Скорректировано положение о воинском учете
DenisPotysiev / Depositphotos.com |
Согласно новой редакции п. 34 Положения о воинском учете военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) в год, предшествующий году первоначальной постановки на воинский учет:
до 15 сентября запрашивает и обеспечивает получение не позднее 1 ноября, в частности, от организаций – списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, по новой форме и заполненные анкеты на этих граждан;
до 15 декабря в целях выявления граждан, подлежащих постановке на воинский учет, осуществляет сверку сведений, представленных организациями и проверяет с выездом в организации или с приглашением в военный комиссариат должностных лиц организаций, отвечающих за ведение воинского учета, соответствие данных учетных документов, которые ведутся по месту работы граждан, с представленными в военный комиссариат списками.
При выявлении лиц, не внесенных в списки, военный комиссар запрашивает у органов внутренних дел и организаций сведения для включения таких лиц в сводный список. При этом информация о месте работы, занимаемой должности и фактическом месте проживания запрашивается в организации.
Установлено, что вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится, в частности, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет.
Кроме того, военный комиссар составляет и согласовывает с главой муниципального образования графики вызова в военный комиссариат должностных лиц организаций для проведения в апреле-июне сверки имеющихся в военном комиссариате данных на граждан, первоначально поставленных на воинский учет, с учетными данными этих организаций.
Медосмотры и воинский учет – 2021: что нужно знать работодателям
tai11 / Depositphotos.com |
Помимо своевременного изучения и исполнения периодически появляющихся дополнительных обязанностей, в части формирования и направления в уполномоченные органы новых видов сведений о работниках, например, работодателям, разумеется, необходимо отслеживать все нормативные изменения, которые затрагивают ведущиеся организацией виды учета и мероприятия, проведение или обеспечение условий для проведения которых является ее непосредственной обязанностью. Тем более в условиях складывающегося тренда (очевидно, в целях недопущения повторения ситуации со значительным устареванием предусмотренных нормативными актами требований, вызвавшей необходимость масштабного их пересмотра путем реализации механизма так называемой регуляторной гильотины), предполагающего определение конкретного срока действия нормативных актов – напомним, для актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, содержащих обязательные требования, он по общему правилу не может превышать шести лет (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).
Так, к примеру, вступивший в силу 1 апреля Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (далее – Приказ № 988н/1420н; заменил применявшийся в течение 10 лет Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н) будет действовать шесть лет – до 1 апреля 2027 года.
Опираясь на комментарии профессора кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия при ВС РФ Валентины Андреевой, данные в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией «Гарант», обозначим важные нюансы, которые обязательно нужно учесть работодателям при направлении в этом году работников и претендующих на трудоустройство кандидатов на медицинские осмотры, а также при осуществлении воинского учета, в порядок ведения которого за 2019 и 2020 годы было внесено несколько существенных изменений.
Медицинские осмотры
Помимо Приказа № 988н/1420н, утвердившего новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, 1 апреля вступили в силу новый порядок проведения таких медосмотров и перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными или опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н; далее – Приказ № 29н).
Так как оба приказа содержат перечни факторов и видов работ, обусловливающих обязательность проведения медосмотров, стоит обратить внимание на то, что данные перечни не полностью совпадают и только изучение их в комплексе даст четкое представление о том, каких сотрудников нужно направлять на медосмотры. Минтруд России в ответе на поступившее обращение по вопросу разъяснения применения этих различающихся перечней прямо указал, что совместный Приказ № 988н/1420н был подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса, предполагающей проведение медосмотров в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а Приказ № 29н – в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающей необходимость проведения обязательных медосмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных и профессиональных заболеваний. Поскольку полномочиями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Минтруд России не наделен, перечень видов работ, выполнение которых влечет прохождение обязательных медосмотров в целях обеспечения такого благополучия был сформирован Минздравом России и включен в Приказ № 29н (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2021 г. № 15-2/ООГ-1340).
Аналогичная позиция изложена и в Письме Министерства здравоохранения РФ от 26 апреля 2021 г. № 28-4/3042221-3576, в котором также напоминается о необходимости – в соответствии с п. 22 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников – составления, утверждения и направления в территориальные органы Роспотребнадзора по месту нахождения работодателей списков работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (очевидно, как раз в соответствии с перечнем, содержащимся в приложении к Приказу № 29н), которые должны проходить медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Узнайте последние изменения в правовом регулировании трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.
Стоит учесть еще один важный нюанс: когда условия работы предполагают воздействие на работников вредных или опасных факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) и производственной среды (химических, биологических, физических), источниками которых являются производственные процессы, производственное, в том числе технологическое, оборудование, обязательные предварительные и периодические медосмотры проводятся в случае превышения предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней этих факторов на рабочем месте, начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше, – такова позиция Минтруда России (она отражена в целом ряде писем Министерства труда и социальной защиты РФ: от 5 марта 2021 г. № 15-2/ООГ-600, от 9 марта 2021 г. № 15-2/ООГ-612, от 10 марта 2021 г. № 15-2/ООГ-654). Данное правило, по мнению министерства, должно применяться в отношении всех факторов, перечисленных в разделах I-V приложения к Приказу № 988н/1420н. Исключение составляют ряд химических веществ: аллергены, вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, обладающие остронаправленным действием, канцерогены любой природы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и химические вещества, для которых не разработаны предельно допустимые концентрации, – при наличии таковых на рабочем месте периодические медицинские осмотры работников нужно проводить вне зависимости от класса условий труда. Кроме того, класс условий труда не должен учитываться и для сотрудников, выполняющих виды работ, которые перечислены в разделе VI приложения к Приказу № 988н/1420н, – все они должны проходить медосмотры.
Основываясь на этой позиции, можно с уверенностью говорить о том, что, к примеру, работающие за компьютером офисные сотрудники, условия труда которых по результатам спецоценки признаны допустимыми (2 класс), не должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, хотя само по себе электромагнитное поле широкополосного спектра частот включено в список вредных факторов (п. 4.2.5 приложения к Приказу № 988н/1420н).
Воинский учет
Поскольку подробное описание основных обязанностей организаций и непосредственно их работников, осуществляющий воинский учет, равно как и обязанностей самих граждан, подлежащих воинскому учету, а также необходимые для ведения учета формы и порядки из заполнения приведены в Методических рекомендациях Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (кстати, несмотря на рекомендательный характер документа Валентина Андреева советует применять его всем без исключения работодателям), имеет смысл остановиться на тех изменениях, которые произошли за два последних года в порядке ведения воинского учета, и некоторых сложных вопросах, возникающих у работодателей на практике.
В первую очередь нужно обратить внимание на то, что в прошлом году был урегулирован такой проблемный момент, как ведение воинского учета лиц, не имеющих регистрации там, где они устраиваются на работу. Напомним, воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту жительства, а в случае их нахождения в отличном от него месте в течение более трех месяцев – по месту пребывания (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; далее – закон о военной службе).
Валентина Андреева, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия при ВС РФ, к. и. н. :
«Внутренняя миграция у нас очень распространена. Если человек приехал куда-то работать и остался более чем на три месяца, формально он должен зарегистрироваться там по месту пребывания. Но что мы видим в реальной жизни? У человека в принципе может не быть регистрации, и это не лишает гражданина нашей страны возможности работать – об этом говорится в ст. 64 ТК РФ. Но в таком случае встает вопрос, как вести воинский учет. Особенно в отношении граждан, приехавших в какой-то город «на заработки», – многие из них стараются до окончания трех месяцев пребывания съездить домой, потом вернуться, имея на руках проездные документы, которые подтверждают нахождение в этом городе менее трех месяцев и, соответственно, отсутствие необходимости регистрации. Формально они ничего не нарушают, но вопрос с ведением воинского учета это не решает. И этот вопрос настолько остро встал в последнее время, что для его решения потребовалось внести изменения в закон о военной службе, – в прошлом году это было сделано».
Теперь в ст. 8 закона о военной службе прямо прописано, что отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. Воинский учет таких граждан, а также тех, кто приехал в место пребывания на срок более трех месяцев и не имеет регистрации по месту пребывания, осуществляется военкоматами по месту, которое данные лица должны указать в качестве места своего пребывания в подаваемых в военкоматы заявлениях. Форма соответствующего заявления приведена в приложении № 3 к Положению о воинском учете (утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Кроме того, с 18 февраля 2020 года для работодателей введена обязанность по выдаче таким гражданам при приеме на работу сведений для постановки на воинский учет по месту пребывания – по форме, приведенной в приложении № 2 к Положению о воинском учете (подп. «д» п. 30 Положения о воинском учете).»Таким образом, практика ухода граждан от воинского учета в связи с отсутствием регистрации должна быть прекращена. Работодатель, увидев, что гражданин не имеет регистрации, должен обеспечить его постановку на воинский учет по месту жительства или пребывания – направив этого гражданина в военкомат. Считаю эти изменения абсолютно правильными. Смысл военного учета – мгновенно найти гражданина при необходимости, поэтому принципиально важно, чтобы он состоял на воинском учете там, где сейчас находится», – заключила Валентина Андреева. При этом в случае, когда работник выданную ему форму с указанными сведениями в военкомат не передает и в принципе туда не является в течение двух недель с момента трудоустройства, эксперт советует работодателям передавать информацию о нем в военкомат самостоятельно (в соответствии с подп. «а» п. 32 Положения о воинском учете).
Стоит также напомнить, что у работодателя в принципе есть обязанность направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять, в двухнедельный срок с момента такого выявления, а также вручать этим гражданам направления в военкомат для постановки на воинский учет (п. 1 ст. 4 закона о военной службе в редакции Федерального закона от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ).
Еще один непростой вопрос, который возникает у ответственных за осуществление воинского учета сотрудников организаций (если в организации не сформировано специальное подразделение – военно-учетный стол, этим, как правило, занимаются сотрудники кадровой службы): что делать в случаях, когда работника вызывают в военкомат, а он отсутствует на рабочем месте – находится в командировке, на больничном или в отпуске? Оповещение граждан о вызовах военных комиссариатов и обеспечение возможности их своевременной явки в военкомат по этим вызовам – прямая обязанность работодателей, неоповещение о вызове влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 21.2 КоАП. И если само по себе оповещение отсутствующего сотрудника в настоящее время не является проблемой, то обеспечить его своевременную явку может быть сложно. Валентина Андреева рекомендует в такой ситуации обязательно известить военкомат об отсутствии вызываемого сотрудника на рабочем месте с указанием причины отсутствия и далее уже действовать по согласованию сторон. «Если человек болеет, он не сможет явиться. Если в отпуске – явка проблематична, сообщите в военкомат о том, что согласно ст. 126 ТК РФ невозможно без согласия работника вызвать его из отпуска. Когда человек в командировке, его не всегда можно быстро из нее отозвать, объясните ситуацию, может быть, военкомат перенесет вызов. Если он все же очень просит прислать конкретного гражданина на сборы, наверное, стоит подумать об отмене командировки. Но однозначного ответа тут нет: может быть, это единственный специалист, который сможет решить вопрос, и его вызов сорвет серьезный контракт. Договаривайтесь с военкоматом, тем более что нигде не написано, что вы должны отозвать работника из командировки для направления в военкомат», – пояснила эксперт.
Диалог с военкоматом в принципе полезен в случаях, когда в нормативных актах не содержится конкретных указаний на то, как действовать в определенной ситуации. Поэтому при возникновении каких-то нестандартных вопросов, к примеру, о том, можно ли передать функции по ведению воинского учета в организации на аутсорсинг, решающее слово – за военкоматом, если он согласует такой порядок, то никаких проблем у организации не возникнет.
Несмотря на периодически вносимые в порядки проведения медосмотров и ведения воинского учета изменения, существенно они не меняются, а значит, уже должны быть понятны всем работодателям. Поэтому специалисты в сфере трудовых отношений обращают особое внимание на недопустимость грубых ошибок. В части проведения медосмотров таковой является, во-первых, прохождение кандидатами предварительных медицинских осмотров за свой счет. Даже если работодатель потом компенсирует потраченные средства, например при выплате первой зарплаты (когда медосмотр не выявил противопоказаний для занятия соответствующей должности, и работник принят в организацию), это является грубым нарушением ст. 213 ТК РФ, и такой работодатель может быть оштрафован на основании ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. «А уж когда речь заходит о том, что гражданин прошел медосмотр за свой счет, а потом у него оказались противопоказания, и вы его не приняли, то вообще встает вопрос: как ему вернуть эти деньги? Как правило, работодатель либо не собирается ему их возвращать, либо не знает, как это сделать: бухгалтеры говорят, что не могут сделать проводку, так как человек не является работником. Естественно, человек подает в суд и требует еще и возмещения морального вреда», – отметила Валентина Андреева.
Вторая ошибка, за совершение которой работодатель может быть оштрафован по той же статье, – прием сотрудника на работу на основании результатов медосмотра, пройденного по направлению другой организации. Даже если оно было выдано организацией аналогичного профиля (человек прошел медосмотр, был приглашен на работу, но не захотел в итоге в ней работать), а результаты совсем свежие, их использование недопустимо – направление на медосмотр должна выдавать именно та организация, которая рассматривает кандидатуру претендента для последующего трудоустройства.
В части же воинского учета главная ошибка – не вести его. Если организация какое-то время работала, не выполняя обязанности по ведению воинского учета, это неправильно, но поправимо, тем более что эксперты отмечают лояльность военкоматов по отношению к намеревающимся начать добросовестное исполнение данной обязанности работодателям – они не настроены инициировать применение к организациям каких-либо санкций за такие «пропущенные» периоды.
Организация воинского учета и его предназначение
Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.
Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:
ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.
Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).
Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).
ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.
За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).
Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.
Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.
Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.
Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Инструкция по ведению воинского учета в организациях
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2021 году
Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):
Поэтому при приеме на работу в 2021 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.
Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).
О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».
Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.
Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.
Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.
ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.
Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:
Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.
Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.
Приказ об организации воинского учета: образец
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
Итоги
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.