назовите формы восприятия информации

Содержание

Электронная газета_Серенькая Е.В.

Виды информации

Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду (роду, типу, классу) беспредметно.

Какие типы или виды информации можно выделить?

Во-первых, по способу восприятия информации.

У человека пять органов чувств:

u 1 4

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

Во-вторых, по форме представления информации .

Наиболее часто при работе с компьютерами встречаются символьная, текстовая, графическая и звуковая информация, потому что с компьютером работает человек, а эти формы представления информации для него являются самыми главными.

Символьная информация основана на использовании символов: букв, знаков и т.д. Она является наиболее простой, а на практике применяется для передачи несложных сигналов о различных событиях.

Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.

Музыкальная (звуковая) информация.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

В-третьих, по общественному значению информации.

Информация может быть:

Свойства информации

Любое вещество можно характеризовать его свойствами, например, твердое, жидкое, красного цвета и т.д. Информация также обладает свойствами, правда, они не столько наглядны, как свойстве вещества.

Рассматривая информацию, можно выделить такие ее свойства, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность и ясность (понятность).

Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.

Говорят что информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.

Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Полезность или бесполезность (ценность) информации. Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

Ясность информации характеризуется степенью доступности для понимания. Если ценная или актуальная информация будет выражена непонятными словами или на языке, который мы не знаем, может стать полезной. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Источник

4 типа восприятия информации

Тип информационного восприятия влияет на эффективность обучения ребенка. Если с раннего детства знания будут подаваться малышу исходя из того, каким образом он воспринимает окружающий мир, то результативность обучения повысится в разы. Но, безусловно, необходимо развивать все каналы.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря ним в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний.

blog 120419 11 32 06105539

Как воспринимается информация?

Восприятие информации – это знакомство человека с предметами, объектами и людьми, которые его окружают. Информация воспринимается людьми с помощью пяти чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Мы слышим музыку, пробуем еду, смотрим фильмы, пожимаем друг другу руку. Благодаря нашим органам чувств, мы анализируем полученные сведения, получаем представления о них. Кроме этого, мы опираемся на прошлый личностный опыт и знания, которые уже у нас есть. Собирая всё это в одно целое, мы получаем полный спектр информации о каком-либо предмете или человеке. Методы восприятия материала основаны на процессах, которые связаны с психикой людей:

Основные типы восприятия информации

Теория о каналах восприятия принадлежит Нилу Флемингу, школьному инспектору из Новой Зеландии. Он установил, что человек познает мир с помощью пяти чувств. У психически здоровых детей развиты все каналы, однако всегда один из них доминирует.

При одинаковой подаче школьного материала одни дети успевают отлично, другие отстают. Это происходит не потому, что кто-то умнее или глупее, а потому, что информацию нужно преподносить различными способами и вид задач должен быть разным. Например, если учитель дает информацию исключительно на классной доске, то успевать будут только визуалы, другие же могут отставать в той или иной степени.

Психотип ребенка зависит от того, как он воспринимает окружающий мир. Существуют 4 типа восприятия информации:

blog 120419 11 32 08431620

Дети-визуалы

Визуалы всегда думают о том, как выглядят со стороны и никогда не позволят себе одеться неопрятно. Дети-визуалы обычно не доставляют проблем своим родителям. Они могут долго рисовать, рассматривать картинки, работать с пластилином. Богатое мнимое мышление позволяет визуалам хорошо разбираться в графиках, диаграммах, схематических изображениях. Но вербальную информацию они усваивают с трудом. Учиться им легче с наглядными пособиями: плакатами, слайдами, карточками.

Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты, ребенок привыкает выделять главное, не отвлекаясь на лишние детали.

Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, флипчарты, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.

blog 120419 11 32 07566680

Дети-аудиалы

Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.

blog 120419 11 32 07726590

Дети-кинестетики

Кинестетику, как воздух, нужны ощущения. Такие детки рано начинают ползать и ходить, им нужно постоянно находиться в движении: бегать, прыгать, играть. Концентрация внимания у них плохая. Кинестетик сверхчувствителен к одежде, ему постоянно что-то колет, давит, мешает. Чтобы запомнить информацию, лучше собственноручно ее записать. С тестами и лабораторными задачами они вполне справляются, а вот произведения даются тяжело.

Таким детям необходимы перерывы между занятиями для зарядки, полезно давать им мелкие поручения, связанные с движением. Курсы ментальной арифметики помогут ребенку-кинестетику улучшить концентрацию внимания, справиться с забывчивостью, преодолеть рассеянность.

Маленькому кинестетику нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Опытные учителя стараются давать таким детям мелкие поручения: сходить за мелом или классным журналом, открыть окно, полить цветы. Полезно использовать модели и макеты, смотреть документальные фильмы и приводить примеры из повседневной жизни.

blog 120419 11 32 09125509

Дети-дигиталы

Дигиталу нужно все подробно логически осмыслить. Для этого он использует цифры и знаки. Такие люди любят четкие формулировки, аккуратную документацию. Дигитал выбирает смысл и функциональность, а не эмоции.

blog 120419 11 32 09577400

Как определить психотип ребенка?

Чтобы определить, к какому психотипу относится ваш ребенок, предложите ему сыграть в игру: пусть представит себя в лесу и опишет свои ощущения. Аудиал будет говорить о звуках: пение птиц, шелест листвы, шум дождя. Визуал «увидит» пейзаж: деревья, тропинки, небо. Кинестетик почувствует свежий воздух, мягкие листья под ногами. Дигитал будет думать о том, где раздобыть компас и карту, как выбраться из леса.

Источник

Типы восприятия информации

%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80 %D0%AD%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F

magnify clip

Содержание

[править] История

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

[править] Основные типы восприятия информации

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

180px %D0%A3%D1%85%D0%BE %D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0

magnify clip

[править] Аудиалы

Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, и устно. Как работать взрослому аудиалу? Проговаривайте с начальством и коллегами поставленные перед Вами задачи. Для Вас бумажка с инструкцией менее эффективна, чем непосредственное общение. В последние годы аудиалам был преподнесен великолепный подарок – аудиокниги. Кстати, это еще один из способов определить свою принадлежность к этому типу. Больше нравится этот способ обучения? Пользуйтесь на здоровье!

[править] Признаки аудиала

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

180px %D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7

magnify clip

[править] Визуалы

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

[править] Признаки визуала

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

180px Raczka4

magnify clip

[править] Кинестетики

Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению. Вы можете на протяжении длительного времени объяснять кинестетику свою точку зрения, приводя логические доводы, но ничего не добьетесь. Ему необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать. Вы кинестетик? Связывайте новые знания с ощущениями, которые умеете вызывать в воображении.

[править] Признаки кинестетика

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

[править] Дискрет

Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, если быть до конца честными, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще. С чем это связано? Пока четкого ответа у специалистов нет. Тесты определяют расположенность, но не исключено, что эти люди представляют новый этап эволюции человечества. Как жить, если Вы дискрет? Искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы. Это поможет понять глубокую суть непонятных и нелогичных, на первый взгляд, вещей.

[править] Признаки дискрета

Источник

Тест на восприятие — аудиал, визуал, кинестетик и коммуникативщик

Человек постоянно участвует в разнообразных процессах дома, на работе, на улице, в общественных местах.

Под процессом понимают ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояния объекта.

Одни процессы характерны для общества, другие — для живой природы.

В одних ситуациях человек активно участвует в процессе: например, школьник в процессе обучения, водитель — при управлении автомобилем, рабочий — при строительстве дома и т. д.

Особую роль среди всего существующего разнообразия процессов занимает процесс, называемый информационным.

Информационный процесс — это процесс сбора (приёма), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.

Информационные процессы протекают в человеческом обществе, в растительном и животном мире. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают её и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определённые решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые воздействуют на окружающий мир.

Информационные процессы свойственны растительному и животному миру. Почему осенью листья опадают, весь растительный мир засыпает на время холодов?

Почему с приходом весны листья появляются опять, вырастает трава, распускаются цветы?

Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года?

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире. Реакцию животного на поступающую информацию определяет степень развития мозга. Так, для собаки и ежа, которые живут в квартире у одного хозяина, одно и то же событие может нести разную информацию, а, значит, они по-разному воспринимают происходящие вокруг них информационные процессы.

Звонок в дверь для собаки является сигналом о появлении человека, а для ежа он не значит ничего, то есть не несет никакой информации. С другой стороны, прикосновение руки для ежа служит сигналом опасности — он сворачивается в шар, а собака реагирует на прикосновение как на ласку.

Можно продолжить перечень подобных информационных процессов в животном мире.

Попробуй это сделать самостоятельно.

Станет ясно, что в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями.

В неживой природе изменения могут происходить только в результате прямого физического или химического воздействия, а не информационных процессов.

В середине \(XX\) века многократно увеличилась интенсивность информационных процессов. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объёме; ориентироваться в нем становится всё труднее и труднее.

Подчас оказывается проще создать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели разыскать сделанный ранее аналог.

Для более эффективного участия в информационных процессах человек создавал и создаёт различные устройства, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

Основные типы информационных процессов

Получение
информации
Это сбор сведений из каких либо источников (извлечение данных из хранилища/источника данных, наблюдение за событиями и явлениями, общение, СМИ и масс-медиа). Получение информации основано на отражении различных свойств процессов, объектов и явлений окружающей среды. Этот процесс выражается в восприятии с помощью органов чувств. Для улучшения восприятия информации человек придумал различные индивидуальные приспособления и приборы — очки, бинокль, микроскоп, стетоскоп, различные датчики и т. д.
Хранение
информации
Хранение информации имеет большое значение для многократного использования информации и передачи информации во времени. Для долговременного хранения используются книги, в настоящее время — компьютерные носители, устройства внешней памяти и др. Информация чаще всего хранится для неоднократной дальнейшей работы с ней. В этом случае для ускорения поиска информация должна быть как-то упорядочена. В библиотеках — это картотеки, при хранении с использованием компьютера — размещение информации в определенных папках, в более сложных случаях — это базы данных, информационно-поисковые системы и т. д.
Обработка
информации
Обработка информации подразумевает преобразование ее к виду, отличному от исходной формы или содержания информации. Процесс изменения информации может включать в себя, например, такие действия как численные расчёты, редактирование, упорядочивание, обобщение, систематизация и т. д. Результаты обработки информации в дальнейшем используются в тех или иных целях, например: получение новой информации из уже известной путем логических рассуждений или математических вычислений (например, решение геометрической задачи); изменение формы представления информации без изменения ее содержания (например, перевод текста с одного языка на другой); упорядочение (сортировка) информации (например, упорядочение расписания движения поездов по времени их отправления).
Передача
информации
Передача информации необходима для её распространения. Основными устройствами для быстрой передачи информации на большие расстояния в настоящее время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем. Такие средства связи принято называть каналами передачи информации. Следует отметить, что в процессе передачи информации, она может искажаться или теряться. Это происходит в тех случаях, когда информационные каналы плохого качества или на линии связи присутствуют помехи. Передача информации — это всегда двусторонний процесс, в котором есть источник и есть приемник информации. Источник передает информацию, а приемник её получает.

Каждый человек постоянно сталкивается с информацией, притом так часто, что смысл самого понятия объяснить может не каждый. Информация — это сведения, которые передаются от одного лица другому при помощи различных средств связи.

Существуют различные способы передачи данных, о которых речь пойдет далее.

Каким образом передается информация

В процессе развития человечества происходит постоянное совершенствование механизмов, при помощи которых передаются сведения. Способы хранения и передачи информации довольно разнообразны, поскольку существует несколько систем, в которых происходит обмен данных.

В системе передачи данных различают 3 направления: это передача от человека к человеку, от человека к компьютеру и от компьютера к компьютеру.

Визуал аудиал кинестетик тест для школьников. Тест на определение доминирующего типа восприятия

lazy placeholder
Человек получает информацию из внешнего мира через 5 сенсорных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой. Каждый из этих каналов, в свою очередь, занимает определённое по значимости место в общей системе восприятия. Под значимостью подразумевается объём, важность и качество получаемой информации. Как правило выделяют 4 основных типа восприятия — аудиал, визуал, кинестетик и дигитал (логик) Мы предлагаем вам тест, который позволит вам определить свой доминирующий тип воприятия.
Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить « согласен » или « не согласен » применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам.

Обработка информации

После получения необходимых сведений возникает необходимость их хранения и передачи. Способы передачи и обработки информации наглядно представляют этапы развития человечества.

Средства передачи информации

Средства передачи информации могут быть устными и письменными.

Способы представления информации

Как известно, информация может быть представлена в нескольких формах, что, однако, не меняет ее содержания. Например, дом можно представить как слово или графическое отображение.

Способы представления и передачи информации можно изобразить в виде следующего списка:

Понятие о коммуникации

Коммуникацией называют систему взаимодействия между несколькими объектами. В обобщенном смысле это и есть передача информации от одного объекта другому. Коммуникации являются залогом успешной деятельности организации.

Способы передачи информации (коммуникации) выполняют следующие функции: организационную, интерактивную, экспрессивную, побудительную, перцептивную.

Организационная функция обеспечивает между сотрудниками систему отношений; интерактивная позволяет формировать настроение окружающих; экспрессивная окрашивает настроение окружающих; побудительная призывает к действию; перцептивная позволяет различным собеседникам понимать друг друга.

Современные способы передачи информации

К наиболее современным способам передачи информации относят следующие.

В интернете содержится огромное количество информации. Это позволяет черпать для себя массу знаний, не утруждаясь изучением книг и других бумажных источников. Однако, помимо этого, он содержит способы и средства передачи информации, аналогичные исторически более давним моделям. Это аналог традиционной почты — электронная почта, или e-mail. Удобство использования этого вида почты заключается в скорости передачи письма, исключении этапности доставки. На сегодняшний день практически каждый имеет электронный адрес, и связь со многими организациями поддерживается именно посредством этого способа передачи информации.

GSM-стандарт цифровой сотовой связи, который широко применяется повсеместно. При этом происходит кодирование устной речи и передача ее через преобразователь другому абоненту. Вся необходимая информация размещается в sim-карте, которая вставляется в мобильное устройство. На сегодняшний день наличие данного средства связи является необходимостью в качестве средства коммуникации.

WAP позволяет просматривать на экране мобильного телефона web-страницы с информацией в любом ее виде: текстовом, числовом, символьном, графическом. Изображение на экране может быть адаптировано под экран мобильного телефона либо иметь вид, аналогичный компьютерному изображению.

Способы передачи информации современного типа включают также GPRS, который позволяет осуществлять пакетную передачу данных на мобильное устройство. Благодаря этому средству связи возможно беспрерывное использование пакетными данными одновременно большим количеством человек одновременно. Среди свойств GPRS можно назвать высокую скорость передачи данных, оплату только за переданную информацию, большие возможности использования, параметры совместимости с другими сетями.

Интернет посредством использования модема позволяет получить высокую скорость передачи информации при низкой стоимости такого доступа. Большое количество интернет-провайдеров создает высокий уровень конкуренции между ними.

Спутниковая связь позволяет получить доступ в интернет посредством спутника. Преимуществом такого способа является низкая стоимость, высокая скорость передачи данных, однако среди недостатков есть ощутимый — это зависимость сигнала от погодных условий.

Возможности использования средств передачи информации

По мере появления новых средств передачи информации возникают возможности нетрадиционного использования различных устройств. Например, возможность видеоконференции и видеозвонка вызвала идею использовать оптические устройства в медицине. Таким образом происходит получение информации о патологическом органе при непосредственном наблюдении во время операции. При использовании такого способа получения информации нет необходимости делать большой разрез, проведение операции возможно при минимальном повреждении кожи.

Давайте рассмотрим, как мы воспринимаем мир. Какого рода информация поступает к нам. Всю совокупность поступающей к нам информации можно разделить на два источника: внешний мир

и
внутренний мир
. Информация из внешнего мира – это информация, которая приходит к нам непосредственно из органов восприятия, т.е. зрения, слуха, осязания и т.д. Информация из внутреннего мира – это то, что мы представить внутренним взором, слухом или осязанием.

Для того чтобы было понятней, проведем такое очень простое упражнение. Просто посмотрите вокруг. Что вы видите прямо сейчас там, куда смотрите? Экран монитора, свои руки, может птицу за окном? Послушайте звуки, которые вы слышите прямо сейчас. Это может быть тиканье часов, шум от компьютера, звуки за окном и др. Почувствуйте, как вы ощущаете прикосновение одежды к вашей коже или то, какая сейчас температура в комнате. Просто сами ощущения, без попытки назвать или трактовать их. Съешьте конфету и во время еды ощутите ее вкус. Тоже, не надо называть его. Просто ощутите.

Все это была информация из внешнего мира. Теперь осознаем информацию из внутреннего мира. Здесь есть два способа: либо что-то вспомнить, либо что-то представить. Здесь так же, информация либо сама приходит к вам, либо вы ее создаете. Вспомните, как выглядит ваша машина, если она у вас есть. Если ее у вас нет, то представьте, какую машину вы бы хотели иметь. Когда вы это делаете, вы как бы видите внутренним взором какую-то картинку или фильм. При этом то, на что сейчас смотрят ваши глаза, вы можете не замечать. Это бывает, когда человек о чем-то задумается. Он как бы погружается в свой внутренний мир и не замечает, что происходит вокруг.

Скажите про себя «Мама мыла раму». Фактически звуков во внешнем мире не было, однако про себя вы их слышали. Возможно, вы можете вспомнить, как какие-то голоса приходили в вашу голову. Размышление о чем-то не вслух, создает внутренний диалог или монолог. Мелодия, засевшая в вашей голове. Это все примеры звуковой информации из внутреннего мира. Точно также вы можете вспомнить для себя вкус мандарина, или прикосновение любимого человека, или запах розы. Ни мандарина, ни розы сейчас, вероятно, при вас нет, но ощущение есть, и оно создано вами в вашем внутреннем мире.

Итак, есть два источника информации: внутренний мир и внешний мир. Любая информация для человека, как из внешнего, так и из внутреннего мира, может быть следующих видов:

Эти виды информации свойственны человеку. Через них он осознает мир. Однако если взять, например, перелетных птиц, то, говорят, что у них есть еще ощущение магнитного поля земли. Как они его ощущают, мы не можем знать, т.к. у нас этого канала информации нет. Т.е. каждое существо получает информацию из мира по каким-то каналам. У человека они одни, у других животных могут быть похожие или другие. Интересно, например, как амеба ощущает пищу. В любом случае, входящая информация как-то ощущается в субъективном опыте.

Вернемся к каналам человека. Конечно же, все каналы информации в текущий момент передают информацию. Все каналы одновременно передают нам информацию. Например, вы видите текст на дисплее, слышите шум машин за окном, говорите про себя о чем-то, ощущаете тяжесть в желудке, и т.д. Мы можете вспоминать события вчерашнего дня и при этом видеть на своем внутреннем экране людей, слышать их голоса и ощущать свое, например, негодование по этому поводу.

Другое дело, что не все каналы на данный момент осознаются, и не вся информация в канале сознается. Например, вы смотрите телевизор, но при этом не замечаете, как ощущения в своей правой руке или запаха табака или то, что при этом вы про себя комментируете события на экране. Человек не может одновременно все воспринимать.

Итак, графически каналы информации можно представить так:

Рассмотрим с этой позиции основные виды опыта человека:

1) Воображение и творчество : создание во внутреннем мире новых образов во всех каналах.

2) Память : воссоздание во внутреннем мире запомненной из внешнего мира информации из всех каналов.

3) Боль, наслаждение и другие ощущения тела

4) Чувства и эмоции : кинестетический канал внешнего мира.

5) Интуиция : кинестетический канал внутреннего и внешнего мира.

6) Размышления : аудиальный и визуальный каналы внутреннего мира.

Вся отфильтрованная информация в итоге попадает в наше сознание, где мы ее и воспринимаем. Это создает наш опыт и осознание жизни в текущий момент времени.

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

– это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации

представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

lazy placeholder

Временами мы ловим себя на мысли, что с одним человеком нам легко понимать друг друга, а с другим — как будто на разных языках говорим. Вроде бы, и предмет обсуждения очевиден, и вполне понятные фразы звучат, и острых разногласий не наблюдается, но почему-то так и не можем достучаться друг до друга. Что же за невидимые барьеры стоят между собеседниками, и что мешает найти общий язык?

Удивительно, но одна из весомых причин, мешающих взаимопониманию, кроется в особенностях индивидуального процесса восприятия. Как известно, индивидуум использует несколько каналов восприятия, обеспечивающих ему познание окружающего мира. Больше всего информации человек принимает с помощью зрительных, слуховых и осязательных каналов. Глаза, уши и различные тактильные рецепторы являются теми окошками, через которые сведения, касающиеся окружающей среды, проникают в мозг человека, где и происходит обработка информации. Помогают им обонятельные и вкусовые рецепторы, но все же их удельный вес значительно ниже в общей картине восприятия.

Ведущие каналы восприятия В зависимости от того, какие пути чаще всего использует человек для обмена информацией с окружающим миром, выделяют его ведущие каналы восприятия.

Кому-то легче воспринимать информацию глазами – легче понимать то, что разворачивается в поле зрения, проще запоминать сведения, если они сопровождаются наглядностью в виде рисунков или текста, более полно воспринимаются детали, когда есть возможность непосредственно наблюдать. У таких людей главенствующим каналом восприятия является визуальный, а самого человека называют визуалом. Безусловно, он воспринимает мир и при помощи слуха, прикосновений, вкуса, обоняния, но гораздо интенсивнее у такого человека работает зрение. Отдельная категория людей опирается, в первую очередь, на слух. Им достаточно один раз услышать, чтобы понять или запомнить нужную информацию. Это аудиалы, у которых ведущим каналом является аудиальное восприятие. Таких людей гораздо меньше, нежели визуалов. Ведь неспроста родилась пословица «Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать». Так вот, аудиалы представляют собой исключение из этого правила, подмеченного народной мудростью.

А кому-то, для того чтобы полнее воспринять информацию, важно прикоснуться, пощупать, попробовать на вкус, прочувствовать в непосредственном контакте. Людей с подобным типом восприятия называют кинестетиками, с соответствующим ведущим кинестетическим каналом восприятия.

Если рассмотреть пример, как легче всего запомнить людям с различным типом восприятия номер телефона, то получим следующую закономерность. Визуалу необходимо посмотреть на записанный номер телефона, и он легче всплывет в памяти в нужный момент. Аудиал нуждается в том, чтобы услышать цифровую комбинацию и проговорить ее вслух. Задействовав слух и проговаривая, аудиал сможет не только запомнить порядок чисел, но и поймать ритм, в котором они звучат. Кинестетикам лучше всего самому записать номер телефона авторучкой или карандашом, поскольку так они задействуют моторную память.

Особенности речевого общения людей в зависимости от типа восприятия В зависимости от того, какой тип восприятия преобладает у человека, ему привычнее использовать и воспринимать определенный лексикон. Если внимательно слушать не только содержание того, о чем говорит собеседник, но и акцентировать внимание на употребляемых им словах, то появляется возможность определить, на какой канал восприятия он опирается.

Так, визуал использует в речи множество слов и словосочетаний, отражающих видение: красота, ярко, тускло, обрисовать, «предстает перед глазами», «не вижу ничего плохого», «посмотрим со всех сторон», «все цвета радуги», «красивое решение», «блистательная речь» и примерные. У аудиала в словарном запасе лидируют звучащие словосочетания: громко, звонко, еле слышно, резонирует, «общается на повышенных тонах», «голос как колокольчик», «аромат звучит», «до сих пор эхом отзывается», «к выступлению прислушивалась вся аудитория» и т. п. Кинестетики отражают в своей речи чувства и состояния. Поэтому их высказывания часто включают следующие слова: удобно, некомфортно, сжато, расслаблено, стушевался, «занятие поглощает», «картина вызывает чувства», «от громкости закладывает уши», «еле выдавил пару фраз», «слушали с замиранием» и т. д.

Особый секрет заключатся в том, что человеку удобнее не только использовать слова определенного типа, но и гораздо легче воспринимать информацию, которая преподносится ему в привычном диапазоне. Тому, кто непременно нацелен на то, чтобы найти общий язык с собеседником, стоит прислушаться к его речи и постараться построить свои высказывания в соответствии с типом восприятия партнера по общению.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия

понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный

. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Презентация на тему:»Каналы восприятия»

Своё выступление я хочу начать с одного случая из жизни. Мне нужно было правильно расставить знаки препинания в тексте, в одном предложении я сомневалась. Позвонила учителю, проконсультироваться, на что учитель мне сказал, подожди, сейчас я его запишу, мне так удобнее. Как вы думаете почему?

КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ

Слайд№1 Это важно знать, работая с детьми: процесс восприятия и усвоения информации

Слайд№2 У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОЯ ТОЧКА ДОСТУПА!

По-научному такой вход называется репрезентативная система (или модальность), в которой человек обрабатывает поступающую информацию!

Любой человек, с которым бы мы не сталкивались и с которым бы не пытались наладить отношения, мыслит в соответствии с собственной репрезентативной системой.

Слайд№3

В психологии под модальностью подразумевается именно канал получения информации — вижу, слышу, чувствую.

Первым, кто попытался классифицировать ощущения, был Аристотель. Он выделил 5 чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

В зависимости от того, что мы делаем, один из каналов восприятия становится ведущим.

Слайд№4

Стоит отметить, что человека, полностью принадлежащего одному типу мышления, не существует. Каждый из нас пользуется всеми типами восприятия, но один из них является доминирующим. Именно по нему принято относить человека к одной из категорий.

Слайд№5

Наиболее важными являются три способа восприятия: зрение, слух и ощущения. Их обычно называют визуальным, аудиальным и кинестетическим каналом восприятия.

Слайд№6 Визуальный канал восприятия — ВИЗУАЛЫ

Для визуалов основной способ познания мира – зрение. Для них зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Слайд№7 ВИЗУАЛЫ

Мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии.

Думают они образами.

Для них понятное объяснение – схемы и графики.

Быстро принимают решения, часто говорят необдуманно.

Стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте, отличаются аккуратностью и опрятностью.

Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывание рук. Смотрит чаще вверх.

Они замечательные рассказчики. Но, не видя собеседника, то есть разговаривая по телефону, большую часть информации пропускают мимо ушей.

Слайд№8

У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания.

Во время разговора им необходимо видеть собеседника, поэтому они стараются держать его на «официальном» расстоянии и смотрят прямо, часто в глаза, не плавая взглядом в пространстве.

Визуалы боятся чужих прикосновений.

В общении со сверстниками сначала наблюдают, а уже потом идут на контакт или совместную игру, могут подолгу играть одни.

При выполнении работы, в процессе осмысления и запоминания можно разрешить

чертить, штриховать, рисовать и т.д.

Чтобы донести информацию, старайтесь во время разговора не опускать глаза. И очень важно соблюдать дистанцию, так как, если она нарушена, визуал будет отодвигаться от вас, пока не сбежит в прямом смысле этого слова.

Что-либо важное не стоит объяснять на пальцах, нужно просто показать.

(Сделать паузу)

Слайд№9 Аудиальный канал восприятия

Аудиалы – те, кто получает информацию преимущественно с помощью слуха. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон.

Слайд№10

Они часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип, шум, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. А музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.

Разговор – самое главное для аудиала, поэтому они говорят много, словарный запас их богат. Предпочитают отчётливо выговаривать слова, для них характерны так же картинные жесты и позы.

Слайд№11

Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперёд, голова склоняется набок. Её часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по телефону.

Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают» шёпотом – так ему легче справиться с заданием.

И соответственно, чем чётче и выразительнее речь у говорящего с ним, тем лучше аудиал всё усвоит.

(Сделать паузу)

Слайд№12 Кинестетический канал восприятия- Кинестетики

Для кинестетика важнее чувства, ощущения.

Говорят медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища.

Слайд№13

По натуре в большинстве консерваторы.

Ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна и они к ней привыкли.

Кинестетики часто занимаются спортом: Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают. Это, правда, не означает, что кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия — тело, а способ — движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

Слайд№14

Стараются максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться. Окружают себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, тёплому, бархатному, гладкому…

Для принятия решения кинестетику нужно время. Он требует большего участия и времени со стороны окружающих.

Слайд№15

Соответственно, в особо сложной ситуации могут находиться дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения им надо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие-то другие действия, на что времени на уроке практически не остается.

Слайд№16

Им трудно концентрировать свое внимание, их может отвлечь что угодно. Кинестетики помнят общее впечатление, то есть конкретные знания усвоить им гораздо сложнее.

Ребенок-кинестетик с трудом будет запоминать увиденное или услышанное, если это не будет ассоциироваться у него с какими-то ощущениями или действиями. Например, хлопки в ладоши в ритм стихотворения при его заучивании.

Кинестетики тяжело переносят стресс и дискомфортные ситуации, они во все эти переживания погружаются. Поэтому следует как можно больше говорить с ребенком о том, что он чувствует, что его беспокоит.

Слайд№17

При общении с ребенком-кинестетиком следует, использовать жесты и прикосновения, так как он довольно медленно переваривает информацию.

Даже ругая ребенка за проделки, недостаточно будет погрозить пальцем

или выказать недовольство лишь словами – необходимо дотронуться до него, положить руку на плечо, похлопать по нему.

— При работе стоит учитывать медленную скорость мыслительных процессов.

— Помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, поэтому давать возможность моторной разрядки.

— Позволять им проигрывать в ролях части информации.

(Сделать паузу)

Слайд№18 Много сложностей возникает у людей-кинестетиков.

Но есть у них огромный плюс, который перекрывает все минусы. Эти люди открыты миру, им все интересно, они с доверием относятся к окружающим!

К тому же, Кинестетическое восприятие — можно считать самым сложным, но одновременно самым прочным видом восприятия, приобретенный опыт устойчиво сохраняется в памяти.

+ высоко продуктивно по объему и отличается быстротой и гибкостью

— слабая сохранность и подвержено искажениям

+ можно считать таким же быстрым, как визуальное

— но одновременно пассивным и неустойчивым видом восприятия.

Слайд№19 Специалисты говорят:

От визуала можно требовать быстрого решения задач;

От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;

От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого –

он нуждается в другом отношении, ему нужно больше

времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Слайд№20 Теперь коротко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия. Если ребенок учится в начальной школе выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник. «Ключи глазного доступа»

Если во время разговора следить за движением глаз собеседника, можно определить его тип мышления. В процессе мышления визуалы обычно смотрят в трех направлениях. Вверх-вправо, когда думают о будущем и создают образы. Вверх-влево, когда думают о прошлом. Прямо перед собой расфокусированным взглядом – это верный признак того, что визуал размышляет.

Когда аудиалы думают, их взгляд имеет несколько характерных направлений:

В сторону-вправо — размышляя о будущем. В сторону-влево — вспоминая прошлое. И… если, отвечая на Ваш вопрос о том, что было, аудиал устремляет взгляд вправо, будьте уверены: он кривит душой! Подобно визуалу, оценивающему информацию расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал «переваривает сказанное» взглядом вниз-влево.

Когда кинестетики пытаются определиться со своими чувствами, их взгляд направлен вниз-вправо.

Слайд№21

Так же можно определить доминирующий канал восприятия по словам, которые часто использует человек в своей повседневной речи.

Это так называемые слова – предикаты. Предика́ты — это слова, указывающие на использование той или иной репрезентативной системы.

Визуал в своей речи часто использует слова-предикаты, так или иначе связанные со зрением (видеть, яркий, светлый).

Аудиал использует слова: звонко, звучать, слышал звон, да не знаешь откуда он, у всех на слуху и тому подобные.

Для кинестетика характерны слова связанные с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, держать себя в руках…

(Сделать паузу)

Слайд№22

В последнее время из визуального канала восприятия выделяют еще один способ — логический (дигитальный). Дигиталы или дискреты

– это люди, которые воспринимают прежде всего логику. У них совершенно особое, рационалистическое мышление.

Слайд№23

Для дигитала главные все пять органов чувств. У них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный». Такие люди ориентируются на пользу.

Им важно всё понять, для этого они готовы переспрашивать бесконечно, хотя речь развивается дольше.

Они работают и живут без лишних эмоций и очень боятся общения, так как внутренне очень чувствительны и ранимы.

Хорошо обращаются со словами, не допуская двусмысленных толкований.

А также любят составлять высокопарные и «заумные» фразы.

Все они помимо того большие интеллектуалы.

Слайд№24

У дигитала любимые слова – «понимаю», «вы знаете», «рассуждая логически», «приходим к выводу».

При выполнении работы:

Дигиталу проще решить задачу, если сделать к ней чертеж.

Легче запомнить текст — выделить в тексте главный смысл.

Слайд№25 Каких людей больше

Больше всего в мире визуалов и кинестетиков. Число же аудиалов колеблется всего лишь в пределах от 5 до 15 процентов.

Дигиталы, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей, женщины- дигиталы почти не встречаются. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойственен.

Рождаемся мы кинестетиками, а кем становимся впоследствии, зависит от воспитания.

Слайд№26

Я бы хотела вам привести пример на героях сказки «Винни Пух и все-все-все»

В ней Визуал – Кролик, так как любит порядок, все вещи должны лежать на своих местах, ему очень важно как всё вокруг него обустроено, речь громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные.

Аудиал – Сова, которая любит поговорить, знает толк в поздравительных речах, любит послушать себя и ей присущи картинные жесты.

Кинестетик – Винни – Пух, потому что, несмотря на полноту, он постоянно в движении, говорит медленно, с паузами, имеет медленную скорость мыслительных процессов.

Дигитал – ослик Иа, так как прежде всего ориентируется на пользу и если что-то не понимает, готов переспрашивать бесконечно, живёт без лишних эмоций, потому что внутренне очень чувствителен и раним.

(Сделать паузу)

Слайд№27 ИТАК: Ни один канал восприятия информации у человека не является единственным, мы используем все каналы восприятия, но один является доминирующим, который и запускает систему восприятия информации.

И ещё стоит отметить, что для того, чтобы информация, передаваемая нами, воспринималась другими людьми адекватно тому смыслу, который мы хотим передать, нам необходимо подстраиваться под каждого собеседника, разговаривая с ним на его языке, используя в своей речи его излюбленные слова и выражения.

Слайд№28

Важно научиться общаться с людьми на понятном им языке для достижения личных целей!!

Слайд№29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Свойства восприятия

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

    Завывание ветра, стук капель.(*)

Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)

Тусклое небо, серые тучи.(+)

    Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)

Золотистая прозрачная жидкость.(+)

Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

    Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)

Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)

Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

    Звонкий хруст укуса.(*)

Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)

    Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)

Холодный, мягкий, пушистый.(-)

Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” — это визуалы, больше со знаком “*” — аудиалы, больше ответов со знаком “-“ — кинестетики.

5.Мотивация «Лесенка побуждений» а.И. Божович, и.К. Маркова

Инструкция. Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

    Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

    Я учусь, чтобы быть полезным людям.

Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Обработка результатов и интерпретация

Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.

6.Потребности Методика «Выбор»

Цель: выявление направленности потребностей.

Инструкция испытуемому. «Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) … рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

Коммуникативные способности

Методика на определение уровня коммуникативных способностей

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

Типы восприятия информации у детей

Четыре типа восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты.

Очень интересным стало для меня открытие 4 типов восприятия информации у детей и взрослых. А как учителя заинтересовало вдвойне. Ведь школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории. Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик — визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда). От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.). Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д. Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика). На что обязательно обращают внимание? Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов — по средней линии, у кинестетиков — вниз. Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал — то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые. А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке». Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Специалисты говорят: — от визуала можно требовать быстрого решения задач; — от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала; — от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: — визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; — аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием; — кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»: — с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; — с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; — с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»: — визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; — аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»; — кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему. Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты. Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам. 1 – люблю наблюдать за облаками и звёздами 2 – часто напеваю себе под нос 3 – не признаю неудобную моду 4 – обожаю ходить в сауну 5 – в автомобиле для меня важен его цвет 6 – узнаю по шагах, кто вошёл в комнату 7 – меня развлекает копировать чей-то диалект 8 – много времени уделяю своей внешности 9 – очень люблю массаж 10 – когда есть время, люблю рассматривать людей 11 – плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой 12 – рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо 13 – когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое 14 – часто читаю во время еды 15 – очень часто говорю по телефону 16 – я считаю, что у меня есть склонность к полноте 17 – отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению 18 – после сложного дня моё тело находится в напряжении 19 – с удовольствием и очень много фотографирую 20 – долго помню, что мне сказали друзья и знакомые 21 – с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь 22 – вечером люблю принимать горячую ванну 23 – стараюсь записывать свои дела 24 – часто разговариваю сам с собой 25 – после длительной поездки в машине долго прихожу в себя 26 – по тембру голоса я могу многое узнать о человеке 27 – очень часто оцениваю людей по манере одеваться 28 – люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы 29 – слишком жёсткая или мягкая кровать – мучение для меня 30 – мне нелегко найти удобную обувь 31 – очень люблю ходить в кино 32 – могу узнать человека в лицо даже через много лет 33 – люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику 34 – умею слушать то, что мне говорят 35 – люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом 36 – когда слышу стук часов, не могу заснуть 37 – у меня качественная стерео система 38 – когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами 39 – на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры 40 – не выношу беспорядка 41 – не люблю искусственных тканей 42 – считаю, что атмосфера дома зависит от освещения 43 – люблю ходить на концерты 44 – рукопожатие многое может рассказать о человеке 45 – с удовольствием посещаю музеи и выставки 46 – серьёзная дискуссия – это увлекательное занятие 47 – прикосновение может рассказать гораздо больше слов 48 – в шуме не могу сосредоточиться Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45 Кинестетик 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов. Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип – дигитал (или дискретный).

(А) — аудиал (К) — кинестетик (В) — визуал (Д) –дискрет 1.Вы принимаете важные решения опираясь на… — чувства и интуицию; (К) — то, что лучше звучит; (А) — то, что лучше выглядит и более красиво; (В) — точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д) 2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет… — тон и интонации голоса; (А) — могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В) — логика его аргументации; (Д) — насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К) 3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда… — смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В) — ловите свои ощущения; (К) — выражаете это словами; (Д) — прислушиваетесь к тону своего голоса. (А) 4. Для вас самое простое… — подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А) — работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д) — выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К) — подобрать идеальные сочетания цветов. (В) 5. Лучше всего вы запоминаете… — мелодии и звуки; (А) — логические построения; (Д) — ароматы и вкус (К) — лица, цвета, картины. (В) 6. Вы… — настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А) — хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д) — очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К) — всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В) Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия? Аудиалы Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал. Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: «Все понятно, дальше!». Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора. Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами. Визуалы — это дети, постигающие мир глазами В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют. По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами. Как работать с детьми-визуалами? Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию. Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски «как есть», разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом. При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади. Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места. Кинестетики Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения. В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках. В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории «неусидчивых, гиперактивных». Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы. Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры. Как работать с детьми-кинестетиками? Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку. Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно. Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе. Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую «привязку» любого правила или информации к жизненным реалиям. Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия «запрягает долго, зато едет увереннее». Дигиталы Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: «А как это устроено? А почему это работает?». Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи. Как работать с учениками-дигиталами? В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Тест №3 (для первоклассников)

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников: Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка. Тестовый материал. 1.Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то… Визуал — Он говорит, используя самые простые обороты речи — Он неправильно произносит некоторые слова и звуки — Он пропускает наречия и предлоги Аудиал — Он использует те же обороты речи, что и взрослые — Он использует грамматически правильные предложения — Он рассказывает тщательным образом продуманные истории Кинестетик — Его речь тяжело понять — Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями — Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них 2. Любимые игрушки в свободное время. Во время игры мой ребенок… Визуал — Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм — Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором — Узнает о новых вещах, наблюдая Аудиал — Любит слушать аудиозаписи — Любит книги и игру фантазии — Учится новому, читая инструкции Кинестетик — Любит играть на свежем воздухе — Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке — Почти каждой игрушке находит полноценное применение 3.Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то… Визуал — Он пишет старательно — Его художественные изделия очень аккуратны и красивы — Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает Аудиал — Он пишет достаточно неплохо — Во время работы он разговаривает сам с собой — Его художественные изделия достаточно привлекательны Кинестетик — Ему очень тяжело писать — Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми – Его художественные работы неопрятны 4.Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться… Визуал — Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе — Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается — Любит игры с четко установленными правилами Аудиал — Он больше разговаривает, чем играет — Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения — Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой Кинестетик — Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр — Имеет хорошую координацию — Не ходит спокойно, а носится 5.Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то… Визуал — Даже в толпе остается одиноким — Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие — Долго привыкает к новым людям Аудиал — Буквально расцветает в кругу друзей — Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает — Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно Кинестетик — Коллективистский, но не очень разговорчивый — Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям — Любит пошалить 6.Эмоции. Когда ребенка что-то тревожит, то он… Визуал — Вообще не очень эмоционален — Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других Аудиал — Свободно рассказывает о своих ощущениях — Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений Кинестетик — Эмоционально зависим и легко обижается — Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь 7.Память. Когда мой ребенок занимается, он… Визуал — Может воспроизводить буквы и цифры по памяти — Помнит о том, что ему показывали Аудиал — Лучше всего учится, заучивая наизусть — Знает звуки, соответствующие буквам алфавита Кинестетик — Плохо запоминает — Легко отвлекается 8.Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он… Визуал — Следит за опрятностью своей одежды — Следит за чистотой своего рабочего места — В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел — Медленно привыкает к новой ситуации Аудиал — Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен — Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место — Он внимательный и послушный — Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении Кинестетик — Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен — Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут — Проявляет большую активность во время игр — Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание культуры поведения у младших школьников (собрание из цикла родительского всеобуча) Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе Школьная олимпиада по математике 4 класс

Похожие статьи:

Урок — обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector