наука особая форма деятельности человека обеспечивающая получение и систематизацию нового знания

Наука особая форма деятельности человека обеспечивающая получение и систематизацию нового знания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «наука»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки;

− одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

1. определение понятия: наука – это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2. одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки: К функциям современной науки относятся: культурно-мировоззренческая, прогностическая и т. д.;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о функциях науки.)

3. одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания: одной из отличительных черт научного знания является объективность.

(Может быть приведено любое другое предложение, раскрывающее отличительные черты научного знания.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Указания по оцениванию:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
25.1 Раскрытие смысла понятия 2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) 2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,

в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу

1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.

Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.

Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия 2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия 2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания 1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0
Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

Источник

Обществознание. 10 класс

Суждения о науке

Выберите верные суждения о науке.

Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности;

Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления;

Наука представляет собой отрасль духовного производства;

Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование;

Наука создаёт материальные ценности.

Современное образование

Выберите верные суждения о современном образовании.

Современное образование отличается своим исключительно светским характером;

Современное образование предполагает существование различных типов и видов образовательных организаций.

Для современного образования характерно многообразие путей его получения;

Современное образование предусматривает обязательность обучения в государственных образовательных организациях;

Принцип интернационализации свойственен современному образованию;

Систематизация объективных знаний

Прочитайте предложение и выберите пропущенное слово (словосочетание).

_____ — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Верные суждения

Прочитайте суждения и выберите верные

Под образованием понимается преобразовательная деятельность человека, в результате которой создаются нематериальные ценности;

5) Образование является формой общественного сознания, состоящей из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Образование представляет собой целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности;

Образование является триединым процессом, характеризующимся такими сторонами, как обучение, воспитание и развитие;

Образование представляет собой функцию общества, обеспечивающую его воспроизводство и развитие как целостной социальной системы;

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 7. Наука и образование

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Образование – педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.

Универсальность – всеобщность, разносторонность.

НТП – поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.

Дифференциация науки – выделение новых научных дисциплин (из биологии выделились генетика, экология, физиология, микробиология).

Интеграция науки – синтез знания, объединения ряда наук, возникновение новых научных дисциплин (физическая химия, химическая биология, кибернетика).

Наука, функции науки, «большая наука», образование, функции образования, универсальность, НТП, дифференциация и интеграция науки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018.

Раздел. Человек и общество. Задания типа 20.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понятие «наука» имеет несколько значений. Прежде всего, наука – система знаний и способы их добывания. Выделяют несколько направлений в системе наук: естествознание (физика, химия, биология) и обществознание (история, социология, правоведение, политология). Творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний представляет собой процесс приобретения новых знаний.

Наука является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием, религией. Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и содержание образования обеспечивается наукой.

Наука является одним из важных социальным институтов и выполняет ряд функций. Познавательно-прогностическая: связана с приобретением людьми объективных знаний об окружающем мире и человеке. Исследования учёных и система научных понятий и выводов дают возможность прогнозировать развитие явлений и исключать риски.

Культурно-мировоззренческая: связана с систематизацией знаний и представление их в определённых картинах мира. Научные представления позволяют различать истинное и ложное, то есть превращаются в часть мировоззрения. Если мировоззрение человека складывается только на личном повседневном опыте, он с трудом может считаться культурной личностью.

Социально-производственная: связана с технологическим прорывом во второй половине XX века. Сначала были открыты и изучены наукой атомные реакции, электромагнитные волны; затем всё это легло в основу технологического развития.

Научные знания и методы служат средством решения проблем общества: преодоление экологического кризиса, обеспечение обороноспособности, создание новых лекарств.

Новую широкую сферу научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок современные учёные назвали термином «большая наука».

Наука охватывает всю деятельность человека, все сферы общественной жизни.

В наука существует дифференциация и интеграция исследований (около 15 тысяч дисциплин).

Основное правило этики – «Не навреди!» В этом заключается социальная ответственность человека науки.

НТП — одна из главных факторов, приведших к экологическому кризису. Учёные стали создавать профессиональные и массовые экологические движения, они первыми подняли проблему гонки вооружений.

Пути получения образования: обучение, самообразование. Главная функция образования – социализация личности, выступая каналом социальной мобильности. Через образование личность может самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты.

Современное образование имеет ряд черт: 1) информационные технологии стали неотъемлимой частью образовательного процесса; 2) образование носит непрерывный характер.

Функции образования: экономическая, социальная, культурная.

В условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Во многих странах высшая школа имеет два уровня подготовки — бакалавриат и магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает профильный характер.

Система образования РФ включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование.

Тенденции в развитии образования на современном этапе

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о науке

1) Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности.

2) Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.

3) Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления.

4) Наука представляет собой отрасль духовного производства.

5) Наука создаёт материальные ценности.

Правильный вариант/варианты: 1,3,4

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что _____ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ______ (Б) на основе неоспоримых ______ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ______ (Г) или _______ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и _______ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) факты 4) выводы 7) возврат

2) ошибки 5) науки 8) личность

3) психика 6) контакты 9) история

Правильный вариант: науки, выводы, факты, ошибки, возврат, история.

Источник

Наука особая форма деятельности человека обеспечивающая получение и систематизацию нового знания

Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.

2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.

3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.

4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.

5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.

1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке — да, верно.

2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений — нет, неверно, это к науке не относится.

3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций — да, верно.

4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека — да, верно.

5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно, другие тоже могут, например, искусство.

Первый вариант ответа не верен, т.к. объективных знаний об обществе и человеке не может быть.

Если было бы написано: Наука вырабатывает и теоретически систематизирует знания о природе, обществе, человеке (без слова «объективный»)

Разработчики КИМов с вами не согласны. Наука стремится к объективности

Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.

3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях.

4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.

5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны.

1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность — нет, неверно, другим не свойственно, например, искусству.

2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе — да, верно.

3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях — нет, неверно.

4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека — да, верно.

5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы — да, верно.

Объясните пожалуйста, как научные знания влияют на формирование мировоззрения человека?

Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Демократия признаёт народ единственным и высшим источником власти в стране.

2) Демократии свойствен государственный контроль над частной жизнью граждан.

3) Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах.

4) Демократия признаёт безусловный приоритет интересов личности над интересами государства.

5) Демократии свойственно доминирование идеологии одной партии на политической арене.

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются: народный суверенитет, т. е. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им; свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок; политический плюрализм; гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам; контроль представительных институтов за работой правительства; устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии: принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ; свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей; участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной); конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом; наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство; принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на: прямую и представительную.

1) Демократия признаёт народ единственным и высшим источником власти в стране — да, верно.

2) Демократии свойствен государственный контроль над частной жизнью граждан — нет, неверно.

3) Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах — да, верно.

4) Демократия признаёт безусловный приоритет интересов личности над интересами государства — да, верно.

5) Демократии свойственно доминирование идеологии одной партии на политической арене — нет, неверно.

Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Демократия основана на принятии решений большинством голосов с учетом мнений меньшинства.

2) Меньшинство в условиях демократии не имеет легальной возможности защищать свои интересы, добиваться своих целей.

3) Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование осуществлялось в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах.

4) Демократия признаёт безусловный приоритет интересов личности над интересами государства.

5) Демократии свойственно доминирование одной идеологии на политической арене.

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются: народный суверенитет, т. е. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им; свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок; политический плюрализм; гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам; контроль представительных институтов за работой правительства; устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии: принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ; свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей; участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной); конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом; наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство; принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на: прямую и представительную.

1) Демократия основана на принятии решений большинством голосов с учетом мнений меньшинства — да, верно.

2) Меньшинство в условиях демократии не имеет легальной возможности защищать свои интересы, добиваться своих целей — нет, неверно.

3) Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование осуществлялось в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах — да, верно.

4) Демократия признаёт безусловный приоритет интересов личности над интересами государства — да, верно.

5) Демократии свойственно доминирование одной идеологии на политической арене — нет, неверно.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 7. Наука и образование

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Образование – педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.

Универсальность – всеобщность, разносторонность.

НТП – поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.

Дифференциация науки – выделение новых научных дисциплин (из биологии выделились генетика, экология, физиология, микробиология).

Интеграция науки – синтез знания, объединения ряда наук, возникновение новых научных дисциплин (физическая химия, химическая биология, кибернетика).

Наука, функции науки, «большая наука», образование, функции образования, универсальность, НТП, дифференциация и интеграция науки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018.

Раздел. Человек и общество. Задания типа 20.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понятие «наука» имеет несколько значений. Прежде всего, наука – система знаний и способы их добывания. Выделяют несколько направлений в системе наук: естествознание (физика, химия, биология) и обществознание (история, социология, правоведение, политология). Творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний представляет собой процесс приобретения новых знаний.

Наука является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием, религией. Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и содержание образования обеспечивается наукой.

Наука является одним из важных социальным институтов и выполняет ряд функций. Познавательно-прогностическая: связана с приобретением людьми объективных знаний об окружающем мире и человеке. Исследования учёных и система научных понятий и выводов дают возможность прогнозировать развитие явлений и исключать риски.

Культурно-мировоззренческая: связана с систематизацией знаний и представление их в определённых картинах мира. Научные представления позволяют различать истинное и ложное, то есть превращаются в часть мировоззрения. Если мировоззрение человека складывается только на личном повседневном опыте, он с трудом может считаться культурной личностью.

Социально-производственная: связана с технологическим прорывом во второй половине XX века. Сначала были открыты и изучены наукой атомные реакции, электромагнитные волны; затем всё это легло в основу технологического развития.

Научные знания и методы служат средством решения проблем общества: преодоление экологического кризиса, обеспечение обороноспособности, создание новых лекарств.

Новую широкую сферу научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок современные учёные назвали термином «большая наука».

Наука охватывает всю деятельность человека, все сферы общественной жизни.

В наука существует дифференциация и интеграция исследований (около 15 тысяч дисциплин).

Основное правило этики – «Не навреди!» В этом заключается социальная ответственность человека науки.

НТП — одна из главных факторов, приведших к экологическому кризису. Учёные стали создавать профессиональные и массовые экологические движения, они первыми подняли проблему гонки вооружений.

Пути получения образования: обучение, самообразование. Главная функция образования – социализация личности, выступая каналом социальной мобильности. Через образование личность может самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты.

Современное образование имеет ряд черт: 1) информационные технологии стали неотъемлимой частью образовательного процесса; 2) образование носит непрерывный характер.

Функции образования: экономическая, социальная, культурная.

В условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Во многих странах высшая школа имеет два уровня подготовки — бакалавриат и магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает профильный характер.

Система образования РФ включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование.

Тенденции в развитии образования на современном этапе

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о науке

1) Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности.

2) Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.

3) Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления.

4) Наука представляет собой отрасль духовного производства.

5) Наука создаёт материальные ценности.

Правильный вариант/варианты: 1,3,4

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что _____ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ______ (Б) на основе неоспоримых ______ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ______ (Г) или _______ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и _______ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) факты 4) выводы 7) возврат

2) ошибки 5) науки 8) личность

3) психика 6) контакты 9) история

Правильный вариант: науки, выводы, факты, ошибки, возврат, история.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector