нужно ввести налог на бедность

В России с 2021 года заработает «налог для богатых»

756061388946533

НДФЛ для высоких доходов за налоговый период составит ₽650 тыс. плюс 15% от части, превышающей ₽5 млн.

Согласно документу, повышение ставки дополнительно привлечет в бюджет ₽60 млрд в 2021 году, ₽64 млрд — в 2022 году и ₽68,5 млрд — в 2023-м. Эти деньги государство направит на лечение детей с тяжелыми, хроническими и редкими заболеваниями.

Новый закон не распространяется на единовременные доходы, такие как продажа имущества (за исключением ценных бумаг ) или страховые выплаты.

17 июня Forbes со ссылкой на два источника в кабинете министров и Госдуме писал, что российское правительство вернулось к обсуждению увеличения налогов для обеспеченных граждан. Сообщалось, что такие меры власти принимают из-за последствий пандемии COVID-19 для российской экономики и возросшего дефицита бюджета. Летом в качестве порога годового дохода, который будет облагаться более высоким налогом, рассматривался доход в ₽2–3 млн.

Эксперты негативно оценили последствия нововведения для экономики страны. По их мнению, повышение ставки НДФЛ для отдельной категории граждан приведет к снижению налоговых поступлений, уходу части зарплат в тень и эмиграции некоторых высокооплачиваемых IT-специалистов. Повышенная ставка налога принесет дополнительные доходы только в бюджеты крупных городов, считают эксперты.

«Существует очень хорошо изученная кривая, которая называется кривой Лаффера. Она показывает, что при росте налоговой нагрузки свыше оптимальной налоговые поступления падают», — рассказывал «РБК Инвестициям» советник генерального директора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. Он отметил, что как только в России была введена плоская шкала для НДФЛ в 13%, налоговые поступления заметно выросли.

Вопрос введения прогрессивной шкалы налогообложения обсуждается в правительстве несколько лет: в ноябре 2016-го о проработке этого вопроса сообщала вице-премьер Ольга Голодец. По данным РБК, в январе 2018-го власти обсуждали повышение НДФЛ до 15% для граждан с доходами от ₽7 до ₽10 млн в год.

Новый законопроект 11 ноября приняла Госдума, 18 ноября его одобрил Совет Федерации.

Источник

Подоходные места

Инициативу ввести вычет или даже полную компенсацию подоходного налога для людей с низкими зарплатами предложил глава банка ВТБ Андрей Костин. Такой вариант подходит, например, для малоимущих россиян с большим числом детей, считает он. Схожие программы стимулирования занятости существуют в США, напомнил Костин.

Но эффект от отмены НДФЛ для малоимущих во многом зависит от уровня отсечения зарплаты, ниже которого налог взиматься не будет, подчеркивает управляющий директор группы рейтингов органов власти рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов.

iStock

iStock

При этом менее 25 тысяч рублей (что также сложно назвать высокой зарплатой) получают 30% работающих (это уже примерно 22 млн человек). Освобождение от НДФЛ людей с такой зарплатой привело бы к увеличению потребительского спроса на 1,3 трлн рублей в год, оценивает Пискунов. Однако сложно представить ситуацию, когда от подоходного налога освобождается сразу треть всех занятых в экономике, сомневается он.

1124250 native.v0.1000

Нынешнее поколение будет ездить бесплатно

Минтранс допускает бесплатный проезд в общественном транспорте при условии платного проезда по большинству дорог на личных автомобилях. Внедрить такую систему рассчитывают к 2035 году. Об этом говорится в проекте транспортной стратегии минтранса, о которой на днях сообщил РБК.

Позднее министерство подтвердило эту информацию. Пока документом предполагается, что с 2025 года в России станет платным проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году плата будет взиматься со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций. Станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог, не уточняется.

Пока что проект транспортной стратегии находится на стадии обсуждения, а его окончательную версию внесут на рассмотрение правительства только в феврале 2021 года.

9p citata

«Предлагается обсудить так называемую идею минимального гарантированного дохода граждан. Здесь имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социально-экономического положения. Такие модели существуют в целом ряде других государств».

Бедность победят города

Пакистан видит драйвер роста экономики в строительстве социального жилья. Программа «Новый Пакистан», запущенная в октябре 2018 года, предполагает возведение 5 млн домов для бедных за пять лет. Огромный масштаб строительства должен привести к появлению 6 млн новых рабочих мест по 40 направлениям промышленности и сферы услуг. Сейчас в стране строится около 250 тыс. домов в год.

iStock

iStock

В августе Трамп подписал закон о приостановке сбора налога на зарплаты до конца года. Он коснется всех американцев, которые зарабатывают менее 100 тысяч долларов в год. Кроме того, в США сохраняется система продовольственных талонов для малоимущих граждан, введенная еще в 1939 году. Эти талоны используют более 46 млн американцев, получая по 115 долларов на каждого или по 255 долларов на семью. Средства могут быть израсходованы на покупку товаров, некоторые сети питания принимают их в качестве оплаты за специальное питание для бедняков. Но карта не сработает, если человек попытается приобрести, например, не предусмотренные программой соцзащиты сигареты или спиртное.

Продуктовыми карточками могут расплачиваться и жители Великобритании. Талонная система была введена из-за дефицита продовольствия после Второй мировой войны. Программу закрыли в 1954-м, а в 2014 году восстановили, заменив ими денежные выплаты малоимущим.

iStock

iStock

Идея поддержать граждан дополнительным доходом без обязательств не нова. Так, в 2017-2018 гг. в Финляндии был проведен эксперимент: 2000 случайным образом отобранных безработных получали от правительства по 560 евро в месяц. Доход был гарантирован независимо от того, найдут участники программы работу или нет.

Эксперименты с безусловным доходом проводились также в Нидерландах, Канаде, Монголии, Иране и Кении. В последней он рассчитан на 12 лет, участникам и сейчас выплачивается по 22 доллара в месяц. А в конце августа этого года трехлетний эксперимент по выплате жителям безусловного дохода в 1200 евро анонсировала Германия. Эта сумма немногим больше уровня бедности по немецким меркам. Сторонники социальной программы считают, что базовый доход снизит неравенство в доходах и улучшит благосостояние людей, обеспечив им больше финансовой уверенности. Впрочем, финский опыт показал, что на уровень безработицы базовый безусловный доход не повлиял, участники эксперимента лишь стали испытывать меньше стресса.

Источник

Налог на бедность

Налог на безработных, сумевших найти способ занять себя самостоятельно и как-то сводить концы с концами, не прося помощи у государства, в следующем году может быть распространен на всю Россию. До этого он вводился в порядке эксперимента в четырех пилотных регионах: Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане.

С 1 января 2020 года добавят ещё 19 территорий, а с 1 июля распространят повсеместно.

По данным чиновников, в качестве самозанятых в пилотных регионах зарегистрировались свыше 250 тысяч человек, но… на сайте ФНС иные цифры.

Информация спрятана за замысловатой формулировкой «Статистика о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд». И на 1 июля этого года (более свежих данных нет) ни о каких 250 тысячах речи не идёт. Зарегистрировались 3914 человек. Ни больше, ни меньше. То есть, в своих панегириках чиновники в 64 раза приукрасили статистику ФНС. И на этом основании принимают решение «расширить и углубить».

Чтобы понять уровень цинизма, надо разобраться, кто такие самозанятые в жизни, а не на бумаге. Это сантехники, электрики и компьютерные матера, работающие в частном порядке; это мамы дошколят, сидящие в декрете и продающие через Инстаграмм торты, пряники и бижутерию, сделанные своими руками; это репетиторы и пенсионерки, вынужденные подрабатывать нянями.

В общем, самозанятость — это не путь в список Forbes, а форма борьбы с безработицей и нищетой. Самозанятые в большинстве своём — это небогатые люди, которые нашли способ не просить у государства.

Говорят, даже вор не берет последнее. Но это старое выражение. Более свежее: «Люди — новое золото!» Даже если это бедные люди, которых вынудят зарегистрироваться, чтобы не попасться во время сбыта самостоятельно испеченного пряника или урока математики для отстающего школьника. Ведь это будет грозить драконовскими штрафами.

Внедрять этот налог на бедных будут, похоже, любой ценой. Даже несмотря на рисованную статистику, говорящей об «успехе эксперимента».

Источник

Налог на доходы малоимущих может быть отменен

Ради поддержки малоимущих власти серьезно обсуждают введение вычета из НДФЛ в размере прожиточного минимума, а то и выше, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника и бывший чиновник финансово-экономического блока. Совещания, по их словам, проходили у руководителя администрации президента Антона Вайно, были консультации и в правительстве. Идея – продемонстрировать борьбу за социальную справедливость, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг, что на эту тему идут «предметные совещания», «пока нет ни позиции, ни решений». Представители премьер-министра Дмитрия Медведева и Минэкономразвития отказались от комментариев, а их коллега из Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Регионам, в бюджеты которых зачисляется НДФЛ, реформа обойдется в 1–1,5 трлн руб., говорят два федеральных чиновника. Речь может идти не просто об отмене НДФЛ для малоимущих (с доходами около 10 000 руб.), а о введении вычета в 1,5 прожиточного минимума для всех, объясняет один из чиновников, при этом ставка НДФЛ может вырасти до 16%, что компенсирует часть потерь. Чтобы полностью избежать колоссальных выпадающих доходов, ставку нужно повысить минимум вдвое, указывает другой чиновник. Оценка в 1 трлн руб. может быть реальна, только если давать льготу всем вне зависимости от дохода, говорит директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. Иначе цифра выглядит завышенной, согласна Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Обсуждаются разные варианты реформы, знает чиновник.

Единая ставка НДФЛ в 13% сменила с 2001 г. прогрессивную шкалу (12–30%) – так чиновники добивались обеления экономики и повышения сборов. По данным ФНС, к 1 ноября 2019 г. россияне заплатили более 3,7 трлн руб. этого налога. Отмена НДФЛ для малоимущих может коснуться 12,7% всего населения – доход ниже прожиточного минимума во II квартале получали 18,6 млн россиян, свидетельствуют данные Росстата. А минимальную зарплату (МРОТ, чуть более 11 000 руб.) получают до 5 млн человек. С регионами идею еще подробно не обсуждали, рассказали «Ведомостям» три губернатора. Но, по словам одного из них, мнение по вопросу уже представлено федеральным властям, позицию двух других регионов еще не запрашивали.

Не поможет идея решить и проблему бедности, считают экономисты. Чтобы сгладить неравенство населения, нужно переложить налог на людей с доходами втрое выше среднего и одновременно освободить малообеспеченных от НДФЛ, оценивали эксперты Экономической экспертной группы, изучив в 2017 г. возможности реформы.

А чтобы увеличить эффективную ставку на 1 п. п., нужно повысить ставку для людей с высокими доходами до 32,7%. Получается, выиграют в том числе те, кто получает зарплату в конверте, а проиграют те, кто платит налоги, критичен один из чиновников. Почти во всех регионах слишком высока доля теневых зарплат, согласен один из губернаторов, нужно обелять экономику. Вычет будет только способствовать уходу в тень, скептичен еще один чиновник: начнут занижать зарплаты до прожиточного минимума. Если уж и вводить вычет, то не для всех, а только для получающих определенный доход – так можно сделать меру более адресной, повысить ее эффективность для борьбы с бедностью и снизить потери бюджета, советует третий федеральный чиновник. Ключевой вопрос – как федеральный бюджет компенсирует потери регионов, беспокоится региональный чиновник.

Если освободить от НДФЛ все доходы на уровне 1,5 прожиточного минимума, то появится полноценная прогрессивная шкала из двух ступенек – 0 и 13% НДФЛ, рассуждает Суслина: но богатые люди эту льготу даже не заметят, а бедные – не вырвутся из бедности. «И если мы готовы так щедро освободить всех от НДФЛ, то зачем увеличиваем проблемы бедных, повышая НДС?» – удивляется она. Для борьбы с бедностью мера неэффективна, настаивает Назаров: она позволит сократить бедность лишь на 0,2–0,3 п. п.; большая часть бедных семей – с детьми, поэтому им и не хватает денег, а не из-за низких зарплат. Это популизм, считает Суслина, помочь бедным дополнительной 1000 руб. в месяц нельзя, но создать видимость, что государство борется с бедностью, получится. Лучшая помощь бедным – адресная поддержка, говорит Назаров, в России она уже есть – например, пособие для бедных семей с детьми до трех лет.

Властям не стоит рассчитывать, что вычет из НДФЛ снизит недовольство ими, в том числе из-за пенсионной реформы, и поднимет рейтинги, предупреждает политолог Алексей Макаркин. Многие среди самых бедных не голосуют, так как не ждут никаких изменений, объясняет он, а если дать льготу только беднейшим, то люди с несколько более высокими зарплатами будут возмущаться, что не получили такой же вычет.

В подготовке статьи участвовала Ольга Адамчук

Источник

Налог на бедность

В руководстве страны в очередной раз обсуждается перспектива введения «налога на богатство», или (более политкорректно) «налога на престижное потребление». Мол, если ты позволяешь себе купить большую квартиру, дорогую машину или толстую золотую цепочку, будь добр заплатить чиновникам выкуп за такое свое вызывающее поведение. Экономического толка от этого никакого нет, что признают даже сами власти. Весь смысл подобного налога в потакании низменным чувствам толпы, то есть в демонстрации стремления к «социальной справедливости». Сюда же относятся и призывы к введению прогрессивной шкалы подоходного налога, которые, к счастью, пока всерьез не рассматриваются.

Налог на роскошь и вовсе может оказаться убыточным для бюджета. Ведь его администрирование будет сложным и дорогим — попробуй поймать защищенного со всех сторон юристами богача, доказав, что тот или иной «предмет роскоши» он покупает для личного потребления и «по правильной цене». Очевидно, что часть подобных сделок физически переместится за границу, другая будет проводиться по заниженным ценам или проходить через офшорки. Налоговым органам придется либо закрывать на это глаза, либо тратить много средств на розыск концов и судебные издержки.

Впрочем, это все банальности, известные любому экономически грамотному человеку. Намного интереснее посмотреть на налоговую систему с другой стороны. Почему, собственно, облагать налогом надо богатство? Может быть, если есть цель бороться с бедностью, стоит облагать налогом именно ее? Это не такое глупое и странное предложение, как может показаться. Просто к данному вопросу надо подойти с нужной стороны.

Почему-то личный налог, взимаемый с гражданина (точнее, с резидента), считается в процентах от дохода. Что, кто много зарабатывает, того больше защищают армия и полиция, лучше лечат и учат? Вряд ли. Все граждане получают услуги государства более-менее одинаково (исключения есть, конечно, но они не зависят от доходов). Может быть, в таком случае есть смысл ввести «абсолютный», а не «относительный» налог — в рублях, а не в процентах? Давайте посмотрим, к чему это приведет.

Во-первых, такой налог будет максимально социально справедлив, если вообще считать это понятие существующим и существенным. Ведь справедливо, что все граждане государства должны в равной мере оплачивать расходы этого государства.

Во-вторых, равный налог будет играть важную роль в борьбе с бедностью. При такой системе необеспеченным быть крайне невыгодно, а рост доходов резко улучшает благосостояние семьи. Скажем, если налог равен 5 тыс. рублей в месяц с человека, то у семьи из четырех человек при двух работающих за 15 тыс. рублей в месяц каждый чистый доход составит 10 тыс. рублей. А у точно такой же семьи, но с зарплатами по 20 тыс. рублей в месяц чистый доход вырастет до 20 тыс. То есть рост зарплаты на треть увеличивает реальный доход вдвое. Это отличный стимул для самых малооплачиваемых групп населения зарабатывать больше.

В-третьих, важна политическая роль такого налога. Вообще говоря, равный налог должен быть единственным налогом в стране. Ведь в конечном итоге все налоги платят «физические лица», просто оформляются эти платежи в виде очень сложной, несбалансированной и постоянно меняющейся системы. Так почему бы не упростить до предела налоговую систему, приведя ее к естественному состоянию?

Если допустить, что сумма единого равного налога должна определяться Госдумой при принятии бюджета ежегодно, то в интересах депутатов делать этот налог как можно меньше. А при таком раскладе придется повышать эффективность трат государства и «уменьшать» само государство, выводя его из тех сфер, где оно не нужно.

Кроме того, когда граждане ежемесячно платят из своего кармана существенные для них деньги государству, они наверняка заинтересуются качеством работы этого государства.

Наконец, в-четвертых, предельное упрощение налоговой системы приведет к многократному сокращению расходов на сбор налогов. Не понадобится высчитывать, кто сколько должен платить, следить, чтобы никто не спрятал доходы, оценивать экономическую целесообразность сделок и т. д. Высвободятся рабочие руки и головы, которые сейчас занимаются никому не нужной возней вокруг налогов, — и в госорганах, и в бизнесе.

В общем, с какой стороны ни посмотри, прямые платежи граждан в виде единого налога вместо нынешней сложной и несправедливой системы — сплошное благо. Впрочем, есть две группы людей, для которых такое предложение смерти подобно: завидующие чужому успеху бездельники и чиновники. Первым будет очень обидно, что государство не наказывает за успех (как происходит сейчас), а для вторых останется крайне мало рабочих мест.

Учитывая, что первая категория граждан составляет подавляющее большинство, а вторая держит контрольный пакет акций власти, по-настоящему справедливой и разумной налоговой системы мы, конечно, никогда не увидим.

Источник

Юридический портал vladimir-voynovich.ru
Adblock
detector