нужен ли договор аренды для регистрации обособленного подразделения

czYSCtW8hc3dFpcPksIgiCznZq8b5aR8uSeajW54

Что такое обособленное подразделение

У компаний, которые приняли решение о расширении своих коммерческих интересов, может возникнуть необходимость в ведении деятельности через новые подразделения — филиалы или представительства (согласно ст. 55 ГК РФ), к примеру, в другом регионе нашей страны. Они будут преследовать те же цели, выполнять те же задачи, что и головная организация. Также обособленные подразделения наделяются всеми функциями главной компании либо их частью. Это позиция ГК РФ.

Позиция налогового законодательства отличается от гражданского. НК РФ выделяет как филиалы и представительства, так и просто обособленные подразделения. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ компания обязана поставить на учет каждое новое подразделение по месту его нахождения. Понятие обособленного подразделения можно найти в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это отделение компании, фактическое местопребывание которого отличается от основного юридического адреса. Обособленное подразделение может быть образовано в другом регионе, городе или районе городского округа, то есть в другом муниципальном образовании. Одним из главных условий признания подразделения как обособленного выступает наличие в нем хотя бы одного стационарного рабочего места. При этом место должно быть организовано на срок больше 1 месяца (ст. 11 НК РФ).

В качестве примера можно привести такие структуры, имеющие подразделения, находящиеся в разных регионах страны и разных районах одного города, как:

Обособленные подразделения могут быть разными и создаваться в силу разных причин. При этом регистрация по ГК РФ и НК РФ отличается. По ГК РФ регистрируются только филиалы или представительства, а по НК РФ — любое обособленное подразделение (по месту нахождения имущества, по месту установки ККМ). Для налоговой инспекции достаточно уведомления о том, что на ее территории находится, к примеру, ККМ или объект недвижимости. Это необходимо для контроля за налогообложением. Если ваше предприятие решило регистрировать обособленное подразделение по ГК РФ (как филиал или представительство), приготовьтесь к полномасштабной регистрации по всем правилам. И здесь вам понадобится подробная пошаговая инструкция по регистрации обособленного подразделения в 2020-2021 годах.

О том, возможно ли наличие обособленного подразделения у «упрощенца», читайте в статье «Открываем обособленное подразделение при УСН».

Пакет документов для регистрации

Итак, компанией было принято решение о создании обособленного подразделения. Прежде чем его зарегистрировать, ей нужно будет подготовить пакет определенных документов.

На этом этапе действия организации заключаются в следующем:

В приказе должно быть отражено:

Пример приказа подготовили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Документ подписывается руководителем головной компании.

Подготовить Положение об обособленном подразделении вам поможет образец, который составили эксперты КонсультантПлюс. Скачать его можно, получив бесплатный доступ к системе К+.

После того как необходимая документация была собрана, переходим к следующему этапу.

На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию в течение месяца после принятия решения об этом, например после даты протокола общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ новое подразделение предприятия должно пройти процедуру постановки на налоговый учет и включения в ЕГРЮЛ.

Регистрацию обособленного подразделения проводят налоговые органы. Для этого предприятию необходимо обратиться в ту налоговую инспекцию, в ведении которой будет находиться подразделение по территориальному признаку (муниципальному образованию).

Для регистрации филиала или представительства в налоговые органы необходимо подать документы по следующему перечню:

Все копии должны быть заверены в нотариальном порядке. Если обособленное подразделение будет вести свою деятельность в арендованном помещении, то необходимо наличие копии договора аренды площади. Документы можно подать и в электронной форме по соответствующим каналам связи в виде сканов. В этом случае они будут заверены электронной цифровой подписью.

Регистрация проводится налоговым органом в течение 5 дней со дня фактической подачи пакета документов или поступления на сервер через электронный документооборот. В качестве документа, подтверждающего постановку на учет подразделения, выступает соответствующее уведомление.

При регистрации обособленному подразделению не присваивается ИНН, а только код причины постановки (КПП). В своей документации подразделение будет применять ИНН головной компании. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом.

Для прочих обособленных подразделений специального пакета документов не требуется. В этом случае достаточно представить в налоговый орган сообщение по форме С-09-3-1. До 25.12.2020 сообщение подается по форме, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6-36@. С 25.12.2020 сообщение С-09-3-1 оформляйте на новом бланке, утв. приказом ФНС от 04.09.2020 № ЕД-7-14-632@.

Рассмотрим порядок заполнения документа более детально.

Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1

Само заявление представляет собой бланк на 1 листе. С его заполнением у предприятия не должно возникнуть сложностей.

В заявлении указываются:

Бланк, действующий с 25.12.2020, можно скачать по ссылке ниже:

Как заполнить сообщение о создании ОП пошагово, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к К+ и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Если заявление подается не лично руководителем, а представителем, то в документе заполняются его данные. При этом его полномочия должны быть подтверждены документально. Обычно для этих целей применяется типовая форма доверенности.

Заявление подается в 2 экземплярах. Можно также в качестве второго экземпляра предоставить копию заявления. Это необходимо для отметки на нем о дате принятия специалистом налоговой инспекции.

Бухгалтерский учет в филиале и представительстве

Обособленное подразделение осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами головной компании. Функции, виды деятельности, уровень правоспособности и полномочий определяются головной организацией и закрепляются в положении об обособленном подразделении. В т. ч. и ведение бухгалтерского учета возможно в двух вариантах.

В этом случае отделение не имеет собственного бухгалтерского отдела и расчетного счета. Все расчеты с контрагентами, в том числе с персоналом по заработной плате, осуществляет бухгалтерия головного офиса. При этом подразделение имеет право выписывать, к примеру, товарно-сопроводительные документы, но приниматься к учету они будут в головной бухгалтерии.

Этот вариант предполагает создание бухгалтерской службы и ведение учета внутри подразделения. Оно имеет расчетный счет в кредитной организации и расчеты с контрагентами может осуществлять самостоятельно. Данные из бухгалтерской отчетности подразделения учитываются в общем своде по предприятию. Обособленное подразделение осуществляет учет по правилам учетной политики головной компании.

Как правильно составить учетную политику для своего предприятия, вы узнаете из нашего материала «Как составить учетную политику организации?».

Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.

Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13002.

Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2. До 25.12.2020 сообщение подается по форме, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6-36@. С 25.12.2020 сообщение С-09-3-2 оформляйте на новом бланке, утв. приказом ФНС от 04.09.2020 № ЕД-7-14-632@.

Бланк, действующий с 25.12.2020, можно скачать по ссылке ниже:

В заявлении так как и раньше указываются:

Образец заполнения заявления о закрытии ОП вы можете увидеть в системе К+, получив бесплатный доступ к системе.

При этом заявления на постановку и снятие с учета подразделения практически идентичны. Отличие состоит только в самом названии документа. Заявление также составляется в 2 экземплярах. Можно предоставить оригинал документа и его копию, на которой специалист налоговой инспекции проставит отметку о принятии.

Если закрываемое ОП было ответственным за централизованную уплату налога на прибыль, то помимо вышеуказанных документов в ФНС следует направить уведомления по форме 1 и 2.

Подробности см. здесь.

Итоги

Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Решение о создании нового подразделения выносит орган управления предприятием. После этого предприятию необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения подразделение и предоставить необходимый пакет документов в течение месяца после принятия решения (для филиала или представительства). Для регистрации иного обособленного подразделения по налоговому законодательству достаточно уведомить налоговую инспекцию в форме заявления.

После регистрации подразделение получает собственный КПП, а ИНН применяет относящийся к головной организации.

Источник

Обособленные подразделения в 2021 году: что важно знать

92d38844d2723f4d89dd26903c9e4ebd compressed v1

Руководство многих организаций нередко задумывается над тем, как начать работать в другом регионе. Что собой представляет обособленное подразделение, как его правильно открыть, каковы правила уплаты налогов при наличии подразделения, расскажем далее в нашей статье.

Что такое обособленное подразделение

В гражданском законодательстве выделяют два вида обособленных подразделений:

Ни филиал, ни представительство не признают юридическими лицами.

В налоговом законодательстве применяют более широкое определение: это любое территориально обособленное подразделение, оборудованное хотя бы одним стационарным (созданным на срок более одного месяца) рабочим местом (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая служба может признать рабочие места обособленным подразделением вне зависимости от того, отражено или нет его создание в уставе юрлица или других организационно-распорядительных документах.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение

Сведения о филиалах и представительствах должны быть включены в ЕГРЮЛ (пп. «н» п.1 ст. 5 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Налоговая служба поставит их на учет автоматически на основании данных из реестра (п. 3 ст. 83 НК РФ).

О создании другого обособленного подразделения необходимо уведомить налоговиков, подав сообщение по форме № С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@. Сделать это нужно в течение одного месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Прикладывать какие-либо подтверждающие документы не требуется (письмо ФНС РФ от 30.10.2018 № ГД-4-14/21195). За непредставление сообщения в установленные сроки организации грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ), генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).

Обособленное подразделение следует поставить на налоговый учет по месту его нахождения. Из этого правила есть два исключения (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо ФНС РФ от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886):

В течение пяти рабочих дней организацию уведомят о постановке на учет в налоговом органе. В документе будет указан КПП, присвоенный обособленному подразделению. Его необходимо использовать в том числе при заполнении счетов-фактур (п. 7 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@, письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № СД-4-3/21730@).

Отказать в постановке на учет обособленного подразделения налоговая не может.

Открытие обособленного подразделения

Для открытия обособленного подразделения в форме филиала или представительства необходимо:

1) провести собрание участников или совета директоров общества в зависимости от того, в чью компетенцию входит решение этого вопроса (п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, пп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, пп. 14 п. 1 ст. 65 Закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ);

2) решить вопрос о включении (невключении) сведений о филиале или представительстве в устав организации. Закон требует, чтобы сведения о филиалах и представительствах были включены в ЕГРЮЛ, однако не требует, чтобы данные о них были в уставе. Это можно сделать по собственному желанию. В зависимости от решения этого вопроса будет отличаться процедура регистрации;

3) зарегистрировать филиал или представительство:

4) получить документы о регистрации — лист записи ЕГРЮЛ, а также устав с отметкой налогового органа, если в него были внесены правки. На проведение регистрационных действий налоговикам отведено 5 рабочих дней (п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 8 закона № 129-ФЗ). Если документы были поданы через нотариуса или МФЦ, еще два дня уйдет на пересылку документов, таким образом, срок регистрации увеличится до семи рабочих дней.\

Обособленное подразделение, не имеющее статуса филиала или представительства, считается созданным при соблюдении четырех условий (письмо Минфина РФ от 28.12.2017 № 03-01-15/88027):

В течение месяца о подразделении нужно уведомить налоговую. О том, как это сделать, мы рассказали выше.

Еще больше обо обособленных подразделениях мы рассказываем в онлайн-курсе «Клерка»: записывайтесь и начинайте проходить.

Постановка на учет обособленного подразделения

Любое обособленное подразделение, в том числе филиал и представительство, нужно поставить на учет в ПФР и ФСС, если оно имеет счет в банке и будет осуществлять выплаты физлицам (пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Для регистрации в ПФР необходимо подать в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями производить выплаты в пользу физлиц. Его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@. Направить сообщение нужно в течение месяца со дня издания приказа о наделении подразделения такими полномочиями (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Налоговая самостоятельно передаст сведения в ПФР.

Для постановки на учет в ФСС не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения нужно подать в отделение фонда по месту его нахождения (пп. 6, 9, 10 порядка регистрации и снятия с учета в ФСС РФ, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н):

За нарушение 30-дневного срока на организацию может быть наложен штраф (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ):

В этом случае подразделение самостоятельно удерживает НДФЛ с доходов своих сотрудников и перечисляет его в бюджет, а также сдает отчетность по форме 6-НДФЛ.

Бухгалтерский учет обособленного подразделения

Организация может выделить свои обособленные подразделения на отдельный баланс. Она самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования такого баланса и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления компанией (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех ее обособленных подразделений, в том числе выведенных на отдельные балансы (п. 8 ПБУ 4/99). Из этой нормы следует, что подразделения не формируют отдельную бухгалтерскую отчетность и не составляют отдельный бухгалтерский баланс (под термином «отдельный баланс» следует понимать перечень показателей, установленных предприятием).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми обособленными подразделениями, включая те, которые выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», письмо Минфина РФ от 10.08.2010 № 07-02-06/119).

В учетной политике следует установить план счетов, используемый обособленными подразделениями, а также порядок их взаимодействия с головным предприятием при совершении хозяйственных операций и формировании бухгалтерской отчетности.

Все операции между головным предприятием и обособленным подразделением (передача основных средств, затрат, финансовых результатов) отражают у обеих сторон на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К этому счету можно открыть субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» и 79-2 «Расчеты по текущим операциям».Таким образом, обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, ведут бухучет самостоятельно в соответствии с учетной политикой организации. Головное предприятие отражает в бухучете только свои хозяйственные операции. При составлении бухгалтерской отчетности в целом по учреждению показатели головного предприятия и обособленных подразделений суммируются.

Налог на прибыль обособленного подразделения

Налог на прибыль в федеральный бюджет организации уплачивают по месту своего нахождения без распределения суммы налога по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ). Налог, зачисляемый в региональный бюджет, необходимо распределить между головным подразделением и всеми обособленными подразделениями пропорционально долям прибыли, которые на них приходятся. Эти суммы нужно перечислить в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Если на территории одного субъекта РФ находится несколько обособленных подразделений организации, то она может выбрать одно из них и сделать его ответственным подразделением. Через него будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ. Об этом нужно уведомить налоговые органы (письмо ФНС РФ от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@).

Долю прибыли обособленного подразделения рассчитывают по формуле: удельный вес трудового показателя (среднесписочная численность сотрудников или расходы на оплату труда) удельный вес стоимости амортизируемого имущества / 2.

Организация самостоятельно решает, какой из двух трудовых показателей она будет применять для расчета: среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (п. 2 ст. 288 НК РФ). Выбранный показатель нужно закрепить в учетной политике и не менять до конца года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ).

Если у организации и обособленного подразделения нет амортизируемого имущества, расчет по формуле нужно произвести, взяв только среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (письмо Минфина РФ от 20.02.2021 № 03-03-06/1/12084).

Удельный вес среднесписочной численности работников следует считать по формуле: среднесписочную численность работников обособленного подразделения / среднесписочную численность работников в целом по организации х 100 процентов.

Удельный вес расходов на оплату труда рассчитывают по формуле: расходы на оплату труда подразделения / расходы на оплату труда в целом по организации х 100 процентов.

Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества следует считать по формуле: среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств подразделения / среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств в целом по организации х 100 процентов.

Декларация по налогу на прибыль должна быть подана по организации в целом и по каждому обособленному подразделению либо группе подразделений, если налог в региональный бюджет уплачивает ответственное подразделение.

Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению в отчетном периоде, в котором оно было ликвидировано, считается в общем порядке. В последующих отчетных и текущем налоговом периодах налог рассчитывается с учетом следующих особенностей:

Это следует из подпунктов 10.2, 10.12 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Если же прибыль организации в следующем отчетном периоде или в текущем налоговом периоде уменьшилась либо получен убыток, то ранее исчисленные авансовые платежи по налогу как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытое, уменьшаются (п. 10.12 порядка). Для этого необходимо произвести перерасчет налоговой базы исходя из зафиксированной доли прибыли ликвидированного подразделения (письмо Минфина РФ от 10.08.2006 № 03-03-04/1/624, письмо ФНС РФ от 01.10.2009 № 3-2-10/23).

Если после уменьшения исчисленного по закрытому обособленному подразделению налога произошло увеличение налоговой базы в целом по организации, перерасчет авансовых платежей по налогу ликвидированного подразделения не производят (письмо ФНС РФ от 28.05.2019 № СД-4-3/10244@).

Ежемесячные авансовые платежи за последующие после закрытия отчетные периоды по обособленному подразделению не рассчитывают и не уплачивают (п. 10.12 порядка).

Налог на имущество обособленного подразделения

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество в бюджет по местонахождению каждого подразделения в отношении имущества, находящегося на его отдельном балансе (ст. 384 НК РФ).

Налог рассчитывают как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположено подразделение, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Если адрес объекта недвижимого имущества находится вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то налог следует уплачивать в бюджет по местонахождению такой недвижимости (ст. 385 НК РФ).

Таким образом, налог с недвижимости, которая числится на балансе обособленного подразделения, организация платит по месту нахождения имущества. По месту нахождения обособленного подразделения налог следует уплачивать, только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости.

Cнятие с учета обособленного подразделения

Чтобы закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, достаточно снять его с учета в ИФНС и ФСС, если оно имело счет и производило выплаты сотрудникам.

Для этого нужно подать в налоговую службу сообщение по форме № С-09-3-2, утвержденной Приказом ФНС РФ № ЕД-7-14/632@. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о закрытии (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). За нарушение срока грозит штраф:

Сведения о снятии обособленного подразделения с учета налоговый орган передаст в ПФР, который снимет с учета подразделение в течение трех рабочих дней с момента получения информации. Подавать отдельное заявление в ПФР не нужно.

Для снятия подразделения с учета в ФСС необходимо подать заявление (приложение № 2 к Административному регламенту № 217). К нему необходимо приложить копию справки из банка, подтверждающую, что расчетный счет подразделения закрыли. Срок подачи документов не установлен. В любом случае рекомендуем это сделать до конца текущего отчетного периода.

Закрытие обособленного подразделения

Закрытие филиала или представительства требует большего числа действий. Это связано с тем, что сведения о них нужно исключить из ЕГРЮЛ. Для закрытия филиала или представительства нужно:

1) провести общее собрание участников или совета директоров общества в зависимости от того, к чьей компетенции отнесено принятие таких решений.

2) подать документы на регистрацию изменений в налоговую по форме № Р13014, а также:

Следует уведомить налоговую службу и ФСС о прекращении деятельности подразделения по правилам, изложенным выше.

Источник

Договор аренды или договор подряда в обособленных подразделениях

Согласно статье 55 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо вправе открывать обособленные подразделения (филиалы и представительства) вне места своего нахождения. Чаще всего, решение о создании филиала и представительства принимается руководящим органом юридического лица, на уровне Совета директоров предприятия.

Следовательно, гражданским законодательством России предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения юридического лица — филиалы и представительства.

Основная отличительная особенность представительства от филиала заключается в его функциональном назначении.

Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал же осуществляет все функции организации или их часть, в том числе и функции представительства.

Принимая во внимание, тот факт, что, акцентируя внимание только на двух видах обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.

Гражданский кодекс РФ является основным документом, регулирующим деятельность филиалов и представительств. Однако отдельные вопросы деятельности в этой сфере могут быть урегулированы и другими нормативными актами о деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Порядок создания филиалов и представительств акционерных обществ установлен в статьях 5 и 12 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Порядок открытия филиалов и представительств обществами с ограниченной ответственностью определен в статьях 5 и 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

В статье 55 ГК РФ даны понятия только двух видов обособленных подразделений организаций — представительств и филиалов.

Как уже отмечалось выше, различие между филиалом и представительством состоит в объеме и характере их функций. Так, сфера возможности деятельности филиала шире — она может включать и функции представительства.

Представительства и филиалы, согласно законодательству не являются юридическими лицами. Это структурные подразделения организации, его составные части.

Базируясь на действующем законе «Об акционерных обществах», в акционерном обществе решение о создании филиала (представительства) принимается Советом Директоров, в обществах с ограниченной ответственностью таким правом обладает Общее собрание участников.

После принятия решения о создании филиала (открытия представительства) в устав юридического лица должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку в силу статьи 55 ГК РФ филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Сведения о созданных обособленных подразделениях вносятся в учредительные документы юридического лица.

Таким образом, представительства и филиалы должны быть определены в учредительных документах создавшего их юридического лица с указанием названия и местонахождения.

Следует отметить, что установленное ГК РФ требование в части обязательного указания на наличие обособленных подразделений в учредительных документах юридического лица, создавшего их, применимо лишь к филиалам и представительствам.

Созданное представительство или филиал, наделяется имуществом юридического лица, его создавшего. Юридическое лицо утверждает положение, на основании которого и действуют данные обособленные подразделения.

В том случае, если в ходе дальнейшей деятельности организация превращает свой филиал или представительство в юридическое лицо, то обособленное подразделение перестает быть филиалом (представительством) и вообще подразделением юридического лица.

Согласно действующей редакции гражданского Кодекса РФ в составе юридического лица не может существовать другое юридическое лицо, так как это противоречит принципу имущественной обособленности и идет в разрез со статьей 48 ГК РФ.

Выделившееся в процессе реорганизации юридическое лицо и юридическое лицо, из которого оно выделилось, в дальнейшем могут вступать в гражданские, в том числе договорные правоотношения между собой и с другими лицами. Взаимозависимость одного из них от другого регулируется специальными нормами ГК РФ, изложенными в статьях 105 «Дочернее хозяйственное общество» и 106 «Зависимое хозяйственное общество» ГК РФ.

Филиалы и представительства, фактически являющиеся составными частями юридического лица, сами не могут быть юридическими лицами и соответственно не могут выступать сторонами в гражданских правоотношениях, так как сами по себе не обладают собственной гражданской правосубъектностью и правоспособностью.

Таким образом, заключение договоров между структурными подразделениями одной организации или между структурным подразделением и головной организацией неправомерно.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и выступают от имени юридического лица и в его интересах согласно выданной им доверенности.

Вне зависимости от осуществляемых обособленным подразделением функций, по месту нахождения филиала (представительства) организацией может быть открыт расчетный счет, право распоряжаться которым предоставляется руководителю обособленного подразделения.

Понятие «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, не совпадает с аналогичным понятием, используемым в гражданском законодательстве.

Используемое в НК РФ, оно охватывает не только филиалы и представительства. Само понятие «обособленное подразделение» свидетельствует о том, что такое подразделение является какой-либо частью общей структуры организации, по определенным функциональным причинам расположенной вне места нахождения головной организации.

Пункт 2 статьи 11 НК РФ трактует следующее:*

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

2. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

место нахождения российской организации — место ее государственной регистрации;

место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно — распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.*

Таким образом, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места. Особо стоит подчеркнуть тот факт, что в целях налогового учета рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Так, основываясь на действии пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, чтобы принять в целях налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства, при рассмотрении спора суд не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

В целях налогового учета признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Главным из отличительных признаков, присущих обособленному подразделению организации, является его территориальная обособленность от самой организации.

В случае, когда организация осуществляет свою деятельность через обособленное подразделение, то для признания этого структурного подразделения таковым в целях налогового учета это подразделение должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения головной организации, территории.

На основании Налогового кодекса РФ под местом нахождения российской организации понимается место ее государственной регистрации. Согласно пункта 2 статьи 54 ГК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Так пункт 1 статьи 51 ГК РФ дает четкое указание, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в регистрирующих органах в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

Основываясь на действии ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В настоящее время право государственной регистрации предприятий передано МНС РФ.

Это означает, что любая организация может быть зарегистрирована, в том числе по домашнему адресу, как учредителя, так и, другого члена руководящего состава, так как на основании статье 103 ГК РФ исполнительный орган предприятия может быть как коллегиальным (правление, дирекция), так и единоличным (директор, генеральный директор).

Под местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

В настоящее время в гражданском законодательстве не установлено каких-либо ограничений в части нахождения двух и более юридических лиц и (или) их обособленных подразделений по одному и тому же юридическому адресу.

Согласно Письму Минфина РФ от 28 августа 2001 года № 04-01-10/3-87 факт нахождения обособленного подразделения по юридическому адресу головной организации не означает совпадение юридического лица и его филиала или иного обособленного подразделения в одном лице.

Территориальная обособленность от места нахождения, а именно от места государственной регистрации, указанного в учредительных документах головной организации может определяться территорией города, улицы или района в городе.

Основываясь на содержании письма, под территорией применительно к месту нахождения обособленного подразделения организации в совокупности со всеми предусмотренными Налоговым кодексом РФ признаками, соответствующими обособленному подразделению, следует понимать конкретный объект недвижимости — здание, строение, сооружение.

В настоящее время при разрешении соответствующих вопросов, связанных с территориальной обособленностью структурного подразделения организации, следует исходить из того, что гражданским законодательством РФ не установлены какие-либо ограничения в части нахождения двух и более юридических лиц и (или) их обособленных подразделений по одному и тому же адресу. Практическим подтверждением вышеизложенного может служить деятельность большого количества организаций, находящихся в одном и том же здании, например, в результате заключенных с собственником здания договоров аренды.

Тот факт, что обособленное подразделение юридического лица, указанное в учредительных документах последнего как его филиал, может иметь тот же адрес, как и само юридическое лицо не исключает сам факт существования обособленного подразделения.

Таким же образом следует решать вопрос о нахождении по одному и тому же адресу юридического лица и его обособленного подразделения, не указанного в учредительных документах.

Следующим отличительным признаком обособленного подразделения, помимо территориальной обособленности, является наличие оборудованных по месту нахождения подразделения организации стационарных рабочих мест.

Поскольку в Налоговом кодексе РФ не содержится понятие «рабочее место», то согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ организации должны руководствоваться определением этого термина, данным в Трудовом кодексе РФ.

Понятие «рабочее место» применяется в значении, приведенном в статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации:*

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.*

В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационных номеров налогоплательщика, утвержденного приказом МНС РФ от 27 ноября 1998 года № ГБ-3-12/309, и статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ:

Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При учете организации в налоговом органе по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов используется идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации в налоговом органе по месту ее нахождения, также присваивается соответствующий данному случаю код причины постановки на учет. На основании ведомственного справочника «Причины постановки на учет налогоплательщиков-организаций в налоговых органах» таковым является код 41 «Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет». Налоговый орган по месту уплаты организацией отдельных видов налогов и сборов обязан направить в налоговый орган по месту нахождения организации письмо о факте ее учета с указанием присвоенного кода причины постановки на учет. Выдача организации уведомления в этом случае не предусмотрена.

Обособленное подразделение считается созданным той организацией, под контролем которой находится рабочее место, то есть работник, которой должен находиться на данном рабочем месте.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца независимо от того, в каком помещении оно находится — арендуемом или собственном.

При осуществлении организацией деятельности через обособленное подразделение, размещенное в арендуемом помещении, следует проанализировать сам договор аренды недвижимого имущества. Если согласно договору арендатор принимает в пользование и владение конкретное помещение, то в договоре аренды, как правило, указывается, каким образом данное помещение будет использовать арендатор.

Согласно договору аренды арендуемое помещение планируется использовать как складское — для хранения и оптовой реализации товаров народного потребления. Из условия следует, что арендатор в процессе ведения хозяйственной деятельности в арендуемом помещении осуществляет правомочия по пользованию и владению, данным помещением с целью организации технологической цепочки по получению, складированию, хранению, реализации товаров народного потребления, то есть с целью извлечения тех или иных полезных свойств, качеств арендованного имущества, что является характерной основной чертой договоров данного вида — договора аренды.

Осуществление этих действий означает, что арендатор обеспечивает сохранность размещенных в этом помещении товаров, следовательно, осуществляет прямо или косвенно контроль за арендой помещения (его состоянием, состоянием находящихся в нем товаров и т.п.).

Для осуществления этого с определенной периодичностью работник арендатора обязан прибывать на рабочее место в арендуемом помещении для осуществления своих функций по разгрузке, размещению, складированию, проверке качества, отгрузке или иной деятельности. Часто согласно договору аренды арендодатель обязуется предоставить помещение для кладовщика арендатора, оборудованное всем необходимым для отпуска, учета и документального оформления товаров, отвечающее санитарным требованиям и обеспечивающее необходимые условия для пребывания и трудовой деятельности работника в течение времени

выполнения им своих профессиональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа договора аренды можно конкретизировать характер деятельности арендатора и наличие оснований для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

Возможны и иные варианты ведения деятельности организацией вне места своего нахождения без заключения договора аренды недвижимого имущества. Сам факт ведения деятельности в этом случае и обязанность организации в постановке на учет в налоговом органе устанавливаются на основании прочих гражданско-правовых договоров.

При ведении организацией ремонтных или строительных работ на территории, контролируемой определенной налоговой инспекцией, надо принимать во внимание, что такие работы ведутся в основном на основании договора подряда, на основании которого подрядчик выполняет работу по заданию заказчика. Результатом этой работы является создание новой вещи либо восстановление, улучшение, изменение уже существующего сооружения (ремонт, реконструкция и т.п.). Вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком. Этот факт по действующему в настоящее время законодательству, хотя и не приводит к обязанности по уплате налогов на имущество (незавершенное строительство), однако косвенно свидетельствует о том, что на соответствующей территории есть место, находящееся временно под контролем подрядчика, что важно при констатации факта наличия рабочих мест.

В практической деятельности наиболее часто встречается договор строительного подряда — организация-подрядчик ведет работы по возведению или ремонту зданий или сооружений на определенной территории. При этом варианте возводимое недвижимое имущество находится под контролем подрядчика, как и рабочие места его работников, которые осуществляют здесь свою деятельность. Для договора подряда существенным условием являются сроки (в договоре в обязательном порядке присутствуют начальные и конечные сроки), поэтому определение продолжительности ведения деятельности не вызывает затруднений, а сроки ее ведения прямо указаны в договоре подряда. Исходя из этих сроков, у организации-подрядчика определяется обязанность постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения или ее отсутствие. Такая обязанность, например, появляется в том случае, если сроки работ по договору подряда – более одного месяца.

Аналогичный подход следует также применять, когда ведется деятельность на основании иных гражданско-правовых договоров, в том числе на основании договора о возмездном оказании услуг. Например, частное охранное предприятие заключает договор на оказание охранных услуг на объектах, принадлежащих другому предприятию. При этом аренду помещений, в которых размещаются рабочие места охранников, охранное предприятие не оформляет. Однако рабочие места, на которых оказываются охранные услуги, косвенно находятся под контролем частного охранного предприятия. Значит, при ведении охранной деятельности более месяца (срок ведения деятельности устанавливается из договора) ее следует рассматривать как деятельность частного охранного предприятия через свое обособленное подразделение.

Следовательно, признание в налоговом законодательстве подразделения организации обособленным зависит от срока, в течение которого рабочее место служит таковым и не основывается на периодичности посещения работником указанного рабочего места и от времени пребывания на нем последнего.

Практика показала: если подразделение организации квалифицировать как обособленное только согласно признаку оборудования по месту нахождения стационарных рабочих мест подразделения, то возникают определенные проблемы, а именно — наличие или отсутствие рабочего места как такового, а также отнесение рабочего места к стационарному.

В основном эти проблемы возникают в связи со спецификой деятельности отдельных организаций или применяемых ими методов осуществления деятельности (при вахтовом методе организации работ).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector