нужно ли начислять транспортный налог ежеквартально в 2021 году

Содержание

Транспортный налог для юридических лиц в 2021 году

Как ясно из названия налога, его плательщиками являются владельцы транспортных средств. Какой формулой воспользоваться для расчета, в какие сроки перечислить транспортный налог — эту информацию вы найдете в статье.

Налог на транспорт платят собственники транспорта. Налог является региональным, то есть ставка транспортного сбора зависит от решения региональных властей.

Все нюансы, касающиеся транспортного налога для юридических лиц, есть в гл. 28 НК РФ.

Чаще всего налог исчисляют с автомобилей и автобусов, которые есть на балансе компании. Однако при специфической деятельности налог платится и с другого вида транспорта. Например, яхт-клуб, сдающий в аренду лодки, катера или яхты, будет платить налог с этого водного транспорта. Но следует учитывать, что не все виды транспорта попадают под налогообложение. Их перечень можно найти в ст. 358 НК РФ.

С 2021 года организации будут сами сообщать в налоговую о том, какой налогооблагаемый транспорт у них имеется. Это необходимо, если инспекторы указали в сообщении об уплате налога не весь транспорт или не отправили сообщение вовсе. Срок подачи сообщения за 2020 год — 31 декабря 2021 года.

Если такое сообщение не отправить, с вас возьмут штраф в размере 20% от неуплаченного налога.

Ставка транспортного налога для юридических лиц в 2021 году

Главный критерий, исходя из которого устанавливается ставка на тот или иной вид транспорта, — мощность двигателя. Чем мощнее транспорт, тем выше налог.

Все ставки указаны в рублях на 1 л. с. В ст. 361 НК РФ ставки по видам транспорта представлены в виде таблицы.

Важно помнить, что чаще всего регионы меняют значение ставок. Им разрешено делать их меньше или больше. Но итоговое значение не должно отличаться от федеральных ставок более чем в 10 раз.

Сроки уплаты транспортного налога юридическими лицами в 2021 году

С 2021 года утвердили единый срок платежа по транспортному налогу. Он больше не зависит от региона и одинаков для всей России.

Организации обязаны заплатить транспортный налог за истекший год не позднее 1 марта следующего года. Таким образом, налог за 2020 год компании платят до 01.03.2021.

Регионы по-прежнему вправе установить свой порядок перечисления налога и обязать организации перечислять авансовые платежи. При этом сроки уплаты авансов регионы больше не устанавливают, они тоже одинаковы для всей РФ:

Расчет транспортного налога для юридических лиц

Для вычисления суммы налога компании потребуется знать три величины: налоговую базу по транспортному средству, ставку налога и время владения транспортом. Для дорогих машин полученное значение следует умножить на специальный коэффициент (ст. 362 НК РФ).

Налоговая база зависит от типа транспортного средства. Для транспорта с двигателем — лошадиные силы, для воздушных судов с реактивным двигателем — паспортная тяга, для водных несамоходных судов — валовая вместимость по документам, а для остального транспорта — единица транспортного средства.

Пример № 1. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi А3 мощностью 102 л. с. Машина Audi А3 куплена в 2016 году. Стоимость автомобиля 1 230 000 рублей, поэтому повышающий коэффициент не применяется. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2020 году 9,4 рубля.

Бухгалтер Карпов Т. И. рассчитал налог за 2020 год: 9,4 х 102 = 958,80 рубля.

Пример № 2. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi мощностью 140 л. с. Audi куплена и поставлена на учет 03.03.2018. Стоимость автомобиля 3 270 000 рублей, год выпуска 2018, поэтому применяется повышающий коэффициент 1,5. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2020 году 9,4 рубля.

Бухгалтер Карпов Т. И. рассчитал налог за 2020 год: 9,4 х 140 х 1,5 х (10/12) = 1 645 рублей.

Отчетность

Отчет по транспортному налогу за 2020 год и будущие периоды сдавать не нужно. Последний раз декларацию по транспортному налогу плательщики подавали по итогам 2019 года до 1 февраля 2020 года. Сейчас ИФНС будут принимать только декларации за периоды до 2020 года и уточнения к декларациям, поданным в 2020 году из-за реорганизации.

Теперь организации сами рассчитывают и перечисляют налог в бюджет, а контролировать правильность уплаты будет налоговая. Результаты своих расчетов инспекция отразит в сообщении по утвержденной форме.

Заполните и отправьте онлайн декларацию по транспортному налогу без ошибок и в срок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!

Источник

Изменения в транспортном налоге в 2021 году: новые льготы и правила прекращения налогообложения

16ef309e9241f8dbb9bec4c7d0b3317e

Запрос сообщений о суммах транспортного налога

По действующим правилам организации самостоятельно исчисляют суммы транспортного налога и авансовых платежей по нему (п. 1 ст. 362 НК РФ). Однако для обеспечения правильности и полноты уплаты налога ИФНС не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога направляет компаниям сообщения о точной сумме исчисленного налога. При этом в настоящее время НК РФ не предусматривает возможности направления таких сообщений по запросу налогоплательщиков. Сообщения составляются по самому факту уплаты налога/наступления срока его уплаты, либо при ликвидации организации, либо при поступлении в ИФНС информации и сведений о пересчете ранее исчисленного налога (п. 4 ст. 363 НК РФ).

Начиная со 2 августа 2021 года (ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ) порядок и основания направления плательщикам подобных сообщений будут изменены. С указанного момента сообщение о рассчитанном налоге будет выдаваться, в том числе, и по заявлению самого налогоплательщика-организации.

Организация сможет получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе независимо от места нахождения транспортных средств и места их постановки на учет.

Сообщение об исчисленной сумме налога направят руководителю организации в срок не позднее 5 дней со дня получения ИФНС соответствующего заявления (п. 5 ст. 363 НК РФ). Форма заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога позднее будет утверждена ФНС России.

Новые льготы по транспортному налогу для юридических лиц

Ранее от уплаты налога были освобождены все весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил включительно, зарегистрированные до дня вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ (закон, определивший понятие маломерного судна). Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ данное освобождение от налогообложения распространил на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2020 года.

4f06c1b3a77e1dd56c2ac7f5a1b0b076Региональным властям с 1 января 2022 года предоставлена возможность принимать законы, определяющие не только основания, но и конкретные правила предоставления налоговых льгот по транспортному налогу (ч. 3 ст. 356 НК РФ).

Напомним, с 2021 года в связи с отменой налоговых деклараций по транспортному налогу для организаций был введен заявительный порядок предоставления льгот по данному налогу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). Поэтому сейчас в целях применения льгот по имеющимся транспортным средствам организация должна направлять в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. С 2022 года субъекты РФ на основании региональных законов смогут вводить механизмы беззаявительного предоставления компаниям льгот по транспортному налогу.

Также с 1 января 2022 года вводятся новые правила расчета транспортного налога в случаях возникновения и прекращения у плательщиков права на налоговую льготу в течение налогового периода. В таких ситуациях налог будут рассчитывать с применением специального коэффициента. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к общему числу месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц (п. 3.3 ст. 362 НК РФ).

Прекращение уплаты транспортного налога

Одновременно с 1 января 2022 года для организаций вводится новый порядок освобождения от уплаты налога в отношении принудительно изъятых транспортных средств. Речь идет о транспортных средствах, право собственности организации на которые было прекращено в связи с их принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным законодательством (к примеру, по решению суда или судебного пристава).

Напомним, сейчас порядок прекращения налогообложения данных транспортных средств не установлен, и момент такого прекращения определяется датой их снятия с регистрационного учета. С начала 2022 года момент прекращения исчисления налога на изъятый транспорт станет определяться моментом самого изъятия независимо от даты снятия транспортного средства с регистрационного учета.

Для прекращения уплаты налога в указанном порядке организации необходимо будет подать в ИФНС заявление, форму и формат которого позже утвердит ФНС России. С таким заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства. Однако если организация не представит подтверждающие документы, это не лишит ее права на прекращение уплаты налога с момента изъятия транспорта.

В таких ситуациях ИФНС самостоятельно запросит сведения, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, у органов и должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Орган/должностное лицо, получившие запрос налогового органа, исполняют его в течение 7 дней со дня получения.

Заявление организации рассматривается ИФНС в течение 30 дней со дня получения, но, если к заявлению не приложены подтверждающие документы, срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.

По итогам рассмотрения заявления плательщику направляется уведомление о прекращении исчисления налога. В уведомлении должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого прекращается исчисление налога.

В любом случае исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было принудительно изъято у его собственника (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).

Источник

Транспортный налог в 2021 году: таблица, ставки, изменения

Организации и ИП, на которых зарегистрированы транспортные средства, должны платить транспортный налог. При этом во многих случаях для правильного расчета налога недостаточно просто умножить ставку на мощность двигателя. Требуется учитывать дополнительные параметры. Например, дату приобретения или продажи машины, а также ее стоимость. Наша статья поможет разобраться, как правильно рассчитать и заплатить транспортный налог в 2021 году.

Кто должен платить транспортный налог

Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.

ВАЖНО

Что касается водного транспорта, то налогом облагаются также несамоходные (буксируемые) суда — баржи, платформы, плавучие доки и т.п. А вот в отношении прицепов к наземным транспортным средствам платить налог не нужно, даже если прицеп оснащен мотором, необходимым для работы установленного на нем оборудования (письмо Минфина от 16.02.11 № 03-05-05-04/03).

Надо ли платить налог с квадрокоптеров? Все зависит от максимальной взлетной массы летательного аппарата. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, официальная регистрация необходима, если указанная масса «беспилотника» превышает 30 кг. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг включительно подлежат не госрегистрации, а учету (п. 3.2 ст. 33 ВК РФ).

Эта разница в терминологии имеет существенное значение для целей уплаты транспортного налога. Как было сказано выше, им облагаются только зарегистрированные транспортные средства. Поэтому в отношении «беспилотников» со взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг платить транспортный налог не нужно (письмо ФНС от 11.02.19 № БС-4-21/2295@).

ВНИМАНИЕ

Уклонение от регистрации транспортного средства (ТС) не освободит его владельца от необходимости перечислять транспортный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 14341/11).

Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год

Напомним: с 2020 года у организаций появилась новая обязанность. Они должны сообщать в ИФНС об имеющихся льготах по транспортному налогу по специальной форме (утв. приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@; см. « Утверждена форма заявления о льготах для организаций по транспортному и земельному налогам »).

Ранее такого заявления не требовалось — все сведения о льготах отражались непосредственно в налоговой декларации. ФНС пояснила, что подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года. За предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года (например, если компания ликвидирована или реорганизована), отдельное заявление о льготах не требуется (письмо от 12.09.19 № БС-4-21/18359@).

ВНИМАНИЕ

Срок подачи заявления о льготах не установлен. Но, очевидно, что сделать это лучше до даты уплаты налога или первого авансового платежа по нему. Поэтому если у организации имеется льгота по уплате налога (авансовых платежей) за 2021 год, то желательно не затягивать с направлением заявления. Хотя, заметим, что ФНС не возражает против более поздней подачи заявления (в 2022 году), то есть уже после уплаты налога и получения от ИФНС сообщения об исчисленной (без льготы) сумме налога (письмо ФНС от 03.12.19 № БС-4-21/24690@; см. «В ФНС рассказали, как организациям применять льготы по транспортному и земельному налогам с 2020 года»).

Сдавать в 2021 году декларацию по транспортному налогу за 2020 год не нужно. Она отменена Федеральным законом от 15.04.19 № 63-ФЗ (см. « Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц »). Именно с этим связано введение отдельного заявления о льготах.

Еще одно изменение затронет владельцев дорогостоящих автомобилей. При расчете налога за 2021 год они должны учитывать новый перечень машин, по которым применяются повышающие коэффициенты (см. «Опубликован перечень дорогих автомобилей для расчета транспортного налога за 2021 год»).

ВАЖНО

Таблица транспортного налога

Единой ставки по транспортному налогу не существует. В каждом субъекте РФ установлены свои размеры (но в большинстве случаев они не могут отличаться от установленных в НК РФ ставок более, чем в 10 раз). Ставка зависит от типа транспортного средства (наземное, водное, воздушное), наличия у него мотора и его мощности.

Информацию об актуальных ставках транспортного налога в том или ином регионе можно найти при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Для этого нужно указать в соответствующих полях данные о налоговом периоде (год, за который платится налог) и регионе. После этого надо нажать кнопку «Найти» и перейти по ссылке «Подробнее» (находится напротив появившихся сведений о региональном законе).

Повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога

Налог с дорогостоящих машин рассчитывается с учетом повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Он составляет:

Перечень таких автомобилей на 2021 год размещен на сайте Минпромторга. При использовании данного списка надо учитывать, что в отношении некоторых из них введены дополнительные ограничения. Речь идет о графе «Количество лет, прошедших с года выпуска» таблицы. К примеру, по автомобилям BMW M240i xDrive с бензиновым двигателем объемом 2 998 куб. см. коэффициент применяется только в том случае, если с даты выпуска прошло от 2 до 3 лет включительно.

Как определить количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля? НК РФ не содержит четких разъяснений на этот счет. На практике выработаны два подхода к расчету возраста машин.

Первый основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС от 02.03.15 № БС-4-11/3274@. В нем сказано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении машины 2011 года количество лет, прошедших с года ее выпуска, составляет 4 года. То есть число лет, истекших с года выпуска автомобиля, определяется в целых годах. Следовательно, возраст только что выпущенного заводом автомобиля равен одному году (за период до конца того календарного года, в котором он изготовлен).

А значит, транспортный налог за 2021 год по дорогостоящему автомобилю 2021 года нужно рассчитывать с учетом того, что количество лет, прошедших с года его выпуска, составляет 1 год. Такая машина подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно». Следовательно, придется применить повышающий коэффициент.

Второй подход также основывается на официальных разъяснениях. В письме Минфина от 11.06.14 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС от 07.07.14 № БС-4-11/13195@) указано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении автомобиля 2014 года количество лет, прошедших с года его выпуска, составит не более 1 года.

Получается, что для автомобиля 2021 года количество лет, прошедших с года его выпуска, будет не более 1 года. Следовательно, такой автомобиль не подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно», и при расчете налога за 2021 год применять повышающий коэффициент не требуется.

К сожалению, арбитражной практики по данному вопросу нет. Поэтому налогоплательщику придется самому решить, какой из названных подходов применить при подсчете возраста авто. Также можно обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления транспортного налога в отношении конкретного автомобиля ( подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следование этому разъяснению освободит от налоговой ответственности и станет основанием для неначисления пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).

Льготы по транспортному налогу

ВАЖНО

ИП платят транспортный налог как обычные физлица. Это значит, что они должны перечислить транспортный налог на основании уведомления об уплате, полученного из налоговой инспекции. В него включат налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Сведения для расчета налоговики получают из органов, которые регистрируют транспортные средства. Если за период владения транспортом ИП не получил уведомление об уплате налога, необходимо сообщить в инспекцию об объекте обложения.

Так, на всей территории РФ можно не платить налог, если транспортное средство находится в розыске, либо розыск прекращен. Налог не нужно перечислять с месяца начала розыска. При этом факт угона (кражи) подтверждается документом, выданным органом полиции (ГИБДД), либо сведениями, которые ИФНС получает в порядке межведомственного информационного обмена (ст. 85 НК РФ). Также см.: « В каком случае угнанные транспортные средства не облагаются налогом ».

Также не облагаются налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Освобождение действует, если ТС зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельхозработах.

Кроме этого, под налог не попадают промысловые морские и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Организациям и ИП, которые осуществляют пассажирские и (или) грузовые перевозки, не надо платить налог за пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в их собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Расчет транспортного налога в 2021 году

Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.

Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.

При прекращении регистрации ситуация обратная. Если машина снята с учета с 1 по 15 число месяца включительно, то за этот месяц налог не платится. А если дата снятия с учета приходится на период с 16 по последнее число месяца, то налог придется заплатить за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Региональными законами для организаций могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае по итогам каждого отчетного периода (первый, второй и третий кварталы) уплачивается сумма, равная ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

У организации в собственности есть два автомобиля. Грузовой с мощностью двигателя 300 л. с., который был приобретен и поставлен на учет 16 марта 2021 года. И легковой с мощностью двигателя 205 л. с, который был куплен в прошлом налоговом периоде. Эта машина входит в перечень дорогостоящих (стоимость от 3 млн. до 5 млн. включительно).

На основании регионального закона налоговая ставка по грузовому автомобилю составляет 100 руб./л.с., а по легковому — 50 руб./л. с. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. Региональным законом установлены авансовые платежи по налогу.

Рассчитаем налог по грузовому автомобилю.

Поскольку машина приобретена в середине 2021 года, требуется определить количество месяцев, за которые платится налог. Так как дата постановки на учет выпадает на период с 16 числа месяца, значит, месяц регистрации (март) при расчете налога не учитывается. А в январе и феврале машины у организации не было.

Таким образом, за первый квартал сумма авансового платежа не формируется, так как коэффициент владения (Кв) за этот период составит 0/3, то есть будет равен нулю. За второй и третий кварталы нужно будет заплатить по 7 500 руб.(1/4 × 300 л.с. × 100 руб./л. с.). И еще столько же придется доплатить по итогам года, так как годовой Кв составит 9/12 или 0,75. (300 л. с. × 100 руб./л. с. × 0,75 — 7 500 руб. × 2) = 7 500 руб.

Рассчитаем налог по легковому автомобилю.

Кв всегда будет равен единице, так как машина в течение всего 2021 года находилась во владении компании. К сумме налога и авансового платежа нужно дополнительно применить «дорогостоящий» коэффициент 1,1.

Получается, что за каждый квартал организация заплатит по 2 819 руб. Приведем расчет: 1/4 × 205 л.с. × 50 руб./л.с.×1,1 = 2 818,75 руб.; по правилам пункта 6 статьи 52 НК РФ данная сумма округляется в большую сторону до полного рубля. Налог по итогам года составит 11 275 руб.(205 л.с. × 50 руб./л.с. ×1,1). Следовательно, доплатить придется 2 818 руб.(11 275 руб. – 2 819 руб. × 3).

Итого, по двум автомобилям организация должна заплатить:

Общая сумма транспортного налога за 2021 год составит 33 775 руб.(22 500 руб. + 11 275 руб.).

Отчетность по транспортному налогу в 2021 году

«Транспортную» декларацию за 2020 год нужно сдать только тем компаниям, которые были реорганизованы или ликвидированы до конца этого года (см. «Налоговики сообщили, какие организации должны сдать декларацию по транспортному налогу за 2020 год»). «Промежуточные» декларации (расчеты) по итогам отчетных периодов не предусмотрены.

С 1 января 2021 года статья 363.1 НК РФ, устанавливающая обязанность по представлению «транспортной» декларации, прекращает действовать (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.04.19 № 63-ФЗ). Следовательно, сдавать отчетность по окончании 2020 года и более поздних периодов не надо.

ВАЖНО

Для ИП никакой отчетности по транспортному налогу не предусмотрено.

Сроки уплаты транспортного налога

Индивидуальные предприниматели должны заплатить сумму налога, указанную в уведомлении, не позднее 1 декабря следующего года.

Авансовые платежи по транспортному налогу вносят только организации и только в тех регионах, где эти платежи введены соответствующим законом. Начиная с 2021 года, срок перечисления стал единым для всей страны — вносить авансовые платежи нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Источник

Правила администрирования по транспортному и земельному налогам, действующие с 2021 года

Автор: Новикова С. Г., эксперт журнала

С 2021 года меняется порядок администрирования по транспортному и земельному налогам. Теперь плательщикам этих налогов не нужно представлять в ИФНС декларации по ним (ст. 363.1 и 398 НК РФ утрачивают силу[1]). Взамен вводится иной механизм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в части уплаты названных налогов.

Что он представляет собой и каковы его особенности, поясним в данном материале.

Новый механизм взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков

Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.

Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/337@. В них будут указываться:

сумма исчисленного налога.

Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].

Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/337@ в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).

По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.

Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.

Как заявить об имеющихся льготах по налогам?

Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.

Как составить заявление?

Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.

Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@.

Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:

разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;

разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.

Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].

Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).

Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.

Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.

Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Способы подачи заявления

Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):

по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/19518@);

по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.

Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:

на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;

в электронном виде – по каналам ТКС[5].

Срок подачи заявления

Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.

При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.

Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.

Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).

Срок рассмотрения заявления

ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/566@. Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).

Как оспорить рассчитанную ИФНС сумму налога?

Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».

При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).

В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.

Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.

Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Порядок актуализации сведений об объектах налогообложения

Разница между суммой налога, рассчитанной налогоплательщиком и налоговиками, также может быть обусловлена различиями в сведениях, имеющихся у налоговиков и органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств. Эти различия выявляются и затем устраняются по результатам сверки (см. Письмо ФНС России от 21.01.2020 №БС-4-21/790@).

Инициировать сверку (причем в любой момент) сведений, содержащихся в ЕГРН, могут как налогоплательщики, так и налоговики. Но в любом случае сверка начнется только после обращения налогоплательщика с запросом о предоставлении выписки из ЕГРН.

В Письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ ФНС пояснила: до направления сообщения и в любой момент после его получения налогоплательщики вправе (в силу п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ) обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются (будут использоваться) для формирования сообщения.

Запрос о предоставлении выписки из ЕГРН осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом[6]. Запрос можно подать на бумажном носителе или в электронной форме (п. 21 регламента). Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью (п. 3 ст. 26 НК РФ, п. 21 Административного регламента).

Запрос на бумажном носителе можно передать лично (через представителя) или по почте в любой налоговый орган. Такой запрос составляется в произвольной форме, но в нем необходимо указать информацию (п. 22 Административного регламента):

о заявителе (то есть наименование учреждения, его ИНН и адрес);

о способе получения сведений из ЕГРН (лично, через представителя, по почте).

Электронный запрос, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, можно направить через личный кабинет на официальном сайте ФНС или на Едином портале госуслуг (п. 23, 24 Административного регламента).

Если в запросе отсутствует информация о способе получения выписки из ЕГРН, она направляется заявителю по почте.

Выписка из ЕГРН предоставляется налогоплательщику бесплатно не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе (п. 19, 31 Административного регламента).

В случае выявления налогоплательщиком в сведениях, содержащихся в ЕГРН, расхождений со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих регистрацию транспортных средств, кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, он должен сообщить об этих фактах в ИФНС. Ему также необходимо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и – по возможности – приложить документы-основания с характеристиками соответствующих объектов.

После проверки (сверки) информации, представленной налогоплательщиком, налоговики обязаны актуализировать сведения в ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных ст. 83, 84 НК РФ.

В Письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ ФНС пояснила: до направления сообщения и в любой момент после его получения налогоплательщики вправе (в силу п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ) обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются (будут использоваться) для формирования сообщения.

[1] Иными словами, начиная с отчетности за 2020 год «упрощенцам» более не нужно подавать в ИФНС две декларации – по транспортному и земельному налогам. При этом уточненные декларации по ним за предшествующие налоговые периоды налоговики будут принимать в обычном режиме и после 1 января 2021 года.

[2] ЕГРН – это государственная электронная база данных обо всех организациях и физлицах, которые состоят на налоговом учете в РФ (Приказ Минфина России от 22.06.2017 № 99н). В реестре есть все данные по налогоплательщику, которые поступают в инспекцию, в том числе о его земельных участках и транспорте.

[3] Налоговые органы получают информацию о наличии у налогоплательщиков транспортных средств и земельных участков из госреестра транспортных средств; государственного судового реестра; Российского международного реестра судов, реестра маломерных судов, Российского открытого реестра судов; госреестра гражданских воздушных судов РФ; Единого госреестра недвижимости; иных базовых государственных информационных ресурсов (реестров).

[4] Разъяснения по заполнению некоторых реквизитов заявления есть в письмах ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@, от 07.11.2019 № БС-4-21/22665@.

[5] Положения п. 3 ст. 361.1 НК РФ, по которым заявление о предоставлении льготы может быть подано через МФЦ, распространяются исключительно на налогоплательщиков-физлиц. Это следует из п. 1.1 ст. 21 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2020) и Приказа ФНС России от 17.08.2017 № СА-7-17/615@, регламентирующего порядок предоставления госуслуг через МФЦ. В перечне услуг, которые могут предоставляться через МФЦ (см. приложение к названному приказу), приема заявлений о предоставлении льготы по транспортному и земельному налогам от юридических лиц нет.

[6] Административный регламент Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector