новое в законодательстве о защите прав потребителей

Содержание

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»

7 февраля 1992 года N 2300-1

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,

от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ,

от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ,

от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,

от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ,

от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ,

от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ,

от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ,

от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. 22.12.2020), от 24.04.2020 N 144-ФЗ,

от 31.07.2020 N 290-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 290-ФЗ)

Источник

Что нужно знать о правилах торговли в 2021 году

С 1 января 2021 года в силу вступили правила продажи товаров — изучите их, если вы занимаетесь розничным бизнесом или планируете открыть свой магазин. Часть правил не поменялась, но есть и нововведения. Теперь интернет-магазины обязаны принимать к возврату технику и украшения надлежащего качества, а офлайн-точкам разрешили убрать книгу жалоб.

В этом материале — самые важные обновления в правилах торговли 2021 года.

📗 Книга жалоб больше не нужна

Бизнесмен больше не обязан предоставлять покупателю книгу отзывов и предложений. Но должен отвечать на претензии.

Конкретных сроков и форм претензий в правилах нет, поэтому стоит ориентироваться на гражданское законодательство и закон о защите прав потребителей в зависимости от ситуации

📻 Магазин обязан вернуть деньги за технику и украшения, купленные через интернет

Бизнес обязан принять обратно или обменять технически сложный товар надлежащего качества, если он куплен дистанционно. Например, если товар не подошел покупателю. То же относится и к украшениям.

Отказать покупателю можно, если товарный вид или потребительские свойства не сохранены

📃 Товарный чек необязательно предоставлять всегда

Продавец должен предоставить товарный чек по требованию покупателя, только если в кассовом чеке не указаны индивидуальные признаки товара, например его наименование, артикул, модель и сорт при наличии.

Это касается продажи технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов, тканей, одежды, обуви и мебели

☎️ Интернет-магазины должны публиковать информацию о себе

Продавцам нужно размещать на сайте или в приложении договор оферты так, чтобы покупатель мог с ним ознакомиться. В первую очередь надо добавить данные магазина: наименование для ООО и ФИО для ИП, ОГРН, адрес, электронную почту или телефон

📸 Покупатель может фотографировать что угодно в магазине

Раньше запрета на фотографию тоже не было, но прямо в законе об этом не говорилось — покупателям приходилось ссылаться на право собирать информацию.

В новой редакции документа ясно сказано: «Не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара»

💁 Покупателям нужно показать новые правила

Как и раньше, у покупателя должна быть возможность ознакомиться с правилами торговли. Не забудьте распечатать обновленный документ и разместить в помещении магазина и на сайте интернет-магазина.

Повесить распечатку правил можно в уголке потребителя на видном месте

🚚 Больше не нужно помогать покупателю грузить товар

📦 Заказ из интернета можно выдать кому угодно

На практике это было возможно и раньше, но сильно зависело от сотрудника в зоне выдачи. Теперь у вас есть законное основание. По новым правилам товар может получить как сам покупатель, так и любой другой человек — если сообщит номер заказа или как-то иначе подтвердит заключение договора

💍 На время ремонта украшений не нужно предоставлять подмену

Если ювелирные украшения и бытовые приборы для приготовления пищи сломались в период гарантии, продавец не обязан предоставлять покупателю аналоги на время ремонта

🍿 На вендинг нужно добавить правила пользования автоматом

Продавцы через вендинг-автоматы обязаны сообщать покупателю наименование организации, ОГРН, адрес, режим работы, номер телефона и электронную почту.

Также стоит добавить памятку с порядком возврата денег — на случай, если автомат не выдаст товар

👀 Больше интересных новостей — в рассылке

Что еще полезно почитать о бизнесе:

mercuryi.a5siwfcktycz

loader loaf aa7da19c722c45715bbefb58ac479ccb

default avatar 12

Не очень понятно из п.41 и п.51, в какой срок можно вернуть технику и украшения? Есть ограничения на срок возврата?

a 4d95507d

Дарья, товар, купленный через интернет, возвращают как обычно — по закону о защите потребителей. Статья 25 закона «О защите прав потребителей» утверждает, что потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Александр, нет, в течение 7 дней, как обычно при возврате товаров, купленных дистанционно

4e5SOS1j

smark131, так не держите в курсе «любых», и будет вам счастье. На самом деле данный пункт необходим, когда, например, заказываешь что-то в подарок получателю в другой город в крупном маркет-плейсе, например wildberries не дает сменить получателя, оставляет только код для получения.

photo

Все это чушь собачья, пока у власти такой президент НИЧЕГО не будет,что толку, когда законы только на бумаге? Вот когда они начнут действительно работать тогда и порядок будет и не только в торговле!

Владимир, глупости говорите и головой не думаете.

Владимир, 3% шатают лодку в ТЖ’шечьке

photo

Андрей, можно ссылку на статью! Ни как найти не могу! Нашел то о чём вы говорите, но этот закон утратил силу в 2020г

photo

Сергей, читайте отзывы на картах, прежде чем идти в магазин за молоком)))

default avatar 1

Надо решить проблему предоставления туалета курьерам, а то они а последнее время загадили все лестницы в многоквартирных домах.

photo

Почему то с недавних пор, цены в некоторых интернет магазинах стали выше, чем в обычных магазинах. Они рискуют остаться без покупателей, так как все полюбили их за именно низкие цены(не надо платить магазинам, мол, за аренду помещений и т д). Многие магазины превратились в обычных перекупщиков!

default avatar 13

Александр, я говорю про ту ситуацию, когда разброс в цене адекватный.
Вы в каждом магазине, куда вдруг зашли, где цена выше, чем вы обычно привыкли где-то покупать, высказываетесь сразу персоналу » да что у вас за цены. «. или вы просто развернетесь и уйдете?
Одно дело, когда кофе на опте стоит 98 рублей, в Магните 209, а в частном магазине 220, и приходит чел и заявляет в частном магазине «НИЧЕГО СЕБЕ У ВАС НАКРУТКА. а вот в Магниииииите. » ( аж на 10 рублей дешевле)))

И другое дело, когда на опте печеньки 10 рублей, в Магните 16, а в этом же частном магазине 52 рубля.

Это реальная ситуация и реальные цены.

Источник

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 290-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 15 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31, ст. 3439; N 43, ст. 4412; N 48, ст. 4943; 2007, N 44, ст. 5282; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477; N 51, ст. 6683; 2014, N 19, ст. 2317; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4198; 2017, N 18, ст. 2665; 2018, N 17, ст. 2430; N 24, ст. 3400; N 31, ст. 4839; 2019, N 12, ст. 1228; N 29, ст. 3858; N 49, ст. 6984; 2020, N 17, ст. 2722) следующие изменения:

1) в абзаце тринадцатом преамбулы слова «путем перевода денежных средств владельцу агрегатора» заменить словами «путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора»;

2) в пункте 1 статьи 16 1 :

а) в абзаце первом слово «(исполнитель)» заменить словами «(исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем)»;

слово «(исполнителя)» заменить словами «(исполнителя, владельца агрегатора)», слова «от реализации товаров (работ, услуг)» заменить словами «от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)»;

слова «сорок миллионов» заменить словами «двадцать миллионов».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением абзаца третьего подпункта «б» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац третий подпункта «б» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2021 года.

3. В период с 1 марта до 30 июня 2021 года включительно обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает тридцать миллионов рублей.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Закон «О защите прав потребителей»

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
«О защите прав потребителей»

С изменениями и дополнениями от:

2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г., 18 апреля, 4 июня, 29 июля 2018 г., 18 марта, 18 июля, 2 декабря 2019 г., 24 апреля, 31 июля, 8, 22 декабря 2020 г., 11 июня 2021 г.

ГАРАНТ:

См. Стратегию государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. N 1837-р

ГАРАНТ:

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27 сентября 2017 г.

ГАРАНТ:

О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17

ГАРАНТ:

По отдельным вопросам применения настоящего Закона см. разъяснения, утвержденные приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160, разъяснения ГКАП РФ от марта 1996 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к преамбуле настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

Информация об изменениях:

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов

7 февраля 1992 года N 2300-I

Регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия качеству и требованиям безопасности. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены, замены товара.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования.

Пункт 5 статьи 5 настоящего Закона вводится в действие с 1 мая 1992 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 7 апреля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2020 г. и с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 425-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2021 г., за исключением абзаца третьего статьи 1, вступающего в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения части четвертой статьи 37 настоящего Закона распространяются на отношения, возникшие из договоров на оказание услуг (выполнение работ), заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в абзац восьмой пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона в части доведения до потребителя информации об импортере, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ

Изменения вводятся в действие со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 2 июня 1993 г. N 5076-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

Источник

Права потребителей vs COVID-19: современные угрозы и гарантии защиты

prava potrebiteley vs covid 19 sovremennye ugrozy i garantii zaschity 300
3DDock / Depositphotos.com

Эффективная защита прав потребителей имеет решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного, основанного в том числе на применении современных цифровых технологий, рынка Российской Федерации. На этом сделан акцент в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р.

В условиях экономической нестабильности, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, проблемы защиты прав потребителей приобрели особую значимость. Поэтому государство вырабатывает новые механизмы противодействия возникающим рискам.

К числу приоритетных сфер, которые в условиях пандемии оказались наиболее уязвимыми в части нарушений прав потребителей, можно отнести следующие:

Именно эти сферы в первую очередь потребовали оптимизации гарантий прав потребителей и введения дополнительных мер защиты этих прав.

Общие риски и гарантии

Обусловленные пандемией события последних месяцев (закрытие границ и приостановка авиасообщения, замедление международной торговли, увеличение сроков поставки товаров, продолжительная самоизоляция персонала сферы торговли и услуг, адаптация бизнеса к изменившимся условиям работы после вынужденного простоя и т. д.) неминуемо повлекли за собой ряд негативных последствий для потребителей. Роспотребнадзор указывал на следующие из них:

При этом действующее законодательство не предусматривает зависимость уровня гарантий потребителям от внешних условий и не предполагает возможности снижения этого уровня в период пандемии. Напротив, в этот период государство старается обезопасить граждан от потенциальных рисков нарушения их прав и законных интересов, для чего вводит дополнительные механизмы, некоторые из которых носят временный характер.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Напомним, в России гарантии защиты прав потребителей прописаны в Гражданском кодексе, Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и других федеральных законах. Также применяются нормы международного права – например, Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года), Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1989 года, Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 года и Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Как отметил Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев на состоявшемся 8 сентября Форуме Председателей верховных судов стран БРИКС «Защита прав потребителей в современных экономических условиях», в соответствии с положениями международно-правовых актов в нашей стране гарантируются и защищаются права потребителей на:

Эти гарантии тонкими нитями вплетены во многие законодательные акты федерального уровня и крепко связаны правовым узлом Закона о защите прав потребителей. При этом в соответствии с разъяснениями ВС РФ гарантии, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, предоставляются не только первому приобретателю товара или услуги, но и его наследникам, а также иным лицам, которые впоследствии на законных основаниях приобрели право на товар или услугу.

Кредитование и страхование

Из-за закрытия в период распространения новой коронавирусной инфекции большинства организаций у многих россиян возникли сложности с платежами по кредитам и займам. Потеря работы, снижение размера зарплаты, вынужденный уход в неоплачиваемый отпуск и другие негативные последствия введенных ограничительных мер привели к тому, что людям стало нечем платить взятый ранее кредит. Несмотря на то что в текущих условиях банки и сами активно идут навстречу гражданам, перенося сроки платежей, снижая их размер и используя другие допустимые меры, государство решило отдельно поддержать тех заемщиков, у которых доходы снизились более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом за прошлый год.

Федеральным законом от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (далее – Закон № 106-ФЗ) были введены так называемые кредитные каникулы – льготный период, предусматривающий отсрочку погашения суммы основного долга и уплаты процентов по кредитам (займам), включая те, которые обеспечены ипотекой. Воспользоваться такой льготой потребители могут при одновременном соблюдении следующих условий:

Обратиться с требованием о кредитных каникулах на срок до полугода заемщики могут до 30 сентября текущего года, при этом у Правительства РФ есть возможность продлить этот срок. Банк России подчеркивает, что кредиторы не вправе отказать в предоставлении льготного периода по заявлению заемщика, если он соответствует всем установленным условиям и требованиям. Услуга должна предоставляться бесплатно, не допускается взимание каких-либо комиссий.

Также Банк России рекомендовал всем кредиторам до 30 сентября приостановить принудительное выселение заемщика из жилья, на которое ранее решением суда было обращено взыскание (независимо от того, когда суд принял такое решение). На тот же период жилищным накопительным кооперативам советуют не выселять пайщиков, даже если ранее из-за неуплаты ими взносов было принято решение о выселении (Информация Банка России от 4 апреля 2020 года «Меры по поддержке граждан и экономики в условиях пандемии коронавируса»).

В свою очередь, портал вашифинансы.рф (совместный проект Минфина России и Роспотребнадзора) также предлагал несколько способов уменьшить кредитную нагрузку во время пандемии: рефинансирование (возможность получения нового кредита на новых условиях для закрытия старого) или консолидация (объединение до пяти кредитов в один кредит в одном банке на более выгодных условиях); реструктуризация (пересмотр и изменение условий текущего кредитного договора, которые чаще всего касаются отсрочки платежей, увеличения срока выплаты кредита с уменьшением ежемесячного платежа); кредитные каникулы (отсрочка погашения основного долга и процентов по кредитам сроком до 6 месяцев); ипотечные каникулы (возможность снизить финансовую нагрузку, в том числе если трудная жизненная ситуация возникла из-за пандемии коронавируса, при условии соблюдения предельных сумм ипотечного кредита, установленных кабмином).

В связи с резким ростом числа безналичных платежей и онлайн-оплаты покупок в условиях распространения COVID-19 и в целях снижения затрат потребителей на онлайн-переводы Банк России с 1 мая установил предельное значение комиссий, взимаемых банками со своих клиентов при переводах между физлицами. Так, переводы в Системе быстрых платежей до 100 тыс. руб. в месяц должны осуществляться без взимания платы, а переводы на сумму более 100 тыс. руб. в месяц – с комиссией не более 0,5% от суммы перевода, но не выше 1,5 тыс. руб. (Информация Банка России от 20 марта 2020 года «Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса»).

Не менее важными в части обеспечения гарантий защиты прав потребителей банковских и страховых услуг являются правовые позиции ВС РФ, выраженные в постановлениях Пленума и обзорах судебной практики по соответствующим делам. Ключевые тезисы по этой теме на Форуме стран БРИКС озвучил Вячеслав Лебедев:

Также Лебедев привел статистику по судебным делам, связанным с оказанием финансовых услуг – по его словам, такие споры в настоящее время составляют значительную долю в общем объеме дел о защите прав потребителей (246,6 тыс. дел или 58%). 86% требований по этой категории дел удовлетворены. Что касается страховых споров с участием граждан, то количество дел этой категории в 2019 году сократилось на 40%. Этому способствовало введение досудебного порядка рассмотрения требований граждан Уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. С 1 января 2021 года финансовый омбудсмен будет рассматривать и требования граждан к кредитным организациям – при несогласии с его решением потребитель сможет обратиться в суд в течение 30 дней со дня принятия этого решения.

Туризм и авиаперевозки

Потребители туристических услуг и услуг по авиаперевозке в период пандемии пострадали не меньше чем заемщики – забронированные ими туры были отменены, оплаченные средства размещения закрыты, а перелеты в зарубежные страны временно запрещены. Многие авиакомпании согласовали возврат денежных средств или гарантировали перенос бронирования на будущие даты, предоставляли бонусные мили или иные неденежные компенсации. Некоторые туроператоры также договорились с путешественниками о переносе даты тура по фиксированному на момент покупки курсу валют.

Все проблемные моменты защиты прав потребителей сферы туристических услуг и авиаперевозок подробно разобрал Роспотребнадзор в своей памятке. В ней собраны советы для ситуаций, связанных с отказом от:

Также стоит учитывать позицию ВС РФ, который считает, что ответственность за причиненный пассажиру вред может быть возложена не только на перевозчика, но и на агрегатор, если из обстоятельств заключения договора у добросовестного потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с агрегатором.

Для возмещения стоимости невозвратных билетов и компенсации затрат на вывоз туристов Правительство РФ выделило из резервного фонда 3,5 млрд руб. Ожидается, что соответствующие субсидии позволят туроператорам компенсировать часть затрат и помогут выполнить обязательства перед туристами за отмененные туры.

Учитывая возможное снижение доходов граждан в период действия ограничительных мер и признавая особую социальную значимость услуг ЖКХ для потребителей, Правительство РФ ввело мораторий сроком до 1 января 2021 года на начисление и взыскание неустойки по долгам за ЖКУ. Взыскание неустойки (штрафа, пени) приостановлено при несвоевременном внесении платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капремонт или внесении ее не в полном размере. Одновременно установлен запрет на ограничение предоставления коммунальных услуг в случае их несвоевременной оплаты гражданами.

Кроме того, гражданам, получающим субсидии на оплату жилого помещения и ЖКУ, продлено право на получение указанных субсидий без дополнительного подтверждения, если срок предоставления субсидии истекает в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года (Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 мая 2020 года «О моратории на оплату услуг ЖКХ в период пандемии коронавируса»).

Сфера онлайн-торговли активно развивалась и до пандемии, но в период распространения новой коронавирусной инфекции онлайн-продажи товаров повседневного спроса существенно возросли. Поскольку в большинстве регионов торговля любыми товарами разрешена в онлайн-формате, внесения изменений в законодательство не потребовалось. Но в целях обеспечения гарантий защиты прав потребителей Роспотребнадзор выпустил ряд информационных материалов, напомнив в них основные правила безопасных покупок в Интернете. В частности, служба обратила внимание потребителей на то, что:

Для защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги на интернет-сайтах, зарегистрированных в иностранных государствах и ориентированных на российских потребителей, Пленум ВС РФ разъяснил, что к соответствующим правоотношениям применяется российское законодательство о защите прав потребителей. Сайтом, ориентированным на российских потребителей, считается тот, на котором одним из его языков является русский, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства (абз. 5 п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации»).

Также стоит помнить, что на протяжении последних лет в России активно внедряется механизм прослеживаемости товаров посредством нанесения на него маркировки. Для удобства пользователей запущено мобильное приложение «Проверка маркировки товаров», через которое можно не только проверить легальность приобретаемого товара, но и сообщить о нарушении. Также у потребителей есть возможность получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, проверять их легальность, сообщать о нарушении со стороны продавца через приложение ФНС России «Проверка кассового чека».

В сфере продажи лекарств в период пандемии произошло важное правовое событие – была легализована дистанционная продажа лекарств, ведь возможность их покупки через Интернет в условиях действия ограничительных мер стала насущной потребностью многих потребителей. Однако пока государство разрешило продавать онлайн только безрецептурные лекарства, закрепив за Правительством РФ право в условиях ЧС и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, установить временный порядок дистанционной торговли некоторыми рецептурными лекарствами.

Кроме того, купить через Интернет не удастся наркопрепараты и психотропы, а также спиртосодержащие препараты с объемной долей этанола более 25% (например, зеленку, валокордин, корвалол, настойки валерианы, прополиса, эхинацеи и т. п.).

Аптечная организация, желающая осуществлять дистанционную продажу лекарств, должна иметь лицензию на фармацевтическую деятельность и получить соответствующее разрешение Росздравнадзора (ч. 1.1 ст. 55 Федерального закона от от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

Согласно разъяснениям Роспотребнадзора при покупке лекарств онлайн потребитель имеет право на:

В период пика распространения новой коронавирусной инфекции зрелищно-развлекательные мероприятия были отменены. В целях защиты прав потребителей Правительство РФ сформировало новые правила возврата средств за купленные билеты на те зрелищные мероприятия (спектакли, концерты, экскурсии и т. п.), которые не состоялись. Правила применяются с 14 апреля текущего года и предусматривают особый порядок отмены, замены или переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций, режима повышенной готовности (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 442).

В частности, организации обязали размещать на своем сайте информацию об отмене зрелищных мероприятий в связи с введением ограничительного режима, а в случае их переноса – указывать дату и время проведения мероприятия после отмены введенного режима, а также информацию о возможности его посещения по ранее приобретенному посетителем билету.

При отмене мероприятия покупателю может быть предложено посетить то же или иное мероприятие после отмены ограничений, либо будет возмещена полная стоимость билета. Сроки возврата стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки при отмене или переносе зрелищных мероприятий в рассматриваемой ситуации составляют 30 дней при обращении посетителя через интернет-сайт, на котором были приобретены билеты. При обращении непосредственно в организацию средства должны быть возвращены в тот же день.

Судебная защита прав потребителей

В последние годы законодателем намечен курс на минимизацию количества судебных разбирательств по делам о защите прав потребителей. Для этого, в частности, во многих сферах вводится досудебный порядок обжалования. Досудебному урегулированию споров способствует и обязательный претензионный порядок предъявления требований – он действует, например, в сфере перевозок, связи и туристических услуг и предполагает обязанность гражданина перед обращением в суд направить поставщику услуги досудебную претензию, на рассмотрение которой в сфере связи и перевозок отводится 30 дней, в сфере туристических услуг – 10 дней.

Но пока судебная защита прав потребителей остается превалирующим механизмом защиты. Об этом упоминал и Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По приведенным им данным, в 2019 году судами рассмотрены 428,8 тыс. дел о защите прав потребителей, требования потребителей удовлетворены по 85% дел (363,1 тыс.). При этом за последние 10 лет количество ежегодно поступающих в суды дел этой категории увеличилось на 50% (с 286,6 тыс. дел в 2010 году). В пользу граждан-потребителей в пошлом году присуждено более 53 млрд руб. (в 2010 году – 23 млрд руб.). «Обращение в суд является востребованным, эффективным и доступным способом защиты прав потребителей», – заключил Лебедев.

Напомним, защита прав потребителей в России обеспечивается мерами гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Для обеспечения единства судебной практики ВС РФ постоянно выпускает разъяснения – Пленумом ВС РФ принято 25 постановлений, содержащих более 400 правовых позиций по вопросам рассмотрения этой категории дел, а Президиум ВС РФ 47 раз обращался к вопросам защиты прав потребителей и утвердил Обзоры, систематизирующие более 200 правовых позиций в этой сфере.

Вячеслав Лебедев в ходе своего доклада озвучил некоторые общие ориентиры для судов при реализации ими мер судебной защиты прав потребителей:

«Судебная защита прав потребителей имеет важное социальное значение, особенно в непростой санитарно-эпидемиологической обстановке, когда граждане должны быть своевременно обеспечены товарами и услугами надлежащего качества», – подытожил Лебедев.

Эффективная защита интересов потребителей является важным правовым институтом в социально ориентированных государствах. Вопросы защиты прав потребителей всегда имели приоритетное значение для законодателя и правоприменителей, а в неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях, негативно влияющих на развитие рынка товаров и услуг, они приобрели особую социальную значимость.

Российское законодательство содержит достаточный массив норм, способный обеспечить необходимый уровень защиты прав потребителей и единообразие судебной практики по этой категории дел. А законодатель всегда оперативно реагирует на современные угрозы нарушения прав потребителей, о чем свидетельствует не только постоянная модернизация положений Закона о защите прав потребителей (за время его действия было принято 32 закона с поправками), но и принятие подзаконных актов, выпуск уполномоченными органами рекомендаций и разъяснений, направленных на урегулирование наиболее острых вопросов и разрешение спорных нюансов во взаимоотношениях потребителей с изготовителями, исполнителями и продавцами.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector