нсдап левая или правая партия

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

Shūkan Gendai (Япония): почему Гитлера нельзя считать левым и социалистом? Опасность навешивая простых ярлыков

Распространяется восприятие Гитлера в качестве социалиста

В последнее время консерваторы начали называть Гитлера социалистом. На самом деле, подобные заявления американских консерваторов правого толка и части республиканцев уже стали дежурными. Они используются для того, чтобы наносить удары по своим оппонентам — демократам.

Так называемые японские нэтто-уёку (Netto-uyoku — термин, обозначающий японских неонационалистов, которые взаимодействуют между собой через собственное киберсообщество — прим. ред.) также ассоциируют нацизм с социализмом. Зачастую они используют это, чтобы критиковать левых. Они утверждают, что все, кто предлагает социалистические или левые идеи, являются нацистами. Они ведут человечество к войне и холокосту. Подобные бестактные заявления не соответствуют историческим фактам.

Официальное название партии нацистов — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. В название включены слова «социализм» и «рабочие», поэтому многие строят логическую цепочку: нацизм = социализм = левое крыло, однако подобная тривиальная точка зрения упускает из вида важное значение слов «национал» и «немецкая».

Очевидно, что эти слова указывают на правую политическую позицию, основной акцент которой смещен на нацию и расы. Неразрывная связь с этими аспектами полностью меняет значение «социализма» и «рабочих».

Партия нацистов провозгласила не просто социализм, а так называемый «национал-социализм». Это означает социализм, который предназначен исключительно для немецкого народа и расы, а также неотъемлемо связан с расизмом (антисемитизмом) и превосходством одной расы над другими (Между тем в Японии название партии часто переводили как «государственно-социалистическая». Чтобы не смешивать такие понятия, как «государство» и «нация», в последние годы принято переводить партию как «национал-социалистическая». Как говорил Гитлер, нацизм — это движение, в приоритете у которого находится народ/нация. Государство — это всего лишь средство достижения цели).

Нацизм противоречит принципам марксизма: классовой борьбе и интернационализму. По нему двигателем истории являлась межрасовая борьба, а его целью было возрождение и экспансия Германии за счет национализма (единения народа и государства). Подобная политическая позиция не только в корне отличается от социализма и коммунизма, целью которых являлось свержение капиталистической системы, но и является их очевидным врагом.

Действительно, во времена Веймарской республики нацисты отчаянно боролись с левыми партиями, и когда они пришли к власти, арестовали и отправили в лагеря всех социалистов и коммунистов, подавив эти движения на корню.

Сам Гитлер в своей книге «Моя борьба» неоднократно отмечает опасность коммунизации Германии. Он называет евреев кукловодами коммунизма и критикует их международный заговор. В соответствии с этими идеями в ходе войны между СССР и Германией была поставлена агрессивная цель обеспечить «жизненное пространство на Востоке», а также расовая и политическая цель искоренить евреев и большевизм.

Рабочих умаслили, но…

Действительно, нацизм подвергся частичному влиянию социализма. Гитлер копировал пропагандистские методы левых партий и нередко прибегал к антикапиталистической риторике. Он взывал к ресентименту рабочего класса, и в начальный период нахождения у власти у левого крыла нацистской партии были намерения совершить социалистическую революцию (после «Ночи длинных ножей» в конце июня 1934 года большинство из них лишилось власти или оказалось на незначимых постах).

Кроме того, после прихода к власти нацисты начали создавать рабочие места за счет общественной деятельности, улучшать благосостояние рабочих, предоставлять поддержку семьям и оплачиваемые отпуска, развивать сферу досуга, а также проводить другую политику. Они преподносили это как достижения действующего социализма.

Хорошо известны такие вещи, как Volkswagen, дешевые автомобили, разработанные специально для рабочего класса, и комплексные туристические путевки, которые предоставляло объединение «Сила через радость» для того, чтобы скрасить досуг рабочих.

За внедрением «социалистической» политики (в смысле социалистического равенства) стояла цель умаслить рабочих, вывести их из классовой борьбы и интегрировать в «Фольксгемайншафт» (Volksgemeinschaft), которое не предполагало никакого расслоения.

Смысл был в том, чтобы протянуть руку помощи рабочим, у которых не было социальных и экономических преимуществ, пропеть им славу, воззвав к гордыне и самоуважению, и одновременно предоставить им реальные блага, а также пообещать богатую жизнь, чтобы добиться адаптации к системе.

«Социалистическая» политика была малоэффективной

Тем не менее так называемая «социалистическая» политика и пропаганда восхваления рабочих не привела к реальному улучшению уровня жизни. Несмотря на слоганы «Фольксгемайншафта», социальное неравенство и конфронтация никуда не делись.

Структура немецкого общества за 1930-е годы практически не изменилась. Рабочий класс по-прежнему составлял примерно 60%. В отличие от других социальных групп, которые получали блага за счет экономического роста, он влачил жалкое существование.

Контекст

236396655

Как музеи представляют историю преступлений коммунизма и нацизма

Какого цвета нацизм?

ABC: малоизвестные военные достижения Гитлера, приводившие союзников в ужас

Немецкий нацизм зародился в США?

Зарплаты не росли, потребительский рынок не развивался, увеличивался дефицит, даже появилась система нормирования продуктов. Примечательно, что Volkswagen прекратил производство еще до того, как начались поставки автомобилей на рынок. Морские круизы на больших лайнерах так и остались недоступны для рабочих.

Можно сказать, что все это стало следствием приоритета, отданного нацистской властью наращиванию военного потенциала для предстоящей захватнической войны. Восстановление экономики после получения ими власти также произошло благодаря военной промышленности. В 1938 году на военные нужды выделялось без малого 74% от всех государственных расходов (строительство известных автобанов в качестве меры против безработицы сыграло ограниченную роль в создании рабочих мест). Военная экономика, подкрепленная кредитами, впервые начала окупаться только после начала войны.

Соответственно различные льготы для рабочих подчинялись одной цели: захватническая война. Их следует рассматривать только в качестве социального компромисса, необходимого для того, чтобы военная промышленность не лишилась рабочих.

Заставить подчиняться и посвятить себя нации и государству

Эта нацистская политическая позиция также проявляется в том, что понятие «социализм» используется исключительно в смысле служения и долга. Концепция социализма, берущая начало в марксизме, при нацистах лишилась смысла классовой борьбы и приобрела черты авторитаризма: гордое заявление о жизнеспособности рабочих и социальном равенстве, а также одновременное их принуждение к подчинению и преданности нации и государству.

«Немецкие солдаты — это первые и лучшие в мире социалисты», — говорил Роберт Лей. Нацистский социализм, переформулированный и взявший за основу солдата, соответствовал политическим и экономическим интересам системы подчинения рабочих государственному контролю и военному производству. Так или иначе очевидно, что это в корне отличается от классического социализма.

Теория тоталитаризма в качестве антикоммунистической идеологии

Кстати, в то время точку зрения, заключающуюся в подчеркивании «социалистической» природы нацизма и приравнивании его к коммунизму, разделяли некоторые либералы и консерваторы. Во время периода холодной войны после Второй мировой войны это преобразовалось в теорию тоталитаризма. Согласно этой теории, нацизм, как и сталинизм, является тоталитаризмом, который продвигает государственный контроль и плановую экономику. Они идеологически противоположны, но по сути идентичны.

Радикальная политическая позиция нацистов, нацеленная на полную реорганизацию нации и общества, отличается от особенностей общего консерватизма и правого крыла. С точки зрения отрицания свободы и демократии она скорее была ближе к коммунистической системе левого толка.

Тем не менее, хотя теория тоталитаризма находилась в центре внимания западного лагеря в период холодной войны в качестве антикоммунистической идеологии, с прогрессом эмпирических исследований стали отмечаться ограничения, связанные со структурой анализа. Понимание нацизма с точки зрения тоталитаризма, системы, которая контролирует всю нацию посредством террора и пропаганды на основе абсолютной воли Гитлера, подвергалось критике с различных сторон. Возобладал подход, фокусирующийся на запутанности системы управления: конкуренция и конфликты между учреждениями внутри системы, а также адаптация и сопротивление широкой общественности.

Учитывая эти исследования, политическое влияние нацистского «социализма» также нельзя воспринимать в буквальном смысле. Как я отметил выше, он не обладал достаточной мощью, чтобы сделать Германию социалистической.

Можно ли называть нацизм «левым популизмом»?

С ростом популизма в Европе и Соединенных Штатах в последние годы некоторые стали рассматривать нацизм как одно из таких движений. Большинство комментаторов указывает на сходство с таким ультраправым движением, как AfD («Альтернатива для Германии»)», но некоторые определяют его как «левый популизм», отмечая, что нацисты проводили политику в пользу рабочих.

Например, один японский политолог утверждает, что нацисты являются немецкой партией рабочих и что Гитлер был «левым популистом», поскольку он проводил политику занятости: например, накопление сбережений и другое.

Однако такой акцент на природе «левого популизма» нацизма, будь то намеренный или нет, может привести к неправильному пониманию сути нацизма, а также к оправданию правого популизма.

В политической обстановке после холодной войны, когда различия между левым и правым крылом были размыты, эта грубая критика левых — была ничем иным, как демагогией, которая привела к путанице. В этом отношении можно сказать, что теория тоталитаризма, подчеркивающая сходство между нацизмом и коммунизмом, обрела смысл благодаря тому, что в то время противостояние между левыми и правыми было очевидным.

В соответствии с последними историческими исследованиями нацизм является сложным и противоречивым движением, которое трудно отнести к традиционному левому или правому политическому спектру. При сравнении с левым или правым популизмом также необходим тщательный анализ с учетом этих аспектов. Преувеличивать «социалистический» характер нацизма и критиковать его, навешивая «левый» ярлык, не только неверно с точки зрения исторического восприятия, но и опасно с точки зрения исторического ревизионизма.

В этом смысле ученый, называющий Гитлера социалистом, скорее всего, пытается использовать прошлое в политических целях. Для активизировавшегося правого крыла такие заявления служат средством отвлечения людей от собственной близости с нацизмом и критики враждебного лагеря. К любому, кто приравнивает нацизм к левому крылу или социалистам следует относиться с подозрением: нет ли у него политических целей оправдать преступления правых сил?

Дайсукэ Тано — родился в 1970 году в Токио. Окончил образовательную программу литературного отделения аспирантуры Киотского университета по специальности социология. Получил степень доктора Киотского университета. В настоящее время является профессором факультета литературы Университета Конан. Специализируется на исторической социологи и современной истории Германии. Среди работ «Очаровательная империя/нацизм и эстетификация политики» и «Нацизм любви и желания».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Национал-социализм левый или правый

89132123

Национал-социализм левый или правый? В последнее время утверждения о том, левый НС или правый звучат достаточно часто, поэтому решил написать данную статью. Даже от некоторых знакомых часто слышал подобные утверждения.

Начнём с того, почему же кто-то утверждает, что национал-социализм левый? Все подобные утверждения исходят из того, что НС за социализм. Это самый серьёзный аргумент в пользу того, что НС — левый. Хотя, быть может, не только самый серьёзный, но и единственный. Я других-то и не видел. Но не стоит забывать, что социализм есть не только левый, который стремится построить коммунизм, то есть нерабочий. Есть ещё и правый.

Кто-то вообще говорит о том, что в Третьем Рейхе был вовсе не социализм, а ужаснейший капитализм. Это вовсе не так, вот статья с опровержением этого — Доказательство социализма в Третьем Рейхе.

Да и вообще, из-за одного только социализма называть НС левым глупо. Ибо в отличие от левых, НС также против гомосексуализма, поддерживает религию и так далее. Кроме того, от самого начала НСДАП левые всегда были их противниками. Начиная от социал-демократов. Кроме того, Третий Рейх совместно с Японией даже заключили антикоминтерновский пакт — договор, с целью не допустить дальнейшее распространения коммунизма в мире.

Видимо, кто-то не понимает, что не все правые идеологии обязательно придерживаются капитализма. Это вовсе не так и многие наоборот выступают резко против него. Ну да ладно, на этом статья «Национал-социализм левый или правый» окончена.

Источник

Национал-социализм: правые или левые?

Но исторически, движения, выступающие за интересы деловых кругов соответствует определению «правизны» гораздо лучше, чем «невмешательство государства в экономику».

Например, когда тарифы были сочтены полезными для бизнеса, деловые круги в США их поддерживали в течение 19-го века, а более популистской партии хотели уменьшить или вовсе устранить их. То же было и в Великобритании: либералы выступали за свободную торговлю, а консерваторы хотели протекционизма. В 1901-02 годах, консерваторы стремились отказаться от свободной торговли, но либералы вели успешную популистскую кампанию, чтобы сохранить ее.

Определяющим моментом в истории для определения «правого» в экономике является не невмешательство, а тенденция поддержки бизнеса и/или частной собственности. Определяющим же левых является перераспределение доходов и имущества в пользу бедных и малоимущих.

Апологеты «нацизма в левом секторе» часто указывают на то, что в СССР тоже были репрессии против социалистов, а профсоюзы были устранены, как и при нацизме. Однако, они игнорируют то, что государство стало полновластным работодателем в Советском Союзе, в то время как в нацистской Германии работодатели были в основном частные. Это одно из главных различий между ними. Рабочие были сосредоточены в Германском трудовом Фронте (DAF), а нацистское государство напрямую вмешалось, чтобы ослабить власть и влияние трудящихся на работодателей. Если Вы подавляете рост зарплат, когда экономика растет, то доход компаний должен расти. Репрессии в отношении прав трудящихся отражалось на финансовых интересах частных предпринимателей. Это резко отличается от ситуации в Советском Союзе.

444992 original

Реальная почасовая заработная плата выросла только на 6%, тогда как ВВП на душу населения вырос на 60% в период между 1932 и 1939 годами. Куда же делся остальной рост?

445292 original

The Wages of Destruction: The Making and Breaking of the Nazi Economy by Adam Tooze

Норма прибыли в долгосрочной перспективе составляет 4-5 % в промышленно развитых странах. Поэтому скачок в доходности немецкого бизнеса в 1930-е годы был довольно cильным. Сюда и пошел оставшийся рост ВВП.

Стоит добавить, что Великая депрессия способствовала небольшой волне национализации частных предприятий в промышленно развитых странах, включая Германию, до 1932 года. Но нацисты изменили этой тенденции. Отрасли, приватизированные нацистами включают в себя: крупнейшие банки, контролировавшие до 40% активов всей банковской системы; железнодорожная (которые являлись одними из крупнейших государственных предприятий в мире), а также кораблестроительная, компании по морским перевозкам, горнодобывающие и металлургические предприятия. Все это было сделано с целью заручиться поддержкой промышленников и деловых кругов.

Источник

О «левизне» национал-социалистов

og og 1485716823255598984

О «левизне» национал-социалистов

«Нацисты – левые», – утверждает популярный стример Üebermarginal. «Фашисты – левые», – вторит ему неоднократно появлявшийся в студии Рабкора Ежи Сармат. «Нацисты были национал-социалистами, а это разновидность социалистов»), – говорит Сайд Камалл (Seyd Kamall), глава группы Европейских консерваторов и реформистов, на заседании Европейского парламента[1]. «Существует возможность того, что появится новый Гитлер, социалист, как Гитлер»[2] – предостерегает республиканец и член Палаты представителей Луи Гоумерт (Louie Gohmert). Консервативный политический комментатор и предприниматель Гленн Бэк (Glenn Beck) публикует статью с красноречивым названием: «Yes, Virginia: Hitler really was a socialist»[3] («Да, Вирджиния: Гитлер действительно был социалистом»).

Изрядное созвучие консервативной мысли неизбежно должно было вызвать реакцию слева. Что же мы имеем кроме оскорблённой позы и требования извинений? Либеральные СМИ, обратившие внимание на этот вопрос, ограничились в основном утверждениями об исторической неверности такой позиции, и лишь немногие попытались привести опровергающие её аргументы. Наивно ожидать, что программные особенности национал-социализма будут входить в компетенцию современных журналистов. К тому же, идеологическое ристалище на которое я неразумно ступаю этой публикацией, является токсичным для человеческой души местом и требует особой интеллектуальной заинтересованности. Люди, способные компетентно возразить или хотя бы осветить этот вопрос, поглощены иными делами. Славой Жижек занят сравнением Гитлера и Махатмы Ганди, к слову, не в пользу последнего. А двухминутные ответы Бориса Юльевича на вопросы зрителей не представляются исчерпывающими. Поэтому, макнув перо в известную субстанцию, помолясь, приступлю к размышлению в рамках, обозначенных границами моего ума.

На лекции, посвящённой взглядам Гитлера на экономику, американский историк Томас Вудс (Thomas Woods) справедливо заметил, что термины «фашизм» и «нацизм» стали синонимами слова «насилие»[4]. Фигура Гитлера – это вымоченная в чёрной краске тряпка, которой, в полемических целях, неопытные риторы пытаются задеть своего идеологического противника. При этом, попытки как-то отделить аспекты политической и экономической деятельности национал-социалистов от их преступлений, встречают непонимание у общественности[5].

Поэтому вполне логичным выглядит желание идеологов, которых относят к правой части политической координатной сети, как можно дальше отдалится от одиозной фигуры немецкого лидера. Найти ответ на вопрос «зачем?» представляется наиболее простой задачей моего небольшого исследования. Однако, определение мотива суждения не доказывает его истинность или ложность.

Прежде чем попытаться ответить на вопрос «левые ли нацисты?», необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, понятия «левый» и «правый» подразумевают точку отсчёта, относительно которой и проявляется оттенок политической позиции, поэтому взгляды, которые стоят за этими словами определяются выбранным временным отрезком. В данном случае, исторический интервал разумно ограничить началом XX века, так как именно этот период характеризуется политической борьбой НСДАП, социал-демократов и коммунистов. Во-вторых, по крайней мере на начальном этапе следует разделять два утверждения: «нацисты являются социалистами» и «нацисты являются левыми». В-третьих, в статье рассмотрены только программные документы или высказывания нацистов и социалистов по идеологическим вопросам, это методологические ограничение введено сознательно, чтобы оставить за пределами настоящего обсуждения реальные действия НСДАП и сконцентрироваться только на идеологии.

В упомянутой выше статье, Гленн Бэк обширно цитирует программу НСДАП «25 пунктов». Довольно быстро он приходит к выводу, что нацисты были социалистами, анти-капиталистами и этатистами. Приведу только некоторые из них (все последующие цитирования будут приводиться по возможности на немецком или английском языках и сопровождаться переводом):

Оригинал[6] Перевод[7]
Staatsbürger kann nur sein, wer Volksgenosse ist. Volksgenosse kann nur sein, wer deutschen Blutes ist, ohne Rücksichtnahme auf Konfession. Kein Jude kann daher Volksgenosse sein. Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течёт немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесён к немецкой нации, а также являться гражданином Германии.
Die Tätigkeit des Einzelnen darf nicht gegen die Interessen der Allgemeinheit verstoßen, sondern muß im Rahmen des gesamten und zum Nutzen aller erfolgen. Деятельность каждого отдельного гражданина не должна противоречить интересам общества в целом. Напротив, такая деятельность должна протекать в рамках общества и быть направленной на общую пользу.
Wir fordern die Verstaatlichung aller (bisher) bereits vergesellschafteten (Trust) Betriebe. Мы требуем национализации всех (ранее) созданных акционерных предприятий (трестов)…
Wir fordern die Gewinnbeteiligung an Großbetrieben. Мы требуем участия рабочих и служащих в распределении прибыли крупных коммерческих предприятий.
Wir fordern einen großzügigen Ausbau der Alters-Versorgung. Мы требуем разработки и создания по-настоящему достойного пенсионного обеспечения.
Wir fordern die Schaffung eines gesunden Mittelstandes und seiner Erhaltung, sofortige Kommunalisierung der Groß-Warenhäuser und ihre Vermietung zu billigen Preisen an kleine Gewerbetreibende… Мы требуем создания здорового среднего сословия и его сохранения, а также немедленного изъятия из частной собственности крупных магазинов и сдачи их внаём, по низким ценам, мелким производителям.
Wir fordern die Ausbildung geistig besonders veranlagter Kinder armer Eltern ohne Rücksicht auf deren Stand oder Beruf auf Staatskosten. Мы требуем, чтобы особо талантливые дети бедных родителей, несмотря на их положение в обществе и род занятий, получали бы образование за счет государства.
Der Staat hat für die Hebung der Volksgesundheit zu sorgen und durch den Schutz der Mutter und des Kindes, durch Verbot der Jugendarbeit… Государство должно направить все усилия на оздоровление нации: обеспечить защиту материнства и детства, запретить детский труд…

С позиции современной политической конъюнктуры приведённые выше требования выглядят достаточно левыми. Сильное государство, непонятная национализация акционерных обществ, пенсии, образование, избирательное здравоохранение, участие рабочих в распределении прибыли. Однако, четвёртый пункт программы (первый в приведённой таблице) является идеологической рамкой, через которую следует воспринимать и остальные положения этого документа. Расовое ограничение уничтожает эгалитаристскую основу, составляющую фундамент левой политической философии. Более того, преступления нацистов (начиная с евгенических экспериментов, заканчивая террором на оккупированных территориях) являются прямым следствием расовых предрассудков. Поэтому позиция Гленна Бэка выглядит необоснованной, когда он предлагает рассматривать требования программы НСДАП в отрыве от того, к кому они могут быть применены.

Для того чтобы установить степень близости нацистов и социалистов, необходимо понять, что же нацистские идеологи понимали под словом «социализм» в названии своей партии. В речи, произнесённой 12 апреля 1922 года в Мюнхене Гитлер утверждает: «’национальное’ и ‘социальное’ – это две идентичные концепции. Только евреям удалось… отделить социальную идею от национальной с помощью марксистских фальсификаций… быть социалистом – значит строить государство и национальное сообщество так, чтобы каждый индивидуум работал в интересах национального сообщества»[8] – перевод мой А. Х.). Под «национальным сообществом» (Volksgemeinschaft) в данном случае понимаются только немцы по крови. В своей речи, произнесённой 28 июля 1922 года, он утверждает примерно то же самое, провозглашая социалистом того, для кого нет ничего выше чем великая Германия, земля и народ[9]. Схожие мысли высказывает Бенито Муссолини в своей брошюре «Доктрина фашизма»: «Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы «мыслимы» только в государстве» (перевод Вячеслава Новикова)[10].

Роберт Лей, один из лидеров НСДАП, в речи, произнесённой 3 ноября 1936 года говорил следующее: «Социализм – это не просто результат пунктов программы, социализм – это справедливость. […] Верно то, что хорошо для Германии, а всё, что вредит Германии – ложно. Согласно этому анализу социализм не является утешением или убежищем для индивидуума, скорее социализм поднимает вопрос: «Что хорошо для Германии? Какова выгода для нации?»[11].

В своём памфлете «Эти проклятые нацисты» Йозеф Геббельс писал: «We are socialists because we see in socialism, that is the union of all citizens, the only chance to maintain our racial inheritance and to regain our political freedom and renew our German state»[12] («Мы социалисты, потому что мы видим в социализме, то есть в единстве всех граждан, единственный шанс сохранить наше расовое наследство, вернуть себе нашу политическую свободу и обновить наше Германское государство» – перевод мой А.Х.). В этой же брошюре Геббельс пытается ответить на вопрос о том, почему национал-социалистическая партия является «рабочей». Согласно Геббельсу, слову «работа» необходимо вернуть былой, истинный смысл, как и слову социализм. По его мнению, любой человек, создающий ценность (value), является рабочим.

В интервью американскому поэту Джорджу Сильвестру Виреку в ответ на вопрос о «социализме» в названии партии Гитлер отвечает: «Socialism, unlike Marxism, does not repudiate private property. «Социализм, в отличии от марксизма, не отвергает частную собственность. В отличие от марксизма, он не отрицает индивидуальность и, в отличие от марксизма, он патриотичен»[14] (перевод мой А. Х.).

Роберт Лей в своей статье «Интернациональная этническая каша или Соединённые штаты Европы?»[15], размышляя о евреях и интернационализме, утверждает, что пролетарский интернационал придуман евреями для разрушения национальных государств. Лей убеждён в иерархии рас, на вершине которой находится нордическая раса, то есть раса хозяев или господ. Обращаясь к немецкому рабочему, он утверждает, что тот не может быть пролетарием, а должен стать хозяином в силу своего происхождения и для выполнения своей миссии европейского лидера: «Our socialist slogan is: “From proletarians to masters.”» («Наш социалистический слоган: «От пролетариев к хозяевам»).

Таким образом, высокопоставленные члены НСДАП под социализмом понимали единство всех граждан государства. Гражданами государства могли быть только немцы по крови. Национал-социалисты называли себя партией рабочих, понимая под рабочими любых людей, активность которых не противоречила интересам общества. Противопоставляя себя марксизму, национал-социалисты отвергали классовую борьбу и проявляли интерес к обобществлению только еврейской собственности. Из сказанных слов видно, что «социализм» Гитлера может сосуществовать с капитализмом, если предпринимательская деятельность капиталистов осуществляется в интересах общества или государства.

На странице Википедии, посвящённой политическим партиям Веймарской республики, можно найти множество объединений, содержащих в своём названии слово “sozial”[16]. Сначала обратим внимание на раздел «левые».

В Гейдельбергской программе, отражающей политическую платформу Социал-демократической партии Германии (SPD, опубликована в 1925 году), написано следующее: «Цель рабочего класса может быть достигнута только путём преобразования капиталистической частной собственности в общественную»[17] (перевод мой А. Х.).

Антон Паннекук, нидерландский астроном и коммунист, некоторое время член левого крыла Социал-демократической партии Германии, в своей брошюре «Классовая борьба и нация» писал следующее: («Власть государства, вместе со всеми мощными средствами, которыми оно владеет, является феодом господствующих классов; пролетариат не сможет освободиться, не сможет победить капитализм прежде, чем победит эту могущественную организацию. Завоевание политической гегемонии – это не борьба за государственную власть, это борьба против государственной власти. Социальная революция, которая перерастёт в социализм, в своей сути заключается в победе пролетарских организаций над государством»[18] (перевод мой А.Х.)

Один из основателей Социал-демократической партии Германии, Август Бебель в своей работе «Общество будущего» следующим образом выражает своё отношение к государству: «C уничтожением частной собственности и классовых противоречий, государство постепенно исчезает»[19] (перевод мой А.Х.).

Оставшиеся партии «левого крыла» влились в одну из социал-демократических или коммунистических партий. Следует также отметить, что Социал-демократическая партия Германии, как написано в Гейдельбергской программе, являлась частью второго Интернационала. А значит, под терминами «рабочий класс» и «пролетариат» подразумевались определения через отношение к собственности на средства производства, как их сформулировал Карл Маркс. В отличие от Гитлера, социалисты под «рабочим» понимали наёмного работника, а под «буржуазией» – владельцев средств производства.

Партии «центра» не обнаруживают в своих названиях корня «sozial», остаются только партии, которые на странице в википедии определены в раздел «правые». Рассмотрим их всех: Christlich-Sozialer Volksdienst, Deutschsoziale Partei, Deutschsozialistische Partei, Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP).

Член партии «Christlich-Sozialer Volksdienst» Paul Bausch в своей книге «Der Kampf um die Freiheit der evangelischen Christen im politischen Leben – Sozialistisch? Bürgerlich? Oder Christlich?» («Борьба за свободу протестантских христиан в политической жизни – социалистическая? Буржуазная? Или христианская?») писал следующее: «Будет ли частный или государственный сектор использоваться свободной или связанной экономикой для производства определенных товаров, является всего лишь вопросом целесообразности. Что касается этих экономических вопросов, то Христианская народное движение не принадлежит ни к буржуазному, ни к марксистскому лагерю»[21] (перевод мой А.Х.). Протестанты этой христианской партии не считали себя социалистами.

Оставшиеся Deutschsoziale Partei и Deutschsozialistische Partei распались, а их лидеры (Richard Kunze и Julius Streicher) вступили в НСДАП. То есть их можно рассматривать как людей, разделяющих взгляды нацистов на социализм.

Таким образом, быть социалистом в Веймарской республике, значит принимать концепцию классовой борьбы, понимая под «рабочими» – наёмных работников, а под «буржуазией» – класс собственник средств производства. Выступать за обобществление средств производства через социалистическую революцию или эволюционно, через участие в сложившихся институтах буржуазного государства. Следовать убеждению о том, что государство – инструмент в руках правящего класса, а социалистические завоевания будут способствовать его отмиранию.

Приведённые выше цитаты говорят о том, что с точки зрения идеологии, нацисты не были социалистами или частью социалистического движения, по крайней мере в начале XX века. То есть Сайд Камал, Луи Гоумерт и Гленн Бэк ошибаются.

В 1931 году была создана коалиция, в которую вошли представители следующих организаций: Немецкая национальная народная партия (Deutschnationale Volkspartei, DNVP), Национал-социалистическая партия, союз фронтовиков «Стальной шлем», члены Пангерманского союза, участники Аграрной лиги, представители финансовой, военной и промышленной аристократии. Кто же выступил союзником нацистов?

Немецкая национальная народная партия не знала о том, что Ежи Сармат относит националистов к левым, поэтому она имела достаточно консервативную и одновременно националистическую политическую платформу. В брошюре «Приципы Немецкой национальной народной партии» утверждается следующее: «… возвращение колоний, необходимых для нашего экономического развития. […] Только сильный немецкий народ, который сознательно сохраняет природу и сущность, сохраняет себя свободным от иностранного влияния, может быть надежной опорой сильного немецкого государства. […] Монархическая форма государства соответствует своеобразию и историческому развитию Германии. […] Из глубины христианского сознания мы ожидаем морального возрождения нашего народа, что является основополагающим условием его политического воскресения»[22] (перевод мой А.Х.).

В отличие от социалистов немецкие консерваторы и нацисты хотели создания сильного германского государства, возвращения колоний и консолидации именно немцев вокруг фигуры монарха в одном случае и вождя в другом. Обе эти партии с уважением относились к частной собственности и предпринимательству. Как написано в «принципах» DNVP: «Каждое жизнеспособное народное хозяйство основано на частной собственности и на самостоятельной экономике. Дух предпринимательства и чувство личности являются основой нашей экономической работы» (перевод мой А.Х.).

О левизне Пангерманского союза лучше всего скажет его президент Генрих Класс в своей статье «Если бы я был императором»: «Если в ближайшем будущем будет забастовка, у пострадавшей группы работодателей или у индивидуального работодателя должны разрешить организацию защиты от забастовки на территории их предприятия. Затем правительственные чиновники издали бы приказ, действительный для окрестностей пострадавшего завода (точная площадь области должна определяться для каждого случая), запрещающий любые собрания, любую организацию так называемых забастовочных постов и любые контакты бастующих партии с желающими работать. Любой, кто нарушает этот запрет, даже не совершив правонарушения, может быть взят под стражу»[23] (перевод мой А.Х.). Перед этим, по мнению Класса, следует выслать из Германии всех депутатов, представителей партии, редакторов и издателей социалистических газет, всех лидеров социалистических профсоюзов. Дальнейшее рассуждения в статье посвящены национальному вопросу, видение которого совпадало с нацистским.

Немецкие консерваторы видели в Гитлере союзника, потому что он был последовательным националистом, выступал против социал-демократов и коммунистов, считал необходимым сильное государство для сохранения так нежно любимой реакционерами Германии. Не все консерваторы поддерживали Гитлера, после того как он получил желаемую власть, но идеологическая близость позволила им сплотиться в едином союзе, нашедшем своё официальное выражение в виде Гарцбургского фронта. Консерваторы не только привели нацистов к власти, как это сделал монархист и герой Первой мировой Гинденбург, но и вошли в правительство Гитлера, как это удалось, консерватору фон Папену, занявшему пост вице-канцлера. Поэтому популярный стример Üebermarginal и правый идеолог Ежи Сармат ошибаются, утверждая, что национал-социализм является левой идеологией, по крайней мере на начало XX века. Сложившаяся политическая картина Германии не является уникальной. Национал-социализм Гитлера нашёл бы поддержку в консервативных кругах мчащейся к обрыву Российской Империи, а «социальные» пункты программы НСДАП можно было бы увидеть в политических платформах русских либеральных партий, но это уже совсем другая история.

Хадиев Амир.

[1]
[1] Kamall: Nazis were socialists [Electronic resource] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=1LfnbusMd_0 (accessed: 10.06.2019).

[2]
[2] A debate over Nazis and Socialism broke out in House Judiciary – YouTube [Electronic resource] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=LNh_ZKBdR38 (accessed: 10.06.2019).

[3]
[3] Beck G. Yes, Virginia: Hitler really was a socialist [Electronic resource] // iHeartRadio. 2019. URL: https://news.iheart.com/featured/glenn-beck/content/2019-04-08-glenn-beck-blog-yes-virginia-hitler-really-was-a-socialist/ (accessed: 10.06.2019).

[4]
[4] Woods T.E.Jr. Hitler and Economics [Electronic resource] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=17DkMDvKqw0

[5]
[5] Yearwood P.D. Bank apologizes for praising Hitler [Electronic resource] // Jewish Telegraphic Agency. 2003. URL: https://www.jta.org/2003/08/12/lifestyle/bank-apologizes-for-praising-hitler (accessed: 10.06.2019).

[6]
[6] Das 25-Punkte-Programm der Nationalsozialistischen Deutschen Arbeiterpartei (24.02.1920) [Electronic resource] // documentArchiv. URL: http://www.documentarchiv.de/wr/1920/nsdap-programm.html (accessed: 10.06.2019).

[7]
[7] Программа «25 пунктов» НСДАП (1920) [Electronic resource] // Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/25_пунктов.

[8]
[8] Cesarani D. The Final Solution: origins and implementation. London: Taylor & Francis Ltdd, 2002. 45 p.

[9]
[9] Heiden K. A History of National Socialism. reprint. London: Taylor & Francis Ltd, 2011. 85 p.

[10]
[10] Mussolini B. The Doctrine of Fascism // The Living Age. New York, 1933. P. 235–244.

[11]
[11] Ley R. The Jews or Us… [Electronic resource] // German Propaganda Archive. Calvin college. URL: https://research.calvin.edu/german-propaganda-archive/ley3.htm (accessed: 10.06.2019).

[12]
[12] Goebbels J., Mjölnir. Those Damned Nazis [Electronic resource] // German Prpaganda Archive. Calvin college. URL: https://research.calvin.edu/german-propaganda-archive/haken32.htm (accessed: 10.06.2019).

[13]
[13] Comerchero V. Suggestions For Instructors to Accompany Values in Conflict. New York: Appleton-Century-Crofts, 1971. 66 p.

[14]
[14] Hauner M. HITLER: A Chronology of his Life and Time, Second Revised Edition // Palgrave Macmillan. New York: Palgrave Macmillan, 2008.

[15]
[15] Ley R. International Ethnic Mush or United National States of Europe? [Electronic resource] // German Propaganda Archive. Calvin college. URL: https://research.calvin.edu/german-propaganda-archive/ley4.htm (accessed: 10.06.2019).

[16]
[16] Weimar political parties [Electronic resource] // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Weimar_political_parties (accessed: 10.06.2019).

[17]
[17] SPD: Heidelberger Programm (1925) [Electronic resource] // Marxist Internet Archive. URL: https://www.marxists.org/deutsch/geschichte/deutsch/spd/1925/heidelberg.htm (accessed: 10.06.2019).

[18]
[18] Pannekoek A. Class Struggle and Nation [Electronic resource] // Marxist Internet Archive. URL: https://www.marxists.org/archive/pannekoe/1912/nation.htm (accessed: 10.06.2019).

[19]
[19] Bebel A. Woman and Socialism [Electronic resource] // The Project Gutenberg. 2014. URL: https://www.gutenberg.org/files/47244/47244-h/47244-h.htm (accessed: 10.06.2019).

[20]
[20] Sozialistische Arbeiterpartei Prinzipienerklärung (1932) [Electronic resource] // Marxistische Bibliothek. URL: https://web.archive.org/web/20070429132251/http://www.marxistische-bibliothek.de/sapziel.html (accessed: 10.06.2019).

[21]
[21] Buchheim K. Der Christlich-Soziale Volksdienst [Electronic resource]. URL: http://www.hartwig-w.de/hartwig/ekh/csvd_10.htm (accessed: 10.06.2019).

[22]
[22] Kühnl R. Der deutsche Faschismus in Quellen und Dokumenten. Köln: PapyRossa, 2000. № 7., durchges. und erw. Aufl. 48-49 p.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector