назовите вежливые формы обращения с просьбой

Конспект занятия «Как можно обратиться с просьбой»

47e4db68fcc2ab62d795555c4c432745 Юлия Чернова
Конспект занятия «Как можно обратиться с просьбой»

Образовательные:

— Учить детей подбирать и проигрывать варианты обращения по ситуациям.

-Учить детей быть внимательными друг к другу, правильно произносить волшебные слова, говорить тихим, спокойным голосом, смотреть в глаза к кому обращаешься.

-Совершенствовать умение использовать в своей речи волшебные слова.

— Развивать умение правильно обращаться к взрослому, к товарищу.

— Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу, уважительное отношения к взрослым.

-Высокий уровень: Серафим, Вадим, Арина, Кирилл Ш.

-Низкий уровень: Антон, Маша, Настя, Лиза.

-Ритуал начала занятия «волшебный клубочек»

Вопросы к детям (проблемно-поискового, уточняющего характера)

-Использование клубка ниток (волшебный клубочек)

-Выполнение действий детьми на просьбу воспитателя

Проигрывание вариантов по ситуациям.

-Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово»

Ход занятия:

Ритуал начала занятия «волшебный клубочек (дети сидят на стульях по кругу)

Это не просто клубок ниток – это волшебный клубочек и ниточки в клубочке тоже волшебные. Давайте поприветствуем друг друга а волшебный клубочек нам поможет (вос-ль передаёт клубок ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом ласково приветствует рядом сидящего ребёнка, затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до воспитателя.

_Если вас не затруднит помогите мне пожалуйста

_Окажите мне услугу.

_Извините пожалуйста, что перебиваю Вас, можно задать вопрос?

Конспект занятия по ПДД «Шагая осторожно, за улицей следи и только там, где можно, ее переходи» Тема «Шагая осторожно, за улицей следи. И только там, где можно, ее переходи» (старшая группа) Составила учитель-логопед Некипелова Е. А.

Конспект логопедического занятия Тема: «Мой город». Лексическая тема: О городе. Тема : Слова –антонимы. Коррекционно-образовательные цели: 1. Уточнить знания детей о городе, в котором они.

Конспект НОД «Об этом можно говорить стихами» МБДОУ Детский сад «Снежинка» Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие».

detsad 394541 1449431065Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Овощи. Что можно приготовить из овощей» Тема:»Овощи»,что можно приготовить из овощей. 1. Образовательные задачи: Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте.

detsad 341173 1448202193Конспект интегрированного занятия «О хлебе можно говорить стихами» Возрастная группа: старшая Цель: Обобщить и систематизировать знания о хлебе. Задачи: Образовательные: •конкретизировать имеющиеся знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи: Образовательные: дать понятие,.

Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе «Можно ли дружить девочкам с мальчиками?» Цель: Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола Формировать у детей понятия о положительных чертах.

Конспект занятия. Тема: «Геометрические фигуры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Дельфин» Конспект занятия по формированию элементарных математических.

Конспект НОД «Что можно приготовить из молока?» Конспект непосредственной образовательной деятельности по фермерскому хозяйству в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие.

Источник

Урок по риторике во 2-м классе на тему «Вежливые слова. Просьба»

Тема урока: Вежливые слова. Просьба.

Цель урока: научить грамотно составлять обращение с просьбой.

Задачи:

Образовательные: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.

Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

Оборудование: презентация «Вежливость с малых лет» (Приложение 1), мультимедийное оборудование, запись сказок А.С. Пушкина, запись мультфильма «Возвращение блудного попугая», «Львенок и черепаха», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» (Приложение 2), карточки с заданием, словарик вежливых слов.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. Поприветствуем друг друга улыбками.

— Ребята, как думаете, у нас обычный урок? (Нет.) А почему?

— Вы правы, у нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Поднимите руку те, кто любит путешествовать. Почему? (Узнаешь что-то новое и интересное.)

— Эту цель поставим и мы. Сегодня на уроке – узнаем много нового и отправимся в путешествие на киностудию, которая называется «Вежливость с малых лет». (Приложение 1, Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы

— Что значит быть вежливым? (Знать правила.)

— А где должны соблюдаться привила приличия?

— В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

III. Речевая разминка

— Посмотрите, пожалуйста, здесь что-то написано на двери? (Приложение 1, Слайд 3)

— Прочитайте с разной интонацией. (Приложение 1, Слайд 3)

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

IV. Сообщение темы и цели урока

— Ребята, это табличка-загадка. В ней спряталась тема нашего урока-путешествия. Скажите, пожалуйста, с чем к нам обращаются? Как вы думаете, чему будет посвящено наше путешествие на киностудию? (Вежливым словам.)

— Верно. Тема нашего урока: Вежливые слова. Просьба. (Приложение 1, Слайд 4)

— Сегодня мы с вами должны ответить на вопросы:

(Приложение 1, Слайд 4)

V. Изучение нового материала

— А что такое просьба? Посовещайтесь в парах.

— Пока ребята думают, посмотри (ребенок смотрит в словаре), какое определение даётся в толковом словаре.

— Так что же такое просьба? (Когда один человек просит другого в вежливой форме.)

— Найдите, главные, ключевые слова в этом определении. (Обращение, призывающее.) (Приложение 1, Слайд 5)

— Нас приглашают послушать записи, сделанные на студии, и определить в речи какого героя встречается просьба. (Звучит запись.)

— Вы узнали, из какого произведения эта запись?

— Кто автор первой сказки? (А.С. Пушкин.) Как называется сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеде».)

— Что мы услышали в речи героя? Кто автор второй? Как называется? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

— Мы продолжаем путешествие по киностудии.

— У меня есть два помощника. Сейчас они представят вам небольшую сценку.

Сценка

Стул. Двое детей. Один без слов просит другого уступить место.

— А вам нужно определить, что они будут делать.

— Что они делали? (Они просили о чём-то.)

— С помощью чего была выражена эта просьба? (С помощью рук.)

— Как называется движение рук, тела? (Жест.)

(Приложение 1, Слайд 6)

— Что не хватало сценке? (Слов.)

— Ребята, вам нужно внимательно послушать и сказать о каком слове идет речь.

— Ребята, какое же слово сказал старик Павлику? (Пожалуйста.) Верно.

Продолжение инсценирование отрывка.

— Почему мальчик захотел вернуться к старику?

— Так же почему это слово называется «волшебным»? (Меняет настроение, меняет отношение других людей.)

— Но существуют и другие слова, которые нужно запомнить и использовать в своей речи. (Приложение 1, Слайд 7)

— Прочитаем их в «Словарике вежливых слов».

Если вам не трудно

Не в службу, а в дружбу…

— Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. (Приложение 1, Слайд 7) Какие выражения запомнили?

— Чтобы просьбу выполнили (Приложение 1, Слайд 8),что надо употреблять в своей речи? (Вежливые слова.)

— Как должны произноситься вежливые слова? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.) (Приложение 1, Слайд 8)

— Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? (Приложение 1, Слайд 8)

— Сейчас будем учиться грамотно, выражать обращение с просьбой. (Приложение 1, Слайд 9)

1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой.

— Дальше сама просьба. И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.

— Нам сегодня очень повезло: на киностудии «Вежливость с малых лет» предлагают побыть сценаристами и написать свой сценарий.

— На карточках, которые лежат у вас на столах, написаны сюжеты.

Задание №1. Прочитайте. Составьте, пожалуйста, просьбу используя «Словарик вежливых слов» и план.

1 ситуация. Ты заболел и не пришел в школу. Нужно узнать домашнее задание к следующему уроку.

2 ситуация. Урок рисования.

1-й сюжет. Вы заболели и не пришли в школу. Вам нужно узнать домашнее задание. Кто не любит долго думать, может выбрать его.

2-й сюже.Урок рисования. Для тех ребят, которые любят фантазировать.

— Поднимите руку, кто уже определился с сюжетом. Послушайте внимательно задание: вам нужно составить обращение с просьбой, используя «Словарик вежливых слов», который у вас есть на партах и план.

— Кто готов? Пожалуйста. Кто выбрал другую ситуацию? Спасибо. Я надеюсь, остальные составили тоже грамотные просьбы.

— Путешествие по киностудии продолжается. Прочитайте отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». И определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино.

Задание №2. Прочитайте отрывок из книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и определите, просьбу ли использовала Мальвина обращаясь к Буратино.

Тогда девочка сказала ему строго: Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

— Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (Приказ.) А что она при этом делала? (Приказывала.) (Приложение 1, Слайд 10)

— Какие она использовала слова? Подчеркните их.

— А почему Мальвина обращается к Буратино на Вы, если они ровесники?

— Пожалуйста, определите, чем отличается приказ от просьбы? (Приложение 1, Слайд 11)

В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет.)

Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)

Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)

— А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить?

— Исправьте слова Мальвины.

VI. Закрепление

— На киностудии «Вежливость с малых лет» предлагают побыть критиками. Кто такие критики? (Кто критикует работы.)

Вам нужно оценить работу и сказать, где просьба, а где приказ. (Приложение 1, Слайды 12, 13)

VII. Итог урока

— Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие.

— Давайте посмотрим, на все ли мы вопросы ответили? (Приложение 1, Слайд 14)

— Дорогие ребята, я уверена, все то, что вы сегодня узнали, обязательно поможет вам в жизни. В различных жизненных ситуациях вы сможете показать себя вежливым человеком, с которым приятно общаться и приятно дарить ему радость.

— Эта моя просьба будет детям, которых я уже немножко узнала. Я прошу вас быть вежливыми не только на словах, но и на деле.

И на память я хочу подарить «Словарики вежливых слов», которые будут служить вам подсказкой.

Источник

Формулы речевого этикета

Формулы речевого этикета

formuly rechevogo etiketaПроцесс любого общения строится на применении определенных правил, главной задачей которых является помощь в выражении вежливости, культурности, в придании речи окраса грамотности, лаконичности. Эту функцию выполняют различные формулы речевого этикета . Речь идет о так называемых заготовках, фразах, стандартных конструкциях, систематически употребляющихся во время общения. Использование типовых формул содействует выстраиванию этикетных ситуаций, связанных с различными факторами (психосоциального, возрастного характера) и коммуникативными сферами.

Формулы речевого этикета – основные группы

По словам лингвистов, о сновные формулы речевого этикета подразделяются на 3 большие группы, которые относятся к:

Формулы речевого этикета – приветствие

Завязывая разговор (приветствуя кого-либо, знакомясь с кем-то), мы используем формулы приветствия. Выбор определенных фраз зависит от целого ряда факторов: возраста собеседника, его пола, статуса, а также от ситуации. Жесткого регламента в отношении того, какие приветственные фразы следует использовать во время знакомства или встречи, нет. Речевой этикет предлагает широкий выбор примеров. Допустимо акцентировать внимание на эмоциональной стороне «Привет, я так рад встрече!», пожелать доброго утра/дня/вечера или ограничиться дежурным и эмоционально нейтральным «Здравствуйте!». В любом случае использование в приветственной речи тех или иных фраз не должно диссонировать с ситуацией (недопустимо в полдень желать доброго утра) и социальным статусом собеседника (некорректно приветствовать учителя/директора фразой «Привет!»). Важно также в этот момент использовать верную форму обращения.

Формулы обращения в речевом этикете

Применение формул обращения может происходить во время любого этапа общения, как на начальном, так и на основном или заключительном. Всего в русской речи их существует 3: безличное обращение, а также формы «вы» и «ты».

Русский этикет рекомендует при выборе формулы обращения учитывать:

Оценив каждый фактор, можно выстраивать линию разговора с применением уместных для данного случая формул обращения.

Официальная обстановка, обращение к незнакомому или уважаемому человеку предполагает использование вежливого «вы» и называние человека по имени/отчеству. Ты-форма применяется по отношению к близким людям/приятелям (супругам, детям, друзьям).

Нередко, когда возникает необходимость обратиться к незнакомому человеку (прохожему, например), некоторые слова опускаются, и инициатор разговора использует заготовки, не называя собеседника («Простите…», «Не подскажете», «Позвольте узнать…», «Не могли бы вы помочь…», «Будьте добры, скажите…»). В этом случае важно не выйти за границы дозволенного, не допустить дерзости, фамильярности. Категорически запрещено окрикивать человека фразами «Эй…», «Слышь, подскажи, как пройти…» и прочими. Это не только неэтикетно, но и грубо. Важно проявлять вежливость в любой ситуации и руководствоваться элементарными правилами приличия.

Помимо основных формул обращения, указанных выше, используются различные варианты:

Важно заметить, что этикет общения во втором случае допускает произносить имя и отчество человека путем использования укороченной формы (Мария Ивановна – МарьИванна, Федор Семёнович – ФедСемёныч), чем с удовольствием пользуются молодые люди. В исключительных случаях допускается называние только фамилии при обращении к конкретному лицу (в армии, школе, в больницах).

Правила речевого этикета также не запрещают называть собеседников, указывая на их должность, но используются такие формулы весьма ограниченно. Все-таки они более характерны для европейцев, которые при любом удобном случае делают акцент на профессиональном статусе человека.

Формулы речевого этикета – просьба

formuly rechevogo etiketa1Речевым действием, побуждающим человека к выполнению определенных задач, является просьба. Во время обращения с просьбой необходимо проявить максимальную деликатность и вежливость, но не допустить чрезмерного заискивания. Просьба может быть выражена в форме:

Что касается характера просьбы, она может быть разной степени вежливости:

И если первый тип используется в исключительных случаях, то формулы просьбы, ставящие перед собой цель в максимально вежливой и уважительной форме привлечь внимание адресата и побудить его к выполнению важной задачи, являются универсальными и рекомендуемыми. Важно не только уметь применять нужную формулу просьбы с учетом всех обстоятельств, но и не забывать об употреблении этикетных и вежливых слов.

Формулы речевого этикета – извинение

В русской речи важная роль отводится извинениям, словесным искуплениям проступков. Формулу «Извините» или «Простите» (иногда с добавлением вежливого «Пожалуйста») используют в случае совершения небольшого проступка (наступил на ногу, непреднамеренно толкнул). Вина большего масштаба требует от человека употребление исключительно формулы «Простите» и ее производных. Здесь уместно не только признать свою вину, но и объясниться, за какой именно проступок приносятся извинения («Прошу прощения за поздний визит»). Формулы извинения применяют не только в случае искупления вины, но и во время обращения к кому-либо («Извините, не подскажете, где находится…», «Простите, не могли бы вы пройти немного вперед?»). Выбор стилистических способов извинения огромен. Главное – учитывать окружающие обстоятельства и стараться быть предельно вежливым с адресатом.

Примеры формул речевого этикета

Турист, желающий найти художественную галерею, решает обратиться к помощи прохожих. Главная задача человека в таком случае будет заключаться в четком изложении просьбы путем использования деликатной и утвердительной формы («Подскажите, пожалуйста…», «Будьте любезны, скажите, как пройти…»). Важно помнить о том, что употребление разных формул позволяет с различной степенью отдачи добиваться отзыва со стороны адресата. Чтобы вызвать у человека желание помочь, необходимо озвучивать просьбу вежливо и доступно.

Еще один пример корректного использования формулы речевого этикета, на этот раз связанной с отказом: «Простите, ничем не могу помочь». Этикет всегда делает акцент на вежливости, поэтому односложные ответы (даже в случае категорического отказа) давать не принято. Представители многих культур стараются избегать прямых отказов, предпочитая заменять их общепринятыми речевыми формулами. Ими рекомендовано пользоваться не только при ведении деловых переговоров, но и в обыденной жизни. Считается, что даже тот, к кому обращаются с просьбой, должен этикетно и деликатно отвечать оппоненту, каким бы ни был его ответ (положительным или отрицательным). Применение формул вежливости является главной чертой культурного человека.

Источник

Формулы вежливости

Нам самим трудно судить, насколько в мире русская нация считается вежливой, однако, то, что у нас все же много языковых форм вежливости не вызывает ни у кого сомнения. Так давайте же ознакомимся с тем, как мы можем демонстрировать правила хорошего тона и нашу вежливость по отношению друг к другу в повседневной речи.

Устойчивые формы вежливого общения относятся к речевому этикету. Владение правилами речевого этикета позволяет человеку корректно вести себя в обществе, быть в себе уверенным и непринужденно чувствовать себя при общении, демонстрируя свою вежливость и воспитанность, что совсем немаловажно для каждого человека, который живет в обществе.
У каждого народа, каждой национальности есть свои собственные исторически сформированные правила речевого этикета. В российском обществе бесспорно ценятся такие качества, как тактичность, предупредительность, корректность и вежливость. Для того, чтобы слыть именно таким человеком, нужно знать, какие формулы вежливости могут в этом помочь.

Корректные формы прощания в русском языке следующие: «До свидания!», «До скорой встречи», «Приятного вечера!», «Доброй ночи!», «Прощайте», «Позвольте откланяться», «Позвольте попрощаться», «До вечера». Они могут быть использованы в любой ситуации. Есть среди формул прощания также непринужденные сленговые формы, которые выражают некую фамильярность и могут употребляться далеко не всегда. Среди них: «Пока», «Бай», «Салют», «Бывай», «Всего!». При общении с малознакомыми людьми такие формулы ни в коем случае не используются.
После приветствия обычно любой акт общения начинается со знакомства, поэтому стоит знать, какие в русском языке возможны формулы знакомства:
«Разрешите с Вами познакомиться», «Разрешите представиться», «Позвольте отрекомендовать моего друга», «Будем знакомы», «Давайте познакомимся», «Позвольте представиться. Меня зовут».
К формулам выражения просьбы можно отнести следующие: «Если Вам нетрудно, сделайте..», «Принесите пожалуйста», «Сделайте одолжение», «Если Вас не затруднит..», «Позвольте просить Вас о помощи», «Не могу ли я попросить Вас?».
К формулам благодарности относятся: «Разрешите Вас поблагодарить», «От всей души благодарю Вас», «Весьма благодарен Вам за..», «Премного благодарен». Такое выражения как «Спасибо» является очень нейтральным и может использоваться как в непринужденной речи, так и в официальной.
Формулы приглашения могут быть следующие: «Будем Рады Вас видеть на..», «Позвольте пригласить Вас», «Вы окажите нам большую честь, если придете..», «Приглашаем Вас на..».
Формулы приглашения: «Позвольте Вас поздравить», «Разрешите выразить Вам искренние поздравления», «Искренне поздравляем Вам», «Горячо поздравляем Вас».
Уверенно владея речевым этикетом, Вы всегда будете считаться воспитанным, культурным и вежливым человеком. Люди будут тянуться к общению с Вами, а круг Ваших друзей и знакомых будет быстро расти.

Источник

Слова речевого этикета

Слова речевого этикета

slova rechevogo etiketaО том, насколько дисциплинирован, образован, культурен, ответственен человек, можно судить по его речи. Этот признак дает представление о том, как человек относится к окружающим, к собственной персоне, к делам, которыми ему приходится заниматься. Важно помнить, что без проведения регулярной работы над собственной речью невозможно достичь взаимопонимания в общении с людьми. Только руководствуясь правилами речевого этикета, с которыми мы начинаем знакомиться еще в детстве, можно рассчитывать на грамотное и доверительное выстраивание взаимоотношений с людьми, а также чувствовать уверенность в обществе.

В обыденной жизни нам приходится очень много контактировать с людьми и обращаться к так называемым заготовкам, определенным формулам, которые более всего подходят в конкретных обстоятельствах. Эти формулы включают в себя слова речевого этикета , которые мы произносим на интуитивном уровне, не задумываясь. По мере взросления человек впитывает в себя культуру своей страны, правила, которые необходимо соблюдать в обществе. Словарный запас постоянно пополняется, в том числе и этикетными словами. Поэтому выбор подходящих выражений обычно не вызывает проблем у взрослых и образованных людей. Вежливые слова, характерные для той или иной формулы, будто сами просятся на язык. Главное – выбрать из великого многообразия этикетных слов наиболее подходящие. Сделать свою речь вежливой и правильной может каждый. Все просто – нельзя нарушать правила речевого этикета ; слова вежливости, которые являются самыми популярными и общеизвестными, а также позволяют проявить свою воспитанность, представлены ниже.

Речевой этикет – слова приветствия, прощания, извинения

Речевой этикет – слова приветствия

Самым распространенным и уместным в любой ситуации является традиционное «Здравствуй(те)!». Его не зря считают волшебным. Это слово-пожелание: дословно «здоровья тебе». Эзотерики, например, уверены, что частое употребление слова «Здравствуйте!» дарует здоровье не только человеку, которому оно адресовано, но и тому, кто его произносит.

Вторыми по популярности считаются слова-пожелания доброго времени суток, пришедшие в нашу речь с Запада («Доброе утро!/Добрый день (вечер)!»). Удивительная закономерность прослеживается, когда произносятся эти слова: люди, услышав «добрый», сами становятся чуточку добрее.

Слово «Привет!», этимология которого до конца так и не изучена, а также его производные («Приветствую вас!») употребляются во время приветствия знакомого человека (с кем говорящий состоит в дружеских отношениях). Принято считать, что произошло оно от древнерусского слова «привечать» (принимать, встречать), которое, в свою очередь, имеет общие корни со старославянским «ведать» (знать). Иными словами, человек, произносящий «Привет!», дает понять собеседнику, что он его заметил и знает.

Неожиданная встреча между приятелями может сопровождаться не только произношением стандартных приветственных слов. Допустимо употреблять такие выражения, как «Какие люди!», «Сколько лет…», «Какими судьбами?». Выбор слов приветствия огромен. Какие слова нужно использовать в тот или иной момент, зависит от обстоятельств, возраста адресата, его статуса, отношения к оппоненту и прочих нюансов.

Речевой этикет – слова просьбы и благодарности

Вежливость нужно стараться проявлять не только в момент выражения просьбы. Важно уметь правильно благодарить людей. Достигается это за счет употребления специальных слов благодарности. Самым распространенным и уместным в любой ситуации является «Спасибо!». Второе место принадлежит слову «Благодарю!». В русском языке просто огромен ассортимент благодарственных формул, которые предлагают правила речевого этикета, слова благодарности при этом принято произносить вместе с дополнительными положительными сочетаниями: «Спасибо!» + «Очень приятно!/Вы так добры!/Я тронут!». Произносить их рекомендуется с искренностью, чтобы придать словам определенную ценность. Через слова благодарности можно показать свое отношение к человеку и отметить важность того, что он сделал и пр.

Речевой этикет – слова извинения и прощания

Ситуации, связанные с причинением мелких неприятностей, тоже заставляют нас действовать, руководствуясь правилами этикета. Умение просить прощение – искусство. Можно ограничиться культурным «Извините!/Простите!», а можно использовать дополнительные сочетания, например, употребляя вежливое «Пожалуйста!». Не все знают, но отвечать на извинения (если, например, посторонний человек нечаянно наступил вам на ногу) фразами «Ничего страшного» или «Не нужно приносить извинения» неэтикетно. В этом случае используется исключительно «Пожалуйста». Нередко слово «Извините» выбирается людьми в качестве «прелюдии» к тому, чтобы чем-то поинтересоваться у окружающих (спросить дорогу, узнать номер дома). Также важно помнить, что слово «Простите» и его производные в случае, если необходимо побеспокоить человека (поздним звонком домой, вопросом о том, как пройти куда-то), употреблять нельзя. Используется только «Извините», ведь человек не кается за что-то, а лишь признает вину (нарушил покой оппонента, сделав звонок в поздний час; отвлек прохожего, задав вопрос). Слово же «прости» является производным от «просто» и обычно произносится в качестве просьбы, делающей акцент на то, чтобы не усложнять между оппонентами отношения из-за какого-либо проступка. Проще говоря, в первом случае («извини») есть признание вины, во втором («прости») – признание и покаяние. Как правило, во время проигрывания этикетных ситуаций люди часто путаются и используют эти слова не по назначению.

И лишь после этих вежливых фраз можно прерывать коммуникативный контакт. В противном случае собеседник может обидеться на резкое прерывание разговора и даже посчитать оппонента некультурным. Часто в конце диалога собеседники обмениваются репликами, в которых:

Суть всех этих слов – оказать знаки внимания собеседнику, проявить максимальную вежливость и доброжелательность.

Этикет общения – целая Вселенная, которая предоставляет людям широкий выбор выражения мысли. Использование тех или иных слов дает возможность нам говорить доходчиво и ясно, красноречиво и лаконично, просто и интересно. Грамотно подобранные слова речевого этикета помогают «достучаться» до сердец людей, указать на их ошибки, подчеркнуть достоинства. Главными критериями, определяющими выбор нужных слов, являются эффективность речи и ее уместность в конкретной ситуации. И не стоит забывать, что слово тоже обладает силой, как и любое человеческое действие. Им можно ранить и пожалеть, поддержать и упрекнуть. Но, как гласит известная цитата, в любой ситуации главное – оставаться человеком!

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector