нужен ли военный билет для получения водительских прав в 2021 году

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

trignin vladimir

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Источник

Как обменять права

Если прошло уже 10 лет и пора получать новые

Этот материал обновлен 22.01.2021

В марте 2019 года я обнаружила, что через 10 дней у меня истечет срок действия водительского удостоверения.

Я расспросила знакомых, кто и как менял права, посмотрела в интернете, где быстрее пройти медкомиссию, и обменяла права в ГАИ за 30 минут.

Расскажу, что и как я делала.

Когда меняют права

Водительское удостоверение действует 10 лет. После этого его необходимо заменить. Еще права следует заменить, если:

Если у прав истек срок действия и водитель их вовремя не поменял, он может попасть на штраф — от 5 до 15 тысяч рублей.

В период эпидемии срок действия водительских удостоверений продлили. Но не всех, а только тех, у которых срок истек с 1 февраля по 15 июля 2020 года. За управление автомобилем с такими правами в этот период штрафовать было нельзя.

Как меняют права

В отделениях МФЦ. Права меняют не во всех МФЦ. Чтобы узнать, в каких центрах меняют права в вашем городе, зайдите на каталог услуг своего региона, выберите услугу «Выдача и замена водительских удостоверений» и посмотрите список МФЦ.

Порядок обмена будет такой: приходите с пакетом документов, берете талончик на получение услуги «Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений при замене, утрате (хищении) и международных водительских удостоверений», платите госпошлину и дожидаетесь своей очереди. Дальше предъявляете документы и фотографируетесь на месте.

Забирать новые права надо будет здесь же. Срок разный: в Москве права будут готовы примерно через 10 календарных дней, в Петербурге — через 15 рабочих дней.

В ГИБДД нужно прийти с пакетом документов без записи, взять талончик, заплатить госпошлину, заполнить заявление и ждать своей очереди. Что и как делать, скажут инспекторы — от вас потребуется только покорно переходить от одного окна к другому и ждать. Очереди в ГИБДД обычно большие. Два года назад мой муж менял права через ГИБДД — потратил пять часов только там, не считая получения медицинской справки.

Госуслуги. Это самый быстрый и удобный путь. Заполняете анкету, выбираете время и место обмена прав и отправляете ее электронно в удобное время. Госпошлину платите на сайте со скидкой 30%.

В день, который вы указали, приходите с пакетом документов. Ваше заявление проверяют, вас фотографируют, вы расписываетесь и получаете новые права.

Я потратила один час на получение медицинского заключения, 5 минут на заполнение заявления на сайте и 30 минут в ГИБДД. Вот инструкция.

Чтобы обновить права, нужно пройти медицинское освидетельствование. Еще его называют водительской комиссией. Это необходимо, чтобы определить, есть ли у водителя медицинские противопоказания или ограничения на управление транспортным средством. По результатам освидетельствования выдают медицинское заключение.

Если права меняются из-за смены фамилии, их утери или повреждения, повторно проходить медкомиссию не нужно. Если истек срок действия или ухудшилось состояние здоровья, например появилось заболевание, которое влияет на возможность управлять автомобилем, — медкомиссия обязательна.

Перечень противопоказаний, ограничений и показаний установлен законом. Например, водить машину запрещено больным эпилепсией, людям с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Для тех, у кого проблемы со зрением, установлены ограничения по типу транспортного средства: если человек ослеп на один глаз, он может водить машину, в которой есть акустическая парковочная система.

Где проходить. Пройти медкомиссию можно в любом учреждении без привязки к месту регистрации. Главное, чтобы у учреждения была лицензия на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг.

Но есть исключения: пройти обследование у психиатра и психиатра-нарколога можно только в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства или по месту пребывания. Причем у организации должна быть лицензия на медицинскую деятельность по оказанию услуг «психиатрии» и «психиатрического освидетельствования».

Если живете в Санкт-Петербурге, а прописаны, например, в Ярославле, пройти психиатра и нарколога в Санкт-Петербурге можно, только если есть регистрация по месту пребывания. В противном случае придется ехать за справками в Ярославль.

Каких врачей проходить. Для медкомиссии на категорию В нужно пройти:

Других специалистов потребуется пройти, если к ним направит один из врачей обязательного списка. Невролог, лор и ЭЭГ нужны для других категорий прав.

Как проходить. Лучше начать с психиатра и нарколога. Для этого необходимо сходить в районный наркологический и психоневрологический диспансеры по месту жительства и получить там справки. Они действительны только 30 дней. Если не успеете пройти остальных врачей, придется получать заново.

я потратила на справки от психиатра и нарколога, когда меняла права

Вместе с этими справками следует прийти в организацию, где проводят водительскую комиссию, и пройти обследование у остальных врачей. Вам оформят и выдадут на руки бланк-карточку, куда врачи впишут заключения. Справки от нарколога и психиатра заберут и вклеят в эту карточку. Вместо нее в конце выдают медицинское заключение о том, что вы допущены к управлению транспортными средствами определенных категорий.

Водительская комиссия не покрывается полисом ОМС, поэтому даже в обычной поликлинике придется за нее заплатить. Без учета справок от нарколога и психиатра комиссия в поликлинике стоит в среднем тысячу рублей, в коммерческом центре — 1,5 тысячи. В поликлинике еще спрашивают сведения о флюорографии, группу крови и резус-фактор. Я проходила водительскую комиссию в коммерческом медицинском центре, и флюорографию или данные о группе крови у меня не просили.

В конце 2019 года Минздрав планировал ввести обязательные анализы на признаки следов наркотиков и регулярного употребления алкоголя. Это должно было увеличить стоимость прохождения медкомиссии примерно до 5 тысяч рублей. Позже вступление в силу нового порядка медосвидетельствования перенесли: сначала — на 1 июля 2020 года, потом — на 1 января 2021 года. В декабре 2020 года Минздрав в очередной раз перенес срок вступления в силу нового приказа — на 1 января 2022 года.

У мужчин еще могут спросить военный билет. Но по закону военный билет или справка из военкомата не обязательны для водительской комиссии. Если военный билет настоятельно требуют, можно составить досудебную претензию руководству клиники. Она заключила с вами договор на оказание платных медицинских услуг, а отказ принять вас — это нарушение его условий.

Я регистрировалась на госуслугах еще несколько лет назад. Чтобы подавать документы, например налоговую декларацию, или получать загранпаспорт, необходимо подтвердить личность.

Для этого нужно сходить в отделение МФЦ или удостоверяющий центр — список есть на сайте госуслуг. Еще можно подтвердить личность через Почту России — получить код подтверждения заказным письмом.

Клиенты некоторых банков могут подтвердить личность не выходя из дома. Например, клиенты Тинькофф-банка могут сделать это через личный кабинет.

Заполнять заявление нужно только тогда, когда на руках есть медицинская справка: в заявлении потребуется указать ее номер.

На сайте порядок такой: выбираете услугу «Замена водительского удостоверения» и заполняете анкету, где указываете данные паспорта, старого водительского удостоверения и медицинской справки.

Последним этапом нужно выбрать место и время, когда придете на замену удостоверения с пакетом документов. Я выбрала ближайшее отделение ГИБДД и утреннее время. Рассуждала так: везде случаются сбои и люди опаздывают. Это копится как снежный ком: если утром это будет несколько минут задержки, то к вечеру может быть уже час. Еще утром больше свободных слотов — я выбрала время на следующий день без проблем.

Когда вы заполнили и отправили в ГИБДД заявление, ведомство его зарегистрирует и выставит счет на уплату госпошлины — в заявлении появится кнопка «Оплатить». Ждать ее появления и обновлять страницу не обязательно — на электронную почту придет уведомление, что уже можно платить. Мне пришло через 10 минут. Если письмо об оплате не пришло в течение часа, лучше повторно отправить заявление.

Хотя на госуслугах пишут, что в ГИБДД не имеют права требовать квитанцию об уплате госпошлины, я рекомендую ее сохранить в телефоне или распечатать. Когда я подавала документы, у меня спросили, нет ли случайно у меня этой квитанции. Если бы не было, сотруднику ГИБДД пришлось бы искать меня по базе. А так я сэкономила время и себе, и ему.

Р вместо 2000 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Никаких электронных талончиков брать не нужно. Для тех, кто подал заявление через госуслуги, работает отдельное окно. Нужно найти его и сесть в зоне слышимости. Вызывать будут по фамилии через громкоговоритель.

Вызывают по очереди, но лучше подходить заранее. У меня было назначено на 8:40. Я пришла в 8:30 и через две минуты меня вызвали. Человек, который был записан на 8:30, опаздывал, поэтому стали называть следующих по списку. Как потом поступают с опоздавшими — я не знаю.

Фотосъемка проходит отдельно. Очередь тоже занимать не нужно — вызывают по фамилии. Перед кабинетом есть зеркало, чтобы причесаться. Фотографии смотреть или выбирать не дают — как получился, так получился. Перефотографируют только в том случае, если моргнул или получилось нерезко.

Дальше нужно вернуться в общий зал и ждать вызова, чтобы проверить данные и расписаться. Потом права заламинируют.

После этого вызывают в последний раз — отдать новые права и документы. Одновременно с этим на старых правах обрезают уголок — теперь они недействительны. Их можно забрать на память.

Сколько времени ушло. В ГИБДД я потратила всего 30 минут от входа до выхода. Все очень быстро и отлаженно. А еще на новых правах у меня расширилась категория, хотя я не сдавала дополнительных экзаменов. Раньше у меня была только категория B — легковые автомобили и небольшие грузовики до 3,5 т. Сейчас у меня появилась категория В1 — это мотоциклы на трех колесах и квадрициклы. Квадрициклы — это не квадроциклы, а что-то вроде открытого мини-авто с педалями, сцеплением и обычным рулем.

Источник

Не могу восстановить права, так как у меня нет военного билета

Каюсь: меня дважды лишали прав на управление автомобилем за пьянство. Прошел срок окончания наказания. Я сдал теоретический экзамен в МРЭО, получил копию приговора по уголовному делу в суде, оплатил штраф 30 тысяч рублей и отправился в городскую поликлинику получать медицинскую справку по форме 003-В/у.

Проблема возникла во время прохождения медкомиссии у врача-психиатра. Он отказался принять меня, потому что у меня нет военного билета. Мне 27 лет, я стою на учете в московском военкомате, а проживаю и зарегистрирован в Ростовской области. В течение последних 8 лет я не получал повесток, но и сам навстречу армии по понятным причинам не шел.

Если следовать приказу Минздрава № 344 от 15.06.2015, то военный билет — это не обязательный документ при прохождении медкомиссии. Врач, скорее всего, действует по приказу Минздрава № 90 от 14.03.1996, в котором подобное требование было, но сейчас-то этот приказ утратил силу. Получается, что сейчас нет необходимости предъявлять военный билет.

Подскажите, прав ли я, основывая свои выводы на этих приказах Минздрава? Как можно повлиять на действия врача? Должен ли он объяснять, на основании каких нормативных документов требуется военный билет?

Илья, врач в принципе имеет право попросить у вас военный билет. Но не имеет права отказать в приеме, если военного билета у вас нет. Отсутствие военного билета — это не медицинское противопоказание, на основании которого можно отказать.

О том, откуда пришла традиция требовать военный билет и что делать в этой ситуации, я сейчас расскажу.

Что такое военный билет

Это основной документ, удостоверяющий личность и правовое положение военнослужащего. Для тех, кто находится в запасе, военный билет удостоверяет их отношение к исполнению воинской обязанности: можно ли их призвать на военную службу или для этого есть ограничения.

Почему психиатры требуют военный билет на медкомиссии

Психиатра должен интересовать не сам факт наличия или отсутствия у вас военного билета, а информация, которая записана в нем на странице 9.

Там записывается информация о заболеваниях и ранениях, полученных в период службы. Для врачей-психиатров это важно. Например, наличие у пациента черепно-мозговых травм может повлиять на решение врача о допуске к управлению машиной. В медицинской карточке обычной поликлиники такой информации может и не быть.

Врач вправе запрашивать дополнительные сведения, в том числе и те, что содержатся в военном билете. У медиков это называется «сбор анамнеза». Врач просто выясняет, были ли у человека ранее заболевания, в связи с которыми ему могут ограничить допуск к управлению автомобилем.

Теоретически отсутствие военного билета при этом не может служить основанием для отказа в выдаче справки. Но на практике не во всех медицинских учреждениях помнят, зачем этот военный билет нужен. Например, когда я продлевал водительское удостоверение, военный билет у меня потребовала сотрудница регистратуры. На мой вопрос, почему она занимается сбором анамнеза, сотрудница ответить не смогла. Логика у нее была простая: «Начальство сказало спрашивать, я и спрашиваю».

Проблемы при этом возникают не только у тех, кто не проходил военную службу по призыву. У многих сотрудников силовых ведомств военные билеты хранятся в кадровых подразделениях, и на руки их получить не так-то просто. А еще есть категория лиц на специальном воинском учете — им военные билеты тоже просто так на руки не выдают.

Что делать вам

В интернете часто дают советы сразу обращаться в прокуратуру. Этот вариант тоже возможен. Но я рекомендую для начала изучить договор.

Страховой медицинский полис не покрывает медицинскую комиссию для водителей. Это платная услуга клиники. Скорее всего, для выдачи справки клиника заключила с вами договор на оказание платных медицинских психиатрических услуг. Отказ от приема — это, по сути, нарушение условий договора. Вы можете оспорить его в суде, но сначала я рекомендую направить досудебную претензию в адрес руководства клиники.

Содержание претензии может быть следующим:

Он обратился в министерство здравоохранения и получил вот такой ответ.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector