назовите форму обучения на уроке при которой каждый ученик может работать в посильном темпе

Опорный конспект «Виды и формы обучения»

Опорный конспект «Виды и формы обучения». Данный опорный конспект позволяет учителю вспомнить виды и формы обучения, этапы подготовки урока.

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект «Виды и формы обучения»»

Виды и формы обучения

Каждая дидактическая система вызывает к жизни

определённый вид обучения со своими особенностями

и соответствующей технологией.

Придя в школу в первый класс, ребёнок широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир вещей и людей. Они вызывают у младшего школьника интерес и стремление познать их, почувствовать, научится жить в этом мире. Пытливое отношение к действительности, изучение её происходит не только путём проб и ошибок, но и планомерно, системно под руководством учителя, в процессе целенаправленного обучения. Результативность обучения зависит от многих факторов, среди которых следует выделить виды и формы организации этого процесса. И с момента возникновения и осознания данного явления идет, и будет идти постоянный поиск наиболее совершенных и результативных.

Прежде чем рассматривать виды и формы обучения, необходимо дать определение этому процессу. Существует несколько вариантов:

Обучение — 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;

2) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека;

3) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися.

Многие учителя часто допускают ошибку в понятиях: «вид обучения» и «вид урока».

Вид обучения – общий способ организации учебно-воспитательного процесса на основе:

914865 1914865 2914865 3

1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников;

3) специфики применения знаний на практике.

Виды обучения – догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное, дифференцированное, дистанционное,

Рассматривая каждый из видов обучения, следует исходить из его названия.

Догматический вид обучения долго господствовал в учебных заведениях. Учитель всегда прав и ученик зазубривает информацию как догму, не требующую обсуждения.

В основе объяснительно – иллюстративного вида обучения лежат словесные методы обучения с демонстрацией наглядных действий и иллюстративного дидактического материала.

*каждый шаг завершается контролем (пошаговый контроль);

*оказание учителем помощи и дополнительного разъяснения;

*учащиеся работают самостоятельно и в посильном темпе;

*использование технических средств.

Дифференцированное обучение – это:

1) максимальный учёт возможностей и запросов детей;

2) организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объёмов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребёнком;

Дистанционное обучение принято считать новым, хотя известно оно давно. Советские учёные – исследователи заполярья, брали в экспедиции своих детей и учили их на «дистанции» от учебного заведения. Возвратившись, дети сдавали экзамены и переводились в следующие классы, часто намного опережая сверстников. Сейчас дистанционное обучение осуществляется с помощью ИКТ.

Учителя образовательного учреждения школа № 9 широко используют в своей педагогической деятельности методы всех видов обучения. На уроках химии, истории, физики, русского языка и литературы, иностранного языка, математики, музыки и т.д. некоторые факты и явления, какую – то информацию дети усваивают как догму. Без объяснения учителя, без словесных методов обучения невозможно представить учебный процесс. Даже при программированном обучении учитель даёт инструкцию к действию. Каждая учебная аудитория оснащена оборудованием для программированного обучения. Дифференцированное обучение максимально ярко проявляется в работе с ребятами СКК. Учителя видят проблемы каждого ученика и строят коррекционно-развивающую работу, максимально используя возможности каждого из них. Большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для работы каждого конкретного ребёнка. Мониторинговая работа позволяет «сопровождать» каждого ученика, видеть его движение вперёд в образовательном пространстве. Конечно, в работе с учащимися коррекционных классов используется широко объяснительно – иллюстративный вид обучения. Эти дети с ограниченными возможностями здоровья или имеющие низкий уровень усвоения программного материала. Им требуется постоянное подробное объяснение, повторение, демонстрация наглядного материала, показ способов решения задач, выражений, упражнение в формировании навыков письменной и устной речи и т.д

В работе с детьми СКК также применяются и методы программированного обучения. В нашей школе учитель совместно с психологом, логопедом, социальным педагогом школы выстраивает программу развития каждого обучающегося. Программированное обучение предусматривает оказание учителем помощи и дополнительного разъяснения, работу в посильном темпе каждому ученику, использование технических средств. Всё это учитель реализует не только на основном уроке, но наиболее благоприятные условия для этого создаются на специальных коррекционных занятиях, которые проводятся 3 раза в неделю по специальному расписании.

Все виды обучения реализуются через формы организации его.

Классификация форм обучения

914865 4914865 5914865 6

по количеству учеников продолжительности учебных занятий

— коллективные по месту учёбы — классический урок

Существует несколько вариантов определений понятия «урок».

Урок – 1) это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. 2) основная форма обучения.

На каждом уроке решаются задачи, и достигается образовательная цель.

Требования к уроку:

— использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

— реализация на уроке всех дидактических принципов и правил;

— учёт интересов и наклонностей детей;

— установление межпредметных связей;

— связь с ранее изученным материалом;

— эффективное использование педагогических средств;

— связь с жизнью, личным опытом;

— формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний;

— диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование каждого урока.

Также к уроку предъявляются следующие требования: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

Следует чётко разводить два понятия: тип и вид урока.

В школе № 9 основная форма обучения – классно-урочная. Также используется и групповая (иностранный язык, технология). СКК кассы по составу немногочисленны: 12 – 11 человек – это подгруппа. Учитель имеет возможность уделить каждому ученику достаточно внимания, помочь. Учителями школы №9 проводятся уроки всех типов.

— формирования новых умений;

— комбинированные или смешанные (изучение нового материала и закрепление);

— закрепления знаний, умений;

— обобщения и систематизации изученного;

— практического применения знаний, умений;

— контроля и коррекции знаний, умений.

Каждый тип урока имеет определённый вид.

Вид урока (внешнее оформление урока) – лекция, беседа, экскурсия, диспут, киноурок, игровая форма проведения урока, уроки-конкурсы, диалоги и т.д.

Один и тот же тип урока может иметь несколько видов. Например: тип урока «изучение нового материала» может проходить в виде рассказа учителя, киноурока, экскурсии, работы с учебником, встречи с ветераном ВОВ, который рассказывает по теме урока и т.д. Но нельзя провести такой тип урока как контроль и коррекция знаний в виде рассказа учителя, самостоятельной работы с книгой, дискуссии и т.п.

Интегрированный урок – урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Бинарные уроки – когда разных учебных дисциплин проводят совместные уроки. Например: тема урока: «Отечественная война 1812 года: Бородинское сражение. Этот урок проводили учитель истории и литературы.

Качество каждого урока зависит в немалой степени от уровня его подготовки. Следует соблюдать этапы подготовки урока.

2 – ой прогнозирование (представление учителем урока, каких целей он может добиться, достичь. 3 – ий планирование – составление конкретного плана к данному уроку, определение методов и приёмов работы на уроке.

Кроме основных форм работы существуют и вспомогательные формы обучения.

Вспомогательные формы обучения – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную форму обучения: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии и др.

Закрепление знаний происходит при выполнении домашнего задания

Таким образом, успешность, результативность образовательного процесса обеспечивается разными видами и формами обучения.

Источник

Конспект по педагогике «Формы обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1.Понятие о формах организации учебной деятельности.

Форма обучения, как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

2.Классификация по различным критериям.

1) Массовые (олимпиады, конкурсы);

2) Коллективные (урок, экскурсия);

3) Групповые (факультатив, лабораторная работа);

4) Микрогрупповые (дополнительные занятия, консультации);

5) Индивидуальные (домашняя работа, экзамен, собеседование).

1) Школьное (уроки, работа на пришкольном участке, в мастерской, лаборатории и т.д.);

2) Внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

Продолжительность учебных занятий:

1) Классный урок (40 минут);

2) Спаренное занятие (90 минут);

3) Укороченное спаренное занятие (70 минут);

4) Уроки без звонков произвольной длительности;

5) Уроки 1 класс, I полугодие (35 минут).

Первым способом обучения было индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально. Сегодня индивидуальный способ обучения используется для «подтягивания» отстающих учащихся в школе или на занятиях с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.

Вслед за индивидуальным обучением появился и индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня. В ходе обучения они приобретали простейшие навыки чтения, письма и счёта. Однако подавляющая часть детей оставалась необученной.

Быстрое развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой необходимость создания такого способа обучения, который позволял бы обучать основную массу подрастающих детей. В XVI в. была создана концепция группового обучения детей, которая нашла применение в братских школах Белоруссии и Украины. Она и явилась зародышем классно-урочной формы обучения.

В начале XX столетия в России появился коллективный способ обучения (КСО). Его принципиальным разработчиком и организатором стал А.Г. Ривин. В 1918 г. он организовал школу, в которой обучал около сорока разновозрастных (10-16 лет) детей. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Учащиеся за один год усваивали материал трёх-четырёх лет обучения.

Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т.к. не было получено разрешения на эксперимент. Однако отдельные элементы этой формы обучения используются во многих общеобразовательных учреждениях России.

Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, воз­никла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное реше­ние оно нашло в классно-урочной системе, первоначально раз­работанной и описанной Я.А.Коменским в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система в отличие от индивидуального обу­чения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:

1. По­стоянное место и продолжительность занятий;

2. Стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и од­ного возраста;

3. Стабильное расписание.

Основной формой органи­зации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть сораз­мерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвое­ния материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообще­ние учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом от­водилось упражнению.

Дальнейшее развитие классического учения Я.А.Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосно­вал его организационное строение и разработал типологию уро­ков. В каждом уроке К.Д.Ушинский выделял три последователь­но связанные друг с другом части. Первая часть урока направле­на на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К.Д.Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока. Третья часть на­правлена на подытоживание проделанной работы и на закреп­ление знаний и навыков.

Большой вклад в разработку научных основ организации уро­ка внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосно­вал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски органи­зационного оформления педагогического процесса, которое заме­нило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.

В частности, были разработаны и апробированы такие варианты классно-урочной формы, как белл-ланкастерская система, батавская система, маннгеймская система.

Белл-ланкастерская систем а взаимного обучения возникла в 1798 г. Основная цель ее состояла в увеличении количества обучаемых одним учителем. Это было обусловлено потребностью крупных машинных производств в большом количестве квалифицированных рабочих. Свое название система получила от имени английского священника Л.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, т.к. при такой организации обучения не обеспечивался необходимый уровень подготовки учащихся.

Батавская система избирательного обучения появилась в США в конце XIХ в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть – проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить учебный материал.

Маннгеймская система возникла одновременно с батавской, но не в США, а в Европе. Основной ее задачей, так же как и у батавской системы, было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Выделялись классы сильных, средних и слабых учеников. Отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. Предполагалось, что учащиеся из более слабых классов по мере подготовки смогут переходить в классы более высокого уровня. Однако такого не происходило, так как существующая система подготовки не давала возможности слабым ученикам достигать более высокого уровня.

В 1905 г. в школьной практике возникла форма индивидуализированного обучения учащихся, получившая название Дальтон-план. Она впервые была применена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс) с целью придания учебному процессу личностно-ориентированного характера. Эту систему обучения называют также лабораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории или предметные мастерские.

Основная цель этой дидактической системы заключается в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика. В лаборатории ученики занимались индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя. Задания по каждому предмету выдавались учащимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.

При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог обращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1 часа в день. В остальное время учащиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выполнение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.

Данная система создала много эффективных методов и приемов организации и осуществления учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои достижения с результатами сверстников, учитель составлял специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежемесячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.

Предмет: окружающий мир

Тема проекта: Она течет по нашим венам

Исследуемый объект: кровь

Цель проекта: выявление способа движения крови по нашему организму

Продукт проекта: стенгазета «Кровообращение»; карточки-памятки «Пульс и его нормы», «Кровь», «Сердце», «Кровеносные сосуды»

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Источник

Назовите форму обучения на уроке при которой каждый ученик может работать в посильном темпе

Педагогическая формаэто устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Формы организации обучения (организационные формы)это внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и обучаемых, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Классификация организационных форм обучения

По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, индивидуальные.
По месту учебы: школьные (уроки, учебные занятия, работа на пришкольном участке, в лаборатории) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
По длительности времени обучения: классический урок (40 – 45 минут), спаренное занятие (90 минут), занятие произвольной продолжительности «без звонков».
На различных этапах развития общества находили применение следующие четыре формы обучения.
Индивидуальная форма обучения. Это такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки, отметить успехи; учет индивидуального темпа усвоения учебного материала, способностей.
Групповая форма обучения. Предполагает работу учащихся в группах по 3 – 6 человек и наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ, при отработке навыков. задания.
Лекционно – семинарская форма обучения. Данная форма обучения предусматривает более высокий уровень обучения, характерна для вузов.
Виды учебных занятий. Лекция – основная форма передачи большого объема систематизированной информации (продолжительностью 80 – 90 минут). Она призвана дать целостное, отчетливое и доказательное представление об изучаемой проблеме. Практическое (семинарское) занятие направлено на углубление и закрепление знаний под руководством преподавателя, на обсуждение результатов самостоятельного изучения учащимися (студентами) темы.
Кроме лекций, семинарских и практических занятий существуют и другие, так называемые вспомогательные формы организации учебной работы: экскурсии, конференции, факультативы и курсы по выбору, консультации, тренинги, собеседования, экзамены, зачеты.

Урок (урок ФК) – основная форма организации обучения в школе

Типология урока:
классические типы: вводный, контрольный, закрепления ЗУН, самостоятельная работа, комбинированный, изучения новых знаний, практическая работа, обобщающий;
нетрадиционные типы: урок – диспут, конкурс, игра, КВН, аукцион и т.п.
Основой для построения урока ФК (тренировки) являются:
Биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, т.е. зоны работоспособности:
1. зона подготовительного (предстартового) состояния;
2. зона врабатывания;
3. зона относительной стабильности;
4. зона временной потери работоспособности.
П. Логика развертывания учебно – воспитательного процесса, т.е.
1. последовательное включение занимающихся в деятельность;
2. постепенное достижение необходимого уровня физической работоспособности;
3. последовательное решение намеченных на занятие образовательных и воспитательных задач;
4. обеспечение хорошего послерабочего состояния организма.
Все это обеспечило разделение урока на части:
1. Вводная часть. Цель – организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание.
2. Задача подготовительной части (разминке) подготовить учащихся к выполнению основных упражнений, усиливается всестороннее воздействие на мышцы.
3. В основной части проводятся основные физические упражнения.
4. Во время заключительной части необходимо привести учащихся в спокойное состояние и подвести итоги занятий.
Время каждой части изменчиво и зависит от состояния занимающихся, особенностей занятия, специфики упражнений, внешних условий и поставленных задач.

Источник

Рассмотрение общих форм организации учебной деятельности учеников

Понятие и особенности формы организации обучения

Рассмотрение классификации форм организации обучения необходимо начать с определения самого понятия «форма». В науке оно рассматривается с лингвистической и философской позиции. Толковый словарь С. И. Ожегова понятие «форма» трактует в качестве вида, устройства, типа, структуры, конструкции чего-либо, что обусловлено соответствующим содержанием.

Форма представляет собой наружный вид, внешние черты, установленный определенным образом порядок. Основной формы любого предмета, процесса или явления является его содержания, которое, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние.

«Философская энциклопедия» рассматривает понятие «форма» как внутреннюю организацию содержания, при этом форма как бы «обнимает систему устойчивых связей предмета», отражая внутреннюю связь и способ организации, взаимодействие частей и процессов явления как с внешними условиями, так и между собой. Для формы характерна относительная самостоятельность, которая усиливается тем больше, чем большей историей обладает данная форма.

Если использовать понятие по отношению к обучению, то форму можно представить в виде специальной конструкции процесса обучения. Ее характер зависит от содержания процесса обучения, методов, приемов, средств, видов деятельности учащихся.

Рассматриваемая конструкция обучения — это внутренняя организация содержания процесса взаимодействия, общения учителя и учеников при работе над определенным образовательным материалом.

Содержание является основой развития процесса образования, способом его существования. Для него характерно собственное движение, которое заключает в себе возможность беспредельного совершенствования, что отражает его основное значение в повышении эффективности обучения.

Форма обучения представляет собой конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, которые реализуются в сочетании управляющей деятельности учителя с управляемой учебной деятельностью учащихся в процессе усвоения определенного содержания образовательного материала и освоения различных видов деятельности.

Внешнее очертание отрезков (циклов обучения) представляет собой наружный вид, при этом форма характеризует систему их устойчивых связей и связей между компонентами внутри каждого цикла обучения. В качестве дидактической категории она обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая относится к количеству обучаемых, времени и месту обучения, а также к порядку его осуществления.

Форма обучения и форма организации обучения

Некоторые ученые полагали, что в педагогике необходимо отразить различие терминов, которые включают слово «форма» — это «форма обучения» и «форма организации обучения». Форма обучения представляет собой коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на уроках или любых учебных занятиях. Форма организации обучения представлена каким-либо видом занятия (урок, лекция, семинарское, практическое и лабораторное занятие, диспут, конференция, зачеты, предметные кружки и др.).

Философия трактует организацию в качестве «упорядочения, налаживания, приведения в систему определенного духовного или материального объекта, расположения, соотношения элементов объекта». Здесь важными являются именно «два значения понятия организации, которые относятся как к объектам природы, так и к социальной деятельности, что характеризует ее как расположение и связь элементов чего-то целого (предметную часть организации), их действие и взаимодействие (функциональную часть). По этой причине, в соответствии с определением Чередова И. М., форма организации обучения характеризуется «упорядочиванием, налаживанием, приведением в систему» взаимодействия учителей и учеников при работе над определенным содержанием материала.

Организация обучения имеет целью обеспечение оптимального функционирования процесса управления, что предполагает учебная деятельность обучающихся, организованная со стороны учителя. Такая организация оптимально сочетает компоненты процесса в качестве целостной динамической системы, способствуя его результативности. Для организации обучения необходимо использование конструирования конкретных форм, способных обеспечивать условия эффективности учебной работы учеников под управлением учителя.

Учебное занятие ученики начинают с чтения параграфа учебника под углом зрения определенного задания. Они выписывают вопросы, которые возникают в процессе чтения и фиксируют то, что им не понятно. В свою очередь преподаватель собирает эти вопросы, может их классифицировать, отмечая глубину и качество, степень содержательности. Он устанавливает их связь с предыдущей темой, другими учебными предметами, актуальными вопросами в области культуры, производства и экономики. После ознакомления учениками в своем темпе с новым материалом, происходит уточнение и разбор их вопросов. На вопросы могут отвечать наиболее подготовленные ученики, при этом учитель может по мере необходимости уточнить или дополнить ответы, ответить на самые сложные из них с использованием известных ему методов и приемов обучения. Далее начинаются практические занятия, которые могут включать решение задач и упражнений, лабораторную работу. Здесь преподаватель производит оценку не только знаний, но и умения их использовать. Для помощи слабым ученикам привлекаются более сильные, создаются творческие группы, расширяется деловое общение. По итогу практической работы выставляются оценки, а тот, кто не справился с заданием, должен проработать материал во внеурочное время.

Мы рассмотрели на примере общие формы организации учебной деятельности. Приведенный пример означает, что для одной и той же формы обучения (например, для урока, лекции) характерна различная модификация и структура в соответствии с задачами и методами учебной работы.

Классификация форм обучения

История мировой педагогической мысли и практики обучения встречает разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых связано с требованиями, потребностями общественного развития. Это обусловлено тем, что каждый новый этап истории накладывает собственный отпечаток на организацию обучения. В итоге педагогической наукой был накоплен значительный эмпирический материал, поэтому появилась необходимость систематизировать все формы организации обучения, вычлененяя самые эффективные и соответствующие духу времени и эпохе. Исследователи выделили несколько оснований для классификации форм организации обучения: число и состав учащихся, место учебы, длительность учебной работы. В соответствии с данными основаниям формы обучения можно классифицировать на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные, аудиторные, внеклассные, внеаудиторные. Данную классификацию нельзя считать исключительно научной, поскольку она признана далеко не всеми учеными педагогами. Наряду с этим подобный подход дает возможность в определенной мере упорядочить их разнообразие.

Эпохальным явлением в истории развития педагогической мысли и в развитии общества можно считать обоснование Я. А. Коменским классно-урочной системы обучения. Она представляет собой основную единицу учебных занятий в виде урока. Достоинства этой системы включают:

Для рассматриваемой системы существует и несколько недостатков. Так, классно-урочная система ориентируется, главным образом, на средних учеников, создавая непосильные трудности для слабых и задерживая развитие способностей у более сильных учеников. Также здесь возникают сложности при учете индивидуальных особенностей учащихся в организационно-индивидуальной работе с ними. Это касается как содержания, так и темпов и методов обучения. Система не способна обеспечить организованное общение старших и младших учащихся.

Кроме рассмотренной системы, общие форм организации учебной деятельности состоят из комплекса форм организации учебного процесса, включая лекцию, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспуты, конференции, зачеты, экзамены, факультативы, консультации. Также это могут быть формы внеклассной, внеаудиторной работы, в том числе кружки, студии, научные общества, олимпиада или конкурс и др.

Лекция представляет собой органичное единство метода обучения и организационной формы. Оно состоит в последовательном и систематическом изложении педагогом учебного материала, который носит, как правило, ярко выраженный теоретический характер.

Семинар представлен одной из основных форм организации практических занятий. Их специфика заключается в групповом обсуждении студентами или учениками сообщений, докладов, рефератов, то есть того, что они выполнили самостоятельно под руководством педагога. Цель семинара состоит в углубленном изучении темы или раздела курса.

Лабораторно-практические занятия являются важной формой взаимодействия педагога и учащихся. Она заключается в том, что преподаватель по заданию может обучать с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений. В ходе лабораторно-практических занятий используется наблюдение, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулируются выводы. Здесь происходит сочетание мыслительных операций и физических действий. Ученики с помощью технических средств осуществляют воздействие на изучаемые вещества и материалы, вызывая интересующие их явления и процессы. Это в значительной мере способствует росту продуктивности познавательного интереса.

Еще одним видом дифференциации обучения по интересам является факультатив в виде необязательного учебного предмета, который изучается студентами по их желанию с целью расширить общекультурный и теоретический кругозор или получить дополнительную специальность.

Форма обучения может быть представлена и диспутом в виде группового обсуждения актуальных проблем, которые лежат в сфере жизни и деятельности участников и их социального опыта. Эта форма способствует применению имеющихся знаний и опыта в процессе осмысления и разрешения обсуждаемых проблем.

Необходимо отметить, что в рамках рассматриваемых форм обучения педагог может организовать коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу учащихся. Она может быть как дифференцированного, так и недифференцированного характера. В случае, если одинаковое задание преподаватель дает всему классу, то это является примером недифференцированной индивидуальной работы фронтального характера. Если же классом, учебной группой в целом или каждой подгруппой в отдельности происходит коллективное решение одной проблемы с совместным овладением общей темой, то можно говорить о коллективной, фронтальной или групповой работе.

Важнейшая особенность рассмотренных форм организации учебной деятельности заключается в том, на любой из них ученик может учиться работать, включая слушание, обсуждение вопросов при групповой работе; сосредоточение и организацию своей работы, высказывание своих суждений, выслушивание других, опровержение их доводов или согласие с ними, аргументация своих доказательств и дополнение чужих, составление конспектов и библиографий, работа с источниками знаний, организация рабочего места, планирование своих действий и др.

В процессе групповой работы учащимися усваиваются элементы организационной деятельности лидеров, сотрудников, подчиненных; происходит формирование опыта контактов со средой взрослых, что включено в естественные деловые, производственные, социальные отношения. Учащиеся могут учиться адаптации к производственному, жизненному ритму. Большое значение имеют организационные формы обучения в воспитании учеников, где на первый план выходит характер самоуправления личностью.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector