назовите трудности в употреблении глагольных форм

Русский глагол – самая сложная часть речи. Почему? Во-первых, этот класс слов имеет самое большое количество форм, здесь глагол является рекордсменом среди всех частей речи в современном русском языке. Во-вторых, образование глагольных форм имеет большое количество отклонений. И в-третьих, глагол – это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство.

Употребление в речи глагольных форм требует соблюдения следующих правил :

3. Некоторые глаголы не образуют форм 1 лица единственного числа. Немалые трудности представляет выбор правильной личной формы глагола

4. Возможна и обратная ситуация, когда речевые неудачи случаются из-за наличия у глагола двух и более форм с одним значением. Так, глагол страдать имеет параллельные формы настоящего времени – страдает и страждет, глагол вниматьвнимает и внемлет.

6. Затруднение при образовании личных форм глагола может возникнуть в связи с чередованием гласных и согласных в корнях некоторых глаголов.

7. В русском языке существуют глаголы, видовую принадлежность которых можно определить только в контексте, способствующем выявлению видовой характеристики. Такие глаголы называются двувидовыми. Чаще они ассоциируются в сознании носителей языка с совершенным видом. Особенностью двувидовых глаголов является возможность образования и употребления форм настоящего времени и простого будущего.

8. В русском языке существуют глаголы, которые могут составлять пару с глаголом, близким по значению, но противопоставленным по виду. Это так называемые видовые пары. Чаще всего в видовую пару объединяются однокоренные глаголы, различающиеся:

Традиционно причастие и деепричастие рассматриваются как особые формы глагола. По отношению к залогу и времени различают четыре причастных формы: действительное причастие настоящего времени, действительное причастие прошедшего времени, страдательное причастие настоящего времени и страдательное причастие прошедшего времени.

Необходимо помнить, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида. Страдательные причастия образуются только от переходных, т. е. глаголов, способных сочетаться с существительными без предлога в винительном или родительном падеже со значением прямого объекта.

Кроме трудностей, связанных с грамматическими особенностями причастий, могут возникнуть вопросы о месте ударения. Например, действительные причастия настоящего времени: варящий (от варить), судящий (от судить); краткие причастия: занят, занята, занято, заняты; понят, понята, понято, поняты.

В современной речи мы нередко сталкиваемся с неправильным образованием причастных форм. «Все, купящие три банки кофе в нашем магазине, четвёртую получат бесплатно» – подобные объявления встречаются не так уж и редко. Конечно, можно просто посмеяться над ними. В приведённом примере ощущается желание пишущего передать причастной формой значение будущего времени. Нужно помнить, что в современном русском языке образование, действительных причастий от глаголов совершенного вида ненормативно. Причастие может обозначать дополнительное действие, предшествующее основному, выраженному личной формой глагола, но не может выражать самостоятельно грамматическое значение времени. Приведенное выше объявление должно принять следующий вид: «Все, купившие три банки кофе в нашем магазине, четвёртую получают бесплатно!» Причастие прошедшего времени обозначает предшествующее основному действие.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 2326 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

40. Употребление форм глагола

§173. Образование некоторых личных форм

1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (от гвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу»(от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить).

Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (оттузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др.

Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

3. Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился) с суффиксом и деепричастие (зиждясь) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется,-утся, зиждущийся).

Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся) стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий – чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней.Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтятприсутствием.

4. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).

Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигаютмебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм).

Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

Глагол метать в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении«разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется формаметает: метает гранату, диск, копье и т.д.

В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать).

Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению – сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на , форма на ненормативная. Ср.: . Тревогой бранной напои! (Блок). –Напой ее чаем, баловница,закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь,выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехайявляются недопустимыми.

§174. Варианты видовых форм

1. Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективноорганизовал работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывалифольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии).

2. Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о а обусловливать обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться;не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

3. Чередование о – а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить –застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать и др. не допускают вариантов с суффиксом зирова-; глаголыагонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом зова-.

4. Видовые пары захлопнуть – захлопывать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить –узаконивать и др. сохраняют корневое о.

6. Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать – замерзнуть, порочить/опорочивать – опорочить, заботить/озабочивать – озаботить и др. равноправны.

7. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом зова и -изирова- вулканизоватъ – вулканизировать, гармонизовать – гармонизировать, канонизовать – канонизировать, колонизовать –колонизировать, легализовать – легализировать, модернизовать – модернизировать, рационализовать – рационализировать, секуляризовать – секуляризировать, стабилизовать – стабилизировать, стандартизовать – стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

Варианты форм брезгать – брезговать, прочитать – прочесть, свистеть – свистать равноправны.

В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант разговорно-просторечный.

8. Необходимо различать значения парных глаголов движения:

бегать – бежать

летать – лететь

Источник

Трудности в употреблении форм глаголов

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

1. Глаголы несовершенного вида, образованные от глаголов совершенного вида с помощью суффикса -ыва (-ива) условно делятся на две группы:

– глаголы, сохраняющие корневой гласный : отсрочить – отсрочивать, узаконить – узаконивать, подытожить – подытоживать, опорочить – опорочивать, приурочить – приурочивать, обусловить – обусловливать и др.;

– глаголы, в которых чередуются гласные о а: оспорить – оспаривать, застроить – застраивать, успокоить – успокаивать, удостоить – удостаивать и др.

В разговорной речи чаще употребляются чередующиеся формы.

2. Рекомендуется употреблять следующие формы повелительного наклонения глаголов: почисть, не порть, уведомь, высунь, выправь, напои, надои, закупорь, лакомься, взгляни, выйди, не кради, положи и др.

Не следует употреблять просторечные формы повелительного наклонения: взглянь, выдь, не крадь, положь, поди, ехай и др.

Глаголы ехать, видеть, хотеть, мочь, жаждать не образуют форму повелительного наклонения. В этом случае необходимо употреблять приставочные глаголы: поезжай, посмотри и т.д.

3. Суффикс -ну- в глаголах несовершенного вида, например, сохнуть, глохнуть, омонимичен аффиксу -ну- в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия (шагнуть, моргнуть, свистнуть). Отсутствие суффикса -ну- в глаголах первой группы является предпочтительным в формах: сохнул – сох, мерзнул – мерз, мокнул – мок и др.). Суффикс -ну- также пропадает в форме прошедшего времени у ряда приставочных глаголов: отвергнуть – отверг, привыкнуть – привык, иссякнуть – иссяк, исчезнуть – исчез и др.

В целом в речи чаще употребляются формы без суффикса -ну-.

4. Некоторые глаголы имеют вариантные формы спряжения: кличет – кликает, мурлычет – мурлыкает, каплет – капает, колышет – колыхает и др. Формы на -ает характерны в основном для разговорной речи.

Возможны вариантные формы со смысловым различием:

брызгает (спрыскивает, окропляет) – брызжет (разбрасывает капли, сыплет брызгами);

двигает (перемещает, толкая или таща что-нибудь) – движет (побуждает, руководит);

мечет (бросает с размахом, кидает; производит потомство) – метает (прошивает крупными стежками).

5. Глагол класть употребляется в формах несовершенного вида: не клади (что делай?) сюда свои вещи. Глаголы с корнем -лож- употребляются в формах совершенного вида: куда ты положил (что сделал?) мою книгу?; и в формах несовершенного вида с частицей -ся, образованных от инфинитива лечь: снег (что делает?) ложится на поля.

6. В литературной речи не употребляются формы 1 лица единственного числа настоящего или будущего простого времени от глаголов очутиться, победить, убедить, чудить, чадить и некоторых других. В случае необходимости выразить соответствующее значение можно с помощью других способов высказывания: я могу очутиться, я сумею победить, я попытаюсь учредить и т.п.

Источник

Трудности в употреблении глагольных форм

У некоторых глаголов отсутствуют определенные формы. В этом случае говорят о дефектной парадигме глаголов.

Например: у глаголов победить, убедить, дерзить, чудить нет формы 1 л. ед.ч. Однако у глагола пылесосить она есть (пылесошу), хотя и употребляется редко.

Глагол ехать не имеет формы 1 л. ед.ч. и повелительного наклонения. Неправильно: ехаю, ехай. Глагол ездить не имеет формы повелит. накл. Неправильно: езжай.

Трудны некоторые формы настоящего времени с чередованиями в основе:

жечь – жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте);

течь – теку, течёшь, течёт, течём, течёте, текут;

печь – пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут;

молоть – мелю, мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют;

хотеть – хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Трудности представляют формы некоторых императивов:

Лечь – ляг, лягте; махать – маши.

Запомните: глаголов вылазить, залазить в русском литературном языке не существует! Правильно: вылезаю, зелезаю.

Причастие

Причастие – особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий? что делавший? что сделавший? Глагольные признаки причастия — это категория вида, залога (страдательного или действительного) и времени. Признаками прилагательного у причастия являются категории рода, числа и падежа.

(Примечание. В некоторых школьных учебниках причастие рассматривается как особая часть речи.)

Образование причастий связано с категорией вида и переходностью. От глаголов несовершенного вида могут быть образованы причастия настоящего и прошедшего времени:

читать – читающий, читавший, читаемый, читанный.

От глаголов совершенного вида могут быть образованы только причастия прошедшего времени:

прочитать – прочитавший, прочитанный.

Страдательные причастия могут образовываться только от переходных глаголов:

рисуемый, рисованный, спасаемый, спасённый.

Примечание. Далеко не от всех глаголов образуются страдательные причастия и настоящего времени, и прошедшего времени.

Страдательные причастия часто (но не всегда) имеют не только полные (разбитый, решенный), но и краткие (разбит, решен) формы. Краткие формы изменяются по родам и числам: решена, решено, решены.

Выберите страдательные причастия прош. времени.

Написавший, повёрнутый, наглый, написан, выращиваемый, восторженный.

Выберите действительные причастия наст. времени.

Голый, выращена, струящийся, имеющий, бравый, убираемый.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector