Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты
Статья 61. Нормативные и ненормативные правовые акты
1. Правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).
4. К нормативным правовым актам относятся:
1) настоящий Устав городского округа Прохладный КБР, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные правовые акты Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР.
3) нормативные правовые акты главы местной администрации городского округа Прохладный КБР.
5. К индивидуальным (ненормативным) правовым актам относятся:
1) решения Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР, носящие ненормативный характер;
2) постановления и распоряжения главы городского округа Прохладный КБР (председателя Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР), носящие ненормативный характер, принимаемые в соответствии с его компетенцией;
3) постановления и распоряжения главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по вопросам организации работы местной администрации городского округа Прохладный КБР;
4) приказы руководителей структурных подразделений местной администрации городского округа Прохладный КБР.
6. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти КБР в порядке, установленном законом Кабардино-Балкарской Республики.
7. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
8. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Общие черты этих актов:
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Правительство Амурской области
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендации по определению нормативности правовых актов
Для внесения в муниципальный регистр направляются только нормативные правовые акты.
При определении нормативности акта необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 9).
В общем понятии, нормативный правовой акт – это документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции официального органа (должностного лица), либо на местном референдуме, с соблюдением установленной государством процедуры, направленный на возникновение, изменение или прекращение общепринятых правил поведения, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение.
К нормативным правовым актам могут относиться:
1) решения, принятые на местном референдуме (пример: решение принятое на местном референдуме «Об отмене акта», «Об увеличении норм отвода (предельных размеров) земельных участков»)
2) решения представительного органа местного самоуправления (пример: «О бюджете», «О земельном налоге»);
3) постановления Администрации муниципального образования (пример: «О долгосрочной муниципальной целевой программе», «Об установлении предельных тарифов на платные услуги»);
4) Постановления главы муниципального образования (пример: «Об утверждении порядка финансирования расходов»);
5) постановления главы местной администрации (пример: «О правилах проведения антикоррупционной экспертизы»).
Таким образом, для Регистра не представляются:
1) индивидуальные акты;
2) акты о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
3) акты, действие которых исчерпывается однократным применением;
4) акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
5) акты о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
6) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов;
7) акты о внесении муниципальных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;
8) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
9) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций;
10) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
11) акты рекомендательного характера;
12) акты хозяйственно-распорядительного характера:
13) акты о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию,
14) акты о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий,
15) о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий,
16) об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
17) иные акты хозяйственно-распорядительного характера.
К ненормативным правовым актам могут относиться:
1) решения представительного органа местного самоуправления по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О внесении на рассмотрение проекта муниципального акта», «О присвоении звания «Почетный гражданин» отдельным гражданам»);
2) постановления и распоряжения председателя представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О переносе дня заседания», «Об утверждении решения»);
3) распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (пример: «Об утверждении плана основных мероприятий», «Об утверждении перечня работ, оказанных услуг»);
4) постановления главы муниципального образования (пример: «Об организации противопожарной пропаганды»);
5) распоряжения главы муниципального образования (пример: «Об открытии мемориала»);
6) распоряжения главы местной администрации (пример: «О скосе травы на преддомовых территориях»);
7) распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (пример: «О согласовании перечня работ», «О покупке запчастей»).
Министерством юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 №17/91789-ВЕ утверждены методические рекомендации и дан примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов.
В Регистр не включаются следующие муниципальные акты исполнительно-распорядительного и индивидуального характера.
В сфере финансовых и бюджетных правоотношений:
о принятии проекта бюджета на очередной финансовый год;
о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год;
о выделении, возврате бюджетных средств;
о разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
об оплате финансовых обязательств муниципального образования;
об установлении лимитов;
о выполнении функции муниципального заказчика;
о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
об утверждении отчета по исполнению бюджета за очередной отчетный период.
В сфере владения, пользования и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности:
об условиях приватизации муниципального имущества;
о продаже муниципального имущества третьим лицам, в том числе посредством торгов;
о владении, использовании и распоряжении долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости;
о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением на соответствующем праве, а также об его изъятии;
о включении (исключении) имущества в состав (из состава) муниципальной казны;
об утверждении реестра муниципального имущества;
о включении (исключении) имущества в реестр (из реестра) муниципального имущества;
о принятии имущества в муниципальную собственность;
об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в государственную собственность, собственность иных муниципальных образований;
о безвозмездной передаче муниципального имущества;
о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды;
о размещении муниципального заказа;
о передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) третьим лицам;
о создании, ликвидации, реорганизации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
о внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении промежуточного, ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципального унитарного предприятия.
В сфере земельных правоотношений:
об утверждении схемы расположения земельного участка;
об утверждении границ земельного участка;
о выборе или предоставлении земельного участка в собственность (аренду), об ином праве;
о разделении (объединении) земельного участка;
о расторжении договора аренды земельного участка;
о прекращении права на земельный участок.
В сфере градостроительной политики и благоустройства:
о предварительном согласовании места размещения объекта;
об утверждении градостроительного плана земельного участка;
о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;
о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;
о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;
о присвоении адресов объектам недвижимости;
о присвоении адресов земельным участкам;
об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);
о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;
об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;
о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;
об установлении памятников, мемориальных досок;
о разрешении вырубки зеленых насаждений;
о разрешении на производство земляных работ.
В сфере жилищных правоотношений:
о приватизации муниципальных жилых помещений, сдаче их в аренду, социальный найм (в отношении конкретных лиц);
о предоставлении муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда;
о включении (исключении) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья;
о предоставлении гражданам субсидий из местного бюджета на приобретение (строительство) жилья;
об исключении жилых помещений (зданий) из состава специализированного жилищного фонда;
об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам (о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда);
о внесении изменений в техническую документацию многоквартирных жилых домов;
о признании жилого помещения не пригодным для проживания;
о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции);
о согласовании переустройства (перепланировки) жилых помещений;
о переводе жилых помещений в нежилые.
В сфере социальной политики:
об установлении опеки и попечительства;
о прекращении опеки и попечительства, об освобождении от опекунских обязанностей, в том числе временном освобождении или отстранении;
о назначении опекунских пособий конкретным лицам;
о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим 16 лет;
о направлении конкретных несовершеннолетних в специализированные учреждения;
о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего;
о создании приемной семьи;
о разрешении изменения фамилии несовершеннолетних;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
о прекращении выплаты денежных средств на несовершеннолетних, достигших совершеннолетия;
о разрешении на распоряжение имуществом несовершеннолетнего;
о заключении несовершеннолетними трудовых договоров;
о награждении конкретных лиц благодарственными письмами, почетными грамотами, присвоении почетных званий;
о мерах социальной поддержки, социальной помощи, предоставляемых конкретному лицу;
о предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам;
о награждении поощрительными грантами;
о проведении смотра (конкурса), конференции (с конкретной датой);
о проведении торжественного мероприятия, праздника, соревнования.
В сфере трудовых правоотношений:
об оказании конкретным лицам материальной помощи, премировании, единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию;
о назначении, об увольнении (освобождении от должности) и перемещении конкретных лиц;
о предоставлении отпусков конкретным лицам;
о командировании конкретного лица;
о назначении ежемесячной денежной компенсации конкретному лицу;
об установлении персональной надбавки;
об отнесении муниципальных учреждений к группе по оплате труда руководителей;
о проведении аттестации;
о наложении (снятии) дисциплинарного взыскания;
об утверждении штатного расписания.
В сфере управления:
об утверждении муниципальных планов, проектов, отчетов, прогнозов;
о плане работы органа местного самоуправления;
о персональном составе рабочих групп и комиссий;
об отчетах рабочих групп, комиссий, должностных лиц;
о назначении конкретного лица на должность (освобождении конкретного лица от должности);
о наделении (снятии) полномочиями лица на совершение каких-либо действий;
о количественном составе депутатов в постоянных комиссиях представительного органа муниципального образования;
об утверждении председателей и персонального состава постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;
о разовых поручениях;
о внесении муниципальных актов на рассмотрение и утверждение;
о созыве совещаний, конференций, съездов.
Также не включаются в Регистр муниципальные акты:
отменяющие (признающие утратившими силу), вносящие изменения в вышеназванные муниципальные акты;
содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
действие которых исчерпывается однократным применением;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание
которых сводится к извещению об актах других органов);
о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;
иные муниципальные акты ненормативного характера.
Прокурор разъясняет
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных основаниях обратиться в арбитражный суд с аналогичным заявлением могут также прокурор и органы, осуществляющие публичные полномочия.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
(Старший помощник прокурора Вологодской области по взаимодействию законодательными (представительными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления, правовому обеспечению Смирнов А.В.)
Прокуратура
Вологодской области
Прокуратура Вологодской области
О некоторых вопросах обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных основаниях обратиться в арбитражный суд с аналогичным заявлением могут также прокурор и органы, осуществляющие публичные полномочия.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
(Старший помощник прокурора Вологодской области по взаимодействию законодательными (представительными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления, правовому обеспечению Смирнов А.В.)