Контрольно-оценочные средства по географии 10-11 класс
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Златоустовский техникум технологий и экономики»
Евтихова Н.В. ________________
по учебной дисциплине
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
23.01.08 Слесарь по ремонту дорожных строительных машин
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
23.01.09 Машинист локомотива
ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
1.2.1. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине………..
1.2.2. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины …………..…………
2. Задания для контроля и оценки освоения программы учебной
2.2. Задания для промежуточной аттестации…………………………………
3. Рекомендуемая литература и иные источники…………………………….
1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОУДБ.08 География основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по профессиям НПО 23.01.08 Слесарь по ремонту дорожных строительных машин, 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ, 23.01.09 Машинист локомотива.
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:
1. Формирование элементов общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
Определяет социальную значимость профессиональной деятельности
Практическая работа №11.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Ставит цели выполнения деятельности в соответствии с заданием.
Находит способы реализации самостоятельной деятельности
Практическая работа №7.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Описывает ситуацию и называет противоречия.
Оценивает причины возникновения ситуации.
Находит пути решения ситуации.
Оценивает результаты выполняемых действий, их эффективность и качество.
Практическая работа №2.
Практическая работа №3.
Итоговая контрольная работа по разделу «Общая характеристика мира».
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Выделяет профессионально-значимую информацию. Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами и т.п.
Практическая работа №1. Практическая работа №4.
OК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
Осуществляет поиск информации в сети Интернет и в различных электронных носителях.
Практическая работа №6. Практическая работа №8.
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Устанавливает позитивный стиль общения.
Признает чужое мнение.
Практическая работа №9.
Практическая работа №12.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Практическая работа №5
Практическая работа №10.
2. Освоение умений и усвоение знаний
Основные показатели оценки результата и их критерии
Раздел «Общая характеристика мира»
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
Основных географических понятий и терминов; традиционных и новых методов географических исследований
— определять географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений в соответствии с разными источниками информации;
— сравнивать географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений в зависимости от регионов мира;
— заполнять контурные карты в соответствии тематическим с заданием
— формулировать основные географические понятия и термины в соответствии с терминами, представленными в учебнике, атласе, справочной литературе;
-описывать традиционные и новые методы географических исследований в соответствии с их назначением;
-давать характеристику геологического оборудования в соответствии с руководством к нему
применения разнообразных источников географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов
географических аспектов отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества
-изучать изменения природных, социально-экономических и геологических объектов, процессов и явлений под влиянием разнообразных факторов;
— заполнять контурные карты в соответствии с тематическим заданием
— формулировать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей в зависимости от регионов;
— сравнивать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда в соответствии с данными приведенных таблиц;
— анализировать географические аспекты глобальных проблем человечества в соответствии с последними результатами исследований;
— применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями
Тестовый контроль и практическая работа № 3 по теме 2. Политическая карта мира.
Практическая работа № 4 и тестовый контроль по теме 3. География мировых природных ресурсов
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
особенностей размещения основных видов природных ресурсов, их главных месторождений и территориальных сочетаний; численности и динамики населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различий в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации
— оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию в соответствии с материалом атласа,
— объяснять уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства в соответствии с показателями
— сопоставление степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий в зависимости от их особенностей;
— описывать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания в соответствии с материалами атласов и данных таблиц учебника;
— сравнивать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику в соответствии с данными приведенных таблиц;
— различать уровень и качество жизни населения в соответствии с основными направлениями миграций;
— анализировать проблемы современной урбанизации в зависимости от основных форм расселения.
Методическое пособие 10-11 класс
Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9
Экономическая география зарубежных стран в тестах
Методическое пособие по географии
для подготовки к ЕНТ
Составители: Никифорова О.А. учитель географии СОШГ №9
Таженова Н.А. учитель географии СОШГ №9
Скородумова О.А. учитель географии СШ №43
1) Государственным языком Австралии является:
3)Доля лесов в составе с/х угодий Австралии:
4)Доля аборигенов в составе населения в процентах:
Д) населенные пункты
7 Австралия крупнейший экспортер:
8)Крупнейший центр выплавки цинка в Австралии:
9)Австралия занимает первое место в мире по экспорту
Д) синтетического волокна
10)Австралия располагает крупным в мире поголовьем:
11) Самое распространенное дерево Австралии:
12) Крупное озеро Австралии:
13) Пролив отделяющий Австралию от Новой Гвинеи
14) Крайняя восточная точка Австралии:
15)Слабозаселенный центр Австралии:
А)Южный
16)Самое высокое дерево Австралии:
17)Наиболее развитая страна Океании:
18)Острова расположены к Югу-Востоку от Австралии
19)Исследователь, внесший большой вклад в изучение природы и населения Океании:
20) Временно пересыхающие русла рек в Австралии:
А)Оазисы
21)Страна занимающая целый материк:
А) Австралийский Союз
22) Страна переселенческого капитализма:
А)Австралия
23) Представители животного мира Австралии:
А)Мускусный бык, бизон
Г )Северная Америка
25)Главная отрасль животноводства Австралии
1)Австралия не богата внешними водами в связи с:
А) сухостью климата
Б) сложностью рельефа
В) удалённостью от океанов
Г) большим количеством лесов
2)Все точки материка Австралия имеют широту:
3)В Австралию древний человек проник из региона:
А)Африка
4)Основная порода овец, разводимая в Австралии:
5)Австралия имеет природные зоны те же, что и:
А)Восточное побережье Америки
Г)Западная побережье Америки
6) Среди полезных ископаемых Австралии преобладает:
А)химические
7) Торресов пролив отделяет Австралию от:
А)Новой Зеландии
8) Страна, на территории которой солнце бывает в зените 22декабря:
9)Австралия была владением:
А)Германии
10)Федеративная структура Австралии представлена:
А)Штатами и территориями
Г)провинциями и территориями
11)Тасманово море омывает берега
В) Северной Америки
12)Австралия крупный экспортер:
А)газа, никеля
13)В Австралию древний человек проник из региона:
14)Новый Южный Уэльс находится в:
15)Население Австралии состоит из:
Г)коренного меньшинства и пришлого населения
16)Новая Зеландия занимает ведущее место по производству:
17)Страны схожие по заселённости территории:
А)Австралия и Канада
Б)Россия и Казахстан
18)Основой энергетики в Австралии служат:
19)Страна производитель и экспортёр шерсти:
20)Австралия занимает первое место по добыче:
21)Занимает 1место по поголовью овец:
22)Большая часть населения Австралии исповедует:
23)Австралия весь готовый, алюминий вывозит в:
24) Автомобильная промышленность Австралии расположена в:
1)Большую часть Австралии занимают:
А)саванны и полупустыни
Б)саванны и вечнозелёные леса
В)широколиственные леса и степи
2)Компания «Телстра»,предоставившая Казахстану спутник для прямых международных переговоров, принадлежит:
3)Молочные фермы в Австралии сосредоточены:
А)в центре государства
Б)прибрежной полосе около крупных городов
Д)на острове Тасмания
4)Число англо-австралийцев в этническом составе Австралии равно:
5) Главной причиной образования пустынь в Австралии является:
А)господство континентальных воздушных масс
6)Территории Австралии состоит из:
А)трёх штатов и пяти территории
В)шести штатов и двух территорий
7)Австралия была владением:
А)Испании
9)Государственный язык Австралийского союза:
10)Наиболее важная и специфическая отрасль Австралийского союза:
А)овцеводство
11)Это редкое животное проживает на острове Тасмания
12)Материк, где произрастает 100видов эвкалипта:
А)Африка
13)Страна производитель и экспортер шерсти:
14)Самая большая река Австралии:
А)Муррей
15)Наиболее слабо освоенные районы Австралии:
А)Южный районы и остров Тасмания
Е)Внутренние и Северные
16)Население Австралии состоит из:
Д)коренного меньшенства и пришлого населения
17)Федеративная структура Австралии представлена:
А)штатами и территориями
Д)провинциями и территориями
18)Крупные угольные бассейны Австралии находятся :
В) в Центральной части
19)Абел Тасман открыл остров в:
20)В городах Австралии проживают более ….. населения:
21)Кто из исследователей доказал, что Австралия самостоятельный материк:
22)Мореплаватель, исследовавший северные и северо- западные берега Австралии:
А)Д.Кук
23) Самое большое в мире коралловое образование:
А)Атоллы Тихого океана
В)Большой Барьерный риф
24)Материк,где нет действующих вулканов и современного оледенение?
25)Самый холодный месяц в Австралии
Зарубежная Европа (тесты для ЕНТ)
Предлагаемые варианты работ содержат по 25 вопросов. Всего шесть вариантов по теме «Зарубежная Европа» из курса 11 класса. Тесты могут быть использованы для самостоятельной работы и помогут учащимся в систематизации материала и объективной оценке знаний. Учащиеся могут проконтролировать уровень усвоения данного раздела школьной программы, потренироваться в выполнении заданий различной сложности.
ЭГП характеризуется следующими особенностями: 1. Страны расположены компактно 2.Большинство стран имеет выход к океану 3.Береговая линия сильно изрезана(25 % ее территории составляют полуострова)
Политическая карта и государственное устройство.
На современной политической карте обозначено более сорока государств. Есть лишь одно территориальное владение Гибралтар, принадлежащее Великобритании. 34 страны-республики. 12 государств сохранили монархическую форму правления (Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия, Ватикан, Недерланды, Великобритания, Испания, Андорра, Лихтенштейн, Люксембург, Монако)
Большая часть Европы занята равнинами и возвышенностями. Самая высокая точка над уровнем моря – пик Монблан в Альпах – 4807 м. Крупные месторождения каменного угля сосредоточены в бассейнах Донецка, Рура, Саара, Йоркшира, Уэльса, Верхний Силезии. Бурый уголь встречается в осадочных толщах Восточно-Европейской равнины между реками Эльбой и Вислой и в Подмосковном бассейне. Месторождения нефти и природного газа осваиваются на шельфе Северного и Каспийского морей, и в краевых прогибах Карпат и предгорьях Пиренеев. На юге Польши обнаружено одно из крупнейших в мире месторождений серы (Тарнобжег).
Европа расположена между арктическим и субтропическими климатическими поясами Так как основная ее территория находятся в умеренном поясе с господствующим
Достаточно хорошо обеспечена Европа и гидроэнергетическими ресурсами ; запад Скандинавии, Альпы, Пиренеи
На территории Европы проживают представители 80 этносов. Большинство населения относится к индоевропейской языковой семье. Восточная и Юго-Восточная Европа населены народами славянской группы. Основное население Северной и Центральной Европы составляют народы германской группы (немцы, англичане, голландцы, шведы, датчане, норвежцы, исландцы.) К кельтской группе ирландцы, шотландцы и уэлльсцы.
Западная Европа и ее юго-запад заселены народами романской языковой группы( французы, итальянцы, испанцы, португальцы, каталонцы, румыны). Латыши и литовцы относятся к балтийской языковой группе. Представители финно-угорской группы уральской языковой семьи – венгры, финны, эстонцы, карельцы, саами, коми-пермяки.
Относящиеся к семитской группе арабы (Франция) и мальтийцы – потомки от смешанных браков арабов и итальянцев – заселяют побережье Средиземного моря. Господствующей религией в Европе является христианство.
Размещение населения и плотность. Средняя плотность 100 чел. На 1 км.кв. Уровень урбанизации один из самых высоких в мире. Самые крупные агломерации Москва, Рейн-Рур, Лондон.
Транспортная система. В Европе развиты все виды транспорта и транспортных узлов, образующие единую транспортную систему. Рейн занимает важное место в грузоперевозках. Лондон, Гамбург, Роттердам, Гавр, Щецин и другие крупные порты расположены в устьях рек, соединяющих внутренние районы с морским побережьем. Роттердам-самый крупный порт в мире.
Экономическое сотрудничество и внутренние различия.
Тема «Зарубежная Европа»
1. Германия состоит из … федеральных земель
Рабочая программа по Географии 10-11 классы
Комитет образования администрации
Балаковского муниципального района
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский»
Балаковского района Саратовской области
Ответственный за УВР
среднего общего образования по учебному (элективному) курсу
« Актуальные вопросы школьной географии »
Разработчик: Тен Наталья Геннадьевна
Утверждена на заседании педагогического совета
от «____» __________2018 г.
срок действия программы:2018-2020гг.
Рабочая программа, разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО ):
-Федеральному Закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-примерной образовательной программе среднего общего образования;
-образовательной программе среднего общего образования МАОУ СОШ п. Новониколаевский Балаковского района Саратовской области;
-учебному плану МАОУ СОШ п. Новониколаевский Балаковского района Саратовской области;
-федеральному перечню учебников;
-положению о рабочей программе педагога МАОУ СОШ п. Новониколаевский.
Целью реализации основной образовательной программы среднего
общего образования по учебному (элективному) курсу « Актуальные вопросы школьной географии » являетс я предмета усвоение содержания учебного (элективного) курса « Актуальные вопросы школьной географии » и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и основной образовательной программой среднего общего образования образовательной организации.
Программа » Актуальные вопросы школьной географии » рассчитана на два года. Общее количество часов за уровень среднего общего образования составляет 69 часов со следующим распределением часов по классам: 10-й класс – 35 часов; 11-й класс – 34 часа.
Учебный (элективный) курс «Актуальные вопросы школьной географии» создан в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей, обучающихся и призван реализовать следующую функцию: компенсировать не включенные в учебный план дисциплины из обязательного перечня учебных предметов, предусмотренных текстом Стандарта.
Главными задачами реализации учебного (элективного) курса « Актуальные вопросы школьной географии «:
— формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
— владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами;
— анализировать и классифицировать социальную информацию;
— оценивать географические явления и процессы в геосферах;
— характеризовать географические особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
— применять знания в процессе решения познавательных задач;
— усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;
— анализировать географическую информацию, представленную в различных формах;
— обобщать, анализировать и оценивать информацию: применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой :
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Вывод и доказательство формул.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
Решение экспериментальных задач.
Работа с раздаточным материалом.
Сбор и классификация коллекционного материала.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Формы занятий: уроки-игры, уроки-КВН, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-мастерские, лабораторно-практические уроки, модульные уроки, урок-экспедиция, урок – праздник, урок – защита знаний, урок – практикум, урок – игра; и другие. Сочетание разных видов уроков и способов действия повышает активность учащихся, формирует мотивы учения.
Технологии, используемые в обучении:
1. Технология дифференциации и индивидуализации.
В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащегося. Главным достоинством технологий дифференциации и индивидуализации является возможность адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям.
Одним из оптимальных решений пробуждения интереса к предмету и повышению качества обучения является, на мой взгляд, использование разноуровневых заданий на различных этапах урока.
Использую следующие дифференцированные задания:
— по уровню трудности (либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных учеников);
— по объему (часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительное);
— по уровню творчества ( различный характер познавательной деятельности учащегося: репродуктивный или творческий, т.е. применение знаний в незнакомой ситуации, выполнение более сложных мыслительных действий: поисковых, преобразующих);
— по степени самостоятельности ( выполнение заданий самостоятельно или под руководством учителя);
— по степени и характеру помощи учащемуся ( стимулирующая помощь в виде организации деятельности ученика, ободрении; направляющая помощь в виде «подсказок»; обучающая помощь в виде анализа предстоящей работы и плана действий);
— дифференцированные домашние задания ( по уровню трудности, по уровню творчества).
2. Групповые технологии
Групповые технологии применяются с целью обеспечения активности учебного процесса и для достижения высокого уровня усвоения содержания.
Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Задание выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. Учащихся, которые боятся публично выступать, можно задействовать в другой сфере деятельности : например, записывать высказывания или быть членом жюри. «Слабым» и недисциплинированным ученикам определить роль наблюдателя или члена жюри.
3. Информационно-коммуникативные технологии
Уроки с применением ИКТ − это качественно новый тип урока. На уроках биологии должно быть много наглядности, поэтому наличие компьютерных программ − необходимость в проведении современных интересных уроков. Цифровые образовательные ресурсы дают возможность показывать фотографии, интерактивные схемы, таблицы, сложные биологические процессы. Программный материал, представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания темы.
4. Игровые технологии
Игровые технологии используются учителями давно, но не утратили своей актуальности. В своей работе я стараюсь организовать обучение так, чтобы у всех или, по крайней мере, у большинства детей появилось желание изучать географию. Главный путь − это вызывать интерес ребенка к изучаемому материалу. Интерес к уроку поддерживаю необычными приемами обучения, новизной подачи материала с учетом индивидуальных особенностей.
Цель моих уроков предельно проста − оживить скучное, заинтересовать обыденным, увлечь творчеством.
Методы и формы контроля: Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения географии рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
Различают четыре вида контроля знаний : предварительный,входной,промежуточный, текущий, периодический и итоговый (заключительный). Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе.
Оценка учебных достижений, обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии ».
Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии.
— сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений;
— участие в дискуссии по решению проблемного вопроса;
— оценивание сообщения ученика;
— доклад по литературным источникам;
— составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;
— ответ по тестовым заданиям;
— заполнение рабочей тетради;
— ответ путем письменного заполнения дидактических карточек;
— коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;
— участие в «скоростном ответе» (блиц-ответ);
— написание «сочинения-фантазии» на заданную тему;
— создание текста роли персонажа для участия в ролевой игре;
— доклад на заданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;
— реферат по материалам телепередачи;
— ответ по обучающим программам компьютера.
Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем.
Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может «поднять» с места слабо- и среднеуспевающих.
Письменная работа часто используется для проверки знаний по географии. Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения. С помощью письменной работы в течение 10-15 мин можно проверить знания большого количества учащихся.
Формы промежуточной аттестации: Промежуточная аттестация представляет собой форму объективной оценки качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Контрольно-измерительные материалы позволяют по учебному (элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии » –оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Промежуточная аттестация позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий(УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты промежуточной аттестации, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Формы промежуточной аттестации для обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом ее специфики, т. е. уровня или направленности реализации образовательных программ, а также с учетом разновидности контроля (оценивание образовательных достижений обучающихся), определенных основной образовательной программой соответствующего уровня общего образования.
В соответствии с вышеизложенным, формами промежуточной аттестации являются:
а) письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; рефераты и другое;
б ) устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
в ) комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.
Бахчиева О.А. / Под ред. Дронова В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы: базовый уровень, углубленный уровень, Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Пособие для обучающегося : Бахчиева О.А. / Под ред. Дронова В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы: базовый уровень, углубленный уровень, Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Пособие для педагога:
1. Бахчиева О.А. / Под ред. Дронова В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы: базовый уровень, углубленный уровень, Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень) 10-11 классы: Издательство «Просвещение»
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. В 2 ч. (базовый уровень)
4. Кузнецов А. П., Ким Э.В., География (базовый уровень). ДРОФА
5. Максаковский В.П., География (базовый уровень). Издательство «Просвещение»
6. Холина В.Н. География. Углубленный уровень ДРОФА
Электронные образовательные ресурсы:
Тестирование по теме «Источники географической информации»
Административная контрольная работа за первое полугодие.
Тестирование по теме » Природа Земли и человек»
Тестирование по теме «Природопользование и геоэкология»
Административная контрольная работа за год.
Контрольная работа по теме «Повторение»
Административная контрольная работа за первое полугодие.
Административная контрольная работа за год
Планируемые результаты освоения учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии »
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии»
Включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии»
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии» обучающийся научится :
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Обучающийся получит возможность научиться :
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Содержание программы ( элективного) курса «Актуальные вопросы школьной географии »
10-й класс, 35 часов
Особенности процедуры проведения итоговой аттестации по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения и иные сведения, связанные с данной процедурой. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
Раздел 2 . Природа Земли и человек — 6 ч.
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на определение поясного и
местного время и задач на определение географической широты в зависимости от угла падения солнечных лучей.
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций в мире. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово – возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
Раздел 4 . Мировое хозяйство — 6 ч.
Понятие Мировое хозяйство. Этапы формирования, основные центры. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей мирового хозяйства.
Раздел 5 . Природопользование и геоэкология -6ч.
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
Раздел 6 . Регионы и страны мира — 11ч.
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государственный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса — 3ч.
Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.