новое политическое мышление в сфере международных отношений

Новое политическое мышление 1985-1991 годов

В 1985 году к власти пришел энергичный Михаил Горбачев. Период его правления ознаменовался рядом изменений, в том числе и во внешней политике. Внешнеполитический курс Горбачева получил название «новое политическое мышление».

Предыстория

В 1979 году советские войска вошли в Афганистан, а затем стали принимать активное участие в боевых действиях. Мировое сообщество расценило эти действия как агрессию. Отношения Советского Союза и Запада вновь обострились, поэтому политики заговорили о новом этапе «холодной войны».

lazy placeholder

К середине 1980-х несостоятельность внешней политики Советского Союза стала очевидной. Идеологические «табу» и гонка вооружения ограничивали внешнеэкономическую деятельность страны, мешая дальнейшему ее развитию. В связи с этим требовались перемены во внешней политике.

Начало перемен во внешней политике

В 1985 году Горбачев, придя к власти, попытался улучшить отношения с США. Он осознавал, что только «миролюбивая» внешняя политика сможет оздоровить международную обстановку и прекратить гонку вооружений. Однако 1-я встреча Горбачева и президента США Рейгана окончилась лишь подписанием формальной Декларации о недопустимости ядерной войны.

В следующем году была подвергнута коррективам политика СССР в Афганистане. Советский Союз, сменив афганское руководство, подготовил почву для вывода своих войск из страны. В 1986 году США бомбардировало Ливию. Советский Союз, находясь в «дружественных» отношениях с этой страной, выразил свой протест, однако активного участия в конфликте не принял.

lazy placeholder

Осенью 1986 года состоялась встреча лидеров СССР и США в Исландии. Горбачев выразил готовность пойти на уступки давнему противнику. Эта встреча положила начало нового советского внешнеполитического курса. Основные его идеи были изложены Горбачевым в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (1987).

Принципы новой политики заключались в следующем:

В соответствии с этими принципами были определены 3 ключевых направления внешней политики:

Новое мышление в 1987-1991 годах

Новая внешняя политика Советского Союза вскоре дала результат. В 1987 году США и СССР подписали важный договор об ликвидации ракет средней и малой дальности. Напряженная обстановка в мире существенно разрядилась.

В 1990 году в Париже странами-представителями НАТО и Организации Варшавского договора, в том числе и СССР, был подписан договор о лимитировании вооружений и техники. В следующем году Советский Союз и США заключили соглашение о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 15 лет. Этот документ стал большим шагом на пути к безъядерному миру.

lazy placeholder

В период перестройки СССР начал образовывать новые экономические отношения с Америкой и другими капиталистическими странами. Советское правительство надеялось получить политическую поддержку и экономическую помощь, поэтому зачастую шло на уступки Западу. В итоге это привело к падению авторитета Советского Союза.

В 1988 году СССР начал вывод вооруженных сил из Афганистана. В этом же году Горбачев заявил о сокращении армии и переходе на производство гражданской продукции предприятий оборонного комплекса.

Осенью 1989 года в странах Восточной и Центральной Европы пал коммунистический режим. Новое правительство этих государств заявило об отказе от тесного сотрудничества с Советским Союзом. В 1991 году Организация Варшавского договора (ОВД) прекратила существование. Биполярный порядок в мире разрушился, и советский режим оказался обречен.

Итоги

Благодаря переменам во внешней политики СССР произошла разрядка международной напряженности. Народы многих стран мира получили возможность развиваться без вмешательства извне. США и СССР ослабили противоборство и начали процесс ядерного разоружения.

Вместе с тем политика Горбачева привела Советский Союз к поражению в «холодной войне», а также к:

Источник

22.3. Новое политическое мышление и внешняя политика

22.3. Новое политическое мышление и внешняя политика

К 1987 г. сформировалась внешнеполитическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Она предполагала отказ от противостояния двух систем, признавала целостность и неделимость мира, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими в области международных отношений.

Начался процесс нормализации отношений между Западом и Востоком, прежде всего с США. В 1987 г. между СССР и США был подписан договор об уничтожении ракет средней и ближней дальности. В 1990 г. СССР согласился сократить свое военное присутствие в Европе и уничтожить большое количество обычных вооружений. В июле 1991 г. в Москве президенты М.С. Горбачев и Дж. Буш-старший заключили договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Важное значение для международной стабильности имели решения СССР вывести войска из Афганистана (окончательный вывод завершился к 15 февраля 1989 г.) и нормализация отношений с Китаем (1989 г.).

Новое политическое мышление подразумевало отказ от прежнего курса в отношении социалистических стран (т. е. отход от «доктрины Брежнева»). В 1989 г. начался форсированный вывод советских войск из стран Варшавского договора, что привело к росту антисоциалистических тенденций. Вскоре в ходе выборов и бархатных революций в этих странах произошла смена бывшего коммунистического руководства, и они стали ориентироваться на Запад.

М.С. Горбачев и Э.А. Шеварднадзе (министр иностранных дел в 1985–1991 гг.) согласились также на объединение ГДР и ФРГ в единое государство, но Советский Союз не получил от этого ни материальных, ни геополитических выгод. В 1991 г. официально были ликвидированы военно-политические и экономические структуры бывших соцстран – Организация стран Варшавского договора (ОВД) и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Новое политическое мышление в области внешней политики дало противоречивые результаты. С одной стороны, ослабла гонка вооружений и угроза ядерной войны. Начался реальный процесс сокращения и уничтожения обычных и ядерных вооружений, наступило прекращение «холодной войны». Произошли демократические изменения в целом ряде стран. С другой стороны, такая политика привела к поражению СССР в «холодной войне», ликвидации всей мировой системы социализма и распаду биполярной системы международных отношений, существовавших на протяжении почти всего XX в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 42. «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

§ 42. «НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. По замыслу Горбачева перестройка должна была вовлечь в свою орбиту общественно-политические силы во всех странах мира и тем самым изменить международные отношения в целом. На смену балансу сил как исторически

§ 4. Внешняя политика

§ 4. Внешняя политика «Новое политическое мышление». К середине 1980-х гг. СССР находился в сложных отношениях с окружающим миром. Непопулярной советскую внешнюю политику делало участие страны в многочисленных локальных конфликтах, среди которых на первом месте стояла

«Новое мышление». Патогенез

«Новое мышление». Патогенез «Новое мышление» Горбачева многие склонны объяснять пониманием того, что продолжения гонки вооружений, навязанной рейгановской администрацией, Советский Союз не выдержит. Так-то оно так, но не совсем.«Вы думаете, что находитесь впереди нас в

«Новое мышление». Агония

«Новое мышление». Агония Декабрь 1988 года. Горбачев выступает в ООН с инициативой о сокращении вооружений. Суть: согласие на несимметричное сокращение войск в Европе, на соглашение по ракетам средней дальности на условиях НАТО. Изменение ситуации хорошо видно в ходе

Новое мышление

Новое мышление Примерно в это время, с подачи идеологов типа муллы Бепени Торопбердина, полагавшего ненормальной ситуацию, когда мусульмане подчиняются «неверным», зазвучали призывы к джихаду. Теперь бунтовщики расправлялись уже и с «верными» башкирами, не

Глава 13. ЧТО ТАКОЕ «НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» И ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛИ «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»?

Глава 13. ЧТО ТАКОЕ «НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» И ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛИ «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»? Рациональное зерно провозглашенного первоначально Горбачевым «нового мышления» в международных делах, если его очистить от словесной шелухи, фактически заключалось в возвращении к тем постулатам и

11.2. Новое мышление

11.2. Новое мышление 11.2.1. В этом мире не мало изобретений, которые произвели на свет наши соотечественники. Одним из них является так называемая перестройка и новое мышление. Правда, иностранцы тоже кое-что внесли в это дело. Но авторство как бы закрепилось за нашим

Внешняя политика

Внешняя политика ЧИГИРИ?НСКИЕ ПОХО?ДЫ – действия турецких и русских войск на юге Правобережной Украины во время русско-турецкой войны 1676–1681 гг. в районе города Чигирин, занимавшего стратегически важное положение на реке Тясмин.Известны два похода: 1677 и 1678 гг. Во время

Внешняя политика

Внешняя политика При Александре II закончилась, наконец, война на Кавказе, начавшаяся еще в 1817 году. Одним из главных направлений внешней политики в период царствования Александра II оставалось решение «восточного вопроса». Нейтрализация Черного моря не способствовала

Внешняя политика

Внешняя политика Цари российские всегда всякую победу над врагом внешним приписывали своему счастью, своему гению и своему уменью организовать победу.После всякой удачной войны цари, говоря языком вульгарным, невероятно «хамели» и так высоко задирали нос, что

«Новое мышление» и угроза внутреннего кризиса

«Новое мышление» и угроза внутреннего кризиса Неудача в Рейкьявике не отбила у Горбачева вкус к «новому мышлению» в глобальном масштабе. Напротив, он пригласил в Москву участников Иссык-Кульского форума. На этот форум, который проводился в Киргизии на берегу прекрасного

Внешняя политика

Внешняя политика 1935— 23 марта. Договор между Японией и СССР о продаже прав на КВЖД.— 2 мая. В Париже подписан франко-советский пакт о взаимной помощи (который, однако, не дополнен военным соглашением из-за нежелания П. Лаваля идти на это).— 16 мая. В Праге подписан

«Новое мышление»

«Новое мышление» В последующие месяцы Горбачев часто возвращался ко всем этим проблемам в самых различных аудиториях, каждый раз смещая акценты на наиболее новаторские аспекты тезисов, провозглашенных им на февральском съезде 1986 года. Он все более обеспокоенно говорил

«Новое мышление»

«Новое мышление» В последующие месяцы Горбачев часто возвращался ко всем этим проблемам в самых различных аудиториях, каждый раз смещая акценты на наиболее новаторские аспекты тезисов, провозглашенных /149/ им на февральском съезде 1986 года. Он все более обеспокоенно

Часть III. НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Часть III. НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Отправные пункты Едва ли нужно доказывать, что перестройка, кардинальные реформы в экономике и политической системе были бы невозможны без соответствующих изменений во внешней политике, создания благоприятной международной

Источник

26. «Новое политическое мышление» в международных отношениях

Эти задачи были одобрены XXVII съездом КПСС в начале 1986 г.

«Новое политическое мышление» (НПМ) во внешней политике явилось попыткой реализации «идей перестройки» на международной арене. Основные принципы НПМ сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую, и признание современного мира единым, взаимосвязанным; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса

интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т.

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.

В качестве решающего шага на этом пути Политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял в мае 1987 г. «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и в первую очередь их военных организаций.

Источник

Новое политическое мышление в сфере международных отношений

Новый подход в международных отношениях. Важнейшим элементом пере-стройки стал радикально новый подход к международным вопросам. «Новое мышление» означало:

1) отказ от идеологического подхода к международным отношениям;

2) осознание единства и целостности всего мира, взаимозависимости всех участ-ников международных отношений;

3) примат общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными (подра-зумевалось, хотя и не говорилось, и над государственными) интересами.

Концепция «нового политического мышления» на международной арене была сформулирована в решениях ХXVII съезда КПСС (март 1986 г.), где, впервые за всю со-ветскую историю, было заявлено о строительстве «взаимосвязанного и взаимозависимого мира», свободного от навязывания всем странам своей социальной модели, фактическом отказе от идеи построения коммунизма во всем мире и осуществлении внешнеполитиче-ского курса не на принципах «социалистического интернационализма», а с позиций при-оритета общечеловеческих ценностей.

Советское руководство провозглашало своими главными целями на мировой аре-не решение глобальных проблем: сохранение мирного развития и разоружения, полный отказ от военно-силовых действий («война, – указывал М.С.Горбачёв, – уже не является продолжением политики», так как в ракетно-ядерную эпоху победителей быть не может), а также решение экологических, энергетических, социально-гуманитарных и других про-блем.

Особо подчеркивалось, что концепция ненасильственного мира, решение гло-бальных проблем экологии, энергоресурсов, информации могут быть реализованы толь-ко путём объединения усилий всего мирового сообщества на основе взаимного доверия и достижения не «баланса сил», а «баланса интересов».

Смену курса символизировала замена многоопытного министра иностранных дел А.А.Громыко первым секретарём ЦК компартии Грузии Э.А.Шеварднадзе, имевшего до этого лишь опыт комсомольской и милицейской работы и не владевшего никакими ино-странными языками. Очень много внимания международным контактам уделял сам М.С.Горбачёв.

Громыко Андрей Андреевич (1909-?), сов. гос., парт. деятель, дважды Герой Соц. Труда (1969, 1979). Чл. КПСС с 1931. С 1939 на дипл. работе, в 1943-46 посол СССР в США, в 1946-49 зам. мин. ин. дел, одноврем. до 1948 пост. предст. СССР в Совете Безопасности ООН, в 1949-52, 1953-57 1-й зам. мин. ин. дел, в 1952-53 посол СССР в Великобритании. В 1957-85 мин. ин. дел СССР. В 1983-85 одноврем. 1-й зам. пред. СМ СССР. В 1985-88 пред. През. ВС СССР. Чл. ЦК КПСС с 1956 (канд. с 1952). Чл. Политбюро ЦК КПСС в 1973-88. Деп. ВС СССР в 1946-50, с 1958. Тр. по вопросам междунар. отношений. Лен. пр. Гос. пр. СССР (1984).

Шеварднадзе Эдуард Амвросиевич (р. 1928), сов. гос., парт. деятель. Герой Соц. Труда (1981). Чл. КПСС с 1948. С 1946 на комс. работе. В 1957-61 1-й секр. ЦК ЛКСМ Грузии. В 1965-72 мин. внутр. дел Груз. ССР. В 1972 1-й секр. Тбилисского горкома КП Грузии. В 1972-85 1-й секр. ЦК КП Грузии. В 1985-91 мин. ин. дел СССР. Чл. ЦК КПСС с 1976. Чл. Политбюро ЦК КПСС с июля 1985 (канд. с 1978). Деп. ВС СССР с 1974. С 1992 глава Респ. Грузия.

1985-1988 гг. с точки зрения внешней политики можно рассматривать как подго-товительный этап, а 1989-1991 гг. стали временем коренной «перестройки». Причем, за-частую её результаты не соответствовали выдвигаемым задачам и нередко были неожи-данными для правительств многих стран.

Многополярный мир. По замыслу нового советского руководства «биполярный (двухполюсный) мир», в котором любое событие рассматривалось с позиций противо-стояния СССР и США, должен был смениться многополярным, где учитываются интере-сы всех партнеров. Главным критерием отошения к тому или иному режиму должно бы-ло стать отношение к правам личности, из которых на первом месте стоит право на жизнь. Неделимость и целостность мира означала, что нарушение мира и прав человека в любой точке земного шара наносит ущерб всем людям и сулит опасность всему челове-честву.

Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоян-но наталкивались на обвинения СССР о ведении агрессивной войны против афганского народа. Советское правительство признало бесперспективность данной войны и было заинтересовано в выходе из неё. Но предпринять конкретные шаги в данном направле-нии было непросто.

Прежде всего, здесь впервые после Второй мировой войны советские войска про-демонстрировали свою невысокую боеспособность, и советский генералитет был заинте-ресован в том, чтобы скрыть эту очевидную истину. Во-вторых, вывод советских войск показал бы возможность отступления социализма с «завоёванных территорий», что имело бы негативное влияние на союзников СССР как среди социалистических стран, так и среди развивающихся государств «третьего мира». В-третьих, что было самым сложным, необходимо было преодолеть сопротивление партийно-административного аппарата, ко-торый не хотел изменений в подходе к сущностным проблемам внешней политики. В-четвертых, советское руководство стремилось «сохранить лицо» и обставить свой уход из Афганистана максимально большим количеством условий. Все это привело к тому, что война в Афганистане продолжалась еще почти четыре года.

В феврале 1988 г. было объявлено о скором выводе советских войск. 14 апреля 1988 г. представители Афганистана, Пакистана, СССР и США подписали в Женеве (в присутствии генерального секретаря ООН) соглашения о политическом урегулировании ситуации вокруг Афганистана. В числе подписанных документов двусторонние соглаше-ния между Афганистаном и Пакистаном о принципах взаимоотношений и о доброволь-ном возвращении беженцев, а также декларация о международных гарантиях, подписан-ная представителями СССР и США. В контексте этих соглашений был установлен срок вывода советских войск из Афганистана – 15 февраля 1989 г. Первые подразделения бы-ли выведены 15 мая 1988 г.

Женевские соглашения открывали путь к восстановлению мира на афганской земле и стабилизации обстановки в этом регионе. Однако гражданская война в Афганистане не закончилась и после вывода советских войск. Женевские договоренности не предусмат-ривали ни прекращения советской помошщи правительству в Кабуле, ни американской помощи афганской оппозиции. Наиболее воинственные происламские группы афганских повстанцев (моджахедов), интересы которых в Женеве предтавлял Пакистан, продолжали борьбу против кабульских властей. Правительство и прокоммунистическая Народно-демократическая партия (НДП) предвидели, что моджахеды не откажутся от мести.

Хотя Пакистан и Афганистан сели за стол переговоров уже в 1982 г., лишь М.С.Горбачев, став генеральным секретарем ЦК КПСС, начал постепенное сокращение советского присутствия в Афганистане. Уход из Авганистана вступил в противоречие с прежней советской доктриной, согласно которой Советский Союз не мог допустить, что-бы социалистическая страна вернулась к буржуазному или феодальному строю.

Смелый шаг Горбачева стал прелюдией к новому внешнеполитическому курсу Совет-ского Союза, сделавшему возможными радикальные перемены в Центральной Европе в 1989 г. Договор о выводе советских войск предшествовала инициатива афганского прави-тельства, адресованная отдельным повстанческим группировкам. Афганский партийный лидер Наджибулла, намереваясь покончить с гражданской войной, с 1987 г. при поддерж-ке М.С.горбачева взял курс на политику открытости. Стремясь к достижению мира, соз-данию правительства национального единства и примирению, власти заявили об односто-роннем прекращении огня правительственными войсками, была объявлена всеобщая ам-нистия.

Множество групп моджахедов, преследовавших противоположные друг другу цели, несмотря на подписанный договор, продолжали вести военные действия. Это усложнило задачу вывода советских войск и установления порядка в стране, которая все больше по-гружалась в пучину гражданской войны.

15 февраля 1989 г. главнокомандующий советских войск в Афганистане Борис Громов последним из 115-тысячной армии пересек мост черех пограничную реку Амуда-рья при возвращении из Афганистана. Закончились продолжавшиеся девять лет военные действия Советского Союза в Афганистане. Выведя войска, СССР выполнил часть обяза-тельств, которые он взял на себя при подписании Женевских соглашений.

Громов назвал советское вмешательствыо интернациональным долгом, повторив тем самым официальную версию, оправдывавшую вторжение в Афганистан, которое на-чалось в декабре 1979 г. Однако в Советском Союзе многие критиковали Афганскую войну. генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев, например, отнес ее к разряду старых грехов СССР.

Следует отметить, что вывод советских войск из Афганистана не принёс мира на-роду Афганистана. После ухода советских войск война в Афганистиане продолжалась, приобретая типичные черты гражданской войны. В дела Афганистана продолжали вме-шаваться Соединённые Штаты Америки, Пакистан и Иран.

От военных действий больше всего страдало мирное население. По различным данным, погибло примерно 1-1,5 млн. афганцев. Почти 5 млн. человек, т.е. четверть на-селения, бежали в Пакистан или Иран.

Боевые действия подошли вплотную к границе СССР. Афганистан превратился в один из главных мировых центров торговли наркотиками и международного терроризма.

В результате встреч генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва и президента США Рейгана в Женеве (ноябрь 1985 г.), Рейкьявике (октябрь 1986 г.) и Вашингтоне (де-кабрь 1987 г.) было достигнуто соглашение об уничтожении ракет средней (с радиусом действия от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности в Европе на осно-ве американского «нулевого варианта».

Рейган Рональд Уилсон (р. 1911), 40-й президент США (в 1981-88), от Респ. пар-тии. С 1937 каноактер Голливида. В 1942-45 в органах информации ВВС США. В 1967-75 губернатор шт; Калифорния.

День 8 декабря 1987 г. стал кульминацией встречи на высшем уровне между гене-ральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым и президентом США Р.Рейганом. В этот день был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей даль-ности. Уничтожению подлежали все советские и американские ракеты наземного бази-рования дальностью действия от 1000 до 5500 км и от 500 до 1000 км. СССР должен был уничтожить 1752, а США – 859 ракет.

Предусматривался строгий контроль за выполнением условий договора. Горбачев и Рейган обсудили также вопросы, связанные с подготовкой договора по стратегическим наступательным вооружениям.

Четвертая встреча Горбачева и Рейгана. 2 июня 1988 г. после четырехдневных переговоров в Москве завершилась четвертая встреча Горбачева и Рейгана. Кульминаци-ей встречи стал состоявшийся 1 июня обмен ратификационными грамотами договора о ликвидации советских и американских ракет средней и меньшей дальности.

Переговоры об этом оружии велись с 1981 г. и несколько раз прерывались. Соот-ветствующий договор был подписан только 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне. В начале 1988 г. руководство СССР по согласованию с правительством ГДР и Чехословакии ре-шило вывезти с территории этих стран советские ракеты, не дожидаясь ратификации ва-шингтонского договора.

Однако заключив соглашения о ракетах, СССР пошел на значительно большие ус-тупки, чем США. СССР уничтожал вдвое больше ракет, чем США под строгим контро-лем, десятилетия отвергавшемся советской стороной. Американские контролёры появи-лись на «режимных» предприятиях СССР на Урале.

Мирные инициативы Советского Союза. В начале 1988 г. руководство СССР по согласованию с правительством ГДР и Чехословакии решило вывезти с территории этих стран советские ракеты, не дожидаясь ратификации вашингтонского договора от 8 декабря 1987 г. На Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1988 г. М.С.Горбачев объявил об одностороннем сокращении Вооружённых сил СССР на 500 тыс. человек и выводе советских войск из Центральной Европы и Монголии.

После долгих переговоров в ноябре 1990 г. в Париже главами государств – участ-ников Организации Совещания по безопрасности и сотрудничеству в Европе был подпи-сан договор о сокращении обычных вооружений в Европе на основе разумной достаточ-ности. Однако разоружение не распространялось на военно-морские силы, где США и НАТО обладали пятикратным превосходством.

Пойдя на большие уступки, Горбачёв согласился сократить советскую армию ещё на полмиллиона и вывести её значительную часть из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, что породило проблему трудоустройства бывших военных и обеспе-чения их жильем.

С новым президентом США Джорджем Бушем (1989-1992) было подписано со-глашение о сокращении ядерно-ракетных стратегических вооружений вдвое. При этом СССР, изменив свою прежнюю позицию, согласился не учитывать ядерные силы союз-ников США – Великобритании и Франции.

Буш Джордж Герберт Уокер (р. 1924), 41-й президент США (с 1989), от Респ. пар-тии. В 1967-70 чл. палаты представителей. В 1971-75 на разл. дипл. постах. В 1976-77 директор ЦРУ. В 1981-89 вице-през. США.

Создание мирового информационного пространства. Политика гласности распространилась на международную информацию. В отличие от прежних советских руководителей Горбачёв охотно встречался с журналистами. Отмена цензуры сняла запрет на распространение западной печати, передач зарубежного радио и телевидения в СССР.

Ещё более активизировались государственные радиостанции США «Свобода» и «Свободная Европа», вещавшие на СССР и страны Центральной Европы. Впервые было создано единое открытое мировое информационное пространство. При этом фактически прекратилась советская внешнеполитическая пропаганда.

Инициативы нового советского руководства означали прекращение холодной войны. Они не сразу и неадекватно были поняты и у нас, и за рубежом: одни приветствовали внешнюю политику Горбачёва как начало нового этапа международных отношений, другие рассматривали их как односторонние уступки Западу.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector