Хьюго Босс – личный стилист Гитлера и создатель униформы нацистов: правда и мифы о знаменитом дизайнере
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие – мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта.
Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924–1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.
Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.
На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич – немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС. Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.
А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: « А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов ». Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.
По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок. Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.
После публикации книги Романа Кестера компания «Hugo Boss» разместила на своем сайте заявление, в котором выразила « глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике Хьюго Босса при нацистах », чем признала правомерность выводов историка.
А в мире моды обмундирование Третьего рейха, созданное компанией «Hugo Boss», считается самой красивой и стильной военной формой. В 1990-х гг. даже зародилось новое движение – Nazi chic – нацистский шик. Особенно популярно оно было в Японии, где появлялись неонацистские организации. Правда, подобная мода продиктована скорее не эстетическими предпочтениями, а общественно-политическими взглядами, и весьма далека от этических соображений – то, что называют «за гранью добра и зла».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В ФРГ: В новой дизайнерской парадной форме солдат должен выглядеть шикарно и лихо
В рубрике «Чтиво выходного дня» представляем материал об обсуждении в Германии «устаревшей» военной формы военнослужащих бундесвера.
В партии ХДС (Христианско-демократический союз) ведущий эксперт по обороне Хеннинг Отте заявил, что существующая военная форма перестала соответствовать современным представлениям дизайна.
Отте считает, что необходимо немедленно подключить ведущих дизайнеров к созданию нового образа немецких военных. Из заявления представителя ХДС:
Отте отмечает, что сегодняшняя парадная форма в немецкой армии потеряла популярность, так как «морально устарела».
По словам военного эксперта, к созданию нового «парадного костюма» необходимо подключить и историков, которые бы помогли дизайнерам учесть немецкие военные традиции. Интересно, какой период военных традиций Германии собираются брать за основу? Случаем не 1933-1945.
Значит ли это, что сегодня в Германии армия в себе не уверена, а страна не уверена в своей армии.
Как пишет Die Welt, в то же самое время в ФРГ затягивается выполнение программы по смене армейских ботинок для военнослужащих. Полностью «переобуют» немецких солдат и офицеров в «умную» обувь не ранее 2022 года, хотя изначально обещали до конца 2019.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru
© 2010-2021 «Военное обозрение»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»
Форма СС: до и во время второй Мировой войны
Такое сильное эстетическое воздействие обусловлено тем, что для войск СС (die Waffen-SS) форму и эмблему разрабатывал талантливый художник, выпускник Ганноверской художественной школы и Берлинской Академии, автор культовой картины «Мать» Карл Дибич (Karl Diebitsch). При создании окончательного варианта с ним сотрудничал дизайнер и модельер формы СС Вальтер Хек (Walter Heck). А шили обмундирование на заводах малоизвестного тогда модельера Хьюго Босса (Hugo Ferdinand Boss), а ныне его бренд знаменит на весь мир.
История формы СС
Изначально эсэсовцы-охранники партийных лидеров НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), как и штурмовики Рема (руководителя СА – штурмовых отрядов — Sturmabteilung), ходили в светло-коричневой рубашке плюс бриджи и сапоги.
Еще до окончательного решения о целесообразности существования одновременно двух параллельных «передовых охранных отрядов партии» и до зачистки СА, «имперский вождь СС» Гиммлер продолжил членам своего отряда носить черный кант на плече коричневого кителя.
Черная форма была введена лично Гиммлером в 1930 году. Черный китель образца военной вермахтовской куртки носили поверх светло-коричневой рубашки.
Первое время этот китель имел то три, то четыре пуговицы, общий вид парадной и полевой формы постоянно дорабатывался.
Когда в 1934 году было введено обмундирование черного цвета, разработанное Дибичем-Хеком, от времен первых эсэсовских отрядов осталась только красная с черным кантом нарукавная повязка со свастикой.
Первое время существовало два комплекта формы солдат СС:
Позднее, уже без участия знаменитых дизайнеров, были разработаны полевая и камуфлированная (порядка восьми вариантов летнего, зимнего, пустынного и лесного камуфляжей) униформа.
Отличительными признаками военнослужащих частей СС по внешнему виду надолго стали:
В тех дивизиях (например «Викинг») и отдельных частях, где служили иностранцы, руны заменялись эмблемой дивизии или легиона.
Изменения коснулись внешнего вида эсэсовцев в связи с их участием в военных действиях, и переименованием «Аllgemeine (общие) СС» в «Waffen (вооруженные) СС».
Изменения к 1939 году
Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.
Сам череп, вместе с другими новыми отличительными чертами, остался принадлежностью танкового корпуса СС. В том же году эсэсовцы получили и белую парадную форму (белый китель, черные бриджи).
При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:
При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.
После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.
Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.
Впрочем, части СС оставались под пристальным вниманием верховного партийного руководства, как «образец политической силы». Отсюда постоянные изменения, даже в ходе войны, в их униформе.
Форма СС в военное время
Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:
Унтер-офицерский состав войск СС (принадлежность к нему проще всего определять по частице «шар») получал уже не пустые черные погоны, а с серебристым кантом и включал в себя звания от сержанта до старшего фельдфебеля (штаб-фельдфебель).
Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, ─ у штурмшарфюрера).
Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:
Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.
Форма офицерского состава СС
Форма младшего офицерского состава различалась уже по погонам маскировочной (полевой) формы: черной с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и переплетёнными дубовыми листьями над ними.
Начиная с майорского звания, знаки отличия претерпели несущественные различия в 1942 году. Цвет подложки у витых погон соответствовал роду войск, на самом погоне иногда наличествовал символ воинской специальности (знак танковой части или, например, ветеринарной службы). «Шишечки» на погонах после 1942 года из серебристых превратились в знаки золотистого цвета.
По достижении звания выше полковничьего менялась и правая петлица: вместо рун СС на неё помещались стилизованные серебристые дубовые листья (одинарный у полковника, тройной у генерал-полковника).
Остальные знаки различия старших офицеров выглядели следующим образом:
Характерно, что у этих офицеров оставались и черно-зеленые «маскировочные» погоны для «полевого», боевого обмундирования. У командиров более высоких рангов цвета становились уже не такими «защитными».
Форма у генералитета СС
На мундирах СС у высшего командного состава (генералитета) появляются уже золотистого цвета погоны на кроваво-красной подложке, с символами серебряного цвета.
Изменяются и погоны «полевой» формы, так как в особой маскировке нет нужды: вместо зеленого цвета на черном поле у офицеров, генералы носят тонкие золотые знаки. Погоны становятся золотыми на светлом фоне, с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера со скромным тонким черным погоном).
Знаки различия высшего командования на погонах и петлицах соответственно:
Как видно, генералитет СС пренебрегал (за исключением рейхсминистра) защитным цветом, впрочем и в боях им, за исключением Зеппа Дитриха, приходилось участвовать реже.
Знаки отличия в Гестапо
В службе безопасности СД Гестапо тоже носили эсэсовскую форму, звания и знаки различия практически совпадали со званиями в «Ваффен» или в «Альгемейне СС».
Сотрудников Гестапо (позднее и РСХА) отличали отсутствие рун на петлицах, а так же обязательный нагрудный жетон службы безопасности.
Любопытный факт: Штирлица в великом телефильме Лиозновой зритель видит почти всегда именно в чёрном мундире, хотя на момент весны 1945 года, чёрная форма почти повсеместно в СС была заменена более удобной для фронтовых условий «парадкой» темно-зеленого цвета.
В исключительно черном кителе мог ходить Мюллер ─ и как генерал, и как редко выбирающийся в районы передовой руководитель высокого ранга.
Камуфляж
После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:
Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.
Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:
При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:
Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.
Немецкое руководство в годы войны творчески подходило к созданию камуфлированного обмундирования: удачно заимствовались находки итальянцев (первых создателей камуфляжа) и разработки американцев и англичан, достававшиеся в числе трофеев.
Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как
Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.
При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.
О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.
В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.
В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.
Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.
Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.
Камуфляжные расцветки «eichenlaubmuster» и «beringteichenlaubmuster» (соответственно «дубовые листья тип «А», дубовые листья тип «Б») были широко популярны в «Ваффен СС» в 1942-44 годах.
Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.
СС форма сегодня
Выгодно эстетически решенная черная форма СС и сегодня пользуется популярностью. К сожалению, чаще всего не там, где реально нужно воссоздавать аутентичное обмундирование: не в российском кинематографе.
Выше упоминался мелкий «ляп» кинематографа советского, но у Лиозновой почти постоянное ношение Штирлицем и другими персонажами именно черной формы могло быть оправдано общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, в раскрашенном варианте, Штирлиц пару раз появляется в «зеленой» «парадке».
Но в современных российских фильмах на тематику Великой Отечественной ужас ужасом погоняет в плане достоверности:
Подобных примеров много, не избавлен от ляпов даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011-ого года с Гуськовым «4 дня в мае», где гитлеровцы, в 45-ом, по большей части одеты в камуфляжи первых лет войны.
Зато эсэсовская парадная униформа пользуется заслуженным уважением у реконструкторов. Конечно, отдать дань эстетике нацизма стремятся и различные экстремистские группировки, и даже не признанные такими, вроде относительно мирные «готы».
Вероятно, дело в том, что благодаря истории, а также классическим фильмам «Ночной портье» Кавани или «Гибели Богов» Висконти, у публики выработалось «протестное» восприятие эстетики сил зла. Недаром лидер «Секс-Пистолз» Сид Вишерс частенько появлялся в майке со свастикой, в коллекции модельера Жан-Луи Ширера в 1995 году почти все туалеты были орнаментированы или имперскими орлами или дубовыми листьями.
Ужасы войны забываются, но чувство протеста против буржуазного социума остается почти прежним ─ такой грустный вывод можно сделать из этих фактов. Другое дело, созданные в нацисткой Германии «камуфлированные» окрасы тканей. Они эстетичны и удобны. И потому широко используются не только для игр реконструкторов или работ на приусадебных участках, но и современными модными кутюрье в мире большой моды.
Видео
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |