Нюансы заполнения декларации по НДС казенным учреждением
«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 10
Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются все организации независимо от их организационно-правовой формы, в том числе казенные учреждения. В статье ответим на вопросы, касающиеся операций, подлежащих обложению НДС, а также рассмотрим нюансы заполнения и представления декларации по данному налогу.
По общему правилу операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ являются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при осуществлении таких операций любое учреждение должно не только уплатить необходимую сумму налога в бюджет, но и представить в ИФНС декларацию за соответствующий период.
Какие операции не признаются объектом обложения НДС?
Операции, не признаваемые объектом обложения НДС, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ. В силу пп. 4.1 п. 2 данной статьи к ним относится, в частности, выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (Письмо Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939). Кроме того, перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ. При этом исключения из объектов обложения НДС операций по реализации товаров, осуществляемых казенными учреждениями по пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не предусмотрено. Таким образом, операции по реализации товаров, проводимые казенным учреждением, облагаются НДС в общеустановленном порядке (см. Письма Минфина России от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288).
К сведению. Учреждение освобождается от уплаты НДС, если оно получило право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со ст. 145 НК РФ. Такое право может быть предоставлено организации, у которой за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
В названной статье не уточняется, какие именно суммы следует включать в расчет: все поступления или только выручку, полученную от операций, облагаемых НДС. Президиум ВАС в Постановлении от 27.11.2012 N 10252/12 считает, что в расчет выручки для применения освобождения по ст. 145 НК РФ следует включать только поступления от облагаемых НДС операций. В последних разъяснениях контролирующие органы придерживаются аналогичного подхода. Чиновники указывают, что постановления Президиума ВАС являются для налоговых органов сложившейся судебной практикой. Поэтому при решении рассматриваемого вопроса налоговым органам следует руководствоваться данными положениями: в расчете общей выручки нужно учитывать выручку только по тем операциям, которые облагаются НДС (Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@).
Если размер выручки позволяет казенным учреждениям воспользоваться правом на освобождение по п. 1 ст. 145 НК РФ, то они должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, которые подтверждают право на освобождение, в налоговый орган по месту своего учета:
При осуществлении операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ, учреждение не выставляет счета-фактуры, не делает записи в книге продаж (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако в этом случае оно обязано представлять декларации по НДС независимо от наличия обязанности по уплате налога.
Обратите внимание! Обязанность представлять декларации по НДС отсутствует только в случае, когда учреждение получило освобождение от уплаты налога в соответствии со ст. 145 НК РФ.
В случае осуществления операций, не подпадающих под действие п. 2 ст. 146 либо ст. 149 НК РФ, а также в случае отсутствия освобождения от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ казенные учреждения обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС. Кроме того, они обязаны представить в налоговый орган по месту учета декларацию по данному налогу (Письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-07-11/43314).
Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом обложения НДС, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).
Если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.
В какие сроки следует представить декларацию по НДС?
Для справки. Исключение составляют автономные учреждения, применяющие УСНО, а также казенные, бюджетные и автономные учреждения, получившие освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, которые не представляют в налоговые органы декларации по НДС.
Какие разделы налоговой декларации нужно заполнить?
Согласно п. 3 Порядка декларация по НДС включает:
При включении в декларацию по НДС тех или иных разделов необходимо обращать внимание на совершенные операции. Для наглядности представим это в таблице.
Операции, совершенные в налоговом периоде
Состав налоговой декларации
Операции, совершенные учреждениями, выставившими покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, но при этом:
Титульный лист, разд. 1 и 12
Операции, совершенные учреждениями, признаваемыми налоговыми агентами, предусмотренные ст. 161 НК РФ
Титульный лист, разд. 1 и 2. При этом в разд. 1 ставятся прочерки
Операции, совершенные учреждениями, признаваемыми налоговыми агентами, не подлежащие налогообложению, и операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ
Титульный лист, разд. 1, 2 и 7. При этом в разд. 1 ставятся прочерки
Операции, совершенные учреждениями, исполняющими обязанности налогового агента, но при этом:
Титульный лист, разд. 1 и 2. При этом в разд. 1 при отсутствии показателей ставятся прочерки
Титульный лист, разд. 1, 3, 8 и 9
Операции, не признаваемые объектом обложения НДС согласно п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемые от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ
Титульный лист, разд. 1 и 7
К сведению. В целях самоконтроля при заполнении налоговой декларации рекомендуем использовать Контрольные соотношения, которые приведены в Письме ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@.
В какой форме следует представлять декларацию по НДС?
Налогоплательщик (налоговый агент) представляет декларацию вместе с документами, если их подача предусмотрена законодательством о налогах и сборах:
При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если предусмотрена обязанность ее представления в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
Заключение
Кратко сформулируем основные выводы.
НДС в казенном учреждении
Автор: Иванова Ирина Ивановна, аудитор, эксперт по налоговому учету
Казенные учреждения вправе не платить НДС при реализации, но льгота распространяется не на все операции. В частности, продажа товаров, по общему правилу, облагается НДС. Проанализируем случаи, когда у казенных учреждений возникает объект налогообложения, а когда операции освобождены от НДС.
Уплата НДС казенным учреждением
Казенные учреждения имеют льготы по НДС. Однако освобождение от налогообложения распространяется не на все операции. По общему правилу, реализация товаров, произведенных казенными учреждениями, облагается налогом на добавленную стоимость, хотя выполнение работ и оказание услуг казенными учреждениями подпадает под освобождение от НДС. Проанализируем ситуацию и рассмотрим все случаи, когда учреждение платит НДС.
Оказание услуг и выполнение работ
Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. Данная норма прописана в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Причем это касается и тех работ (услуг), которые учреждения выполняют (оказывают) в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760). Определения работ и услуг приведены в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Рекомендации содержатся в письме Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.
В частности, платные услуги по разработке и согласованию конкурсной документации об аукционе, а также по подготовке, организации и проведению закрытых торгов НДС не облагаются. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/4/45534. Освобождается от НДС и сдача в аренду имущества казенными учреждениями (письма Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939 от 28 апреля 2015 г. № 03-03-05/24417, от 2 октября 2015 г. № 03-07-11/56570).
Освобождены от НДС услуги по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (письмо ФНС России от 1 августа 2013 года № ЕД-4-3/13952).
Также не облагаются налогом на добавленную стоимость услуги по производству товаров из давальческого сырья (материалов). Кроме того, от обложения НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание услуг для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров, работ, услуг (подп. 11 п. 3 ст. 149 НК РФ). Об этом сказано в письмах ФНС России от 26 октября 2015 года № СД-4-3/18661@, от 17 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11763@.
Реализация товаров
Реализация выпущенной казенным учреждением готовой продукции облагается НДС на общих основаниях. Такую обязанность подтверждает и Минфин России в письмах от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474, от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48, от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100. В.т.ч. при реализации казенным учреждением продуктов питания налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 27.03.2015 N 03-03-05/16992).
Например, надо платить налог при продаже товаров федеральными казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы (письмо № ЕД-4-3/11763@, № 03-03-05/33760). Кроме того, НДС надо начислить при выдаче казенным учреждением своим сотрудникам трудовых книжек и вкладышей в них (письма ФНС России от 23 июня 2015 года № ГД-4-3/10833@, Минфина России от 16 августа 2013 года № 03-03-05/33508).
Таким образом, если казенное учреждение совершает облагаемые и не облагаемые НДС операции, а также реализует продукцию, облагаемую НДС по разным ставкам, необходимо организовать раздельный учет.
Реализация имущества
НДС в казенных учреждениях также облагается реализация государственного (муниципального) имущества. Подробно этот вопрос чиновники Минфина России рассмотрели в пункте 3 письма от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040. Порядок определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации имущества установлен статьями 153–154 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях 164 и 166 Налогового кодекса РФ.
Как правило, казенные учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого включен «входной» НДС. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 Налогового РФ). Остаточная стоимость имущества определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16, от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). А сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).
Если разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, налог не исчисляется (письмо Минфина России от 3 июля 2012 г. № 03-07-05/18).
В тех случаях, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива по ставке 18 процентов (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).
Для некоторых государственных (муниципальных) учреждений предусмотрена нулевая ставка по налогу на прибыль. О том, как ей воспользоваться, в статье «Льготы по налогу на прибыль для учреждений госсектора: нулевая ставка»
Продажа имущественных прав
Передача имущественных прав признается объектом налогообложения по НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ. А действующее налоговое законодательство не предусматривает особенностей исчисления НДС при реализации имущественных прав казенным учреждением. Например, если казенное учреждение выставляет на торги права на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, то такие операции облагаются НДС (письмо Минфина России от 13 марта 2013 г. № 03-07-15/7660). Учреждение обязано дополнительно к цене передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю прав соответствующую сумму НДС (абз. 1 п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ).
Не являются объектом налогооблажения по НДС услуги по предоставлению владельцу рекламных конструкций за плату возможности установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального района (Письмо Минфина России от 21.12.2015 N 03-07-11/74852).
Если реализовано имущество казны
Продажа имущества, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, также считается объектом обложения НДС. Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, НДС уплачивают покупатели (в данном случае они выступают в роли налоговых агентов). Исключение касается физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям. Если они покупают имущество, НДС уплачивают в бюджет органы местного самоуправления (письма Минфина России от 27 июля 2012 г. № 03-07-11/198, от 25 апреля 2011 г. № 03-07-11/107).
Операции по реализации высвобождаемого имущества, находящегося в оперативном управлении казенного учреждения, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Нужно ли казенным учреждениям сдавать декларацию по ндс
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Бюджетная организация с 4 квартала 2020 года решила воспользоваться своим правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).
Какие документы необходимо представить для этого в налоговый орган? Должен ли будет налоговый орган выдать организации документ, подтверждающий правомерность применения ею указанного освобождения? Какие документы представляются в налоговый орган по окончании срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС? Нужно ли будет организации с 4 квартала 2020 года представлять в налоговый орган декларацию по НДС?
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС;
— Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ) в организациях бюджетной сферы;
— Энциклопедия решений. Документы для получения (продления) права на освобождение от НДС;
— Энциклопедия решений. Счета-фактуры при совершении не подлежащих налогообложению НДС операций, при освобождении от исполнения обязанностей плательщика НДС;
— Энциклопедия решений. Утрата права на освобождение от обязанностей плательщика НДС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
10 сентября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Декларация НДС для казенных учреждений
Каждое государственное учреждение несет налоговую ответственность. Несмотря на то, что у казенных учреждений чаще всего отсутствует сам предмет налогообложения, декларацию по НДС (налогу на добавленную стоимость) подавать они все равно обязаны.
В этой статье мы рассмотрим, в каких случаях казенному учреждению необходимо сдать декларацию НДС, а когда они от нее освобождаются.
Декларация НДС. Как сдать отчетность без лишней головной боли?
Сдавать декларацию НДС следует раз в квартал (3 месяца), 25 числа. На сдачу отчета дается месяц, согласно п. 5 статьи 174 НК РФ. К примеру, за первый квартал отчетность нужно сдать до 25 апреля текущего года. Просрочка сдачи отчётности – это налоговое нарушение, за это придется уплатить штраф.
Если после сдачи декларации НДС вы обнаружили ошибку — не переживайте. Первичную декларацию можно исправить (п. 3 ст. 88 НК РФ), а вот если проигнорировать ошибку, велик риск получить штраф.
Налоговые льготы для казенных учреждений. Упрощенная декларация НДС
Упрощенная декларация заменяет сложные отчеты, а ее составление не занимает много времени. Казенные учреждения имеют право сдавать “упрощенку” по НДС, соблюдая несколько условий.
Если организация соответствует всем этим требованиям, то она имеет полное право на упрощенную декларацию. Подавать ее следует в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (п. 2 ст. 80 НК РФ и Приложение 2 к Приказу № 62н).
Полное освобождение от сдачи декларации НДС
Помимо упрощенной отчетности, можно добиться и полного освобождения от сдачи отчета в налоговую. Казенные учреждения должны соответствовать некоторым требованиям (согласно ст. 145 НК РФ) и не исполнять обязанности налогового агента по этому налогу.
Организация может получить освобождение, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Чтобы получить полное освобождение от сдачи отчетности по НДС, необходимо подать уведомление об использовании права на освобождение от обязанностей налогоплательщика в налоговую. Перед этим необходимо собрать пакет документов: выписки из книги продаж и бухгалтерского баланса (пункт 6 вышеупомянутой статьи 145 НК РФ).
Статья подготовлена
Отчетность казенных учреждений в ИФНС
Какую отчетность нужно представлять казенному учреждению в ИФНС, если оно не является плательщиком НДС и не оказывает платных услуг?
Учреждение должно сдавать декларации по тем налогам, по которым признается налогоплательщиком – налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, НДС, налог на прибыль, отчетность по взносам и НДФЛ. Дополнительно в срок до 30 марта сдается бюджетная отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ).
Обязанность сдать декларации по НДС и налогу на прибыль не зависит от отсутствия налогооблагаемой базы (нулевая сумма налога). Рассмотрим подробнее как сдавать декларации по этим налогам, если у учреждения нет платной деятельности.
Казенные учреждения, как некоммерческие организации, признаются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). Исключение – случаи, когда учреждение освобождено от обязанностей налогоплательщика: уведомило инспекцию о том, что выручка за три предшествующих месяца не превысила 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ).
Не сдают декларации по НДС только те казенные учреждения, которые используют освобождение от уплаты НДС по уведомлению (п. 1 ст. 145 НК РФ). Исключение – если по ошибке выставили счет-фактуру с выделенным налогом или выступали налоговым агентом по НДС. В этих случаях декларацию придется сдать, но в неполном составе (подп. 1 п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ).
Если же учреждение не подавало уведомление в инспекцию, то должно представить декларацию по НДС. Причем даже в случаях, когда налогооблагаемых операций не совершало, а были только операции, которые не являются объектом обложения по статье 146 НК РФ или освобождены от налогообложения по статье 149 НК РФ. В этом случае состав декларации такой:
– титульный лист;
– раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет…»;
– раздел 7 «Операции, не подлежащие налогообложению…»
Например, деятельность казенного учреждения, предусмотренная уставом, не облагается по подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. В листе 7 отражается сумма финансирования из бюджета по коду 1010816 «Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями…»
Казенные учреждения, как некоммерческие организации, признаются плательщиками налога на прибыль (ст. 246 НК РФ).
Если у учреждения в отчетном периоде не было платной деятельности, продажи имущества, излишков и других налогооблагаемых операций, то декларацию по налогу на прибыль нужно сдавать раз в год по упрощенной форме в составе:
– титульный лист;
– лист 02 «Расчет налога»;
– лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества…» (средства в виде ЛБО (бюджетных ассигнований) включать не нужно (п. 15.1 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572));
– приложение 1 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы…» (при наличии доходов и расходов, виды которых приведены в приложении 4 к порядку заполнения декларации);
– приложение 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом…» (при наличии таких операций).
Это следует из пунктов 2, 4 статьи 289, пункта 1 статьи 285 НК РФ, Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572.