назовите формы связи педагогики с другими науками

3. Связь педагогики с другими науками

Педагогика, являясь самостоятельной наукой, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку, в центре внимания педагогики находятся проблемы человека, она относится к гуманитарным наукам. Поэтому педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека.

Человека как члена общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции — биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром — психологические науки. Их научные материалы и данные активно использует педагогика. Педагогика использует научные знания других наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.

Рассмотрим более подробно связь педагогики с другими науками.

Связь педагогики с другими науками

Наука о общих закономерностях развития общества, природы, деятельности. Методологическая основа педагогики и других наук.

От выбранной философского учения (диалектический материализм, экзистенциализм, неотомизм и др.), которого придерживается исследователи педагогики, зависит направления педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик педагогического процесса.

Изучает психику человека (психические процессы, свойства и т.п.). Дает представление об управлении развитием психики человека в процессе его обучения и воспитания

Изучает развитие человека, групп населения в различных социальных институтов; влияние социальной среды на человека, его положение в обществе; взаимоотношения людей в группах

Изучает качество подготовки трудовых резервов; затраты на образование; действие экономических законов в сфере образования

Определяет медицинские требования к процессам обучения и воспитания человека, сохранения и укрепления его здоровья в этих процессах

Изучает информационные технологии, как эффективно их использовать в процессе обучения и воспитания человека

Дает представление о путях нравственного воспитания человека

Дает представление о условиях и механизмах становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок

Формы связи педагогики с другими науками (р.Г. Гурова)

Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками.

Творческое использование идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Так, философские идеи, выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая ученым в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Идеи же других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи психологии широко используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Заимствование научных методов исследования, применяемых в других науках (тестирование [психология], анкетирование [социология], математические методы обработки результатов исследования и др.)

Применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных другими науками. Например, данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития.

Комплексные исследования объединяющие специалистов нескольких наук для решения общей проблемы. Например, разработка технологии компьютерного обучения; исследование организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками

Статья о связи педагогики с другими науками

Просмотр содержимого документа
«Основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками»

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

Гриненко Галина Николаевна

Основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками

Педагогика, как и любая другая наука, не может существовать обособленно. Так как все накопленные знания переплетаются и пронизывают все науки в той или иной мере. Нельзя рассматривать педагогику, как собственно и любую другую науку, как отдельную самостоятельно развивающуюся единицу. Ведь без знания таких наук как философия, психология, медицина, история, математика и т.д., педагогика была бы «сухой» и плоской мерой обучения.

Педагогика призвана учить, воспитывать человека как личность, а для этого ей нужны познания и идеи философии- родоначальницы всех наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений.

Чтобы плодотворно обучать и воспитывать новое поколение, надо учитывать психологические особенности обучающихся. И здесь на помощь приходит психология, наука, помогающая глубже проникнуть в сознание и психику детей и подростков, научиться находить с ними общий язык, тем самым делаю процесс обучения и воспитания более эффективным и доступным.

Необходимость учитывать в педагогическом процессе физиологические особенности обучающихся разного возраста требует взаимодействия педагогики с физиологией и медициной. В настоящее время очень много детей с физическими и психическими нарушениями и для более комфортного и понятного преподавания новых знаний необходимо учитывать особенности тех или иных патологий и заболеваний.

Большую роль в «жизни» педагогики играет экономика. Ведь от правильного и грамотного распределения финансов и материальных ресурсов зависит прогрессивное и плодотворное развитие педагогики как науки.

Взаимосвязь педагогики с антропологией позволяет грамотно и рационально корректировать процесс обучающей деятельности на основе знаний о развитии и эволюции человека из человека умелого в человека разумного.

Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками.

Самая важная- является использование педагогикой основных идей, теоретических и практических знаний, выводов и результатов других наук. Знания философии выполняют основную роль в процессе разработки педагогической теории. Философия является как бы «взлетной полосой» развития для всех наук и, в частности для педагогики. Чтобы развиваться в правильном направлении, любая молодая наука должна взять пример с более «старшей». Так и в случае отношений философия-педагогика.

Идеи психологии помогают педагогике правильно расставлять приоритеты в процессе обучения и развития детей с различными типами характеров, темпераментов, типами поведения. Физиология, гигиена, биология и медицина дала идеи о том, что у всех людей есть условно-рефлекторной деятельность, две сигнальные системы, обратная связь, что помогает понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.

Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что педагогика как самостоятельная наука обособленно от других наук существовать и полноценно развиваться не сможет, так как она аккумулирует в себе знания и накопленный опыт своих «коллег».

Источник

Основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

Гриненко Галина Николаевна

Основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками

Педагогика, как и любая другая наука, не может существовать обособленно. Так как все накопленные знания переплетаются и пронизывают все науки в той или иной мере. Нельзя рассматривать педагогику, как собственно и любую другую науку, как отдельную самостоятельно развивающуюся единицу. Ведь без знания таких наук как философия, психология, медицина, история, математика и т.д., педагогика была бы «сухой» и плоской мерой обучения.

Педагогика призвана учить, воспитывать человека как личность, а для этого ей нужны познания и идеи философии- родоначальницы всех наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений.

Чтобы плодотворно обучать и воспитывать новое поколение, надо учитывать психологические особенности обучающихся. И здесь на помощь приходит психология, наука, помогающая глубже проникнуть в сознание и психику детей и подростков, научиться находить с ними общий язык, тем самым делаю процесс обучения и воспитания более эффективным и доступным.

Необходимость учитывать в педагогическом процессе физиологические особенности обучающихся разного возраста требует взаимодействия педагогики с физиологией и медициной. В настоящее время очень много детей с физическими и психическими нарушениями и для более комфортного и понятного преподавания новых знаний необходимо учитывать особенности тех или иных патологий и заболеваний.

Большую роль в «жизни» педагогики играет экономика. Ведь от правильного и грамотного распределения финансов и материальных ресурсов зависит прогрессивное и плодотворное развитие педагогики как науки.

Взаимосвязь педагогики с антропологией позволяет грамотно и рационально корректировать процесс обучающей деятельности на основе знаний о развитии и эволюции человека из человека умелого в человека разумного.

Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками.

Самая важная- является использование педагогикой основных идей, теоретических и практических знаний, выводов и результатов других наук . Знания философии выполняют основную роль в процессе разработки педагогической теории. Философия является как бы «взлетной полосой» развития для всех наук и, в частности для педагогики. Чтобы развиваться в правильном направлении, любая молодая наука должна взять пример с более «старшей». Так и в случае отношений философия-педагогика.

Идеи психологии помогают педагогике правильно расставлять приоритеты в процессе обучения и развития детей с различными типами характеров, темпераментов, типами поведения. Физиология, гигиена, биология и медицина дала идеи о том, что у всех людей есть условно-рефлекторной деятельность, две сигнальные системы, обратная связь, что помогает понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.

Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что педагогика как самостоятельная наука обособленно от других наук существовать и полноценно развиваться не сможет, так как она аккумулирует в себе знания и накопленный опыт своих «коллег».

Источник

Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами

Явление взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных смежных наук, постоянное совершенствование и развитие педагогической мысли, всестороннее изучение педагогических процессов – все это предполагает необходимую цельную и органичную связь педагогики с другими науками.

Одним из основных источников развития педагогической науки является философия,которая служит своеобразной эффективной и продуктивной движущей силой этого развития и одновременно фундаментальной базовой составляющей педагогики. Необходимо отметить важную методологическую роль философии в процессе формирования педагогической теории, где философия помогает определить основополагающие компоненты при изучении педагогических процессов. Особое значение имеет философия для педагогики при определении базовых, исходных методологических положений. Конечно, не обойтись в любой науке, в том числе и педагогике, без философских категорий:

1) необходимости и случайности;

2) общего, единичного и особенного;

3) законов взаимосвязи и взаимозависимости;

4) закона развития и его движущих сил;

5) субъективного и объективного детерминизма педагогических процессов и т. д.

В настоящее время позиция философии определена совершенно справедливо и является общепризнанной. Философия по отношению к педагогике выполняет методологическую функцию. Это означает, что сущность философского мировоззренческого учения справедливо выполняет и определяет самые решаемые задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. Различные философские учения и направления, которые используют ученые-педагоги, напрямую влияют на развитие и направление поиска инновационных проблем и перспектив, а также на развитие педагогической науки в целом.

Педагогическая наука, несомненно, очень тесно связана с психологией.

Данная взаимосвязь этих наук является настолько органичной, что считается наиболее традиционной. Чтобы стать подлинной наукой и эффективно управлять деятельностью педагога, педагогике необходимо учитывать ту объективную данность, с которой имеет дело человек в его обычном и субъективном развитии. Такие требования, как понимать свойства человеческого характера, потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, организовывать образование (обучение и воспитание), в соответствии с законами, свойствами, потребностями, возможностями предлагали использовать все выдающиеся педагоги.

Продолжением связей с психологической наукой являются взаимоотношения педагогики с общей, возрастной и педагогической психологией. Поскольку психология изучает законы психического развития людей в разные возрастные периоды и механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, то результаты научных изысканий в этой области широко применяются при организации познавательной деятельности учащихся в педагогическом процессе.

Социальная психология – это наука, которая исследует предмет чувств, определенным образом связана с педагогической наукой. Эта связь проявляется в изучении особенности характерной парадигмы личности, имеющей отличный социальный статус.

Межнаучные связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, поскольку эти науки изучают планирование образования, определение основных направлений развития различных слоев населения, законы социализации и воспитания личности в различных общественных институтах. Социология – наука, которая исследует общество с точки зрения целостной системы. Именно социологическая наука предлагает педагогической науке большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения результативных выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания.

В недрах социологической науки получили развитие такие специальные дисциплины, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т. д. Социология рассматривает специальные вопросы социализации личности. Педагогика нуждается в конкретно-социологических исследованиях, которые дают обширный опытный материал, позволяющий организовать процесс профессионального воспитания и обучения системно и целенаправленно.

Особенно значимыми понятиями о природе физического развития человека педагогику наполняет общая и возрастная физиология, которая определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Исследование условно-рефлекторной деятельности вообще существенно помогает описывать научные основы изменений, происходящих в организме человека под влиянием факторов внешних воздействий.

Существуют и многие другие науки, с которыми педагогика взаимосвязана, – это анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и др. Формы взаимоотношений педагогики с другими науками достаточно разнообразны.

1. Применение передовых научных идей, заимствованных из других наук.

2. Применение информационных данных, сформулированных другими науками.

Основная задача методики заключается в следующем понимании педагогической науки.

1. В формировании нового смыслового направления изучаемых дисциплин.

2. В исследовании, обобщении и внедрении инновационного педагогического опыта работы лучших педагогов.

3. В повышении продуктивности педагогического процесса и качества знаний учащихся.

4. Во взаимопроникновении и взаимодействии различных наук, например, в применении способов, принципов и определений других наук.

Определенные области для изучения явлений и педагогических процессов открываются перед педагогической наукой в связи с развитием такой области знания, как, например,теория управления.

Таким образом, межнаучные отношения педагогики не ограничиваются только философией и психологией, общим предметом изучения которых является изучение человека как личности. Развитие педагогической науки тесно связано с появлением наук, изучающих человека. Это биология, антропология и медицина.

Педагогика, исследуя человека с точки зрения естественно-природного и социального существа, не могла не использовать тот резерв знаний, который накапливался вантропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструктор, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Отношения педагогики с медициной сделали возможным возникновение коррекционной педагогики как специфической сферы педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Совместно с медицинской наукой коррекционная педагогика занимается разработкой системы средств достижения терапевтического эффекта.

Становление педагогики, как науки, связано с такими науками, которые изучают человека в социуме, в системе его социальных связей и отношений. Потому органично стали просматриваться достаточно логичные отношения с экономикой, политологией и другими социальными науками.

Связь педагогики с политологией определена тем, что образовательная политика – это всегда отражение идеологии руководящего и господствующего круга лиц. Педагогика в этой связи стремится определить условия развития человека с точки зрения субъекта политического сознания, а также возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Благодаря взаимодействию педагогики с другими науками внутри самой педагогической науки выделяются новые отрасли педагогики, появляющиеся на уровне границ научных дисциплин. Так, в настоящее время можно представить структуру системы педагогических наук следующим образом.

1. Общая педагогика – изучает основные законы воспитания человека; определяет сущность, цели, задачи воспитания.

2. Возрастная педагогика – изучает проблемы процессов воспитания и обучения взрослых, подразделяется на профессионально-техническое, высшее образование и другие.

3. Специальная педагогика – наука, которая исследует особенности формирования знаний, исследует процессы развития, обучения, воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, – дефектология. Специальная педагогика вследствие своего постоянного развития в сфере дефектологии в настоящее время состоит из следующих областей: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. Сурдопедагогика изучает проблему воспитания и обучения глухонемых и глухих детей, тифлопедагогика исследует проблемы слепых и слабовидящих детей, проблему умственно отсталых детей изучает олигофренопедагогика, а вопросами развития детей с расстройствами речи при нормальном слухе занимается логопедия.

4. Частная методика изучает особенность использования на практике общих законов обучения определенной дисциплины (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.).

5. История педагогики – исследует вопросы развития педагогической теории и практики воспитания в различные исторические эпохи.

6. Интенсивно развиваются как самостоятельные такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Формируются и выделяются такие отрасли педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

8. Какова структура современной педагогической науки?

К традиционным структурным направлениям научных педагогических исследований относятся:
• общая педагогика — исследует основные закономерности образования;
• история педагогики — изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития;
• возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) — изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;
• коррекционная педагогика: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение, воспитание слепых и слабовидящих), логопедия (обучение, воспитание детей с нарушениями речи), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития);
• частные методики <предметные дидактики) — исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в области преподавания отдельных учебных предметов;
• отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы современная структура педагогики обзавелась такими отраслями, как этнопедагогика, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др.

Тема №3

Теория обучения

1.Сделать конспект статьи:

Сорокин Н.А.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача требующая привлечения знаний из других предметов. Учебный материал отдельных тем уроков того или иного курса оказывается настолько тесно связанным с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в осуществлении межпредметных связей на протяжении всего урока. Такой урок, все основные познавательные задачи которого требуют применения знаний из других предметов, должен быть назван межпредметный. Межпредметный характер чаще всего носят уроки, обобщающие учебный материал одной или нескольких учебных тем одного или разных предметов. Межпредметные уроки могут быть вводными или проводиться в процессе изучения учебной темы. Межпредметные связи, осуществляясь в различных формах организации обучения и во внеклассной работе, призваны не разрушать, а укреплять предметную систему обучения. Использование связей между предметами в их различных видах показывает, как можно гибко варьировать содержание и методы предметного обучения, сохраняя при этом специфику отдельных учебных предметов. Межпредметные связи помогают выделить общие идейные основы науки в целом. Заключение Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет: а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем; б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук; в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей; г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве; д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися; е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью. В этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Однако эти связи между отдельными предметами имеют свою специфику, которая накладывает отпечаток на преподавание. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников. Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Функции межпредметных связей делятся на: Образовательные – нацелены на формирование целостной системы знаний ученика. Опора на совершенствование содержания образования в школе на комплексное использование в обучении межпредметных является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Воспитательные – повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции. Психологической основой исследования, раскрывающих взаимодействие образовательных и воспитательных функций межпредметных связей, выступает закономерное единство сознания, чувств и действий в психической деятельности человека. Обеспечение этого единства в обучении есть одно из педагогических условий комплексного подхода, направленного на формирование мировоззрения как интегрального личностного образования. Развивающие – влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – межпредметных понятий и межпредметных умений. Многообразие функций межпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно. Явление межпредметных связей многомерно. Они не ограничиваются рамками содержания, методов, форм организации обучения. Межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся и обучающую деятельность учителей. Они обращены к личности ученика, формируют диалектическое мышление, научное мировоззрение, убеждения, способствуя всестороннему развитию способностей и потребностей школьника. Как уже отмечалось, существуют различные трактовки понятия межпредметных связей. Так исследователи нередко трактуют данное понятие в нескольких значениях: и дидактическое условие, и часть принципа систематичности, и средство, и система и др. Широко распространено понимание межпредметных связей как дидактического условия, которое обеспечивает не только систему знаний учащихся, но и развитие их познавательных способностей, активности, интересов, умственной деятельности. Принцип обучения отражает сущее и должное, закономерные связи и регулятивные нормы практики. Проведенные (теоретические и экспериментальные) исследования позволяют выделить две формы отношений между идеей межпредметных связей и принципами обучения: межпредметные связи как один из способов осуществления каждого из принципов обучения; межпредметные связи как самостоятельный принцип построения дидактических систем локального характера в предметной системе обучения.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector