полученных результатов;
(б, г, а, в)
Видами эксперимента не являются
Б) фантастический;
В) гуманистический;
Преимуществами эксперимента над наблюдением являются
Б) воспроизводимость;
В) возможность вмешаться в изучаемый процесс;
Наука может рассматриваться как форма обыденного мировоззрения
Необходимость создавать команду, либо отрывать от работы текущих сотрудников ИТ возникает.
в случае заказной разработки ИС
+при самостоятельной разработке ИС
при покупке ИС
Объектом управления в информационном менеджменте является
маркетолог
+ информационная система
маркетинговый комплекс
IТ-менеджер
Организационный риск – это …
приостановка деятельности
риск контрагентов
+зависимость от ключевого персонала
несанкционированные действия
Разработкой плана создания, внедрения и развития ИС занимается …
руководитель компании
главный бухгалтер
финансовый аналитик
+IT-менеджер
Риск ИС – это …
вероятность того, что какие-то цели при реализации проекта автоматизации деятельности предприятия не будут достигнуты
+выявление неопределённости, приводящее к потерям и дополнительным возможностям
последовательность работ по преобразованию объекта из исходного состояния в желаемое, определяемое целью такого преобразования
потери вследствие неопределённости
Сфера деятельности IT-менеджера охватывает …
составление бизнес-портфеля компании
+область информационных технологий
разработку стратегии развития бизнеса компаний
систему способов изготовления продукции
Финансовый риск вызван …
приостановкой деятельности
зависимостью от ключевого персонала
несанкционированными действиями
+риском контрагентов
Функциональными возможностями MRP-систем являются:
решение задач планирования деятельности предприятия в натуральном и денежном выражении
составление плана стратегического развития
осуществление поддержки принятия решений для выработки навыков и умений
+определение и передача в производство и службы материально-технического снабжения информации о потребностях предприятия во всех материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы
Coвpeмeнный этaп paзвития нayки нaзывaeтcя … Отметьте правильный вариант ответа: паранормальным постнеклассическим классическим неклассическим
Coциaльнo oбycлoвлeннoe, имeющee cпeциaльнyю нopмaтивнo-лeкcичecкyю фopмy ycлoвиe (зaявлeниe, пoлoжeниe), кoтopoe чacтичнo измeняeт coдepжaниe или oбъeм дeйcтвия нopмы пpaвa, coздaeт нoвый пpaвoвoй peжим, выcтyпaeт фopмoй coглacoвaния интepecoв и пopoждaeт oпpeдeлeнныe юpидичecкиe пocлeдcтвия – этo пpaвoвaя оговорка
Oбъeкты фeнoмeнoлoгичecкoгo мeтoдa – этo … Отметьте правильные варианты ответа: безусловные очевидности, предшествующие нормам права
идеальные априорные когнитивные структуры, предшествующие знаниям о праве и данные человеку через феномены его сознания
правовые явления, несущие в себе, кроме сугубо юридических значений, еще и смыслы внеюридического характера рассмотрение человека как субъекта права в качестве продукта и представителя определенных социальных общностей, конкретно-исторических систем общественных отношений
Coпepничaющими пoдхoдaми в пoиcкe ocнoвных зaкoнoмepнocтeй paзвития нayки являютcя … Отметьте правильные варианты ответа: креационизм и эволюционизм субстратный и функциональный подходы коммунизм и антикоммунизм кумулятивизм и антикумулятивизм
Для традиционного права характерны черты: а) синкретизм б) системность в) символизм г) различие юридических и нравственных предписаний д) формализм
Томас Кун ввел в науковедение понятие: а) верифицируемость истины б) критический рационализм в) парадигма познания г) реляционное познание
Основными функциями юридической науки являются: а) мировоззренческая б) эвристическая в) проектирования и конструирования г) методологическая д) практико-организационная е) эстетическая ж) прогностическая з) практическая и) эвристическая к) онтологическая л) инструментальная функция м) познавательная
Как называется процесс отражения внешнего мира, представляющий собой единство чувственного и рационального познания?
незнание;
познание;
знание;
всезнание.
Как называется отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств внешних предметов цвета, вкуса, запаха, формы и т. п.?
формирование;
обоняние;
осязание;
ощущение.
Когда появилась логика?
приблизительно в IV в. до н. э.;
в наше время;
приблизительно в первом тысячелетии н.э.;
приблизительно во втором тысячелетии н.э.
Как называется логическая операция объединения двух и большего количества понятий, в результате которой образуется новое понятие с объемом, охватывающим собой все элементы объемов исходных понятий?
разделением понятий;
сложение понятий;
описанием понятий.
Что такое логика?
-теория, которая отличает правильные рассуждения от неправильных не относительно их формы;
-теория, которая отличает правильные рассуждения от неправильных на основе только их структуры;
-теория, которая отличает неправильные рассуждения от правильных на основе только их структуры.
-теория, которая отличает неправильные рассуждения от правильных на основе только их формы.
Как называется знаковая система, выполняющая функции формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми?
мысль;
ощущения;
язык;
ум.
Что такое сравнение?
-такой логический прием, который помогает устанавливать сходство или различие предметов;
-логический прием, который помогает устанавливать сходство предметов;
-логический прием, который помогает устанавливать различие предметов;.
-логический прием, который не устанавливать сходство или различие предметов.
В каком отношении будут находиться понятия «квадрат» и «равносторонний прямоугольник»?
в отношении неравнозначности;
в отношении одинаково стабильности;
в отношении равнозначности;
в отношениинестабильности.
Что является критерием истины?
практика;
теория;
информация;
научные познания.
В чем заключается отличие символической логики от
Наука как мировоззрение
Можно ли характеризовать науку как мировоззрение? Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в мире. Исторически формировались мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Данная классификация основывается на признании ведущей роли различных способов постижения реальности в формировании мировоззренческих установок людей. Но в определенный период в центре духовной жизни оказывается наука. Закономерным следствием доминирования науки в культуре современной цивилизации является распространение научного мировоззрения. Традиционно научное мировоззрение формировалось в русле натурфилософии, задачей которой было постижение целостности природы, рассмотрение природы как источника понимания и объяснения отдельных вещей и явлений из них самих, из их собственной природы. Научное мировоззрение возникло вместе с философским и было связано с накоплением научных знаний.
Философия — специфическая область познания, ее методология — необходимое условие существования и развития науки: философия определяет основания науки, фундаментальные принципы познавательной деятельности вообще. В современных условиях, когда возникают такие научные дисциплины, как астрофизика, физика микромира, космология, имеющие дело с принципиально ненаблюдаемыми объектами, философия и наука обращаются к одному и тому же трансцендентному объекту. Правда, у философии и науки разные задачи: наука рассматривает Вселенную как внеположный объект, философия выражает самосознание человека, который находит в мироздании величественное и прекрасное и ищет его в себе самом, пытается понять свое место и предназначение в этом мире.
В зависимости от того, какая форма общественного сознания доминировала в обществе, мы можем говорить о преобладании соответствующей формы мировоззрения. Так, для античности преобладающей формой мировоззрения являлось религиозно-мифологическое. Известно, что религиозное мировоззрение было доминирующим вплоть до середины XIX века. Однако это не означает полного отсутствия влияния науки на мировоззрение людей. Вообще тип мировоззрения определя
ется доминантой, но реально религия не существовала как некая мировоззренческая монополия. Она дополнялась магией, а магия проникала и в научные эксперименты, использовалась властными структурами, существенным образом влияла на обыденное сознание людей. Данная закономерность относится и к науке, которая по мере своего развития занимала все большее место в мировоззрении. В XVII веке, например, господствующим стало представление о том, что Бог, создав природу и человека, больше не вмешивается в дела людей и в сотворенный им мир, и природа развивается по собственным законам, без вмешательства Бога. Данная мировоззренческая установка (в современной терминологии — деистический материализм) сохраняет свое влияние вплоть до настоящего времени. Даже в XX веке нередко крупные ученые, оставившие значительный вклад в науку, были религиозными людьми. Например, П. А. Флоренский, оставивший значительный след в истории отечественной и мировой науки, намного опередивший возникновение таких дисциплин, как семиотика, кибернетика, теория систем и т. д., был человеком глубоко верующим, и оставался верным своим убеждениям и священническому сану до последнего дня своей жизни (он был расстрелян в 1937 году).
Статус науки как мировоззрения определяется также тем, что в процессе своего развития наука открывает свойства реальности, имеющие мировоззренческий смысл. Открываемые наукой свойства, описываемые в категориях и законах, приобретают универсальное применение для объяснения не только природных явлений. Таковы, например, теория систем, процессы самоорганизации, закономерности протекания которых описывает синергетика. Особый мировоззренческий статус приобрело учение о виртуальных частицах (в Институте философии РФ имеется лаборатория виртуалистики). В XIV веке Дунс Скот ввел понятие виртуальной реальности, и спустя почти 600 лет оно стало практически универсальным понятием для характеристики сюжетов фильмов, репортажей СМИ, сновидений, диалога и т. д.