наука может рассматриваться как форма обыденного мировоззрения

16 Наука как форма мировоззрения

Наука как особая форма мировоззрения

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.
Как вид познания наука взаимодействует с др. его видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим, философским. Возникает из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может Изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.
Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Напр., в искусстве освоение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Художественный образ всегда выступает как единство общего и единичного, рационального и эмоционального. Научные же понятия — это рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов.
Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с др. сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т. д. Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него наука не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. Лейбниц характеризовал математику как науку о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной науке. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в науке, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, который реализовался значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т. д.). Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает др. характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего — это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, т. к. знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики ее знаний — их системная организация, обоснованность и доказанность.

Источник

Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Введение

Практикум разработан в целях достижения большего эффекта самостоятельной работы магистров при изучении дисциплины базовой части профессионального цикла «Философские проблемы науки и техники». Данный практикум имеет двухуровневую структуру, зависящую от степени сложности. Вопросы и задания первого уровня (Выберите правильный вариант ответа) предполагают выбор одного верного ответа из четырех-пяти предложенных вариантов. Второй уровень включает в себя разной сложности задачи, которые предполагают не только знания пройденного материала курса, но и умение размышлять, формировать и высказывать собственное мнение.

Данный практикум является вспомогательным и дополнительным пособием магистрам для глубокого понимания и закрепления пройденного материала, а также для своеобразной проверки остаточных знаний по дисциплине «Философские проблемы науки и техники».

Предложенные вопросы, задания, могут выполняться не только учащимися в магистратуре самостоятельно (вне учебных занятий), но и использоваться преподавателями при проведении семинарских занятий.

Темы круглых столов, дискуссий, рефератов и докладов имеют практическую направленность с расчетом на получение дополнительных знаний об основных проблемах данного спецкурса, которые не только помогут расширить кругозор учащихся в магистратуре, но и станут своеобразной теоретико-методологической основой в написании выпускной квалификационной работы.

1 Предметное поле дисциплины «Философские проблемы науки и техники»

Предмет и социокультурное измерение философии науки. Нормы и ценности в научном сообществе. Гуманитарное и научно-техническое знание: общее и особенное. Техника как объект философского анализа. Онтологические проблемы техники.

Философия техники в её соотношении с философией науки, социальной философией, «техникознанием». Философия техники и философия хозяйства. Системный подход в исследовании развития техники. Философия техники как академическая дисциплина. Междисциплинарные связи в современной науке. Вклад технических дисциплин в исследование комплексных межотраслевых проблем. Система наук и комплексные научно-технические дисциплины.

Понятие и структура технологии. Соотношение техники, технологии и науки как естественного и искусственного.

Основные школы и направления развития философии техники. Проблематика философских школ. Инженерная и гуманитарная философия о сущности и проблемах техники. Практическо-преобразовательная (предметно-орудийная деятельность), техническая и инженерная деятельность

1.2 Итоговые тесты к разделу «Предметное поле дисциплины «Философские проблемы науки и техники»

Выберите правильный вариант ответа.

1. Сакральный и рецептурный тип знания характерен для:

а) Преднауки цивилизаций Древнего Востока;

б) Формирующейся науки в Античной Греции;

в) Классической науки Нового времени;

г) Неклассической науки ХХ в.

2. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

в) в мифологической;

3. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

а) философия является частью науки;

б) наука является частью философии;

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

г) философия и наука исключают друг друга;

д) философия и наука никак не соотносятся друг с другом.

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

б) собрание теорий, концепций философов;

в) наука, исследующая язык;

г) учение о познаваемости мира;

д) учение об устройстве мира.

5. Предмет философии науки отражает в себе:

а) закономерности научного знания;

б) всеобщность мира;

г) упорядоченность научного знания;

7. Философия для науки является:

а) смыслопорождающим началом;

в) мировоззренческой основой;

г) содержательной силой.

8. Способ существования науки:

9. Выберите критерии, отличающие научное знание от вненаучных форм:

а) истинность и надежность;

б) системность и ненормативность;

в) методичность и догматизм;

г) системность и обоснованность.

10. К вечным философским вопросам относятся:

а) каковы точные размеры вселенной?

б) в чем сущность человека?

в) из каких элементов состоит живая клетка?

11. Выделите признак, необходимый для научного мировоззрения:

12. Выберите наиболее приоритетную цель науки как способа познания и освоения окружающего мира:

а) открытие законов окружающей действительности;

б) осмысливание мировых проблем;

в) накапливания знания;

г) преобразование общественной жизни.

13. Философия в отличие науки обладает статусом:

а) достоверного знания;

б) свободного мышления;

в) опытного познания;

г) универсального метода.

14. Наука может рассматриваться как … (исключите неправильный ответ):

а) Форма обыденного мировоззрения;

б) Определенный способ человеческой деятельности (исследование);

в) Проверяемая особым образом система знаний о реальности;

Источник

Д) эксперимент.

Логическими методами исследования являются

Б) дедукция;

В) индукция;

52. Расчленение предметов на составляющие их элементы – это

А) анализ;

53. Мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений предмета – это

А) абстрагирование;

54. Мысленное объединение существенных признаков предметов – это

Д) обобщение.

55. Переход от общего к частному – это

Б) дедукция;

56. Переход от частного к общему – это

В) индукция;

57. Структурный уровень науки, на котором знания являются результатом непосредственного контакта с «живой» реальностью в наблюдении или эксперименте, называется

A) эмпирическим;

Наука не может рассматриваться как

A) форма обыденного мировоззрения;

б) способ человеческой деятельности;

в) система знаний о реальности;

г) социальный институт.

59. Стандартная модель постановки и решения исследовательских задач – это

В) парадигма;

60. Расположите в правильной логической последовательности фазы научного творчества:

a) сосредоточение усилий на решении задачи;

б) накопление знаний, навыков, умений для четкой формулировки проблемы;

в) проверка найденного решения.

(б, а, в)

Формами научного познания являются

А) интуиция;

В) анализ;

Е) индукция;

З) опыт;

62. Требования, предъявляемые к научной гипотезе – это

А) проверяемость;

б) абсолютная достоверность;

В) простота;

Г) эвристическая сила;

д) соответствие ранее установленным научным положениям;

е) экономический эффект.

Сильными сторонами интуитивного познания являются

Б) относительная свобода от стереотипов и схем;

В) более высокая скорость мышления;

г) отсутствие опоры на предшествующий опыт;

Д) большая возможность ассоциаций.

Выстройте верную логическую последовательность этапов эксперимента

а) манипулирование исследуемым объектом;

б) планирование эксперимента;

в) интерпретация полученных результатов;

(б, г, а, в)

Видами эксперимента не являются

Б) фантастический;

В) гуманистический;

Преимуществами эксперимента над наблюдением являются

Б) воспроизводимость;

В) возможность вмешаться в изучаемый процесс;

Источник

Наука может рассматриваться как форма обыденного мировоззрения

rw6SyemXSKlGowlLM227ZSz89Oisy3jtZKX NkLt G04GnKqMW9hHQ7nmElSoKLWJDZtG7kv

Необходимость создавать команду, либо отрывать от работы текущих сотрудников ИТ возникает.
в случае заказной разработки ИС
+при самостоятельной разработке ИС
при покупке ИС

Объектом управления в информационном менеджменте является
маркетолог
+ информационная система
маркетинговый комплекс
IТ-менеджер

Организационный риск – это …
приостановка деятельности
риск контрагентов
+зависимость от ключевого персонала
несанкционированные действия

Разработкой плана создания, внедрения и развития ИС занимается …
руководитель компании
главный бухгалтер
финансовый аналитик
+IT-менеджер

rw6SyemXSKlGowlLM227ZSz89Oisy3jtZKX NkLt G04GnKqMW9hHQ7nmElSoKLWJDZtG7kv

Риск ИС – это …
вероятность того, что какие-то цели при реализации проекта автоматизации деятельности предприятия не будут достигнуты
+выявление неопределённости, приводящее к потерям и дополнительным возможностям
последовательность работ по преобразованию объекта из исходного состояния в желаемое, определяемое целью такого преобразования
потери вследствие неопределённости

Сфера деятельности IT-менеджера охватывает …
составление бизнес-портфеля компании
+область информационных технологий
разработку стратегии развития бизнеса компаний
систему способов изготовления продукции

Финансовый риск вызван …
приостановкой деятельности
зависимостью от ключевого персонала
несанкционированными действиями
+риском контрагентов

Функциональными возможностями MRP-систем являются:
решение задач планирования деятельности предприятия в натуральном и денежном выражении
составление плана стратегического развития
осуществление поддержки принятия решений для выработки навыков и умений
+определение и передача в производство и службы материально-технического снабжения информации о потребностях предприятия во всех материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы

rw6SyemXSKlGowlLM227ZSz89Oisy3jtZKX NkLt G04GnKqMW9hHQ7nmElSoKLWJDZtG7kv

Coвpeмeнный этaп paзвития нayки нaзывaeтcя … Отметьте правильный вариант ответа: паранормальным постнеклассическим классическим неклассическим

Coциaльнo oбycлoвлeннoe, имeющee cпeциaльнyю нopмaтивнo-лeкcичecкyю фopмy ycлoвиe (зaявлeниe, пoлoжeниe), кoтopoe чacтичнo измeняeт coдepжaниe или oбъeм дeйcтвия нopмы пpaвa, coздaeт нoвый пpaвoвoй peжим, выcтyпaeт фopмoй coглacoвaния интepecoв и пopoждaeт oпpeдeлeнныe юpидичecкиe пocлeдcтвия – этo пpaвoвaя оговорка

Oбъeкты фeнoмeнoлoгичecкoгo мeтoдa – этo … Отметьте правильные варианты ответа: безусловные очевидности, предшествующие нормам права
идеальные априорные когнитивные структуры, предшествующие знаниям о праве и данные человеку через феномены его сознания
правовые явления, несущие в себе, кроме сугубо юридических значений, еще и смыслы внеюридического характера рассмотрение человека как субъекта права в качестве продукта и представителя определенных социальных общностей, конкретно-исторических систем общественных отношений

Coпepничaющими пoдхoдaми в пoиcкe ocнoвных зaкoнoмepнocтeй paзвития нayки являютcя … Отметьте правильные варианты ответа: креационизм и эволюционизм субстратный и функциональный подходы коммунизм и антикоммунизм кумулятивизм и антикумулятивизм

Для традиционного права характерны черты: а) синкретизм б) системность в) символизм г) различие юридических и нравственных предписаний д) формализм

Томас Кун ввел в науковедение понятие: а) верифицируемость истины б) критический рационализм в) парадигма познания г) реляционное познание

Основными функциями юридической науки являются: а) мировоззренческая б) эвристическая в) проектирования и конструирования г) методологическая д) практико-организационная е) эстетическая ж) прогностическая з) практическая и) эвристическая к) онтологическая л) инструментальная функция м) познавательная

Как называется процесс отражения внешнего мира, представляющий собой единство чувственного и рационального познания?
незнание;
познание;
знание;
всезнание.

Как называется отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств внешних предметов цвета, вкуса, запаха, формы и т. п.?
формирование;
обоняние;
осязание;
ощущение.

Когда появилась логика?
приблизительно в IV в. до н. э.;
в наше время;
приблизительно в первом тысячелетии н.э.;
приблизительно во втором тысячелетии н.э.

Как называется логическая операция объединения двух и большего количества понятий, в результате которой образуется новое понятие с объемом, охватывающим собой все элементы объемов исходных понятий?
разделением понятий;
сложение понятий;
описанием понятий.

Что такое логика?
-теория, которая отличает правильные рассуждения от неправильных не относительно их формы;
-теория, которая отличает правильные рассуждения от неправильных на основе только их структуры;
-теория, которая отличает неправильные рассуждения от правильных на основе только их структуры.
-теория, которая отличает неправильные рассуждения от правильных на основе только их формы.

Как называется знаковая система, выполняющая функции формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми?
мысль;
ощущения;
язык;
ум.

Что такое сравнение?
-такой логический прием, который помогает устанавливать сходство или различие предметов;
-логический прием, который помогает устанавливать сходство предметов;
-логический прием, который помогает устанавливать различие предметов;.
-логический прием, который не устанавливать сходство или различие предметов.

В каком отношении будут находиться понятия «квадрат» и «равносторонний прямоугольник»?
в отношении неравнозначности;
в отношении одинаково стабильности;
в отношении равнозначности;
в отношениинестабильности.

Что является критерием истины?
практика;
теория;
информация;
научные познания.

В чем заключается отличие символической логики от

Источник

Наука как мировоззрение

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Можно ли характеризовать науку как мировоззрение? Мировоз­зрение — система взглядов на мир и место человека в мире. Исторически формировались мифологическое, религиозное, философское миро­воззрение. Данная классификация основывается на признании веду­щей роли различных способов постижения реальности в формирова­нии мировоззренческих установок людей. Но в определенный период в центре духовной жизни оказывается наука. Закономерным следствием доминирования науки в культуре современной цивилизации является распространение научного мировоззрения. Традиционно научное ми­ровоззрение формировалось в русле натурфилософии, задачей которой было постижение целостности природы, рассмотрение природы как ис­точника понимания и объяснения отдельных вещей и явлений из них самих, из их собственной природы. Научное мировоззрение возникло вместе с философским и было связано с накоплением научных знаний.

Философия — специфическая область познания, ее методология — необходимое условие существования и развития науки: философия определяет основания науки, фундаментальные принципы познава­тельной деятельности вообще. В современных условиях, когда возника­ют такие научные дисциплины, как астрофизика, физика микромира, космология, имеющие дело с принципиально ненаблюдаемыми объек­тами, философия и наука обращаются к одному и тому же трансцен­дентному объекту. Правда, у философии и науки разные задачи: наука рассматривает Вселенную как внеположный объект, философия выра­жает самосознание человека, который находит в мироздании величе­ственное и прекрасное и ищет его в себе самом, пытается понять свое место и предназначение в этом мире.

В зависимости от того, какая форма общественного сознания до­минировала в обществе, мы можем говорить о преобладании соответ­ствующей формы мировоззрения. Так, для античности преобладающей формой мировоззрения являлось религиозно-мифологическое. Извест­но, что религиозное мировоззрение было доминирующим вплоть до се­редины XIX века. Однако это не означает полного отсутствия влияния науки на мировоззрение людей. Вообще тип мировоззрения определя­

ется доминантой, но реально религия не существовала как некая миро­воззренческая монополия. Она дополнялась магией, а магия проникала и в научные эксперименты, использовалась властными структурами, существенным образом влияла на обыденное сознание людей. Данная закономерность относится и к науке, которая по мере своего развития занимала все большее место в мировоззрении. В XVII веке, например, господствующим стало представление о том, что Бог, создав природу и человека, больше не вмешивается в дела людей и в сотворенный им мир, и природа развивается по собственным законам, без вмешатель­ства Бога. Данная мировоззренческая установка (в современной терми­нологии — деистический материализм) сохраняет свое влияние вплоть до настоящего времени. Даже в XX веке нередко крупные ученые, оста­вившие значительный вклад в науку, были религиозными людьми. На­пример, П. А. Флоренский, оставивший значительный след в истории отечественной и мировой науки, намного опередивший возникновение таких дисциплин, как семиотика, кибернетика, теория систем и т. д., был человеком глубоко верующим, и оставался верным своим убежде­ниям и священническому сану до последнего дня своей жизни (он был расстрелян в 1937 году).

640 1

Статус науки как мировоззрения определяется также тем, что в про­цессе своего развития наука открывает свойства реальности, имеющие мировоззренческий смысл. Открываемые наукой свойства, описывае­мые в категориях и законах, приобретают универсальное применение для объяснения не только природных явлений. Таковы, например, тео­рия систем, процессы самоорганизации, закономерности протекания которых описывает синергетика. Особый мировоззренческий статус приобрело учение о виртуальных частицах (в Институте философии РФ имеется лаборатория виртуалистики). В XIV веке Дунс Скот ввел поня­тие виртуальной реальности, и спустя почти 600 лет оно стало практи­чески универсальным понятием для характеристики сюжетов фильмов, репортажей СМИ, сновидений, диалога и т. д.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector