Науке как и другим формам духовной культуры свойственны рациональность и системность наука нацелена
Источник задания: Задание 14_4. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение
Задание 4. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.
3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях.
4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.
5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы.
Рассмотрим каждое суждение и выберем верные.
1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность. — неверно, не всем формам духовной культуры свойственны рациональность и системность.
2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе. — верно.
3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях. — неверно, применение художественного вымысла характерно для искусства.
4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека. — верно.
5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы. — верно.
Ответ: 245 или любая последовательность цифр
Науке как и другим формам духовной культуры свойственны рациональность и системность наука нацелена
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Мораль требует от человека определённого поведения.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах — нет, неверно.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления — да, верно.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих — да, верно.
4) Мораль требует от человека определённого поведения — да, верно.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность — нет, неверно.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись.
Обобщающим понятием этого ряда является «духовная культура». Наука, образование, литература, живопись — это формы культуры.
Ответ: духовная культура.
А как фундаментальная наука относится к духовной культуре?
Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия.
Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.
2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.
3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.
4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.
5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке — да, верно.
2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений — нет, неверно, это к науке не относится.
3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций — да, верно.
4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека — да, верно.
5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно, другие тоже могут, например, искусство.
Первый вариант ответа не верен, т.к. объективных знаний об обществе и человеке не может быть.
Если было бы написано: Наука вырабатывает и теоретически систематизирует знания о природе, обществе, человеке (без слова «объективный»)
Разработчики КИМов с вами не согласны. Наука стремится к объективности
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.
3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
5) Искусству свойственны рациональность и системность.
1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека — нет, неверно, другие сферы тоже способны.
2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями — да, верно.
3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций — да, верно.
4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ — да, верно.
5) Искусству свойственны рациональность и системность — нет, неверно, искусству это не свойственно, это признаки науки.
Пункт про религию составлен некорректно. Религия ничего не ДАЕТ человеку. Для каждого религия характеризуется по своему.
Разработчики КИМов с вами не согласны.
Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.
3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях.
4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.
5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны.
1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность — нет, неверно, другим не свойственно, например, искусству.
2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе — да, верно.
3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях — нет, неверно.
4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека — да, верно.
5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы — да, верно.
Объясните пожалуйста, как научные знания влияют на формирование мировоззрения человека?
Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) доказательность — наука.
Б) образность — искусство.
В) эмоциональность — искусство.
Г) фундаментальность — наука.
Д) иносказательность — искусство.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
. | Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
Искусство | Образное осмысление действительности |
Наука — получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире.
Выберите верные суждения о духовной культуре и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами.
2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества.
3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора.
4) К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.
5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность.
1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами. Нет, неверно, это признак народной культуры.
2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества. Нет, неверно, это признак элитарной культуры.
3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора. Да, верно, элитарная культура ориентирована на узкую группу любителей и профессионалов, сложна по содержанию.
4) К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку. Да, верно.
5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность. Да, верно, ее произведения ориентированы на получение прибыли.
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль поддерживается силой государственного принуждения.
2) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
3) Религия объясняет события, явления окружающего мира с позиций существования сверхъестественного.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах.
1) Мораль поддерживается силой государственного принуждения. Нет, неверно, мораль поддерживается силой общественного мнения.
2) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития. Да, верно.
3) Религия объясняет события, явления окружающего мира с позиций существования сверхъестественного. Да, верно.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. Да, верно.
5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах. Нет, неверно, в художественных образах отображает окружающую действительность искусство.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Согласно современному пониманию, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ________(А), которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.
Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего ________(Б). Она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чём суть, причины, последствия ________(B) (как банки делают деньги, каковы причины инфляции и т.п.). На основе анализа реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует ________(Г) экономического поведения.
Экономика выполняет и ________(Д). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации, предлагает рецепты действий. Эта функция экономики тесно связана с ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) ограниченные ресурсы
3) экономический кризис
4) экономические процессы
5) национальная экономика
6) духовная культура
7) познавательная функция
8) общественные блага
9) практическая функция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Исходя из контекста, последовательность 174295 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Виды и функции культуры». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— количество подпунктов каждого пункта;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие «культура».
2. Структура (составные части, компоненты, формы) культуры:
е) политические, правовые и другие идеи.
3. Типы (формы) культуры:
а) материальная и духовная культура, их взаимосвязь и взаимодействие;
б) господствующая культура, субкультура, контркультура.
4. Многообразие культур в современном обществе:
а) народная культура;
б) элитарная культура;
в) массовая культура.
5. Основные функции культуры:
в) регулятивная (нормативная);
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Успехи____________ (А) тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую__________(Б), она — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную _______(В) людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Каждая наука имеет свой (Г). Под ним подразумевается то, что исследуется. Также каждая наука имеет свой метод — т. е. как, каким способом осуществляется это исследование. Наука — результат общественного развития, она всемерно способствует становлению и развитию_________(Д), одна из главных её задач — удовлетворение общественных_______(Е).»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) способ | 2) культура | 3) цель |
4) деятельность | 5) мировоззрение | 6) познание |
7) способности | 8) потребности | 9) предмет |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Исходя из контекста, последовательность 624958 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наука — специфическая сфера ____________(А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию ____________(Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты — систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира.
Науку можно рассматривать и как ____________(В), который выполняет общественно значимые функции. ____________(Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс ____________(Д). ____________(Е) функция связана с участием науки в общественном управлении».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
2) материальное производство
4) духовная деятельность
8) объективные знания
9) социальный институт
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Исходя из контекста, последовательность 489125 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Наука; мораль; религия; духовная культура; искусство.
Все представленные понятия — это духовная культура.
Ответ: духовная культура.
Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций.
2) Система образования реализует определённый общественный заказ.
3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на историческое образование.
4) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
1) Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций. Да, верно, в образовательных учреждениях постигаются основы наук.
2) Система образования реализует определённый общественный заказ. Да, верно, обучение происходит по специально разработанным учебным планам и стандартам, которые отражают государственный и общественный заказ.
3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на историческое образование. Нет, неверно, наоборот.
4) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников. Да, верно, это ее определение.
5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека. Нет, неверно, искусство способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
Какая из черт отличает науку от других областей (сфер) духовной культуры?
1) объективное изучение действительности
2) регулирование общественных отношений
3) практическое применение всей полученной информации
4) эстетическое отражение действительности
Из всего перечисленного только для науки характерно объективное изучение действительности. Все остального может относится и к другим сферам общественной жизни.
Что из перечисленного отличает искусство как форму (область) духовной культуры?
1) отражение мира в художественных образах
2) объяснение социальных явлений
3) теоретическое обоснование гипотез
4) логичность доказательств
2, 3, 4 более характерны для науки. Единственно верным ответом является 1.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Уверенность в существовании внешнего мира независимого от познающего субъекта лежит в основе всего учения о природе». (А. Эйнштейн)
29.3 Социология, социальная психология: «Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру». (А.Г. Спиркин)
29.4 Политология: «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». (Ш. Монтескье)
29.5 Правоведение: «Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт)
1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:
1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.
1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
2. Структура мини-сочинения:
2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:
2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:
2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:
— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
3. При написании мини-сочинения, важно помнить:
3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).
3.3. Необходимо избегать обыденного языка.
3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
Какие задачи, по мнению автора, необходимо решать в духовной сфере? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите два примера реализации такого подхода.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Опираясь на интеллектуальный потенциал российского народа, его прогрессивные традиции и всё ещё значительные природные и материальные ресурсы, используя отечественный и мировой опыт, России предстоит осуществить стратегию прорыва в постиндустриальную эпоху.
Развитие современных производительных сил требует приоритетного развития фундаментальной и прикладной науки как основы технологического прорыва, поощрения фирм и компаний, занимающихся новейшими разработками, создания и использования новейших гибких технологий, робототехники, сверхмощных компьютерных систем и их оригинального программного обеспечения. Обладая значительным интеллектуальным потенциалом, Россия может вывозить за рубеж отечественные высокие технологии и патенты, обеспечивать научными и образовательными услугами многие зарубежные страны, лишённые соответствующих аналогов.
Необходимо сделать ставку на те формы собственности, которые дают наивысшую производительность труда, соединяя тем самым частный и общественный интересы.
В социальной сфере должен быть сделан упор на преодоление имущественной и социальной поляризации, препятствующей гармоническому развитию индивидов и общества в целом. Для этого следует наращивать государственную поддержку социально незащищённых слоёв населения, обеспечить установление минимальных размеров зарплаты, пенсий, пособий и стипендий не ниже научно обоснованного и постоянно повышаемого прожиточного минимума. Одной из важных задач государственной политики является создание равных условий для стартовых возможностей молодёжи, преодоление на деле неравенства женщин в быту, на производстве, в политике.
Будущее общество – это прежде всего гуманное общество. Поэтому нужны постоянно возрастающие государственные инвестиции в такие внерыночные сферы, как наука, культура, системы образования и воспитания. Приоритет социальным проектам не временная, а постоянная задача политики.
Нельзя представить себе современное государство без осуществления свобод и прав личности, без подлинной демократии, местного и производственного самоуправления, без политического и идейного плюрализма, позволяющих каждому человеку принимать активное участие в политической жизни страны, в решении местных, региональных и государственных проблем. Надо сделать так, чтобы эти проблемы решались не на бумаге, а на деле.
из труда российских учёных «О России с тревогой и надеждой»
Назовите приоритетные направления развития современных производительных сил, которые, по мнению авторов, станут основой технологического прорыва России в постиндустриальную эпоху. Как в тексте объясняется роль науки в этом прорыве?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— «…развитие фундаментальной и прикладной науки как основы технологического прорыва, поощрение фирм и компаний, занимающихся новейшими разработками, создание и использование новейших гибких технологий, робототехники, сверхмощных компьютерных систем и их оригинального программного обеспечения»;
2) ответ на второй вопрос:
— «Обладая значительным интеллектуальным потенциалом, Россия может вывозить за рубеж отечественные высокие технологии и патенты, обеспечивать научными и образовательными услугами многие зарубежные страны, лишённые соответствующих западных аналогов».
Назовите три задачи в социальной сфере, на которые, по мнению автора, «должен быть сделан упор». Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная политика государства».
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Три задачи в социальной сфере по тексту:
— преодоление имущественной и социальной поляризации;
— наращивание государственной поддержки социально незащищённых слоёв населения;
— создание равных условий для стартовых возможностей молодёжи;
— преодоление неравенства женщин в быту, на производстве, в политике.
2) Дано объяснение смысла понятия, например:
— социальная политика государства — деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечивающая поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Могут быть названы иные социальные задачи.
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что современное государство невозможно без подлинной демократии.
Могут быть приведены такие объяснения:
— современное общество невозможно без подлинной демократии потому, что только гарантия прав и свобод граждан может создать условия для свободного развития личности;
— современное общество невозможно без подлинной демократии потому, что гарантия идеологического и политического плюрализма повышает политическую активность граждан;
— современное общество невозможно без подлинной демократии потому, что гарантия прав и свобод граждан способствует формированию гражданского общества.
Могут быть приведены другие объяснения.
Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная политика государства».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Социальная политика государства — деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечивающая поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— «Будущее общество — это прежде всего гуманное общество». Нужны постоянно возрастающие государственные инвестиции в науку, культуру, системы образования и воспитания, постоянная поддержка социальных проектов.
2) Примеры государственных инвестиций:
— поощрение грантами научных разработок молодых учёных;
— конкурсы для организаций с выделением грантов и проведение профессиональных конкурсов в сфере культуры
— финансирование социальных проектов.
Могут быть приведены любые другие примеры государственных инвестиций.
Какую роль, по мнению автора текста, играет наука в процессе модернизации? Привлекая обществоведческие знания и используя социальный опыт, приведите два примера, раскрывающих роль науки при переходе к постиндустриальному обществу.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Постиндустриальная наука XXI в. – величайшее достижение человеческого интеллекта, которая способна и вознести человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернётся ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки. Будем надеяться, что в новом столетии возобладает разум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.
Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: ещё не всё потеряно. Но время не ждёт. Стратегический выбор президентом сделан: Россия отвергает «сырьевой» путь, вступает на инновационный, а поддержка фундаментальной науки наконец-то объявлена государственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная система, и начнётся преобразование производства на основе высоких технологий со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями, и стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдёт в производство новых технологий, но, напротив, начнёт постепенно угасать как сфера познавательной деятельности.
Будем надеяться, что этого не произойдёт. Конечно, ослаб экономический и научно-технический потенциал страны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются определённая индустриальная база, развитая система
образования, фундаментальная наука, культура с её великолепными традициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России – духовный и интеллектуальный.
Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располагает высоко квалифицированными кадрами специалистов, профессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенциалом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это даёт основания полагать, что Россия справится со своими недугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, снижаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжёлых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у неё хватит сил, ума, воли, таланта, активности, чтобы двигаться по пути инновационного развития.
из статьи В.Ж. Келле «От производства знаний к производству технологий»