нужно ли в доверенности указывать инн в

Содержание

Нужно ли в доверенности указывать инн в

6. Форма и реквизиты доверенности

ФЗ от 03.08.2018 N 338-ФЗ в ст. 44.2 Основ законодательства РФ о нотариате внесены изменения, касательно нотариального удостоверения документов в электронной форме.

6.1. Доверенность должна быть совершена в письменной форме (п. 1 ст. 185 ГК РФ). При этом следует иметь в виду возможность совершения доверенности в электронной форме (ст. 44.2 Основ). В таком случае лицо, обратившееся за удостоверением доверенности, обязано подписать документ в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью. Усиленная квалифицированная электронная подпись и ее принадлежность лицу, от имени которого совершается нотариальное действие, должны быть проверены нотариусом в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Дополнительные требования, которым должна соответствовать форма доверенности, устанавливаются по аналогии в порядке, предусмотренном ст. 160 ГК РФ.

6.2. Доверенность должна содержать:

— дату ее совершения (число, месяц и год совершения доверенности указываются прописью) (п. 1 ст. 186 ГК РФ, ст. 45.1 Основ);

— полномочия представителя (ст. ст. 182, 185 ГК РФ);

— подпись представляемого или представителя юридического лица (ст. 44 Основ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ);

а также может содержать:

— срок, на который она выдана (ст. 186 ГК РФ);

— указание на право или запрет передоверия, возможность или запрет последующего передоверия (п. 1 ст. 187 ГК РФ).

Кроме того, в отношении физического лица в доверенности рекомендуется указывать иные сведения, индивидуализирующие личность, в частности, дату и место рождения; данные документа, удостоверяющего личность.

С 1 января 2017 года действует Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» (п. 50).

6.4. При удостоверении доверенности, предназначенной для совершения действий за границей, необходимо учитывать требования п. 1 ст. 1209 ГК РФ, ст. 1217.1 ГК РФ.

В самой доверенности представляемый может определить право страны, подлежащее применению к представительству, если иное не вытекает из закона. Это возможно лишь при условии, что третье лицо и представитель были извещены об этом выборе. Надлежащим извещением данных лиц можно считать как направление заказного письма с уведомлением или передачу заявления через нотариуса, так и указание на применимое право в тексте доверенности.

Если представляемый не выбрал применимое право в доверенности либо выбранное право в соответствии с законом не подлежит применению, отношения между представляемым или представителем и третьим лицом определяются по праву страны, где находится место жительства или основное место деятельности представителя. Если третье лицо не знало и не должно было знать о месте жительства или об основном месте деятельности представителя, применяется право страны, где преимущественно действовал представитель в конкретном случае (п. 2 ст. 1217.1 ГК РФ).

6.5. Для определенных видов отношений представительства законом установлено специальное правовое регулирование. Так, например, в случае, если полномочие предоставлено представителю для совершения сделки в отношении недвижимого имущества и при этом сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней подлежит обязательной государственной регистрации, применяется право страны, где недвижимое имущество внесено в государственный реестр (п. 3 ст. 1217.1 ГК РФ). А в случае, если полномочие предоставлено представителю для ведения дела в государственном или третейском суде, применяется право страны, где проводится судебное или третейское разбирательство (п. 4 ст. 1217.1 ГК РФ).

Если иное не вытекает из закона или существа отношений, при отсутствии в доверенности иных указаний считается, что в объем полномочий представителя входит определение порядка разрешения споров (заключение соглашений о передаче споров в государственный или третейский суд и т.п.), а также выбор права, подлежащего применению к сделкам, совершаемым представителем от имени представляемого (п. 6 ст. 1217.1 ГК РФ).

6.6. При удостоверении доверенности, предназначенной для совершения действий за границей, нотариусу следует учитывать круг вопросов, которые разрешаются на основе права, применимого к отношениям представительства (между представляемым или представителем и третьим лицом) (п. 5 ст. 1217.1 ГК РФ):

1) наличие и объем полномочий представителя;

2) последствия осуществления представителем своих полномочий;

3) требования к содержанию доверенности;

4) срок действия доверенности;

5) прекращение доверенности, в том числе последствия ее прекращения для третьих лиц;

6) допустимость выдачи доверенности в порядке передоверия;

7) последствия совершения сделки при отсутствии полномочий действовать от имени представляемого или при превышении этих полномочий, в том числе в случае последующего одобрения такой сделки представляемым.

6.7. Нотариусу следует принимать во внимание, что форма доверенности, предназначенной для совершения действий за границей, определяется по тем же правилам, что и форма сделки (абз. 2 п. 1 ст. 1209 ГК РФ).

Действительной будет доверенность, форма которой удовлетворяет хотя бы одному из следующих законов:

1) праву, подлежащему применению к отношениям сторон представительства по существу;

2) праву по месту совершения доверенности;

3) российскому праву, если личным законом хотя бы одной стороны является российское право.

6.8. При удостоверении доверенности для совершения действий за границей нотариусу следует учитывать особенности правового регулирования в стране действия доверенности, что позволит обеспечить не просто формальную действительность за рубежом подготовленных российским нотариусом документов, но обеспечить их эффективность с точки зрения реального достижения заинтересованными лицами желаемых результатов.

Источник

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ

О требованиях, предъявляемых к доверенностям

О требованиях, предъявляемых к доверенностям

Доверенность может быть в виде отдельного документа или быть включенной в договор, определяющий внутренние отношения представляемого и представителя.

Доверенность оформляется в письменной форме, а в случаях, указанных в законе, требуется ее нотариальное удостоверение или удостоверение теми организациями и лицами, которые прямо оговорены в ст. 185 ГК РФ. Так, требует нотариального удостоверения доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 185 ГК РФ (ч. 3 ст. 187 ГК РФ).

В соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. При этом необходимо учитывать, что если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Однако, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

В силу особенностей представительских отношений, ничтожность доверенности приводит к тому, что признаются недействительными не только отношения между представляемым и представителем, но и результат действия представителя, т.е. та сделка или другое правовое действие, которое создало, изменило или прекратило отношения между представляемым и третьим лицом, с момента их совершения.

В зависимости от содержания доверенности, различают несколько их видов. Разовая доверенность выдается на совершение одного определенного действия (например, на право представлять интересы при составлении протокола об административном правонарушении в назначенную дату). Специальная доверенность уполномочивает представителя совершать для доверителя несколько однородных действий и большей частью в течение определенного времени. Такая доверенность может быть выдана с целью подготовки документации и последующего получения разрешительной документации (лицензий, свидетельств, заключений и т.п.). Генеральная доверенность уполномочивает представителя совершать сделки и другие действия по поводу всего объема прав доверителя. Такая доверенность выдается обычно представительствам юридического лица, она может быть выдана коммерческому представителю, управляющему при доверительном управлении (ст. 38, 41 ГК РФ).

Необходимо учитывать также и то, чтодействие доверенности прекращается вследствие:1) истечения срока доверенности;2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее;3) отказа лица, которому выдана доверенность;4) прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;5) прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;6) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;7) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

С прекращением доверенности теряет силу передоверие.

Кроме того, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» дана оценка таких доверенностей как общая и специальная, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях.

Так, п. 24 названного Постановления предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Частью 1 той же статьи установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пп 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении выносится в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или в его отсутствие при наличии доказательств о его надлежащем извещении о месте и времени вынесения постановления. Указанные нормы направлены на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, а также служат для обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении. Несоблюдение административным органом указанных норм носит существенный характер и является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

В п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также разъяснено, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Источник

Как оформить доверенность, чтобы в отчетность не возникло проблем

26 июня в Екатеринбурге прошла первая Контур.Конференция для обслуживающих бухгалтерий. Одной из самых обсуждаемых тем стали доверенности для сдачи отчетности. На вопросы бухгалтеров ответил Илья Корионов, руководитель службы поддержки контролирующих органов СКБ Контур. Публикуем фрагмент дискуссии.

Оглавление

Как составить доверенность на сдачу отчетности в налоговую?

Унифицированной формы для передачи полномочий налоговая не утвердила. Это значит, что организации и ИП вправе оформлять доверенность в произвольном виде. Главное, чтобы в документе были указаны дата и место составления; сведения о том, чьи интересы представляет уполномоченное лицо; информация о нем самом и его правах, перечень операций, которые ему доверяют. Также нужно прописать срок действия доверенности. Если этого не сделать, она будет действовать один год с даты составления. Готовая бумага должна быть заверена директором организации или ИП.

Как составить доверенность на сдачу отчетности в ПФР, ФСС и Росстат?

Доверенность в фонды оформляется по тем же правилам, что и для налоговой. Вы можете составить единую доверенность для представления в разные контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Выдать ее можно на любой срок.

Можно ли в одной доверенности указать несколько бухгалтеров для одного и того же представителя?

Да, представлять организацию может сколько угодно лиц. Главное — однозначно их идентифицировать, указать, сотрудниками какой компании они являются.

Может ли представитель отозвать выданную на его имя доверенность?

По гражданскому кодексу отозвать доверенность может только тот, кто ее выдал. Вместе с тем ваши взаимоотношения с клиентом строятся на договорной основе. Соответственно, как только договор прекращает свое действие, вы можете потребовать, чтобы клиент отозвал доверенность. Кроме того, можно сообщить инспекции о том, что доверенность пора отозвать, поскольку вы больше не обслуживаете клиента.

Направьте два письма: клиенту и инспекции. Клиенту сообщите, что вы прекратили с ним работу и требуете отозвать доверенность. Инспекции — что вы более не представляете интересы клиента. Для инспекции это будет достаточным основанием, чтобы аннулировать доверенность в инфоресурсе.

Как быть, если ИФНС заносит в инфоресурс не дату, указанную в доверенности на дату отчетности, а дату входящего документа?

Административный регламент по занесению доверенностей для всех инспекций един, и все обязаны его придерживаться. Дата регистрации доверенности в налоговой не имеет никакого отношения к дате начала действия доверенности. Представьте, что это была бы доверенность не на представление налоговой отчетности, а на совершение сделок с недвижимостью. Очевидно, что она действует в даты, которая в ней прописана — независимо от того, когда и куда она представлена. С отчетностью точно так же.

Если вместо даты, когда доверенность начинает действовать, инспектор заносит в систему дата входящего документа, это явное нарушение или ошибка. Рекомендуем обратиться к руководителю инспектора. Скорее всего, этого будет достаточно. Если ситуация не разрешится, можно направить официальное письмо руководителю инспекции или в вышестоящий налоговый орган. В 99,99 % это срабатывает.

Можно ли в доверенности на право сдачи отчетности не указывать паспортные данные представителя?

Инспектор может взять паспортные данные только из доверенности или сообщения о представительстве. Но внести данные в систему он обязан только на основании доверенности. Взять их из сообщения о представительстве он может только по доброй воле. Так что единственный способ правильно оформить данные уполномоченного лица — это прописать их в доверенности.

Бояться скомпрометировать паспортные данные не стоит. Инспекция — такой же оператор по обработке персональных данных, как и любой другой контролирующий орган. Риск есть, скорее, в том, что доверенность остается в распоряжении вашего клиента, интересы которого вы представляете. Если это беспокоит, в договоре с ним стоит прописать, какую ответственность несут стороны в случае разглашения персональных данных.

Отчитывайтесь через Экстерн за свою компанию или клиентов, если у вас бухгалтерская фирма. Удобные таблицы помогают держать под контролем все отчеты, платежи и расчеты с бюджетом. 14 дней бесплатно.

Как сообщить в налоговую о доверенности?

Доверенность нужно предоставить на бумаге. Дополнительно можно передать ее через интернет в виде скана, подписав ее электронной подписью уполномоченного представителя. Но скан лишь уведомляет инспекторов о том, что оригинал отправлен и его надо отыскать. Инспекция имеет право не принять скан, пока не будет доверенности на бумаге.

Если бумажная доверенность затерялась, можно обратиться в налоговую — напрямую к инспектору, если с ним налажены взаимоотношения, либо с официальным письмом. А если вы отчитываетесь через Контур.Экстерн, можете обратиться к нам: мы поможем инспекции найти доверенность и занести данные по ней.

Сколько времени нужно закладывать на отправку доверенности в инспекцию?

Сотрудники налоговой обязаны внести в систему данные новой доверенности в течении 3 рабочих дней. Но никогда нельзя исключить технические или юридические сложности. Чтобы не рисковать, лучше передать доверенность хотя бы за 10 дней до сдачи отчетности.

Когда доверенность заменяют старую, ее нужно передать не позже чем за 15 дней до истечения срока предыдущего документа. Это позволит избежать блокировки счетов, если в период «между доверенностями» ФНС направит клиенту требование.

Чтобы убедиться, что данные о доверенности внесены, рекомендуем до сдачи отчетности сделать ИОН-запрос. Если в ответ придет квитанция, все в порядке — можно отчитываться.

Как правильно сформулировать полномочия подписанта в доверенности, чтобы у налоговой не возникло вопросов?

В доверенности нужно указывать в явном виде все действия, которые клиент доверяет вам совершать от его имени. Если это сдача отчетности, нужно перечислить, о каких видах отчетности идет речь (бухгалтерская, налоговая, статистическая). Если клиент доверяет вам получать и представлять документы, это тоже нужно оговорить.

Посмотрите образцы заполнения доверенности для разных случаев:

7ddecaf1 43af 498b a626 a14b7d252fee

49b9a479 befb 4c9c 96f7 6e629a2db53d

8d61fe54 0f69 4c57 8ec1 a5b484a525c8

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Обязательно ли проверять полномочия лиц, подписавших первичные документы со стороны контрагентов?

Обязана ли организация проверять полномочия лиц, подписавших первичные документы со стороны контрагентов (в частности, товарные накладные)? Обязательно ли указывать в первичных документах реквизиты доверенностей или приказов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующее законодательство не содержит требования к организации проверять полномочия работников контрагентов (поставщиков и покупателей) и собирать доверенности или приказы контрагентов, подтверждающие право подписи накладных и других первичных документов этими работниками.

Однако наличие у контрагентов необходимых приказов или доверенностей на подписание первичных документов является необходимым условием для принятия данных первичных документов к бухгалтерскому и налоговому учету. В связи с этим поставщики и покупатели могут добровольно предоставить организации копии своих распорядительных документов.

В законодательстве и нормативных документах отсутствует требование о необходимости указывать в товаросопроводительных документах реквизиты доверенностей, приказов и других внутренних документов организации, что не исключает возможности их указания в добровольном порядке.

Обоснование вывода:

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В п.п. 6 и 7 части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ указано, что обязательными реквизитами первичного документа являются наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, и подписи указанного лица (лиц).

Таким образом, подписи уполномоченных лиц являются обязательным реквизитом первичных учетных документов.

В частности, движение товаров может оформляться товарно-транспортной накладной (ТТН) (форма N 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), транспортной накладной (ТН) формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, железнодорожной накладной, коносаментом, товарной накладной по форме, разработанной поставщиком. При разработке бланка товарной накладной может быть принята за основу форма N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Товарную накладную может заменять универсальный передаточный документ (УПД), составляемый на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96).

Как следует из п. 1 ст. 182 ГК РФ, иные лица вправе действовать от имени организации в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Кроме того, из п. 1 ст. 182 и ст. 402 ГК РФ следует, что полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.). Причем перечень примеров обстановки, приведенный в абзаце втором п. 1 ст. 182 ГК РФ, не является исчерпывающим (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2012 N 20АП-1378/12).

Возможности передать право подписи от руководителя иным лицам есть в п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н). В нем сказано, что перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, устанавливается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

На практике утвержденный руководителем организации перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, обычно идет как приложение к учетной политике организации. Однако не существует запрета на передачу права подписи путем издания отдельного приказа или оформления доверенности.

В случае, если сотрудник организации (главный бухгалтер, кладовщик и др.) выполняет свои должностные обязанности либо действует на основании соответствующих распоряжений руководства на территории организации, для подтверждения его полномочий достаточно внутренних документов организации (трудового договора с кладовщиком, приказа о приеме (переводе) на соответствующую должность, должностной инструкции или приказа о праве подписи).

О действиях уполномоченных на подписание накладных на основании приказов упомянуто, в частности, в постановлениях Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 N 19АП-7619/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 N 13АП-22097/15, АС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2015 N Ф02-3845/15 по делу N А19-5697/2014.

В постановлении АС Поволжского округа от 26.08.2014 N Ф06-13386/13 по делу N А57-23154/2012 подтверждено, что НК РФ допускает возможность подписания первичных документов не только руководителем организации, но и иным лицом, уполномоченным на это приказом или соответствующей доверенностью.

Вместе с тем в законодательстве и нормативных документах отсутствует требование о необходимости указывать в товаросопроводительных документах реквизиты доверенностей, приказов и других внутренних документов организации. В частности, такие реквизиты отсутствуют в унифицированной форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, а также в других формах накладных и УПД.

Нормами действующего законодательства не предусмотрено, что неуказание в товарных накладных на полномочие лица, принимающего товар (на доверенность, приказ по организации), влечет недействительность таких товарных накладных.

Это подтверждает и арбитражная практика. Судьи, принимая во внимание п. 1 ст. 182 ГК РФ, признают, что подписи работников, выполнявших свои должностные обязанности и подписавших товарные накладные от имени организации, являются надлежащим доказательством получения товаров организацией, поскольку полномочия этих лиц явствовали из обстановки, в которой они действовали, доверенностей на таких работников не требуется (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2012 N Ф01-2422/12 по делу N А29-8056/2011 (определением ВАС РФ от 30.11.2012 N ВАС-15951/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.11.2011 N Ф02-5045/11 по делу N А78-7961/2010 (определением ВАС РФ от 19.01.2012 N ВАС-17510/11 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано), ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2011 по делу N А75-4575/2010, ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2011 N Ф07-3080/11 по делу N А56-38207/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 N 13АП-2492/16, от 11.05.2012 N 13АП-5009/12, от 10.06.2011 N 13АП-8029/11, от 01.10.2010 N 13АП-13039/10).

Как указано в п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57, действия работников представляемого по исполнению обязательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, могут свидетельствовать об одобрении, при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей, или основывались на доверенности, или полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали.

Ссылка на то, что наличие доверенности является необходимым условием для получения материальных ценностей, не может быть принята, поскольку в силу ст. 182 ГК РФ полномочия могут следовать из обстановки (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 N 18АП-10705/16, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 N 09АП-4524/16).

Отсутствие доверенностей, подтверждающих полномочия лиц, подписавших товарные накладные, факт поставки товара не опровергает (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 N 16АП-4484/16, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 N 11АП-12963/16, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 N 17АП-10436/16, от 28.04.2016 N 17АП-3514/16).

В то же время отсутствует и запрет для руководства организации предоставлять своим работникам полномочия на подписание товарных накладных путем выдачи доверенности и указывать реквизиты доверенности в товаросопроводительных документах, например в накладной формы N ТОРГ-12. В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 N 01АП-5171/16 в дело были представлены накладные, содержавшие подпись лица, получившего товар, с указанием реквизитов доверенностей, выданных на его имя.

Суды также отмечают, что действующее законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщика проводить экспертизу подлинности наложенных подписей и печатей на первичных учетных документах. Должная степень осмотрительности при заключении договора с контрагентом была проявлена обществом путем получения от контрагентов учредительных документов, свидетельств о постановке на учет в налоговых органах, приказов о назначении исполнительных органов (постановление АС Центрального округа от 24.08.2016 N Ф10-2890/16).

Заметим, что все сказанное выше относится и к подписанию счетов-фактур.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Иными словами, счет-фактура может быть подписан лицом, которому переданы соответствующие полномочия не только на основании гражданско-правовой доверенности, но и на основании полномочий, делегированных в рамках обычной внутренней деятельности организации (приказом).

Приходим к выводу, что действующее законодательство не содержит требования к организации проверять полномочия работников контрагентов (поставщиков и покупателей) и собирать доверенности или приказы контрагентов, подтверждающие право подписи накладных и других первичных документов этими работниками.

Более того, отсутствует даже обязательное требование указывать реквизиты подобных доверенностей и приказов в накладных, УПД и счетах-фактурах, что не исключает возможности их указания в добровольном порядке.

Однако наличие у контрагентов необходимых приказов или доверенностей на подписание их работниками первичных документов является необходимым условием для принятия данных первичных документов к бухгалтерскому и налоговому учету.

Предполагаем, что заданный нам вопрос возник в связи с периодически возникающими претензиями налоговых органов к налогоплательщикам в связи с возможной необоснованной налоговой выгодой, якобы получаемой налогоплательщиками ввиду отсутствия должной осмотрительности в отношениях с контрагентами.

Так, в письме от 31.10.2013 N СА-4-9/19592 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды» в целях повышения качества проводимых мероприятий налогового контроля по вопросу получения необоснованной налоговой выгоды ФНС России среди обстоятельств, которые принимают во внимание арбитражные суды, указала на подписание первичных документов лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц, как имеющего право подписи первичных документов от имени контрагента без доверенности при условии, что у налогоплательщика отсутствует доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия.

В п. 3 ст. 54.1 НК РФ прямо сказано: «Подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным».

Это еще раз подтверждает обоснованность сделанного нами вывода.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета;

— Энциклопедия решений. Документальное подтверждение факта передачи товара покупателю;

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет реализации (выбытия) товаров;

— Энциклопедия решений. Правила ведения первичной учетной документации для целей бухгалтерского учета;

— Энциклопедия решений. Запрос у контрагента документов в целях минимизации налоговых рисков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector